СОВЕСТЬ
Как мы должны относиться к своей совести?
Будем пребывать в страхе Божием, храня и соблюдая добродетели исполнением их на деле, не поступая ни в чем против совести нашей, но внимая себе в страхе Божием, доколе и совесть не стяжет свободы вместе с нами, доколе не установится соединение между ею и нами. С того времени она соделается хранителем нашим, показывая нам каждое преткновение наше. Если же не будем повиноваться ей, то она умолкнет и оставит нас, мы впадем в руки врагов наших, которые уже не пощадят нас. (Авва Исаия).
Стр. 174 (181).
Господь научает: буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дóндеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия предаст тя слузе и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуда, дóндеже воздаси последний кодрант. Объясняют Отцы, что соперником названа здесь совесть, как сопротивляющаяся человеку, когда он хочет исполнять пожелания падшего естества. Если человек не окажет ей повиновения, то она, по праведному суду Божию, предаст его врагам-демонам. (Авва Исаия).
Стр. 174 (182).
Приложим попечение о себе, чтоб не впасть в руки врагов наших, т. е. чтоб не возобладала над нами воля плоти нашей и не увлекла нас насильно в страну Ассириан, чтоб не раздалась о нас горестная весть: «совершил царь Ассирийский нашествие на землю Израильскую, переместил племя Ефрема из отечества его в страну Ассирийскую, поселил там на реках Алой и Аворе. Там они и до сего дня». Постигло бедствие Ефрема за то, что он поступил вопреки представлениям соперника-совести и попрал суд. (Авва Исаия).
Стр. 175 (184).
Должно ли прислушиваться к своей совести во всяком добром и худом деле?
Некоторый старец подвижник имел учеником ленивого брата, который, видя старца постящегося и неядущего по шести дней, сказал ему: отец! некто сказал, что многое пощение приводит в гордость. Старец отвечал ему: если будем разуметь так, то уже не леность ли или небрежение приводят в смирение? Не надо ли идти отсюда в город, жениться, есть мясо и пить вино? Горе нам, чадо! мы поруганы и обольщены врагом нашим! вместо того, чтоб принимать и усвоивать это обольщение, говори во всяком деле твоем и ежечасно: ныне, если Бог посетит меня смертию, что мне будет от праведного Судии? И внимай, что скажет в ответ совесть твоя. Если она осуждает тебя в чем или обличает по отношение к какому-либо делу в высокоумии, то немедленно оставь такое дело, возьмись за другое, которым уповаешь благоугодить Богу. Инок-делатель ежечасно должен готов на исшествие в путь свой, в тот путь, который предлежит душе по разлучении ее с телом. Ешь ли, или пьешь, или что другое делаешь, говори в себе непрестанно: если теперь позовет меня Господь, что будет? И наблюдай, какой ответ даст тебе совесть твоя: постарайся сделать то, что она тебе скажет.
Стр. 442 (24).
Авва Агафон говорил: монах не должен допускать себе, чтобы совесть обвиняла его в чем-либо.
Стр. 57(8).
Как должно поступать, чтобы при продаже вещей совесть была спокойна?
Брат вопросил старца: авва! что мне делать? я скорблю при продаже рукоделия. Старец отвечал: авва Сисой и прочие Отцы продавали свое рукоделие, и это незазорно. Когда продаешь, скажи однажды цену сосуда, и, если хочешь что убавить от цены – это твоя воля. Поступая таким образом, будешь спокоен.
Стр. 386 (59).
Должно ли открывать совесть свою тому, к кому не извещается сердце?
Авва Пимен сказал: «Не открывай совести твоей тому, к кому не извещается сердце твое».
Стр. 332 (32).
Близок ли к милости Божией человек, которого продолжает обличать совесть?
Он сказал: Человек, которого продолжает обличать совесть, далек от милости Божией. (Авва Исаия).
Стр. 144 (53).
Можно ли сказать, что тот умиротворился совестью своей, кто познает тайны, совершает великие знамения и другие телесные подвиги, но не имеет в себе истинной любви?
Земледелец признает потерянным всякое посеянное им семя, не принесшее плода, он тужит о труде и издержках, не вознагражденных. Подобно этому инок, хотя бы узнал все тайны и стяжал обширнейшее знание, хотя бы совершал великие знамения и исцеления телесных недугов, хотя бы возложил на себя разнообразный тягостнейший подвиг, хотя бы соблюдал строжайшее нестяжание и имел одежду, едва способную прикрыть наготу тела: но если не устроит в себе знамений Божественной любви, то находится еще под страхом. Он не умиротворился еще с совестию своею, он окружен еще врагами, ловцами, наветниками, он не узнал еще на опыте, что любы николиже отпадает. (Авва Исаия).
Стр. 224 (542).
Стремились ли подвижники благочестия хранить строго свою совесть?
Сказывал авва Исаак, пресвитер Келлий: Видел брата, которому захотелось съесть колос пшеницы в то время, как он жал на поле. Брат сказал владельцу поля: позволь мне съесть один колос. Владелец, услышав это, удивился и отвечал: авва! Ты съешь свое, и меня ли ты спрашиваешь? Так строго хранил брат свою совесть.
Стр. 247 (6).