митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ПУТИ, ВЕДУЩИЕ ИНОКА КО СПАСЕНИЮ

Что должно делать иноку, так желающему получить спасение?

Инок, желающий спастись, да не входит в свой мирской дом, да не живет в том городе, в котором согрешил. Да не дозволяет он себе свиданий с родителями и прочими ближайшими родственниками, потому что от этого зарождается повреждение в душе и утрачивается плод жизни. (Антоний Великий).

Стр. 30 (143).

Не дозволь себе разделить трапезы с женщиною и никак не сведи близкого знакомства с отроком. (Антоний Великий).

Стр. 30 (144).

Будучи здоров, не разрешай пояса твоего. (Антоний Великий).

Стр. 30 (145).

Не возьмись за руку ближнего твоего и не прикоснись к коленям его. (Антоний Великий).

Стр. 30 (146).

Не дозволь себе нарушить Божественной заповеди ради дружбы человеческой. (Антоний Великий).

Стр. 30 (147).

Безмолвствуя в келлии твоей, занимайся рукоделием, при том не оставляй моления именем Господа Иисуса. Обращай это имя в уме твоем, поучайся ему в сердце, восхваляй языком, говоря: Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе, помоги мне. Также: славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос. (Антоний Великий).

Стр. 30 (149).

Безмолвствуя в келлии, прилежи к следующим трем занятиям: к чтению Писания, к молитве и к рукоделию. (Антоний Великий).

Стр. 32 (165).

Непрестанно и тщательно пребывай в покаянии, ни одной минуты не приноси в жертву лености. (Антоний Великий).

Стр. 32 (166).

О делах мира сего отнюдь не говори. (Антоний Великий).

Стр. 32 (170).

Похотений и желаний твоих не исполняй. (Антоний Великий).

Стр. 32 (171).

Отжени от себя гордость, ближнего твоего и всех человеков признавай лучшими тебя. (Антоний Великий).

Стр. 32 (172).

Братия! Безмолвствуйте, каждый в келлии своей, со страхом Божиим, трудитесь в рукоделии вашем и не нерадите в поучении и о частой молитве. Храните сердце от чуждых помыслов и не увлекайтесь в размышление о каком-либо человеке или о каком-либо предмете века сего. Непрестанно исследывайте, в чем претыкаетесь, и старайтесь исправиться, моля Бога с болезнованием сердца, со слезами, в умерщвлении плоти, чтоб Он простил вам соделанные грехи и на будущее время сохранил от повторения их. (Авва Исаия).

Стр. 162 (101).

Ежедневно имейте смерть пред очами. Да объемлет вас непрестанно попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом возможете пройти чрез область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как предстать вам пред Бога благополучно. Предуготовляйтесь к страшному дню ответа на суде Божием, как бы уже видя его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас: вся бо нага и объявлена пред очима Того, Кому должны мы представить отчет в земной жизни нашей. (Авва Исаия).

Стр. 162 (102).

В трапезе и в собрании церковном ничего не говорите иначе, как по требованию совершенной необходимости. (Авва Исаия).

Стр. 162 (103).

Без такой же необходимости не входите в келлию друг друга и не дозволяйте себе безвременных свиданий. (Авва Исаия).

Стр. 162 (104)

Не любопытствуй о келейных занятиях твоего брата и не желай знать, кто более трудится, он или ты. (Авва Исаия).

Стр. 162(105).

Выходя на общие послушания, не празднословьте и не допускайте себе свободного общения между собою: каждый в страхе Божием да внимает себе, делу своему и поучению в тайне души. (Авва Исаия).

Стр. 162 (106).

Когда окончится церковное Богослужение или трапеза, не остановитесь посидеть вместе и поговорить, ниже о предметах Божественных: каждый да спешит в келлию свою и там да оплакивает грехи свои. (Авва Исаия).

Стр. 163 (107).

Когда потребует нужда говорить одному с другим, поговорите со смирением и благоговением, как подобает в присутствии Бога, непрестанно соприсутствующего нам; поговорите, сокращая беседу насколько то можно. (Авва Исаия).

Стр. 163 (108).

Да не будет одно на устах ваших, а другое в сердце. Бог поругаем не бывает: одинаково видит Он и тайное и явное. (Авва Исаия).

Стр. 163 (113).

Умоляю вас, братия: изучайте ту цель, с которое вы оставили мир, и заботьтесь о спасении вашем, чтоб отречение ваше не осталось бесплодным, чтоб вам не посрамиться пред Богом и пред святыми Его, отрекшимися ради Его от мира и подвизавшимися истинно. (Авва Исаия).

Стр. 163 (115).

Если путешествуешь с братиею, то иди несколько одаль от них, чтоб сохранить молчание. По дороге не оглядывайся туда и сюда, но займи ум твой поучением и молись Богу в сердце твоем. (Авва Исаия).

Стр. 164 (117).

Куда бы ты ни пришел, не позволь себе свободного обращения: наблюдай скромность во всех отношениях. (Авва Исаия).

Стр. 164 (118).

На ночлеге, прежде нежели ляжешь спать, излей к Богу многие молитвы. (Авва Исаия).

Стр. 164 (119).

Сидя за трапезой, вспоминай грехи твои: этим охранишься от услаждения пищею при употреблении ее. Простирай руку только к тому, что предложено пред тобою, а к тому, что предложено пред другим, не простирай руки твоей. (Авва Исаия).

Стр. 164 (120).

Увидев у ближнего одежду или пояс, или клобук, или какую другую вещь, не допусти себе пожелать чего-либо из этого, не исполни пожелания твоего, устраивая себе подобные вещи. (Авва Исаия).

Стр. 164 (122).

Приобретя книгу, не укрась ее изящным переплетом, потому что и в этом заключается удовлетворение сердечному пристрастию. (Авва Исаия).

Стр. 164 (123).

Если тебе дано рукоделие, то не занимайся им с небрежением: позаботься совершить его со страхом Божиим и не погрешить по неведению. (Авва Исаия).

Стр. 164 (124).

Обучаясь рукоделию, советуйся постоянно с обучающим тебя, не стыдись часто спрашивать его, говоря: «окажи любовь, посмотри, хорошо ли я делаю или нет». (Авва Исаия).

Стр. 164 (125).

По возвращении твоем в монастырь из отлучки не рассказывай никому, что ты видел и слышал вне монастыря. И сам не удерживай этого в памяти. (Авва Исаия).

Стр. 164 (126).

Ежедневно утром, встань от сна, прежде нежели приняться за рукоделие, займись молитвою и словом Божиим. (Авва Исаия).

Стр. 165 (128).

Лицо твое, облеченное стыдливостью, да будет постоянно опущено к земле. (Авва Исаия).

Стр. 166 (138).

Ложась спать, будь опоясан поясом твоим, и приучи руки к тому, чтоб они не прикасались к наготе тела, тело совмещает в себе многие греховные ощущения и сообщает их сердцу. (Авва Исаия).

Стр. 166 (139).

Когда идешь, держи руки сложенными у пояса, не размахивай ими по обычаю мирян. (Авва Исаия).

Стр. 166 (140)

Идя в город иди селение, держи глаза опущенными вниз, чтоб не получить чрез них повода к душевному смущению по возвращении твоем в келлию. (Авва Исаия).

Стр. 166 (141).

Странствуя, не ночуй в таком доме, в котором сердце твое ощущает опасность подвергнуться грехопадению. Если услышишь, что в том доме на трапезе с тобою будет присутствовать женщина, то никак не оставайся там. Полезнее для тебя оскорбить пригласившего отказом, нежели совершить прелюбодеяние в тайне сердца твоего. Не смотри даже на одежды женские, если это можно. Если на пути встретит тебя женщина и скажет тебе приветствие, восприветствуй ее, имея глаза опущенными к земле. (Авва Исаия).

Стр. 166 (142).

Понуждай себя к обильной молитве: молитва – свет для души. (Авва Исаия).

Стр. 166 (144).

Ежедневно рассматривай грехи твои, молись о них, и Бог простит тебе их. (Авва Исаия).

Стр. 166 (145).

Прежде нежели ляжешь спать, проведи два часа в молитве и псалмопении, потом усни. Когда же Господь возбудит тебя, встань и исполни молитвенное правило твое со тщанием. Если ощутишь леность в теле, скажи ему: «неужели ты хочешь покоиться во время этой краткой жизни и потом навсегда быть ввергнутым во тьму кромешную?» Понудь себя немного, и вскоре придут бодрость и сила. (Авва Исаия).

Стр. 168 (155).

Если увидишь, что пришло тебе желание посетить разные места, то удручи тело твое трудом и рукоделием более обыкновенного, чтоб оно научилось несмущенно пребывать в келлии и питаться хлебом от пота своего. (Авва Исаия).

Стр. 168 (157).

Если пойдешь в город продать рукоделие, то не препирайся о цене его, как то делают миряне, продай, как придется, чтоб не утратить устроения, приобретенного в келлии. (Авва Исаия).

Стр. 168 (158).

Покупая что-либо нужное для себя, не торгуйся при этом, не скажи: «не даю больше такой-то платы». Понудь себя дать столько, сколько просят. Если же не имеешь достаточного количества денег, то откажись в молчании от покупки. Может быть, при таком поведении возмутят тебя помыслы о необходимости вещи? скажи помыслам: «всячески со мною случилось то, чему подвергались все святые. Бог искушал их нищетою, доколе произволение их не оказалось верным. Тогда дано им было обилие». (Авва Исаия).

Стр. 169 (159).

При встретившейся нужде сходи в то селение, где твоя родина, не обращайся свободно с твоими родственниками по плоти и не вмешивайся в их разговоры. (Авва Исаия).

Стр. 169 (160).

Не употребляй пищи с женщинами и не вступай в близкое знакомство с юными. (Авва Исаия).

Стр. 186 (263).

Одеваясь и раздеваясь, не давай свободы глазам твоим. (Авва Исаия).

Стр. 186 (264).

Не оставляй молитвенного правила, чтоб не впасть в руки врагов твоих. (Авва Исаия).

Стр. 186 (265).

Прилежи псалмопению, оно сохранит тебя от осквернения мечтанием греховным. (Авва Исаия).

Стр. 186 (266).

Люби телесные подвиги и лишения, – и укротятся в тебе страсти. (Авва Исаия).

Стр. 186 (267).

Постарайся не вменять себя ни в каком случае: это доставит тебе возможность предаться плачу о грехах твоих. (Авва Исаия).

Стр. 186 (268).

Принудь себя к обильным молитвам, соединенным с плачем, – и Бог в свое время умилосердится над тобою, совлечет с тебя ветхого, согрешающего человека. (Авва Исаия).

Стр. 188 (283).

Люби молиться часто, чтоб просветилось сердце твое. (Авва Исаия).

Стр. 199 (362).

Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя. (Авва Исаия).

Стр. 199 (363)

Будь благосклонен и милостив к неимущим, чтоб не постыдиться пред святыми, когда они за милость будут вступать в вечное блаженство. (Авва Исаия).

Стр. 199 (364).

Возненавидь вожделение яств, чтоб Амалик, т. е. «блудная страсть» не возбранил тебе входа в Землю Обетованную. (Авва Исаия).

Стр. 199 (365).

Не люби употреблять вино до опьянения, чтоб не лишиться веселия Божественного. (Авва Исаия).

Стр. 199 (366).

Памятуй о царстве небесном, и будет мало-помалу привлекать тебя к нему это памятование. (Авва Исаия).

Стр. 199 (367).

Вспоминай о геенне и возненавидь дела, влекущие в нее. (Авва Исаия).

Стр. 199 (368).

Не связывай себя делами мира, и помысл твой будет безмолвствовать в тебе. (Авва Исаия).

Стр. 203 (413).

Не надейся на крепость твою, и помощь Божия будет всегда содействовать тебе. (Авва Исаия).

Стр. 203 (414).

Моли Бога, чтоб Он даровал сердцу твоему плач и смирение; постоянно устремляй взоры твои на грехи твои, и не будешь осуждать других; повинуйся всем, не имей дружбы ни с женщиною, ни с отроком, ни с еретиком. Отвергни дерзость (свободное обращение), удерживай язык и чрево и воздерживайся от вина. (Старец).

Стр. 371 (1).

Страх Божий, смирение, скудость в жизненных потребностях и плач да сожительствуют тебе. (Старец).

Стр. 371 (2).

Не имей близких и частых сношений с мирянами, не имей знакомства с женщиною, не имей свободного обращения с отроком.

Стр. 390 (85).

Если подушка под головой у тебя мягка, отвергни ее и положи под голову камень. Если будет холодно в твоей келлии, потерпи, скажи сам себе: у иных вовсе нет келлии. Если кто нанесет тебе огорчение, помолчи ради Христа, помыслив себе: и Христа оскорбляли ради меня. Если варишь себе пищу, то не вари вкусной, чтобы не возобладала тобою страсть сластолюбия. Живи в подвиге и смирении, всегда поминая, как жили святые. Если придет смерть и застанет нас в смирении и плаче, то мы вступим смертию в вечное успокоение. Если предложит тебе помысл приготовить в праздник пищу получше, не послушай этого помысла, чтоб не проводить праздника, подражая жидам: они празднуют во множестве брашен; монах должен праздновать во множестве плача, слез и умиления. Если услышишь, что кто-нибудь ненавидит и поносит тебя или клевещет на тебя, то пошли к нему подарок, соразмерный силе твоей, чтоб и тебе с дерзновением сказать в день суда: оставь им, Владыко, долги мои, как и я оставил должникам моим. Когда, придут к тебе посетители, ты, увидев их издалека, встань на молитву и скажи: «Господи Иисусе Христе, избави нас от злоречия и от осуждения ближних!» После этого прими их с любовью, угости чем можешь и, побеседовав с братиею благочестиво, отпусти их с миром. Если хочешь стяжать плач, то понудь себя, чтоб все вещи твои и все принадлежности келлии твоей были смиренны, подобно имуществу нищих, просящих хлеба. Если стяжешь книги, не украшай их блестящим переплетом. Не надевай новой одежды, доколе не износишь старой, не развесь платка у пояса; щегольством отгоняется плач и умиление. Если увидишь у брата какую келейную принадлежность или какое-либо земледельческое орудие, и оно полюбится тебе – удержи сердце твое, и научи его отнюдь не любить ничего иного, кроме Христа. Если поленишься встать ночью к утрени, не дай пищи телу твоему, потому что говорит Писание: праздный да не яст. Истину говорю тебе: если мирской человек украдет что, то это вменяется ему в вину; так Бог поставит в вину всякому иноку, если инок не по причине послушания или болезни, или великого труда, упустит какую-либо церковную службу. Однако и от больного и от трудящегося требуется молитва умная, могущая совершаться и без участия тела. Хранись от злоречия: злоречие – смерть души. Если брат принесет тебе подарок в знак любви, и ты знаешь, что он беднее тебя, то воздай ему подарком большей цены; если же не имеешь чем воздать, поклонись брату до земли и скажи ему: прости меня Господа ради; я нищ, а Господь воздаст тебе мзду за любовь твою. Если слышишь или читаешь поведание о житиях святых Отцов, то и ты начни жить подобно им, призывая имя Господа, чтоб Он укрепил тебя. С постоянством пребывай в добрых делах, которые ты начал, воссылая хвалу Богу; если же оставишь какое дело по немощи, – сознай твою немощь, уразумей твое окаянство, смири твою мысль и непрестанно обличай душу твою по поводу начатых и неконченных добрых дел твоих. Если ты впал в плотские грехи, не вспоминай и не размышляй, каким образом ты сделал их: потому что таким воспоминанием и размышлением осквернится душа. Моли о грехах твоих Христа, говоря: Господи! Ты знаешь грехи мои, и Ты, если хочешь, можешь очистить их, а я не смею помышлять о них. Если живешь в пустыне и уразумеешь, что Бог посещает тебя благодатию Своею, то да не вознесется сердце твое, напротив того, скажи: Бог, видя расслабление и немощь мои, творит милость Свою со мною, чтоб я не ослабел окончательно, но терпеливо пребывал в подвиге. Если же превознесешься даром благодати Божией, то Бог отнимет от тебя дар. Если брань любодеяния разжигает сердце твое, то разыщи начало брани, разыщи, на чем основывается она, с чего началась, и исправься.

Стр. 440 (23).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle