Литургия
Божественная Литургия на всем протяжении своем всеми обрядами своими представляет ряд и цепь воспоминаний о Господе. Само приготовление хлеба и вина к освящению начинается с этого воспоминания. Облаченный во все облачение священник прежде начатия Божественной Литургии совершает проскомидию – так называется приношение хлеба и вина и приуготовление их в тот вид, который они должны иметь для совершения Литургии. Священник берет просфору и, знаменуя на ней копием знамение креста трижды, трижды произносит слова: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа».129
При дальнейших действиях он говорит, что Господь «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих.»130 Далее воспоминаются различные события из страданий Господа. Приготовленные хлеб и вино, освященные святейшими воспоминаниями, получают значение и название образов Тела и Крови Христовых131. Затем начинается Божественная Литургия. По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов эти образы Тела и Крови Христовых пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Во время совершения великого Таинства воспевается песнь: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, и молимтися, Боже наш». Песнь эта – повторение произнесенных Господом благословения, благодарения, хваления при освящении и пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Его на Тайной вечери. Нет места для других слов при совершении великого Таинства. Таинство непостижимо, необъяснимо. Перед ним и ум человеческий, и ум ангельский должны благоговеть, от обильного благоговения – безмолвствовать. Если ж допущены слова и голос, то ими должно выражаться одно благодарение и славословие, равносильные и равнозначащие благоговейному молчанию.
Драгоценность дара, святость, возвышенность, божественность дара могут быть необъяснимо объяснены одним благодарением и славословием Бога.
* * *
Величие Таинства возлагает на нас соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши представить «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12, 1). «Тело»... «для Господа, и Господь для тела» (1Кор. 6, 13). «Тела ваши суть члены Христовы» (1Кор. 6, 15), – говорит апостол. Назначение человека по душе и по телу быть обителью Богу, сосудом Божества. Сообразно этому назначению должна быть настроена душа, должно быть настроено тело. Невозможно, невозможно принять Бога в душу, заимствовавшую свое настроение от сатаны! Невозможно принять Бога в тело, которым владычествуют нечистые вожделения. Воспрещено Богом такое принятие под страшными угрозами. Попирающие воспрещение Божие, попирающие величие Божие, попирающие Самого Бога совершают грех безмерной тяжести .
* * *
Служебник.
Литургия Василия Великого. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 4, гл. 13.