Источник

Страх Божий

Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия.

Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу, указывается нам, с одной стороны, необъятным величием Существа Божия, с другой – нашей крайней ограниченностью, нашей немощью, нашим состоянием греховности, падения. Страх предписывается нам и Священным Писанием, которое начало заменять для нас голос совести и естественного закона, когда они омрачились, стали издавать неясные, по большей части лживые звуки, которое вполне заменило их, когда явилось Евангелие. «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом» (Пс. 2, 11), – научает нас Святой Дух; покорным Его велению Он говорит: «Приидите, чада, послушайте Меня, страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12); возвещает обетование даровать страх Божий тем, которые истинно вознамерятся усвоиться Богу: «страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» (Иер. 32, 40). Начало великой науки – деятельного богопознания – страх Божий. Эта наука называется в Священном Писании премудростью. «Начало премудрости»«страх Господень, разум добр у всех, руководящихся им. Хвала Ему пребывает в век века» (Пс. 110, 10; Притч. 1, 7). «Венец премудрости»«страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие. Страх Господень»«слава и честь, и веселие и венец радости. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви» (Сир. 1, 18, 11, 13). Страхом Господним научаемся уклоняться от грехов: «страх Господень»«источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. В страхе Господнем пребудь все дни» (Притч. 14, 27; 8, 13; 23, 17). Страхом Господним наставляемся на путь заповедей Божиих:« блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит. Мощно будет на земле семя его» (Пс. 111, 1–2).« Блаженны все боящиеся Господа, ходящие путями Его» (Пс. 127, 1). «Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его» (Пс. 33, 8, 10).

Напрасно же исполненные самомнения и самообольщения мечтатели гнушаются страхом Божиим, как принадлежностью презренных рабов, когда к страху призывает нас Бог, возвещает, что Сам Он будет нашим учителем страха, что подаст нам духовный дар страха Божия. Не низко для человека, ничтожной твари, падшей, отверженной, погибшей, усвоившей себе вражду к Богу, перейти из состояния вражды и погибели к состоянию рабства и спасения. Уже это рабство – великое приобретение! Уже это рабство – великая свобода! Страх законополагается нам как средство, существенно нужное, необходимое для нас. Страх очищает человека, предуготовляет для любви: мы бываем рабами для того, чтобы законно сделаться чадами. По мере очищения покаянием начинаем ощущать присутствие Божие, от ощущения присутствия Божия является святое ощущение страха. Опыт открывает высоту чувствования. Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, перестает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием, превысшим слова, выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания... Страх Божий есть дар Божий. Как дар он испрашивается молитвой. Желал сподобиться этого дара святой пророк Давид и потому умолял Бога: «поставь слово Твое для раба Твоего в страх пред Тобою. Утверди плоть мою в страхе Твоем» (Пс. 118, 38, 102), то есть мои плотские пожелания. Страх Господень есть один из семи даров Святого Духа, которые святой пророк Исаия исчисляет так: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и 6лагочестия,» дух страха Божия (Ис. 11, 2).

Господь наш Иисус Христос, принесший пришествием Своим на землю мир от Бога и благоволение Божие человекам, сделавшийся Отцом будущего века и Родоначальником святого племени спасающихся, призывающий чад Своих в любовь и соединение с Собой, предлагает, однако, во врачевание поврежденной природы нашей, между прочими средствами, страх. Предающемуся порывам гнева и ненависти Он угрожает геенной огненной, попирающему совесть угрожает темницей, увлекающемуся нечистыми вожделениями угрожает вечной мукой (см. Мф. 5, 22, 25, 26, 29). Непрощающему от искренности сердца ближним согрешения их возвещает, что и его грехи не будут прощены (см. Мф. 6, 15). Сребролюбцу и сластолюбцу напоминает смерть, могущую восхитить их в то время, как они не ожидают ее (см. Лк. 12, 16–20). Возвышен подвиг мученичества: и внушается он, и питается любовью. Но Спаситель мира в наставлении, которое Он преподал мученикам, поощряет их к мужеству, воспомоществует в подвиге страхом. «Не бойтесь,» – говорит Он, – «убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28).».". Всем вообще последователям Своим Господь заповедал спасительный страх Божий, выражающийся в постоянных трезвении и бдительности над собой.

* * *

Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть «начало премудрости» (Притч. 1, 7). Что премудрость Божия, как не Божественная любовь? Естественно страху Божию быть началом любви и первым плодом внимательной молитвы. Какое иное чувство может быть чувством человека, обремененного бесчисленными грехами и немощами, когда он ощутит присутствие Бога и свое предстояние Богу лицом к лицу, как не чувство страха и глубочайшего благоговения? Когда мы бываем приглашены земным царем по его особенному благоволению к нам, то первое чувство, объемлющее нас при представлении ему, есть чувство страха. Оно внушается и величием царского сана, и великолепием обстановки его, и ничтожностью нашего значения перед царем. Постепенно, при благосклонности приема, страх начинает изглаждаться, уступая чувствам удовольствия и любви. В отношениях наших с Богом совершается то же. При появлении в душе блаженной чистоты, которой зрится Бог, первоначально обымает душу страх. Страх Божий, будучи действием Божественной благодати, имеет свойственное себе духовное услаждение. При постепенном усвоении Богу это услаждение усиливается и наконец преобразуется в любовь, которая есть обильнейшее действие той же Божественной благодати. Посильный труд человеческий увенчивается даром Божиим. Если не предварит со стороны человека труд и не докажется верность произволения опытно – не ниспосылается дар свыше. Если не ниспошлется дар, тщетен труд: окраден и поврежден он или небрежным и двоедушным совершением его, или примесью к нему тщеславия и человекоугодия.

* * *

Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа.

* * *

Если Он [Бог] и умалил Себя для нас, приняв зрак раба по неизреченной любви к нам, то мы не имеем права забываться перед Ним. Мы должны приступать к Нему, как рабы к Господу, как твари к Творцу, «со страхом и трепетом» совершающие «свое спасение» (Флп. 2, 12), по завещанию апостола. Необъятное Его величие естественно наводит благоговейный страх на всех приближающихся к Нему, на всех – и самых приближеннейших к Нему. Сказал святой пророк Давид: Бог «страшен для всех окружающих Его» (Пс. 88, 8), преславным Серафимам и пламенным Херувимам, которые, не терпя зреть славу, превосходящую силы тварей, закрывают крыльями огненными лица и в непрестанном, вечном исступлении вопиют: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!..

Как же мрачный грешник предстанет лицу великого Бога своего? Разве покрывшись с головы до ног одеянием покаяния. Без этой одежды ему, пораженному от главы до ног смрадной язвой греха, естественнее, праведнее быть во тьме, в огне ада, нежели перед всесвятым Богом. Ад!.. вот место, приличное грешникам.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Комментарии для сайта Cackle