митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

УМНОЕ ДЕЛАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ ОТШЕЛЬНИКОВ

Каково было умное делание двенадцати отшельников?

О умном делании двенадцати отшельников. Однажды мудрые, святые и духовные отшельники, числом двенадцать, сошлись вместе и просили друг друга поведать, какое каждый из них имеет поучение в келлии своей и каким духовным деланием объемлется ум.

Первый, который был и старейший между ними, сказал: Братия! я, с того времени, как начал безмолвствовать, вполне распял самого себя для всех внешних дел, вспоминая изречение Писания: расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Как бы устроив стену между умом моим и деяниями вещественными, я сказал самому себе: как тот, кто окружен отовсюду стеною, не видит стоящих вне, так и ты не обращай внимания ни на что внешнее, ежедневно содержа себя в надежде Божией. К греховным помышлениям и греховным вожделениям имей такой залог сердечный, как бы к породе змей и скорпионов. Если когда почувствую, что они начинают возникать в сердце моем, то устремлюсь против них с решительным противоречием и с гневом, истребляю их и не престаю гневаться на тело и душу мою, чтоб они не сделали чего-либо неправедного.

Второй: я сказал сам себе в тот день, как отрекся от земли: сегодня ты возрожден, сегодня ты начал служить Богу; сегодня отказался от здешней жизни, будь же ежедневно странником, ожидая на следующий день освобождения. Это завещаю я себе ежедневно.

Третий: я восхожу рано к Богу моему, воздавая поклонение Ему, я повергаюсь на лицо мое и исповедаю согрешения мои. Совершив поклонение Богу, я обращаюсь с молитвою к Ангелам, прося их, чтоб они умоляли Бога о мне и о всем создании. Исполнив это, я иду к адской бездне и делаю то, что делали Иудеи, приходя в Иерусалим, терзая себя, проливая слезы и испуская стенания о падении отцов своих, так и я, осматривая падения человеческие и последствия этого падения, удручаю мое тело и плачу с плачущими.

Четвертый: я расположением души моей подобен сидящему на горе Елеонской с Господом и учениками Его. Я сказал сам себе: не будь знаком ни с кем знакомством по плоти, но будь непрестанно с учениками Господа и подражай небесному жительству их; сиди у ног Иисуса, как сидела у них Мария, внимая словам Его. Будите совершены, говорит Он нам, якоже Отец ваш Небесный совершен есть, и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем.

Пятый: Я смотрю на Ангелов, восходящих и нисходящих для призвания душ из этой жизни в вечность, и непрестанно ожидаю кончины моей, говоря: готово сердце мое, Боже, готово сердце мое.

Шестой: я законоположил себе ежедневно слышать слова Господа, которые – представляется мне – Он говорит: подвизайтесь ради Меня, и Я упокою вас; немного поборитесь здесь с грехами и узрите спасение Мое и славу Мою; если вы любите Меня, если вы – сыны Мои, обратитесь с молитвою к Отцу, если вы братия Мои, потерпите ради Меня что-нибудь, как Я потерпел за вас многое; если вы – овцы Мои, последуйте страданиям Господа вашего.

Седьмой: я тщательно поучаюсь в вере, надежде и любви и непрестанно собеседую с собою о них, чтоб по причине надежды всегда радоваться, по причине любви никому не нанести оскорбления, по причине веры пребывать в мужестве.

Восьмой: я пребываю в ожидании диавола, рыкающего и ищущего кого поглотити; стараюсь усмотреть его душевными очами на всех путях его и призываю в помощь против него Господа Бога моего, чтоб козни диавола оставались без последствий, и он не возмог бы ничего совершить, особливо в боящихся Бога.

Девятый: я ежедневно созерцаю духовный храм духовных добродетелей и Господа славы посреди их, разливающего на них сияние. Вышедши из этого храма, восхожу на небо, созерцаю удивительную красоту Ангелов, внимаю хвалениям и сладчайшим песнопениям, которые они непрестанно воссылают Богу, наслаждаюсь звуками и гласами и изяществом славословия, и невольно приходит на память изречение Писания: небеса поведают славу Божию, творение же руки Его возвещает твердь. Тогда все, что на земле, вменяю в пепел, в смрадную нечистоту.

Десятый: я созерцаю Ангела-хранителя моего, присутствующего со мною, и храню себя, вспоминая сказанное в Писании: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Таким образом я пребываю исполненным страха к Ангелу-хранителю моему, как находящемуся на страже путей моих, как ежедневно восходящему к Богу с подробным отчетом о делах и словах моих.

Одиннадцатый: я как бы олицетворяю добродетели, как-то: воздержание, чистоту, благость, любовь; они как бы присутствуют во мне и окружают меня; затем, куда ни пойду, говорю сам себе: где спутницы твои? Имея их всегда с собою, не впадай в двоедушие и малодушие; говори и делай одно угодное им, чтоб они нашли в тебе успокоение себе и после смерти твоей засвидетельствовали об этом пред Богом.

Двенадцатый сказал: вы, Отцы, имея небесное жительство, имеете и мудрость небесную. Что дивного? Вы вознесены деланием вашим и ищите вышних. Добродетелью вашею вы переселены с земли; вы-всецело отделились от нея. Что сказать мне? Если скажу, что вы земные Ангелы и небесные человеки, то не погрешу. Духовных состояний ваших я не достоин; куда не пойду, вижу, что грехи мои предшествуют мне и окружают меня со всех сторон, и потому я присудил себя во ад, сказав себе: будь с теми, с которыми ты достоин быть, к которым ты сопричислишься по прошествии краткого времени. Вижу во аде одни стенания и непрестающие слезы, горечи которых никто не может передать словами. Вижу там скрежещух зубами, страждущих всем телом, объятых трепетом с головы до ног, – и упав лицом на землю, объемля перст, умоляю Бога, чтоб не допустил меня опытно узнать положение адских узников. Вижу и огненное море, кипящее, неизмеримое, волнующееся и ревущее; огненные волны, кажется, восходят до небес. Вижу в этом страшном море бесчисленное множество ввергнутых в него человеков; их голоса слились в один голос, в один вопль, в одно рыдание; такого рыдания и вопля никто никогда не слыхал на земле. Все эти человеки горят подобно тростнику и плевелам, но милосердие Божие отвращается от них за неправды их. Тогда я оплакиваю род человеческий, которому не дерзает никто говорить о спасении, который не внимает никому, потому что весь мир лежит во зле. Эго составляет поучение для ума моего! Духовное делание мое есть плач, по завещанию Господа. Признаю себя недостойным неба и земли и пребываю в состоянии, которое изображено Писанием: быша слезы моя мне хлеб день и нощь.

Таково было собеседование двенадцати премудрых и духовных Отцов.

Стр. 408 (183).

Состояние в духовном отношении каждого из этих двенадцати Отцов было состояние духовного видения, являющееся в христианине по очищении его от страстей. Вводится человек в это состояние Божественною благодатию. Состояние духовного видения сокрыто от плотских умов непроницаемою завесою: отъемлется постепенно эта завеса покаянием. Если б кто захотел взойти в духовное видение собственным усилием, не свергнув с себя предварительно грязное и зловонное рубище страстей, тот сделается только мечтателем, льстящим себе и обманывающим себя в свою погибель. Духовное состояние двенадцатого отшельника принадлежит к низшим духовным состояниям, по закону видений, изложенному в писаниях святых Отцов, по этому же закону должно непременно преуготовиться таким состоянием, пройти чрез него к состояниям высшим, к которым возводит благодать Божия ученика Своего по мере очищения его.


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle