СЛЕЗЫ
Для чего необходимо стремиться стяжать слезы?
Постараемся всеусильно стяжать слезы и преуспеть мало-помалу в подвиге плача, чтоб посредством его совлечься деяний ветхаго человека. При этом будем остерегаться от всего, приносящего вред душе. Тогда придет нам от Бога любовь Его, отнимется от нас образ человека перстнаго и поставит в сердце нашем свой святой образ. Тогда, очищенные от всякого порока, мы соделаемся достойными Господа. (Авва Исаия).
Стр. 238 (595).
Почему слезы не всегда приходят сами собою, но иногда добываются с большим трудом?
Авва Феодор Енатский сказывал: в Келлиях жил некоторый брат, имевший дар умиления и слез. Случилось, что в один день, от особенного сердечного сокрушения, ему пришло множество слез. Увидев это, брат сказал сам себе: поистине, это – знак, что близок день смерти моей. Когда он помышлял это, – слезы умножались: он опять говорил себе: точно! приблизилось время моего переселения, – и плач его усиливался с каждым днем.
Ощутив душевную пользу от этого поведения, мы спросили старца: отчего слезы не всегда приходят сами собою, но иногда добываются с большим трудом? Старец отвечал: слезы подобны ненастью и дождю, а монах подобен делателю. Когда он увидит дождь, то должен озаботиться, чтоб ни малейшая часть его не погибла, но чтоб он весь взошел в сад и напоил его. Истину говорю вам, дети мои, редко выпадает во всем лете один дождливый день, действует благотворнее всех прочих дней и спасает все, и потому, когда заметим пришествие его, – воспрянем, сохраним особенное трезвение, упразднимся в прилежных молитвах к Богу, потому что не знаем, придет ли еще когда слезный дождь.
Стр. 366 (1).
Какое действие оказывают на душу и тело человека слезы, про-исходимые от сознания грехов, и слезы, происходимые от изобилия смирения?
Слезы кающегося, приносящего покаяние от сознания грехов, сопряжены с горечью сердца, с болезненным действием на тело; слезы очищенного и приносящего покаяние от обилия смирения – сладостны для души, сообщают питание самому телу. Святой Исаак Сирский называет помышления и ощущения, от которых изливаются эти слезы и которыми они сопутствуются, страною радости. Они изменяют самый наружный вид лица человеческого. Входит подвижник в слезы утешения, в слезы – свидетели милости Божией, слезами горькими раскаяния во грехах, слезами болезнования о греховности своей, о своем падении, о порабощении духам отверженным, о общении с ними, о отчуждении от Бога, о усвоении вражды к Богу.
Стр. 330 (22 прим.).
Какие беседы и чтения о Боге иссушают слезы у человека и прогоняют от него умиление и какие, наоборот, просвещают душу?
Тонко-испытные беседы о Боге и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения Отцов просвещает свою душу.
Стр. 380 (45)
Каким знамением являются слезы во время молитвы и отчего они появляются и усиливаются в человеке?
Слезы в молитве суть знамение милости Божией, которой сподобилась душа покаянием своим, – знамение того, что она принята и начала входить в поле чистоты слезами. Если человек не перестанет помышлять о преходящем и не отвергнет от себя надежду мира сего, если не зародится в мысли презрение к миру, не начнут в душе приготовляться благие напутствия к исходу ее и воздвигаться в ней помышления о том, что она должна встретить там, то очи не могут произвести слез. Слезы суть последствие непрестанного поучения, чистого и свободного от развлечения, суть следствие помыслов многих и частых, пребывающих неуклонно, воспоминаний тонких (духовных) о чем-либо, пребывающих в мысли и приводящих сердце к печали: от этого слезы умножаются и усиливаются. (Преп. Исаак Сирский).
Стр. 269 (46).
Как может человек сохранить слезы, когда они придут к нему?
Опять спросили мы отца: как возможет человек сохранить слезы, когда они придут? Старец отвечал: прежде всего он должен в тот день и в то время не выходить к иному брату, должен охраниться от излишнего употребления пищи, а сердцем отнюдь не помыслить, что он плачет, – должен прилежать молитве и чтению: впрочем, когда плач придет к нам, тогда он сам укажет на то, что возбуждает, и на то, что препятствует пришествию его. (Авва Феодор Енатский).
Стр. 367(1).
Пример о том, как Господь ради истинного послушания посылает совершителям его (послушания) дарование слез, и о том, что согрешавшие по естеству удобнее измывают грехи, чем согрешавшие чрез естество, которые нуждаются в большем труде для покаяния.
Два брата отреклись от мира и, уйдя в Нитрийскую гору, пребывали в послушании. Бог дал им дарование слез. Однажды некоторый святой старец увидел в видении обоих братьев: они стояли на молитве, держали в руках написанные бумаги и поливали их слезами. У одного из них написанное удобно измывалось, – у другого с трудом, и виделось написанным как бы бледными чернилами. Старец помолился Богу, чтоб видение было объяснено ему. Ангел Господень предстал старцу и сказал: написанное на бумагах, которые ты видел, это – грехи их. Один согрешил по естеству, и потому написанное измывается удобно, другой же впал в грехи нечестия и осквернился чрез естество, почему и нуждается в большем труде для покаяния. С того времени старец постоянно говаривал этому брату: потрудись, брат! бледное измывается с трудом. Впрочем, старец не открывал ему видения до смерти его, чтоб не охладить усердия его, а только говорил: потрудись, брат! бледное измывается с трудом.
Стр. 438 (22).