БЕССТРАСТИЕ
1. В чем состоит достоинство бесстрастия?
Монашеская жизнь есть путь; цель пути – достижение покоя. На этом пути, на пути добродетелей, встречаются падения, встречаются враги, встречаются перемены, на нем бывают и обилие и умаление, и плоды и бесплодие, и печаль и радость, и болезненное сетование сердца и спокойствие сердца, и успех и утраты. Но бесстрастие чуждо всего упомянутого. Оно не имеет никакого недостатка. Оно в Боге, и Бог в нем. Для бесстрастия нет врагов, нет падения. Не стужает ему ни неверие, никакая другая страсть. Оно не ощущает труда в хранении себя, его не беспокоит никакое пожелание, он не страдает ни от какой брани вражеской. Велика слава его, достоинство невыразимо. Далеко отстоит от него всякое душевное устроение, возмущаемое какою-либо страстию. Оно есть то тело, которое восприял на себя Господь Иисус; оно – та любовь, которую преподал Господь Иисус. (Авва Исаия)
Стр. 224 (545)
2. Подвержено ли колебанию бесстрастие от нападений врага?
Бесстрастие уже не подвержено колебанию от нападений врага. Оно прияло награду за борьбу – почесть победы. Оно пребывает в спокойствии и не боится разъединения трех частей, соединенных миром Божиим. Эти три части суть: дух, душа и тело. Когда эти три части действием Святого Духа составят из себя одно целое: тогда они уже не разделяются. (Авва Исаия)
Стр. 223 (536)
3. Что возводит инока в пристанище бесстрастия?
Авва Аммоний передавал изречение другого отца, что сухоядение и воздержание от приятной пищи, соединенное с возделыванием любви, скоро вводит инока в пристанище бесстрастия.
Стр. 68 (1)
Авва Евагрий поведал, что некоторый из Отцов сказал: Сухоядение и равномерность в количестве пищи, при душевном расположении любовию ко всем, скоро вводят монаха в пристанище бесстрастия.
Стр. 112 (3)
4. Кто достигает бесстрастия – тот ли, кто прилежит исключительно телесным подвигам или же тот, кто заботится о устроении внутреннего человека?
Стяжавают бесстрастие не те, которые прилежат исключительно телесным подвигам, но по преимуществу те, которые заботятся о устроении внутреннего человека и отсекают пожелания падшего естества: эти именно и получают венец добродетелей. (Авва Исаия).
Стр. 195 (338)
5. Можно ли признавать себя бесстрастным, когда грех, хотя и в мелочах, побеждает тебя?
Доколе побеждает тебя грех, хотя и в мелочах, не признавай себя бесстрастным. (Авва Исаия)
Стр. 192 (318)
6. Может ли достигнуть бесстрастия тот, кто любит человеческую славу?
Любящему человеческую славу невозможно достичь бесстрастия; зависть и рвение живут в нем. (Авва Исаия).
Стр. 194 (334)