Соблазн
«Горе миру от соблазнов» (Мф. 18, 7), – предвозвестил Господь; «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Пришествие соблазнов входит в непостижимое для нас предопределение Божие: «надобно придти соблазнам» (Мф. 18, 7), – изрек Господь. Человеку по искуплении его предоставлена свобода в избрании добра и зла, как она была предоставлена ему по сотворении. Человек как по сотворении избрал, так и по искуплении избирает большей частью зло. Посреди рая явилось зло облеченным в личину добра для удобности к обольщению, оно является в недре Святой Церкви прикрытым и разукрашенным, в приманчивом разнообразии соблазнов, называя их невинными развлечениями и увеселениями, называя развитие плотской жизни и уничижение Святого Духа преуспеянием и развитием человечества. «Люди» будут «развращены умом» по причине благоволения их неправде, «невежды в вере, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3, 8, 5). Для получивших эту силу и произвольно отвергших ее трудно возвращение ее (см. Евр. 10, 26) по причине утраты самого благого произволения, что непременно следует за намеренным пренебрежением дара Божия. «Вид благочестия» могут кое-как слепить ухищрения человеческие, но восстановление «силы благочестия» принадлежит Тому, Кто облекает человеков «силою свыше» (Лк. 24, 49). Состарившееся, изветшавшее древо нередко бывает покрыто и украшено густым покровом зеленых листьев, еще выражает объемистым стволом крепость и здравие, но внутренность его уже истлела: первая буря сломит его.
* * *
Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается. Так, лед на морозе крепнет более и более, но будучи подвергнут влиянию тепла, тает и исчезает. Братия! Подобает нам удаляться от знакомства с женами, особенно близкого, от частых свиданий и беседы с ними. Вознамерившиеся победить естество! Поймите, что эта победа невозможна, если мы будем подвергать себя непрестанно влиянию естества и возбуждать в себе действие его.
* * *
Не должно подавать ближним никакого соблазна своим поведением. Потому сохраняй по душе и по телу благоговение. Будь скромен и прост в словах и телодвижениях, в домашней твоей жизни будь воздержен, целомудрен, не дерзок, по душе будь кроток, ко всем любовен, правдив, мудр, никак не допускай себе лукавства и лицемерия; вместо них имей веру, которая научит тебя, что мир и судьбы каждого человека управляются Промыслом Божиим, а не ухищрениями разума человеческого и что по этой причине должно наблюдать кроткую христианскую правоту в делах, словах и помышлениях.