Источник

КРЕСТ

(см. также: Искушение, Скорби). Блаженна душа, которая с великодушием примет и понесет крест Господень.

Крест – знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатью запечатлевает Христос Своих! Этот знак изображают на возлюбленных Божиих ангелах Бога Вседержителя! «Если ж ты видишь кого, – сказал преподобный Марк Подвижник, – проводящего жизнь бесскорбную, в постоянном благоденствии, – знай: его ожидает по смерти суд немилостивый». Все святые признавали за непреложную истину, что тот, который проводит жизнь бесскорбную, забыт Богом. Не ищи, говорит один из них, совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в кресте Христовом! Какие бы добродетели ни были совершаемы святыми, они считали их неполными и недостаточными, если их не увенчал крест Христов, не запечатлела, не засвидетельствовала печать Христова. Те только пройдут путь, стерегомый Херувимом, которые будут иметь при себе рукописания, запечатленные печатью Христовой.

Милость Божия к Вам являлась во все течение жизни Вашей: и в благословении Вас семейным счастьем, и в благословении Вашего служения царю и отечеству. Та же самая милость Божия является и в посланном Вам кресте. 204.

Когда на пути, пролегающем по обширной равнине, стоит ветвистое дерево, кидающее роскошную тень, с какой радостью стремятся к нему путники; насладительно для них отдохновение и дружеская беседа под прохладой густой и широкой тени. Такой приют, такое утешение доставляет для текущих путем земной жизни святой Крест Христов. Треблаженное дерево, на котором процвел плод жизни, воплотившийся Бог – жизнь и податель жизни. Под сенью Креста приятно беседую с Вами. 207.

Когда был я у Вас, то много мы беседовали о кресте Господнем, который поистине есть иго благое и бремя легкое. Приехав в обитель, я получил подарок – 14 числа, перед утреней, видел сон: как будто хочу подать нищим милостыню и для сего вынимаю из своего кармана кошелек, из коего вдруг выскочил мне на ладонь ярко светящийся золотой крест. В тот же день я занемог, а 16 числа слег в постель; приключилась горячка; семь дней не принимал никакой пищи; теперь хотя и получше, но очень слаб. С того времени, как я в Петербурге, не проводил я дней моих с такой приятностью, как сии дни болезни. Точно – крест Господень есть иго благое и бремя легкое, а с Иисусом и на Голгофе рай. 250.

«Аз, – говорит Господь в Откровении Иоанна Богослова, – их же люблю, наказую» (см.: Откр.3:19). Эти слова совершаются над Вами. И Ваше сердце давно приготовлялось непостижимым, таинственным ощущением к ношению креста! Ваша счастливая жизнь, в которой я Вас застал, была подобна благотворному лету, доставляющему нивам обильное плодородие: в нем дни ясные сменялись днями пасмурными. Прочитав письмо Ваше, которого каждое слово отзывалось в моем сердце, я перенесся воспоминанием к тому опыту стихов Ваших, который Вы когда-то, во время одной из приятнейших наших бесед, мне читали. Предметом Ваших восторгов были Голгофа, Крест, терновый венец, гвозди. И точно! С того времени, как Богочеловек подчинил Себя страданиям и ими исцелил наши страдания, подножие Голгофы сделалось для ученика Иисусова местом дум плачевных и вместе утешительных, сладостных. Сидящий у сего подножия смотрит с равнодушным и спокойным любомудрием на непостоянных счастливцев сего непостоянного мира. Он им не завидует, он предпочитает познание Креста Христова, отверзающего врата в блаженную вечность, тому кратковременному упоению, в котором держит земное счастье свою жертву, чтобы предать оную вечному бедствию. «Горе вам, насыщенным ныне... горе вам, смеющимся ныне» (см.: Лк.6:25)! – Это неложные слова Сына Божия. [...]

Милые Ваши дети, прекрасные Ваши дети, которые так утешительно лепетали молитву и славословие Спасителю мира, совершающего хвалу Свою из уст младенцев и ссущих! Они достигли юношеского возраста, они ощущают, несут ярем креста! Господь да укрепит их, да помилует их! Да дарует их родителю терпение, подобное терпению Иова, посылая искушения, подобные искушениям сего праведнаго мужа. Вы уязвлены и в имение Ваше, и в семейство Ваше, и в тело Ваше. Души его не коснись, заповедует Господь диаволу, передавая на испытание внешнего человека. Не касается диавол души страждущего человека, когда человек пребывает в самоукорении и в благодарении, когда множеством славы стирает супостата. Достойная по делам нашим восприемлем (см.: Лк.23:41) – вот слова, приличествующие распятым одесную Господа. Таковы будут помянуты в Царствии Его. 259.

Крест – это знамя стада Христова, это знамение овцы Христовой. 263.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle