Источник

Правосудие

Человеческой милостью почти всегда нарушается правосудие, а правосудием устраняется милость. Напротив того, в Божественном законе суд и милость являются в чудном союзе. Этот союз составляет собою предмет духовного созерцания для ума, осененного Божественною благодатью. Ум, допущенный к такому созерцанию, приходит в священный восторг и воспевает с Давидом: «милость и суд буду воспевать Тебе, Господи! Воспою размышление о пути непорочном» (Пс. 100, 1–2).

Отчего человеческая милость и человеческое правосудие находятся в разногласии между собой, а милость и суд, источающиеся из Евангелия, – в неразрывном союзе? Оттого, что человеческая милость и человеческое правосудие основаны на падшем разуме человеческом, на падшей его воле, на падшем его духе. Носят эти милость и правосудие на себе печать падения, источают эти милость и правосудие последствия, достойные своего характера. И милость, и правосудие человеческие лишены правильности, лишены чистоты, лишены святости, осквернены грехом. «Милость и суд,» сообщаемые человеку евангельским учением, основаны на вере в Бога, на вере живой, выражающейся делами, всем поведением. «Милость и суд» разумеются в «пути непорочном,» то есть постигаются единственно при непорочном, благочестивом жительстве.

* * *

Не может быть там милости, где нет суда и правосудия. Чтобы совершать дела милости, должно быть правосудным; одно правосудие, дав всему должное значение, способно оказать истинную милость, и эта «милость,» одна эта милость, «хвалится» Богом «на суде»247 (Иак. 2, 13) человеческом. Действия пристрастные, хотя бы они имели вид величайших добрых дел, в сущности всегда имеют значение дел злых: увенчивается ими порок, попирается ими добродетель, попирается благо частное и общественное. «Не судите по наружности,» – сказал Господь, «но судите судом праведным» (Ин. 7, 24)»." Не увлекайтесь ни сладким словом, ни райской улыбкой, сияющей на устах, не увлекайтесь никакой наружностью, не судите из плотского мудрования, доставьте вашему разуму правильность и святость и судите о человеках по плодам их (см. Мф. 7, 16). «Вы судите по плоти» (Ин. 8, 15) из вашего лжеименного разума, из вашей греховности и потому судите ошибочно, во вред себе и ближним. «Если и сужу Я, -» сказал Господь, – «то суд Мой истинен» (Ин. 8, 16). Потщимся сделаться в суде нашем орудиями суда Божия, тогда очистится суд наш от недостатков; тем более будет он очищаться от них, чем точнее будем руководствоваться заповедями Евангелия. Евангельские заповеди и наставляют человека правильности в суде, и обличают упущения суда его. Правосудие, истекающее из духовного разума, исполнено премудрости, спокойствия, благости, оно чуждо жестокости, оно не воспламеняется гневом на согрешающих человеков, оно сострадает им, милосердствует о них, оно с твердостью врачует и обуздывает согрешения, оно бессмысленные и бесчеловечные казни заменяет мерами более действенными, мерами мудрыми.

«Боже, даруй суд Твой царю, -» молился царственный пророк, – «и правду Твою сыну царя, чтобы судить народ Твой по правде и бедных Твоих по закону... Он будет судить бедных народа, и спасет сынов убогих, и смирит клеветника» (Пс. 71, 1–4). «Суд,» или духовный разум, – дар Божий. Стремимся к нему делами веры, испрашиваем его у Бога молитвой веры. Святой царь просил у Бога духовного разума для себя и для сына своего. Достойное подражания действие! Правители земные! Просите у Бога этого дара для себя и для подчиненных ваших. Испросив этот дар, источайте посредством его истинные благодеяния человечеству! В счастье ближних найдите ваше собственное счастье! Посредством суда обуздывайте зло, покушающееся вас обольстить, обмануть, уловить, погубить! Посредством суда стяжите возможность оценивать добродетель и истинную заслугу, стяжите возможность изливать милость на достойных милости, стяжите возможность охранить себя от великого нравственного преступления: от одобрения и усиления врагов добродетели излиянием на них безрассудной и пагубной для человечества милости. Тяжкий грех – такая милость!

И каждый христианин может и должен произносить о себе самом молитву венчанного пророка. Под именем царя он может разуметь свой ум, а под именем сына царева – деятельность, рождающуюся от ума. Под именем людей и нищих он может разуметь свойства душевные, данные человеку Богом, обнищавшие по причине падения. Клеветником назван лжеименный разум и содействующий ему падший ангел, родитель и источник лжеименного разума; они постоянно стараются выказать добродетели и пороки в искаженном виде, противоречат и противодействуют Слову Божию, оклеветывают Слово Божие, нагло усиливаются представить Божию премудрость безумием (см. 1Кор. 1, 18–25).

* * *

247

В синодальном переводе: милость превозносится над судом. Прим. ред.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Комментарии для сайта Cackle