ТЕЛЕСНЫЙ ПОКОЙ (НЕГА, НАСЛАЖДЕНИЕ)
Мерзостно ли пред Богом телесное упокоение?
Авва Пимен говорил: Всякое телесное упокоение (нега, наслаждение) мерзостно пред Богом.
Стр. 345 (99).
Как мы должны относиться к телесному покою?
Опять сказал: Возненавидь все мирское и самый мирской покой, потому что они соделывают тебя врагом Божиим. Как воин, имеющий сопротивника, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, не допуская ему нежиться и расслабляться от излишнего успокоения. (Авва Исаия).
Стр. 146 (65).
Тело, изнеженное излишним успокоением и питанием, делается дебелым, особенно способным к лености, и стяжавает ощущения исключительно плотские: оно сообщает эти ощущения и дебелость сердцу. Плотское вожделение и способность к гневу и ярости необыкновенно усиливаются в таком теле и в таком сердце. Когда страсти эти придут в волнение, то действие их бывает так сильно, что ум не может ни обуздать их, ни противиться им: он низлагается и увлекается ими.
Какое действие оказывает на душу человека плотское успокоение?
Сказал авва Пимен: Когда дымом прогонятся пчелы от улья, тогда обирают сладкий плод трудов их. Так и плотское успокоение изгоняет страх Божий из души и губит всякое благое деяние ее.
Стр. 337 (68).
Может ли быть истинно монашеское жительство при плотских наслаждениях?
Брат спросил авву Сисоя о монашеском жительстве. Авва отвечал: пророк Даниил сказал о себе: хлеба вожделенного не ядох. Монашеское жительство требует непременно отвержения всех плотских наслаждений; при них оно состояться не может.
Стр. 351 (6).
Можно ли быть свободным от мира, если допускаем телесное упокоение и суетную славу?
Авва Пимен сказал: Ежели человек не возненавидит двух страстей, то не возможет быть свободным от мира. Его спросили: каких? Он отвечал: телесного упокоения и суетной славы.
Стр. 346 (111).
Телесным упокоением называются аскетическими Отцами все роды телесного наслаждения и неги, а суетною славою – похвала от человеков.
Сохраняет ли ум наш свою силу в борьбе с невидимым врагом при телесном покое?
Сказал авва Пимен: если б не пришел Навузардан (начальник телохранителей Вавилонского царя Навуходоносора), то храм Господень не был бы сожжен. Так, если не придет телесный покой, то ум не подвергнется побеждению в брани с невидимым врагом.
Стр. 337(63).
Утрачивает ли духовный разум тот, кто любит полное довольство во всем?
Любящий полное довольство во всем утрачивает духовный разум. (Авва Исаия).
Стр. 202 (397).