ПОУЧЕНИЕ (См. также МОЛИТВА, МОЛИТВА ИИСУСОВА, ПАМЯТОВАНИЕ О БОГЕ)
Под именем поучения или памяти Божией святые отцы разумеют какую-либо краткую молитву, или даже краткую духовную мысль, к которой они приобучились и которую они старались усвоить уму и памяти вместо всякой мысли. II, 189.
Можно ли заменить одною духовною, краткою мыслию о Боге все прочие мысли? Можно... Мысль суетная, земная. производит [в человеке] оскудение разума, препятствует приобретению полезных и нужных познаний: напротив того мысль о Боге обогащает его духовным разумом. II, 189.
Польза от поучения или памяти Божией неисчислима: она превыше слов, превыше постижения. И те, которые ощутили ее, не в силах вполне объяснить ее. II, 194.
Поучение вообще, в особенности Иисусова молитва, служат превосходным оружием против греховных помысов. II, 194.
Непрестанно молящийся постепенно теряет навык к мечтательности, рассеянности, суетной забывчивости и многопопечительности, теряет тем более, чем более святое и смиренное поучение будет углубляться в его душу и вскореняться в ней. II, 195.
Отчего непрестанная молитва или непрестанное памятование Бога названы поучением? От того, что подвижники, на делание которых низошла роса Божественной благодати, обрели в повторяемой ими краткой молитве [Иисусовой] глубочайший смысл. И соделывался для них краткий стих в точном смысле поучением. II, 198.
В свое время поучение обымет все существование твое; ты соделаешься от него как бы упоенным, как бы принадлежащим сему миру и вместе не принадлежащим, чуждым ему: принадлежащим по телу, не принадлежащим по уму и сердцу. II, 199–200.