ПЛАЧ
2. Каковы свойства плача?
Авва Пимен сказал: Плач – сугуб: делает и хранит.
Стр. 331 (26).
2. Из чего прозябает плач?
Из невменяемости прозябает плач. (Авва Исаия).
Стр. 216 (480).
3. Как приходит плач?
Брат спросил старца: как происходит плач? Старец сказал ему: плач происходит от размышления о грехах своих, в которые впал человек в жизни сей, и как он будет отвечать Богу. Ищущему придти в плач также должно непрестанно вспоминать о смерти и о вечной муке, о родителях своих и прочих знакомых, скончавшихся, где они ныне.
Стр. 380 (43).
4. Что производит плач в душе человека?
Сперва плач очищает от грехов, потом начинает восхищать очищенного по временам в духовные видения, изменяя ум, изменяя чувства душевные и телесные благодатным изменением; необъяснимым в сердце плотского мудрования, превысшим всех состояний, свойственных естеству падшему.
Стр. 330 (22 прим.).
5. Чем очищает себя человек от грехов своих?
Брат спросил святого Антония: что делать мне, чтоб очиститься от грехов моих? – Старец отвечал: желающий освободиться от грехов, плачем и рыданием освобождается от них; желающий стяжать добродетели, плачем и рыданием стяжевает их. Вся книга псалмов – не что иное, как плач. Вспомни о Езекии, царе иудейском, который, как написано о нем пророком Исаиею, при посредстве плача не только исцелился от болезни, но и удостоился получить продолжение жизни на пятнадцать лет; в то время как изливались его слезы, сила Божия поразила смертию сто восемьдесят пять тысяч человек из войска, нападавшего на него. При посредстве плача святой Апостол Петр возвратил то, что потерял отречением от Христа. Мария, обливавшая слезами ноги Христа, удостоилась увидеть воскресение своего брата четверодневного Лазаря. (Антоний Великий).
Стр. 34 (187).
6. Исцеляет ли плач сердца греховные язвы человека?
Плач сердца исцеляет язвы, нанесенные сердцу внутренними врагами. (Авва Исаия).
Стр. 218 (498).
7. Есть ли иной путь к избавлению и ограждению себя от грехов, кроме пути плача?
Брат спросил авву Пимена: что делать мне со грехами моими? Старец сказал: желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, – и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает в падение в них. Это – путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет.
Стр. 331 (25).
Брат спросил авву Пимена о монашеском делании. Старец сказал: когда Бог посетит нас призывом в вечность, тогда что озаботит нас? Брат отвечал: грехи наши. Старец сказал: и так войдем в келлии наши, уединившись в них, воспомянем грехи наши, и Господь послушает нас.
Стр. 331 (28).
Здесь говорится о воспоминании о грехах, соединенном с плачем о них.
8. До какого времени должен продолжаться плач человека о том или ином допущенном грехе?
Кто пал когда-либо, тот находится под законом покаяния. Он не может успокоиться и перестать от плача, доколе не узнает наверно, что прощен ему грех его. (Авва Исаия).
Стр. 137(20).
Он сказал: Горе душе, падшей после святого крещения в смертный грех! такой человек, встав в разряд кающихся, не может успокоиться, доколе еще находится в этом разряде. (Авва Исаия).
Стр. 139 (28).
9. Что должно возлюбить и что возненавидеть, чтоб приобрести плач?
Если хочешь иметь плач, то возлюби нищету и смирение и не желай иметь хороших вещей в келлии твоей. Когда душа захочет чего-либо и не находит его, то воздыхает и смиряется: тогда Бог утешает ее и дарует многое умиление. Душа, когда вкусит сладости Божией, – получает ненависть даже к той одежде, которую ты носишь, к самому телу своему. Говорю я тебе, чадо: если не омерзеет человеку тело его, как враг и супостат, так чтоб ни в чем не делать ему угождения, то он не может освободиться от сетей вражиих. Диавол употребляет плоть как сеть для иноков, особливо для юных.
Стр. 378 (39).
10. Вменяется ли в мученичество плач человека, совершаемый благим произволением?
Опять он говорил: Верую, что Бог причислит к мученикам того человека, который благим произволением предается деланию плача: проявление слез Бог примет от него, как пролитие крови. (Авва Феодор Енатский).
Стр. 367 (2).
11. Если плачущий видит в ближнем доброе или худое, то может ли сказать о нем, что он поступает хорошо и не противно воле Божией?
Если плачущий скажет о ком-либо, что он хорош или худ, то одно суждение это уже служит для него стыдом и укоризною. Такое суждение обличает его, что он мог увидеть то, чего не должен был видеть: человека грешнее себя. Покушение узнать о чем-либо, не касающемся собственно его, есть начинание противное совести, признак незнания пути Божия, лукавое увлечение и пленение, не допускающее видеть грехов своих. (Авва Исаия).
Стр. 221 (520).
12. Должно ли скрывать свой плач в своем сердце, когда приходит к тебе кто-либо из ближних?
Если придет к тебе брат, – устрани плач от лица твоего и скрой его в сердце твоем, доколе не отпустишь от себя брата твоего. Тогда опять возложи плач на лице твое: бесы страшатся, видя с тобою плач.
Стр. 377(35).
13. Почему не должно думать, что ты делаешь что-либо великое, когда Господь посылает тебе плач и умиление?
Если Бог даст тебе плач и умиление, то, плача, не помышляй в себе, что ты делаешь что-либо великое, – тем более смиряйся и укоряй себя. Когда Бог видит, что человек хвалится о слезах в сердце своем, тогда взимает от него плач, и бывает сердце его жестоко как камень: Бог оставляет его, чтоб он смирился и познал всю немощь.
Стр. 443 (24).
14. Кто бывает далек от истинного плача?
Воздающий злом за зло далеко устраняет от себя плач. (Авва Исаия). Стр. 221 (517).
Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы с целью удовлетворения своему тщеславию. (Авва Исаия).
Стр. 221 (518).
Далек от плача последующий воле естества падшего. (Авва Исаия). Стр. 221 (519).
Если тебя поносят и ты заскорбишь от этого, то нет в тебе истинного плача. (Авва Исаия).
Стр. 221 (521).
Исчисленные признаки показывают, что жив ветхий человек в подвижнике, что обладает им, что не встречает себе сопротивления, что нет в подвижнике истинного плача. (Авва Исаия).
Стр. 222 (28).
15. Не обманывает ли сам себя тот, кто говорит, что он оплакивает согрешения свои, а продолжает подвергаться им?
Говорящий, что он оплакивает согрешения свои, и продолжающий подвергаться им обманывает сам себя. (Авва Исаия).
Стр. 220 (510).
16. Должно ли избегать тщеславия, когда мы оплакиваем свое грехопадение?
Он сказал: Те из нас, которые были побеждены плотскою страстию, не обленимся приносить покаяние и оплакивать себя, прежде нежели постигнет плач, имеющий объять нас по причине осуждения нашего. Когда же плачем, не будем возвышать глас воздыхания, да не уведует шуйца, что творит десница. Шуйца есть тщеславие. (Авва Моисей).
Стр. 313 (2).
17. Может ли быть иноком тот, кто не умертвит всех плотских пожеланий своих и не приобретет плача?
Однажды авва Пимен шел с аввою Анувом в окрестностях города Диолка. Увидев там женщину, терзающуюся и горько плачущую над могилою, они остановились послушать ее. Потом, несколько отошедши, встретили прохожего, и спросил его святой Пимен: что случилося с этою женщиною? отчего она так горько плачет? Прохожий отвечал: у ней умерли муж, сын и брат. Тогда авва Пимен, обратясь к авве Ануву, сказал: говорю тебе, если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжет такого плача, то он не может быть монахом. Все житие монаха – плач.
Стр. 331 (27).
Это значит: – не стяжавши плача, невозможно сосредоточиться и уединиться в себе, невозможно стяжать истинного сердечного безмолвия, освобождающего от всех страстей. Монах – значит уединенный, и тот только истинно уединен, кто уединен сам в себе.
Авва Пимен, однажды идя во Египте, увидел женщину, сидящую на гробе и горько плачущую. При этом он сказал: Если со всего мира соберутся к этой женщине утешающие, то не отвлекут ее от плача: так и монах всегда должен иметь в себе плач.
Стр. 336 (62).
18. Будем ли плакать и раскаиваться о том, что не приносили в свое время покаяния?
Он сказал: Сколько будем плакать и раскаяваться о том, что ныне не плакали и не приносили покаяния. (Авва Стратигий).
Стр. 356 (4).
19. Должны ли плач и сокрушение духа иметь мы с собою повсюду?
Как тень от тела нашего последует за нами повсюду, так повсюду мы должны иметь с собою плач и сокрушение духа.
Стр. 373 (10).
Брат сказал старцу: Авва! скажи мне душеполезное слово. Старец отвечал: когда Бог поразил казнями Египет, – не было ни одного дома, в котором бы не раздавался плач.
Стр. 373 (11).
Другой брат просил того же у другого старца. Старец сказал: мы должны постоянно плакать. Некоторый старец скончался и по прошествии нескольких часов опять пришел в себя. Мы спрашивали его: Авва! Что ты видел там? Он, плача, поведал нам: я слышал жалобный голос, вопиющий непрестанно: горе мне! Горе мне! И мы должны взывать так всегда и плакать.
Стр. 373 (12)
20. Должно ли заниматься рукоделием в то время, когда Господь пошлет плач и умиление душе твоей?
Когда Бог пошлет плач и умиление душе твоей или на краткое время, или на многие дни, тогда оставь всякое рукоделие, пребывай в том плаче и умилении, как в делании самонужнейшем.
Может быть, близок день твоей смерти, и по этой причине Бог послал тебе плач и умиление, чтобы посредством их ты обрел милость. Как диавол, видя приближающийся конец жития человеческого, особенно старается погубить человека; так и Бог при кончине посылает какое-либо особенное средство к спасению.
Стр. 445 (24).
21. Чем сопровождались дела древних подвижников?
Брат сказал авве Пимену: дай мне наставление. Старец отвечал: у Отцов все дела сопровождались плачем.
Стр. 345 (101).
22. Какие примеры истинного плача о грехах показали святые Отцы в своей жизни?
Поведали о авве Диоскоре следующее: Он, безмолвствуя в келлии, оплакивал себя. Ученик его жил в другой келлии. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал: отец! о чем ты плачешь? Старец отвечал: плачу о грехах моих. Ученик возражал: ты не имеешь грехов. Старец отвечал: будь уверен, сын мой: если б я видел все грехи мои, то мой собственный плач оказался бы недостаточным, я понуждался бы во многих помощниках, чтоб оплакать их как должно.
Стр. 106 (1).
Опять сказал: горе мне! горе мне! я не позаботился стяжать чистоту и святыню, при которых получается милость Божия. Горе мне несчастному! Я не подвизался победить врагов моих, за что даруется царство со Христом. Раб неверный не осмелится приблизиться ко Владыке своему. Горе мне! горе мне! ношу на себе наименование по имени Твоему, Господь мой, а служу врагом Твоим. Увы! Увы! услаждаюсь тем, чем гнушается Царь мой, и потому Он не исцеляет меня. (Авва Исаия).
Стр. 149 (78).
Опять сказал: Горе мне! горе мне! Обвинители мои, известные мне и неизвестные, предстоят предо мною, и не могу опровергнуть обвинений их. Увы! Увы! Имея таких обвинителей, как предстану Господу моему? Как явлюсь в собрание святых Его, когда враги не оставили ни одного члена моего неоскверненным? (Авва Исаия).
Стр. 150 (81).
Некоторый брат сказал авве Пимену: помышления мои не допускают мне видеть грехов моих; но отцы понуждают меня помышлять о грехах моих. Авва Пимен в ответ поведал о авве Исидоре следующее: авва Исидор плакал обыкновенно тогда, когда ученик его находился в другой келлии. Однажды случилось, что ученик вошел к нему в то время, как авва плакал, и спросил его: авва! о чем ты плачешь? Он отвечал: оплакиваю грехи мои. Ученик сказал: у тебя нет грехов. Старец отвечал на это: если б мог сделать явными Бог грехи мои для всех, то для оплакивания их недостало бы ни двух, ни трех, ниже многих помощников.
Стр. 244 (8).
Отцы Нитрийской горы послали к великому отцу Макарию в Скит (пустыня Скит была по соседству с пустынною горою Нитрийскою) с следующим приглашением: вместо того, чтоб подыматься к тебе всему иноческому населению горы, умоляем тебя придти к нам, чтоб мы увидели тебя прежде, нежели ты отойдешь ко Господу. Когда Макарий пришел в гору, стеклось к нему все многочисленное братство. Старцы просили его, чтоб он сказал назидательное слово братии. Он, прослезившись, сказал им: «братия! очи ваши да испустят слезы прежде отшествия вашего туда, где слезы наши будут жечь наши тела». Все заплакали и, пав ниц, сказали: Отец, молись за нас.
Стр. 310 (6).
Когда скончался авва Арсений Великий, – святой Пимен, при вести о этой кончине, прослезившись, сказал: блажен, авва Арсений! потому что ты плакал о себе в жизни сей! Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках.
Стр. 331 (29).
23. Пример о том, как подвижники ежедневно оплакивали грехи свои и достигли чрез это единой награды с мучениками, пострадавшими ради Христа.
Некоторый брат, приняв монашество, поместился на жительство в горе Нитрийской. По соседству с его келлиею была келл ия другого брата, и слышал этот брат, что сосед его ежедневно оплакивает грехи свои. Когда долго не приходили ему слезы, он обличал душу свою, говоря ей: что не плачешь ты, окаянная, и не рыдаешь? если ты не хочешь плакать, то я заставлю тебя плакать. С этими словами он брал лозу и бил себя ею по обнаженному телу, доколе не появлялись слезы. Живший близ его братудивлялся этому и молил Бога открыть ему, хорошо ли поступает так мучающий себя. В одну ночь он увидел во сне брата, увенчанного венцом и стоящего в лике мучеников, причем некоторый муж приблизился в видевшему сон и сказал: насладись зрением на доблестного мученика. И ты пострадай ради Христа, и сподобишься одного венца с мучениками.
Стр. 437 (20)
24. Пример о том, как великие подвижники чрез благие размышления приходили в сердечное умиление и слезный плач во время совершения ими молитвы.
Некоторый брат подвижник совершал молитвенное правило вместе с другим братом и, побеждаемый слезами, оставлял стихословие псалмов, предавался плачу. Однажды второй брат спросил первого: по причине какого помышления, приходящего тебе на правиле, ты плачешь так горько? Первый отвечал! прости меня, брат! Когда встану на правило, всегда стою как бы пред судьею моим, а себя вижу обвиненным и истязуемым судьею, который говорит: зачем ты согрешил? Я не нахожу слов для ответа, заграждаются уста мои, оставляю стихословие и предаюсь плачу. Прости меня! я смущаю тебя и, если хочешь, будем совершать правило порознь. Второй брат отвечал: нет, отец! если я и не плачу, но, смотря на тебя, окаяваю себя. Бог, видя смирение второго брата, даровал и ему плач.
Стр. 437(21).
25. Пример о том, как святые подвижники проводили жизнь свою в постоянном плаче, наставляя этому и своих учеников.
Некоторый старец пребывал с учеником в горе Антония Великого. Однажды он пошел в Египет для исправления нужд своих, взяв с собою и ученика. Пришедши в город и пробыв там неделю, они увидели, что жители того города, мужчины и женщины, рано утром выходят на гробы и оплакивают мертвецов своих даже до третьего часа (т. е. девятого утра). Смотря на это, старец сказал ученику своему: брат! видишь ли, как рано они начинают плач свой? поверь мне, если и мы не будем поступать так, то наследуем вечную погибель. Возвратившись в келлию, они устроили себе гробы в значительном расстоянии один от другого, ежедневно выходили на гробы и, сидя у них, каждый оплакивал душу свою, как оплакивают мертвеца. Если когда после утрени ученик засыпал, – старец будил его, говоря: брат! встань, уже с час времени, как те, которых мы видели, плачут на гробах. Брат постоянно жаловался старцу, отец! у меня жестокая душа, не могу плакать. Старец отвечал ему: понуждай себя, чадо, потерпи некоторое время в труде над собою. Бог, видя труд твой, пошлет благодать Свою и поможет тебе, тогда уже будешь плакать без труда. Говорю тебе, сын мой, когда сердце будет уязвлено стрелою, то уже нет для него исцеления. Точно так, когда Бог уязвит сердце плачем, то болезненное чувство уже не отступает от сердца; сердце пребывает болезнующим до наступления смерти. Имеющий сердце, уязвленное плачем, куда бы он ни пошел, всюду носит с собою плач и болезнь. Делает ли он какое дело, ест или пьет, или спит, при всех этих занятиях душа его непрестанно имеет занятием своим плач. Однажды старец, увидев, что ученик его насытился пищею по случаю некоторых посетителей, сказал ему наедине: брат! разве ты не знаешь, что плач подобен возженному светильнику; если не будешь тщательно охранять его, он тускнеет и угасает. Плач истребляется излишеством в пище; отходит он от лишнего успокоения сном. Клевета и злоречие уничтожают его: многословие губит его, всякое телесное наслаждение растлевает его.
Стр. 438 (23).