ДУХОВНОЕ ПРЕУСПЕЯНИЕ
1. В чем заключается преуспеяние человека?
Брат спросил старца: в чем заключается преуспеяние человека? Старец отвечал: преуспеяние человека заключается в смирении. Сколько кто погрузится в смирение, столько возвысится в преуспеянии.
Стр. 397 (131)
Истинное преуспеяние души состоит в том, чтобы ежедневно делаться покорнее Богу и говорить себе: каждый человек лучше меня. Без этой мысли, если кто и чудеса творит и мертвых воскрешает, – далече отстоит от Бога.
Стр. 443 (24)
2. Возможно ли духовное преуспеяние без соблюдения заповедей Божиих?
Также говорил: без соблюдения заповедей Божиих невозможно не малейшее преуспеяние. (Авва Агафон).
Стр. 57(9)
3. Каким подвигом достигали святые Отцы такого преуспеяния, что забывали уже о существовании зла?
Авва Аммон пришел в такое преуспеяние, что от многой благости уже не знал о существовании зла.
Стр. 62 (2)
Такое настроение является в душе от постоянного внимания себе, от плача о своей греховности, от действия умной благодатной молитвы. Эта молитва исполняет сердце умиления. Умиление есть ощущение обильной милости к себе и ко всему человечеству.
4. Сможет ли иметь какое-либо преуспеяние инок, который в течение нескольких дней подвизается, а потом впадает в расслабление, снова подвизается и снова позволяет себе нерадение?
Великий старец сказал: нисколько не преуспевает и не стяжавает постоянного, истинного покаяния тот монах, который в течение нескольких дней подвизается, а потом впадает в расслабление, потом снова подвизается и снова позволяет себе нерадение.
Стр. 402 (161)
5. По какой причине человек не приходит в меру преуспеяния духовного?
Сказал авва Антоний: мы не приходим в преуспеяние по той причине, что не знаем ни мер наших, ни того порядка, который необходим для преуспеяния; мы не понимаем, какие дела приличествуют нам, – хотим стяжать добродетели, не употребив труда к стяжанию их. Каждый раз, когда восстает борьба против искушения в том месте, в которое мы призваны для жительства, – переселяемся в другое, полагая, что находится какое-либо место, в котором нет диавола.
Кто имеет духовное знание борьбы с искушениями, тот с твердостью и постоянством сражается против них в Боге, как и Господь сказал: се бо царствие Божие внутрь вас есть. Объяснение старца: слов этих смысл – таков. Мы переходим на жительство с одного места на другое, ища такого места, в котором не было бы диавола, когда же и в том месте, на которое переселились, видим возникающее беспокойство от искушения, то снова переходим. Но кто опытен в духовных бранях, тот не ищет другого места, но противоборствует о Господе искушению в месте жительства своего. Он укрепляется удостоверением Господа, что царство Божие – повсюду, что оно внутри нас. Это значит: нам, монахам, исшедшим из мира, приявшим на рамена свои крест по заповеди Господа нашего, последующим стопам Господа, подобает пребывать в одном месте, заботясь о спасении душ наших и выдерживая все потрясения, производимые искушениями, ради любви к Богу, ради исполнения Его воли, опытно доказываемых соблюдением заповедей Его, мы должны великодушно претерпеть все потрясения и искушения – возникнут ли они из страстей наших, или от бесов, или от злых людей. Одни неопытные в духовной брани – да будет это нам известно – часто вскакивают, подобно молодым коням, неприученным носить на хребтах своих ношу, стремятся в другие места, полагая найти отраду и успокоения от борьбы и от напора злых помыслов при посредстве переселения из одного места в другое, из одной страны в другую. Будем терпеливо пребывать в месте жительства нашего. Если восстанет брань или искушение, – прибегнем к посту, молитве, коленопреклонениям, будем со слезами и сердечною болезнию просить у Господа помощи и спасения: Он во всякое время – с нами, Он Обитает в нас. Говорит Писание: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренные духом спасет. Также и Господь сказал, что царство Божие внутри нас. Это значит: Я обитаю в вас. Царство Божие, по объяснению святого Макария, – Христос, Который всегда обитает в нас. Блаженный Павел сказал: или не знаете, яко Христос в вас есть. Не только Он жительствует в нас, но и мы пребываем в Нем, как Он сам говорит: будите во Мне и Аз в вас. Будь храмом Моим, в который Я мог бы входить во всякое время, и получи от Меня спасение. Обитая в Боге, мы вместе и обитель Его. Не будем оставлять Господа во время искушения, смущения и борения; не будем искать утешения и помощи от мест и стран, переходя с места на место из страны в страну. Пребывая в месте жительства нашего, взыщем у Господа, живущего в нас, чтоб Он помог нам. В дополнение к этому будем открывать помышления наши отцам вашим и просить у них, чтоб они споспешествовали нам молитвами своими. Пребывая терпеливо в месте жительства нашего, будем постоянно прибегать под покров Спасителя нашего, и Он непременно соделает нас победителями во всех бранях наших. (Антоний Великий).
Стр. 43 (203)