Правитель
«Важнейшее в законе: суд, милость и» вера (Мф. 23, 23). В союзе этих добродетелей заключается обновление и спасение человека.
Наставление Господа, столь душеспасительное для каждого христианина в частности, особенно полезно и нужно для христианина, которому Промысл Божий вручил управление над братией его. Без соблюдения упомянутых трех добродетелей невозможно ни богоугодное, ни благоразумное, ни общеполезное управление. Правитель делается по необходимости игралищем страстей своих и орудием тех страстей, которыми водятся его приближенные, которым они стараются удовлетворять посредством правителя. Отсюда истекают бесчисленные общественные бедствия. Нередко гибнет под ударом их сам правитель, всегда гибнет или повреждается страшным повреждением управляемое им общество.
Сильные земли! Услышьте наставление Господа, которое дано было праведным, премудрым, сильным земли: «важнейшее в законе: суд, милость и вера» (Мф. 23, 23). Отцы семейств, духовные и гражданские начальники, наставники народа! Услышьте наставление Господа: «важнейшее в законе: суд, милость и вера.» Услышьте это наставление и последуйте ему. Правитель обязан восстановить, во-первых, законное, Богом предначертанное управление в самом себе, чтобы стяжать власть над самим собою. Иначе возможет ли он удержаться от действий по внушению пристрастий и страстей, возможет ли удержаться от действий по неправильным понятиям? Последствие таких действий – расстройство общества, последствие таких действий – частные и общественные злодеяния, возрастающие нередко до громадных размеров. Стяжав власть над собой, правитель должен стяжать власть над страстями второстепенных, подчиненных ему распорядителей, чтобы не увлекаться их страстями, их лжеименным разумом, их лестью, их наговорами, чтобы из правителя не сделаться рабом, чтобы сила не обратилась в орудие. Только при свете духовного разума он сможет разоблачать в своих ближних лукавство, обман, предательство, злоумышления, клеветы, своекорыстие. При увлечении правителя страстью ближнего он немедленно утрачивает в значительной степени власть свою, принимает неправильные взгляды, судит односторонне и ошибочно, поставляется в ложное направление, рождающее свойственные ему действия. И многие правители самого доброго сердца, самой чистой благонамеренности, даже глубокого благочестия, утратив суд, подчинившись злохитрому и неблагонамеренному влиянию, совершили преступления, сделались причиной тяжких и обширных бедствий. Не может быть там милости, где нет суда и правосудия.