Истина
Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Истина есть Слово Божие: «Слово Твое есть истина» (Ин. 17, 17). Это «Слово» предвечно было у Бога, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог, это Слово – Творец всего существующего, видимого и невидимого (см. Ин. 1, 1, 3; Кол. 1, 16). «Это Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Бога не видел никто никогда, но Слово Божие, «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Исповедал перед человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать... благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 16–17). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы «соделались причастниками Божеского естества» (2Пет. 1, 4).
Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (см. Ин. 15, 26; 16, 13). Он – Дух, от Отца исходящий (см. Ин. 15, 26). Он – Дух Святой Божий (см. Ин. 14, 26). Он – Дух Сына (см. Гал. 4, 6), как неотступно соприсутствующий Сыну как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа, потому-то всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16, 13). Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он «прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16, 14–15). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына – Дух, привлеченный человеками верой в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святой Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие (см. Еф. 2, 22); Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа. Он усыновляет человеков Богу, делая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы (см. Еф. 3, 16–17). Человеки, усыновленные Богу, в молитвах своих относятся к Нему как к Отцу, потому что Дух Святой вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека (см. Рим. 8, 16) о соединении этого человека с Богом, об усыновлении его Богу. «А как вы» – сыны, говорит апостол, «то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!"" (Гал. 4, 6). Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиной, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни богопознания, ни богослужения.
* * *
Братия! Смиримся перед Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным иудеям, отвергшим и Господа, и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! Усвоим себе образ мыслей, предлагаемый нам Господом в Его святом Евангелии! Последуем Истине и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше – Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, и «путь неправды» удаляет от него (Пс. 118, 29). Душа, оживленная Истиной, воспевает вместе с вдохновенным пророком: «По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое. Поставь для меня законом, Господи, путь уставов Твоих, и я всегда буду хранить его. Вразуми меня, и я буду поучаться в законе Твоем и хранить его всем сердцем моим» (Пс. 118, 32–34). Такая душа непременно делается причастницей Святого Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятой Истиной вещает о себе так: «общник я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои» (Пс. 118, 63).117
Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться (см. Рим. 8, 26), он не способен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: «привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал» (Пс. 118, 131). Один истинный христианин, христианин верой и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиной.
* * *
Не обольщайся самомнением и учением тех обольщенных самомнением, которые, пренебрегая истиной Церкви и Божественным откровением, утверждают, что истина может вещать в тебе самом без звуков слова и наставлять тебя сама собою каким-то неопределенным и неясным действием. Это – учение лжи и ее наперсников.
* * *
Падшее человечество приступает к святой Истине верой – другого пути к ней нет. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17), – научает нас апостол.
Слово Божие – истина (см. Ин. 17, 17); заповеди евангельские – истина (см. Пс. 118, 86); всякий человек – ложь (см. Пс. 115, 2). Все это засвидетельствовано Божественным Писанием. Как же из того, кто – ложь, думаешь услышать голос святой Истины?
Хочешь ли услышать его – услышать духовный голос святой Истины? Научись читать Евангелие: от него услышишь Истину, в нем увидишь Истину. Истина откроет тебе падение твое и узы лжи, узы самообольщения, которыми невидимо связана душа всякого человека, не обновленного Святым Духом.
Тебе стыдно сознаться, падший горделивец, гордый в самом падении своем, что ты должен искать Истины вне себя, что вход для нее в твою душу – через слух и другие телесные чувства! Но это- неоспоримая правда, обличающая, как глубоко наше падение. Так глубоко, так страшно падение наше, что для извлечения нас из гибельной пропасти Бог Слово принял на себя человечество, чтобы человеки из учеников диавола и лжи сделались учениками Бога и Истины, при посредстве Слова и Духа Истины освободились от греховного рабства и научились всякой истине (см. Ин. 8, 31).
Мы так грубы, так чувственны, что нужно было, чтобы святая Истина подверглась нашим телесным чувствам, нужны были не только звуки слова, но и исцеления недужных, ощутительные знамения на водах, древах, хлебах, чтобы мы, убеждаемые телесными очами, могли сколько-нибудь усмотреть Истину. Так омрачились наши очи душевные!..
Кажется, достаточно прочитать одну главу Евангелия, чтобы познать говорящего в нем Бога. «Ты имеешь глаголы вечной жизни,» Господь и Бог наш, явившийся нам в смиренном виде человека, «и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6, 68–69).
Вещает сама Истина: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31–32). Изучай Евангелие, и будет из него вещать тебе неподдельная, святая Истина.""
Может вещать Истина и внутри человека. Но когда это? Тогда, когда, по слову Спасителя, человек облечется «силою свыше» (Лк. 24, 49): «когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин. 16, 13).
Если же прежде явственного пришествия Святого Духа – удела святых Божиих – кто возомнит слышать внутри себя вещающую Истину, тот льстит только своей гордости, обманывает себя;
он, скорее, слышит голос того, кто говорил в раю: «будете, как боги» (Быт. 3, 5). И этот-то голос кажется ему голосом Истины!
* * *
В основании всех дел должна лежать Истина, так в основание здания кладут твердый краеугольный камень! Хранится Богодарованная, Богооткрытая человекам святая Истина в Священном и Святом Писании. Здание добродетелей, когда зиждется не на этом основании, вполне непрочно, непотребно.
* * *
Пребывайте в пристанище Истины. Старается враг спасения человеческого выманить мысль нашу из пристанища Истины различными призраками Истины. Он знает силы этой сети. Эта сеть кажется ничтожной для неопытного глаза; ум приманивается к ней любознательностью, пышным святым наименованием, которым обыкновенно прикрыта пагуба. Так легковерный соловей, птичка, особенно любопытная, приманивается пищей, разбросанной под сеткой, и попадает навсегда в скучную неволю. Пагубна мысль ложная: она вводит в душу омрачение, самообольщение, делает ее пленницей миродержителя. «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32), – сказал Спаситель; очевидно, что ложь лишает свободы, подчиняет области князя века сего. Желаю, чтобы вы были свободны, чтобы зрение души вашей было чисто и светло, чтобы разум ваш был проникнут светом Истины и изливал свет благодатный на всю жизнь вашу, на все дела ваши.
* * *
По объяснению преподобного Пимена Великого, помещенному в Алфавитном патерике.