ПОМЫСЛЫ
Можем ли возбранять приходить помышлениям и что необходимо делать, когда они приходят?
Брат сказал авве Пимену: мне очень стужают помыслы, и я бедствую от них. Старец вывел его из келлии на воздух и сказал ему: распростри полы одежды твоей и удержи ветры. Брат отвечал: я не могу сделать этого. И сказал ему старец: если не можешь сделать этого, то не можешь возбранить и помышлениям, чтоб они не приходили; но твое дело – противиться им.
Стр. 345 (97).
Как должно относиться к помыслам, возникающим в сердце человека?
Постоянно внимай помыслам, говорящим с тобою внутри тебя, и моли Бога, чтоб даровал тебе разуметь, каким из этих помыслов должно повиноваться и какие отвергать. (Авва Исаия).
Стр. 144 (49).
Опять сказал: Истинный подвижник, истинно любящий Бога, должен внимать каждому помыслу своему и рассматривать его, не плотской ли он? доколе действует в каком-либо члене его ветхий человек, дотоле он не признается девственником. (Авва Исаия).
Стр. 147(66).
Как мы должны относиться к хульным помыслам и должно ли их бояться?
Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они убе-жат от тебя; они расстроивают только того, кто убоится их. (Авва Исаия).
Стр. 200 (375).
Как должно поступать с теми помыслами, которые приходят издалека или из числа таких, которые появляются по закону предприятия (явление в мечтании и ощущение прежде содеянных грехов).
Когда посеется в тебе какой-либо лукавый помысл, или из числа таких, которые приходят издалека, или из числа таких, которые приходят по закону предприятия, и часто будет представляться уму твоему, тогда знай наверно, что он тайно уставляет сеть тебе. Но ты пробудись благовременно. Если же помысл принадлежит к десным и благим, то знай, что Бог хочет даровать тебе какой-либо образ (особенный способ) к получению живота вечного, и по сей-то причине такой помысл, вне обычая, движется в тебе непрестанно. Если же приходящий к тебе такой помысл – темен, и ты приходишь в сомнение о нем, не постигая ясно, свой ли он, или тать, заступник ли, или наветник, сокрывающийся под личиною благого, то уготовься относительно его немедленно прилежною, деннонощною молитвою, со многим бдением. Не отринь его и не согласись с ним; но с теплотою и тщанием сотвори молитву о нем. Не умолкай, призывая Господа, и Он покажет тебе, откуда пришел этот помысл. (Преп. Исаак Сирский).
Стр. 276 (59).
Как должно поступать, когда помысл внушает тебе возлагать упование на свои подвиги?
Упражняясь в подвигах, не попусти сердцу твоему возложить упование на них; не сложись с мыслию, что они помогают тебе, но так скажи помыслу твоему: «о! когда бы Бог услышал меня, вопиющего к Нему из бедственного состояния моего злостраданием тела». (Авва Исаия).
Стр. 167 (149)
По какой причине душа наша побеждается помыслами?
Брат спросил его: отчего побеждается помыслами душа моя? Старец отвечал: по этой причине и говорит апостол, что в велицем дому не точию сосуди злати и серебряни суть, но и древяни и глиняни. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце, на всякое дело благое уготован. Брат спросил: как это объясняется? Старец сказал ему: это объясняется так: дом – весь мир, сосуды – человеки, златые сосуды суть совершенные человеки, серебряные суть преуспевшие, деревянные и глиняные суть те, которых духовное делание очень мало. Кто очистит себя от сих, то есть от осуждения, даже и самомалейшего, тот соделывается сосудом в честь, благопотребным своему Владыце, уготованным на всякое дело благое. (Авва Пимен Великий).
Стр. 343 (88)
Такое объяснение дал великий Отец монаху безмолвнику из глубокого знания деятельности безмолвника. Жизнь безмолвника, по наружности – непорочная и святая, располагает к строгому суждению о ближних человека, еще не обновленного Божественною благодатию. Представляясь такою для поверхностного и невежественного суждения, эта жизнь в сущности – иная. Она преисполнена тяжких искушений от нашествия греховных помыслов, мечтаний и ощущений; она преисполнена невидимых согрешений, уклонений и падений. Это естественное последствие падения, объемлющего все человечество; это допускается промыслом Божиим для охранения вступивших в безмолвие и обучающихся в нем от превозношения и для научения их смирению, на котором одном зиждется и может быть воздвигнуто духовное преуспеяние. Угнетаемый искушениями, бедствующий в мысленных волнах безмолвник, постоянно прибегая к милосердию Божию, стяжавает убеждение, что вся надежда спасения его заключается единственно в милосердии Божием, в Искупителе, стяжавает сердечный залог милосердия к ближним. Он сознает, что долг его сострадать братии, подвергающейся разнообразным согрешениям, а не осуждать их. Для суждения грехов человеческих имеются иные служения, служение безмолвника – плач пред Богом и ходатайство о своих грехах и немощах, о грехах и немощах всего человечества. Доколе сердце безмолвника не освободится от осуждения ближних, дотоле он не погрузится в благость и не облечется ею, дотоле оно не возможет освободиться от ожесточения и пребывать в умилении, которым побеждаются все бесовские помыслы.
Когда лучше отражать скверные мечтания и помыслы: при самом ли появлении их или же спустя некоторое время?
Авва Аполлос Великий поучал всех подведомственных ему иноков немедленно отражать мысленные сеяния диавола, при самом первоначальном появлении их. Когда сокрушится глава змия, говорил он, тогда соделывается мертвым все тело его. Господь повелел нам блюсти голову змея. Эго значит: мы должны отвергать и изглаждать из ума злые и непотребные помыслы и скверные мечтания, при самом начале их.
Стр. 69 (1).
О греховных помышлениях сказал некоторый старец: Умоляю вас, братия! Будем подавлять греховные помышления в самом начале их, подобно тому, как подавляем греховные дела.
Стр. 390 (87).
Если тебя беспокоят многие помышления, то каким образом необходимо отражать их: бороться ли сразу против всех помыслов или же только против одного?
Брат спросил старца: что делать мне? Многие помышления беспокоят меня, и не знаю, каким образом отразить их. Старец отвечал: не борись против всех помыслов, но против одного, потому что все помышления у каждого монаха имеют одну какую-либо главу. Необходимо рассмотреть, в чем состоит эта глава, и бороться против нея, тогда подавятся и остальные зависящие от нее помышления.
Стр. 390 (86).
Как должно поступать с помыслами, тайно всеваемыми в нас врагом: не прекословить, а только, избегая беседу с ними, молиться Богу, или же надо препираться с ними?
Если кто не прекословит помыслам, тайно всеваемым в нас врагом, но отсекает беседу с ними молением к Богу, это служит признаком, что ум того человека приял от благодати премудрость и его истинный разум освободил его от многих дел; обретением краткой стези, которой он достиг, он отклонил от себя продолжительное парение по долгому пути. Но во всякое время мы имеем силу воспрекословить всем помыслам, наветующим нас, и обуздывать их; напротив того, часто приемлем от них язвы, не исцеляющиеся в течение продолжительного времени. Знай, что (желая препираться помыслами), ты вступаешь в борьбу с теми, которых опытность исчисляется шестью тысячами лет. А это (т.е., с одной стороны, твое покушение препираться с помыслами, а с другой, – их опытность) доставляет им возможность уготовиться и нанести тебе язву образом, превысшим твоих премудрости и разуму. Если же ты и победишь их, то скверна помыслов оскверняет мысль твою и воня злосмрадия их долгое время пребывает в обонянии твоем. Употребив же первый способ, ты будешь свободен от всего этого и от страха: нет иной помощи кроме Бога. (Преп. Исаак Сирский).
Стр. 269 (45).
«Предательство бывает от нерадения. Не противоречь нападающим помыслам, потому что враги сего и желают, и, видя противоречие, не престанут нападать, но помолись ко Господу, повергая пред Ним немощь твою, и Он поможет не только отгнать, но и совершенно упразднить их». (Преп. Варсонофий и Иоанн, Ответ 91. Слово 30-е.)
Как препобеждать греховные помыслы?
Брат, безмолвствовавший в келлии, пришел к одному из Отцов и исповедал ему о побеждении своем помыслами. Старец сказал на это: ты поверг на землю великое оружие – страх Божий и взял в руки слабую тростниковую ветвь – препирательство с греховными помышлениями! Оставь ее, вооружись огненным мечем – страхом Божиим, и когда приближатся к тебе греховные помышления, то огнь страха Божия попалит их, как хворост. Страсти не могут преодолеть тех, которые имеют в себе страх Божий.
Стр. 395 (112).
Брат спросил старца: что делать мне? убивают меня нечистые помышления. Старец отвечал: женщина, когда хочет отнять от груди сына, помазывает сосцы чем-нибудь горьким. Младенец привлекается по обычаю к сосцам, но, почувствовав горечь, отвращается от них. И ты примешай горечь в помышления твои. Брат спросил: что такое горечь, которую я должен примешивать? Старец отвечал: воспоминание о смерти и о тех муках, которые приготовлены для грешников в будущем веке.
Стр. 478 (79).
Некоторый монах сказал авве Арсению: помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов; посещай, по крайней мере, больных, потому что это – дело любви. Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия. Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах пребудет терпеливо в безмолвии.
Стр. 49 (10).
Другой брат спросил авву Пимена о искушении от помыслов. Он сказал: находящегося в этом положении можно уподобить человеку, имеющему огонь по левую сторону себя и сосуд с водою по правую, когда он возгорится огнем, то берет воду из сосуда и погашает огонь. Огонь – семя врага, а вода – повергает себя пред Богом.
Стр. 334 (47).
Этот способ борьбы против греховных помыслов очень действителен и может быть употребляем, когда монах находится один в своей келлии. Его употребляла с полным успехом преподобная Мария Египетская.
Почему необходимо тотчас открывать смущающие тебя скверные помыслы духовному отцу?
Если смущают тебя скверные помыслы, не скрывай их, но тотчас сказывай духовному отцу твоему и обличай их. Чем более скрывает человек помыслы свои, тем более они умножаются в нем, укрепляются и твердеют.
Стр. 375 (25).
Как змей, когда выйдет из норы своей, то немедленно бежит: так и лукавый помысл, будучи обличаем, скоро погибает.
Как червь поядает древо, так и утаеваемый помысл погубляет сердце. Исповедающий помышления свои скоро исцелится, а скрывающий их заражен гордости ю.
Стр. 375 (26).
Если кого-либо беспокоит греховный помысл, то должно ли ему исповедать этот помысл кому-либо из старцев или же руководствоваться только прочитанным о борьбе с такими помыслами и удовлетвориться своею совестию?
Беседуя с некоторым старцем, жившим близ аввы Зенона, мы спросили его: если кого беспокоит греховный помысл и он прочитает или услышит сказанное отцами о борьбе с таким помыслом, хочет исправить свое душевное настроение, но не может, – хорошо ли исповедать это кому-либо из старцев или должно руководствоваться прочитанным и удовлетворяться своею совестию? – Старец отвечал нам: должно исповедать отцу, но отцу, способному оказать помощь, и не уповать на себя. Боримый страстию не может сам себе принести пользы, в особенности, если страсть обладает им. Со мною, в юности моей, случилось нечто таковое. Душа моя была уязвлена страстию, и я побеждался ею. Слышав об авве Зеноне, что он исцелил многих, я вознамерился идти к нему и возвестить совершающееся надо мною. Но помысл удерживал меня, внушая мне: ведь ты знаешь, как должно поступить! поступи сообразно прочитанному тобой и не соблазняй старца. Когда я решался идти, брань облегчалась несколько, и я оставлял намерение мое. Тогда снова потопляла меня страсть, и я снова понуждал себя сходить к старцу, но враг снова обольщал меня, не попуская исповедать старцу борющих меня помыслов. Даже не раз я ходил к старцу, но враг не допустил меня до исповеди, принося стыд сердцу моему и представляя, что способ исцеления мне известен. Какая нужда, говорил он, рассказывать о себе кому-либо? Это приносил мне враг, чтоб я не открыл страсти и не получил исцеление. Старец прозирал, что я имею что-то на сердце, но не обличал меня, а ждал, чтоб я сам исповедал ему, вместе с тем он наставлял меня на благое жительство и отпускал с миром. Приходя к себе, я скорбел и плакал, говоря душе моей: доколе, окаянная душа моя, ты отвергаешь врачевание? Издалека приходят к старцу и получают исцеление, а ты не можешь возобладать собою, не хочешь исцелиться, имея врача близ себя! Разжегшись сердцем, я встал и сказал сам себе: пойду к старцу, и если никого не найду у него, то это будет для меня знамением воли Божией, чтоб я исповедал ему мои помыслы. С такою решимостью я пошел к старцу и не нашел у него никого. Старец по обычаю поучал меня спасению души и как кто может очиститься от скверных помыслов. Победясь опять стыдом и не будучи в состоянии исповедать, я просил отпустить меня. Старец сотворил молитву и, провожая меня, шел впереди меня к дверям, а я, томимый помыслами, сказать ли старцу или не сказать, шел за ним, ступая медленно. Старец, видя, что помыслы очень истомили меня, обратился ко мне, и, прикоснувшись к груди моей, сказал: что делается с тобою? и я человек. Когда старец сказал мне это, – сердце мое как будто отверзлось, и я упал лицом на ноги его, умоляя его помиловать меня. Он сказал мне: что с тобою? Я отвечал: ты знаешь, чем я страдаю. Он сказал: нужно самому тебе обличить твое состояние. Тогда я с великим стыдом исповедал страсть мою. Он сказал мне: чего ты стыдишься? скажи мне: не человек ли и я? не три ли года ты приходил сюда, имея эти помыслы и не исповедуя их? Я припал к ногам его и умолял его, говоря: помилуй меня, ради Бога, скажи мне, что мне делать? Он отвечал: поди, усиль молитву твою и ни о ком не говори худо. Я возвратился в келлию мою, усилил молитву мою, и благодатию Христовою за молитвы старца освободился от смущения этою страстию. По прошествии года пришел ко мне помысл, что, может быть, Бог помиловал меня по милости Своей, а не ради старца. Я пошел к нему, и, желая испытать его, наедине поклонился ему и сказал: авва! Помолись о мне ради того помысла, который я исповедал тебе прошлого года. Он не поднял меня тотчас, но оставил в положении сделанного мною поклонения, и, помолчав немного, сказал: встань и имей веру. Когда я услышал это, – мне сделалось так стыдно, что от стыда я желал бы, чтоб земля поглотила меня. Я встал и не мог взглянуть на старца; дивясь ему, я возвратился в мою келлию.
Стр. 128 (6).
Что необходимо предпринять, когда тебя, сидящего в келлии, обступят злые помышления?
Случается иногда, что в то время, как ты сидишь в келлии твоей, обступят тебя злые помышления и бесы, как звери лютые: ты же не убойся их, – немедленно встань мужественно, и молись усердно Богу; проходись немного по двору, они, не терпя молитвы, разойдутся от тебя.
Стр. 378 (38).
По какой причине некоторые старцы не только боролись, но никогда не подвергались нападению помышлений?
Некоторый брат вопросил старца, говоря: отец! что мне делать! я не могу преодолеть помышлений. Старец отвечал: я никогда не подвергался нападению помышлений. – Соблазнился брат, – пошел к другому старцу, говорит ему: вот, что сказал мне такой-то старец! Я соблазнился на него, потому что сказанное им неестественно человеку. Второй старец отвечал: не без причины сказал тебе это слово человек Божий: поди и со смирением попроси, чтоб он объяснил тебе сказанное им. Брат возвратился к первому старцу и сказал ему: авва! прости меня: я поступил безрассудно, что ушел от тебя, не простившись с тобою. Но объясни мне, прошу тебя, каким образом ты пребываешь без борьбы с помышлениями? Старец отвечал: с того времени, как я – монах, не вкусил я досыта ни воды, ни хлеба, ни сна, – и это не попустило меня до такой борьбы с помыслами, о какой ты спрашивал. Брат вышел от старца, получив помощь от его слова.
Стр. 458 (42).
За что мы осуждаемся: за то ли, что входит в нас помышление греховное, или за то, что ими злоупотребляем?
Осуждаемся мы не за то, что входят в нас помышления греховные, но за злоупотребление ими. По причине помышлений подвергаемся кораблекрушению и по причине помышлений получаем венцы.
Стр. 390 (84).
Отнимает ли Господь Свою помощь от человека, начинающего думать о себе хорошо и как должно всегда говорить, чтоб удален был греховный помысл?
Если жительствуешь в пустыне, то наблюдай за умом твоим, чтоб не поругались тебе бесы, влагая помышления и говоря: ты хорошо живешь, и вот уже избавился от оклеветания, удалился от человеков, от глаголания и слышания, и совершаешь твое малое правило. Если будешь помышлять это, то Бог возьмет помощь Свою от тебя, и тогда познаешь свою немощь. Говори себе всегда: горе мне! телом нахожусь в пустыне, а умом скитаюсь в мире, человеки думают, что провожу жительство отеческое, а я всякий день совершаю неподобное по лености моей и оскверняюсь помышлениями, утрачиваю напрасно все время во сне, в употреблении пищи и пития.
Стр. 377 (33).
Пример о том, как демоны как будто бы и невинными помышлениями стараются ввести человека в общение с собою и удалить подвижника от спасительного делания.
Некоторый брат, живший в келлиях, намочил в воде свои пальмовые ветви и, когда сел плесть веревки, сказало ему помышление его, чтоб он пошел к такому-то старцу для посещения. Потом, передумав сам в себе, сказал: пойду чрез несколько дней. И опять говорило ему помышление его: если же старец в это время умрет, тогда что сделаешь? пойду сейчас же и поговорю с ним, тем более, что время летнее. И опять сказал он сам в себе: но теперь некогда. И снова помышление говорило ему: когда приладишь тростниковые палки к циновкам, тогда уже будет время. И опять сказал он сам в себе: когда употреблю в работу эти пальмовые ветви, тогда пойду. Против этого возразило помышление его: но сегодня хороша погода. С этими словами он встал, оставил приготовленные к работе пальмовые ветви не употребленными и пошел, взяв мантию свою. По соседству его жил некоторый старец, муж прозорливый; увидев, что брат идет поспешно, он закричал ему: пленник! пленник! куда бежишь? подойди ко мне. Когда он подошел, старец сказал ему: возвратись в келлию твою. Брат рассказал старцу о приливе помышлений, которому он подвергся, и просвещенный учением старца, возвратился в свою келлию. Вошедши в нее, он пал на лице свое и приносил покаяние. Когда он поступил так, – внезапно демоны закричали громким голосом: победил нас, монах, победил нас! Циновка, на которой он лежал, превратилась в пепел, как бы сожженная огнем, а демоны исчезли в образе дыма. Таким образом брат научился познавать козни их.
Стр. 505 (117).
Демоны стараются ввести человека в общение с собою и в подчинение себе не всегда явно-греховными помышлениями; они внушают первоначально действия, не имеющие в себе, повидимому, ничего предосудительного, часто повидимому добрые, а потом уже, получив влияние и власть над человеком, ввергают его в беззакония, которые таким образом суть последствия первоначального последования внушения демонов. Это показывает, как тесен и прискорбен мысленный путь, с каким трезвением должно шествовать по нему.
Пример о том как часто одно слово или ничтожный предмет из области мира, враждебного Богу, вызывало в душах подвижников борьбу с помышлениями.
Сказывали об одном старце в Келлиях, что он был великий подвижник. Когда он занимался деланием своим, случилось другому, также святому мужу, придти к келлии его, и услышал пришедший, стоя вне, что старец препирается с помышлениями своими и говорит: доколе я буду для этого одного слова забывать все, что знаю? Стоявший вне дверей сначала думал, что старец спорит с каким-либо посетителем: он постучался в дверь с намерением примирить несогласных между собою. Вошедши в келлию, видя, что в ней нет никого, и будучи коротко знаком с старцем, спросил его: с кем спорил ты, авва! Он отвечал: с помышлениями моими. Четырнадцать книг я выучил наизусть, услышал ничтожное слово вне келлии; когда же, возвратясь в келлию, захотел упражняться в деле Божием, все, выученное наизусть, как бы перезабыл, и только одно то слово, которое я слушал вне келлии, приходит мне на память в час служения моего. По этой причине я препирался с помышлениями моими.
Стр. 502 (112).
Искушение, неизвестное людям развлеченным, известное инокам, проводящим внимательную жизнь. В особенности известно оно подвижникам, занимающимся умною молитвою. Ничтожное слово, ничтожный предмет из области мира, враждебного Богу, резко напечатлеваются в душах чистых, часто не могут изгладить впечатления, грязного и пагубного, ни потоки слез, ни усиленный подвиг, ни обширные познания в богословии, ни продолжительное время. Всем монахам должно хранить себя тщательно, особливо же затворникам и отшельникам.
Пример о том, что Господь не открывает своих тайн тем старцам, которые, хотя и совершают великие подвиги бдения, пощения и безмолвия, но имеют в сердцах своих греховные помышления.
Скитский пресвитер (иеромонах и настоятель одной из четырех церквей египетского Скита) провел, по случаю, ночь у некоторого старца. Увидев подвижническое жительство старца и учеников его, пресвитер спросил его: имеете ли какие откровения от Бога? Старец отвечал: не имеем. Тогда сказал пресвитер: мы совершаем непродолжительные молитвословия, и Бог открывает нам все тайны, а вы несете такой подвиг бдения, лощения, безмолвия и говоришь, что Бог не открывает вам никаких тайн: это оттого, что вы питаете греховные помышления в сердцах ваших, они отлучают вас от Бога, и Бог не открывает вам тайн Своих. Отцы, услышав это, удивились и говорили друг другу: скверные мысли отлучают от Бога.
Стр. 428 (11).
Как святые Отцы боролись с злыми помыслами?
Он говорил: Я подобен человеку, который сидит под высоким деревом и видит, что приближается к нему множество зверей и змей; если он не может противостать им, то взлезает на дерево и спасается. Так и я, безмолвствуя в келлии моей, вижу злые помыслы, восстающие на меня; когда не могу противостать им, – прибегаю к Богу молитвою и спасаюсь. (Авва Иоанн Колов).
Стр. 287 (8).
Пример о том, как древние иноки боролись с помыслами побуждавшими их оставить монашеское жительство.
Некоторый брат, будучи тревожим помыслами, понуждавшими его выйти из монастыря, открыл это авве своему. Авва сказал ему: поди, безмолвствуй и отдай тело твое в залог стенам келлии твоей с уговором, что ты не выйдешь из нее, а на помышления твои не обращай никакого внимания, пусть они беспокоят тебя, сколько хотят, только ты не извергни тело твое из келлии твоей.
Стр. 493 (96).
Некоторый брат был борим в течение девяти лет помышлениями своими, чтоб он вышел из иноческого общежития, в котором находился, и ежедневно он брал кожицу, на которой спал, чтоб выйти. Когда наступал вечер, он говорил: завтра выйду отсюда. При наступлении же утра он говорил помышлениям: понудим себя пробыть здесь сегодня ради Господа. Когда исполнились девять лет, что он отлагал день за день исшествие свое, Господь отъял от него искушение его.
Стр. 493 (97).
Какие примеры победы над помышлениями, внушающими отлагать покаяние на следующий день, показали святые Отцы в своей жизни?
Некоторому старцу говорили помышления его: оставь сегодня, завтра займешься принесением покаяния. Он отвечал помышлениям: нет! сегодня займусь принесением покаяния, а завтра, что Господь устроит по воле Своей.
Стр. 394 (106).
Пример о том, что Господь за победу над малыми помышлениями вознаграждает истинных послушников.
В Фиваиде некоторый старец безмолвствовал в вертепе. У него был ученик подвижник. Старец имел обычай по вечерам поучать ученика и делать ему душеспасительные наставления; после наставления он молился и отпускал ученика спать. Случилось, что посетили их некоторые благочестивые миряне, которым было известно великое воздержание старца; получив от него утешение, они ушли. По отшествии их, вечером старец опять сел по обычаю и занялся поучением и наставлением брата. Во время беседы напал на него сон, а брат стоял ожидая, чтоб старец проснулся и сотворил по обычаю молитву над ним. Старец не просыпался. Ученик, сидя долго, был побеждаем помышлениями потихоньку уйти и лечь спать; но он понудил себя противостал помышлению и остался. После этого сон начал склонять его, но он не ушел. До семи раз повторилось с ним такое колебание, но он с твердостью воспротивился ему. По прошествии уже полуночи проснулся старец и, увидев ученика сидящим близ себя, сказал: отчего ты до сих пор не ушел? Ученик отвечал: оттого, отец, что ты не отпустил меня. Старец: почему ты не разбудил меня? Ученик: я не осмелился толкнуть тебя, чтоб не обеспокоить тебя. Они встали и начали отправлять утреню; по окончании утрени старец отпустил ученика. Оставшись один, старец пришел в исступление. И вот некто показывает ему место прославленное, в нем трон и над троном семь венцов. Старец спросил того, кто показывал ему это: кому все это принадлежит? Тот отвечал: Ученику твоему даровал Бог и место это и трон за его жительство; эти же семь венцов он заслужил в эту ночь. Услышав это, старец удивился; весь трепетный, позвал он ученика и спрашивал его: скажи мне, что сделал ты этой ночью? Он отвечал: прости меня, отец! я ничего не сделал. Старец, думая, что он не говорит по смирению, сказал: поверь, я не успокоюсь, если не скажешь мне, что сделал или что помышлял ты ночью. Брат, не зная за собою никакого дела, не находил, что сказать, и потому отвечал старцу: прости меня, отец! я ничего не сделал, разве только то, что до семи раз был склоняем помышлениями уйти и лечь спать, но не пошел, потому что не был отпущен тобою по обычаю. Старец, услышав это, тотчас понял, что ученик столько раз был увенчан Богом, сколько раз противостал помышлениям. Он ничего из виденного не возвестил брату, чтоб не нанести ему вреда, но поведал это духовным отцам. Научимся, что за победу и над малыми помышлениями Бог венчает нас. Благо человеку понуждать себя ради Бога во всяком деле; Царство Небесное нудится, и нуждницы восхищают е.
Стр. 495 (100).
Пример о том, как те, которые хотя и обуреваются нечистыми помыслами, но препобеждают их мужеством и терпением, получают от Господа победные венцы.
Некоторый старец подвергся тяжкому искушению от помыслов. Искушение продолжалось десять лет. Он пришел уже в отчаяние и говорил сам себе: погубил я душу мою! как решительно погибший, возвращусь в мир! Когда он совсем вышел, пришел к нему голос: десятью годами борьбы твоей ты увенчан. Возвратись в место твое: Я избавлю тебя от всякого злого помышления. Возвратившись немедленно, он пребыл в начатом монашеском подвиге. Не должно отчаяваться по причине борьбы, причиняемой нашествием помыслов. Если противимся ревностно помыслам, то борьба с ними сплетает нам тем светлейшие венцы.
Стр. 465 (54).