митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

МОЛИТВА

1. Что есть молитва для души?

Понуждай себя к обильной молитве: молитва – свет для души. (Авва Исаия).

Стр. 166 (144).

2. Принадлежит ли к молитве таинственная беседа, духовное поучение, различные чтения, гласные и устные славословия Бога, поклонение тела и стихословие и псалмопение?

И то должно знать нам, возлюбленные, что всякая таинственная беседа, всякое благое попечение мысли о Боге, всякое духовное поучение (размышление) принадлежит к молитве и называется общим именем молитвы, упомянешь ли различные чтения или гласные, или устные славословия Бога, или печальное попечение о Господе, или поклонение тела, или стихословие псалмопения и все прочее подобное, доставляющее от обучения в нем чистую молитву, от которой рождается любовь к Богу. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 274 (53).

3. При каком состоянии своего тела и духовного устроения дерзали святые подвижники на беседу с Богом и возвышали себя к сокровенным тайнам?

Святые не иначе дерзали на беседу с Богом и возвышали себя к сокровенным таинствам, как при немощи членов тела, при бледности лица, происходящих от труда алчбы, при безмолвии ума и отречении от всех земных помыслов. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 278 (66).

4. Почему необходимо исповедать Господу в молитве немощь свою и невежество?

Немощь твою и невежество твое от искреннего сознания в них исповедуй Господу в молитве твоей в противодействие тонкому действию возношения, чтобы не быть тебе оставленным и не подвергнуться искушению сквернами. Блуд последует гордости, и возношению прелесть. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 276 (57).

5. Какими правшами необходимо руководствоваться при совершении молитвословий?

Прежде всего приносите молитву непрестанную, не прерывая ее, и за все, случающееся с вами, благодарите Бога. (Антоний Великий).

Стр. 21 (46).

Всеусильно старайтесь приносить непрестанные молитвы со слезами, чтобы Бог умилосердился над тобою и совлек с тебя образ ветхого человека. (Антоний Великий).

Стр. 21 (47)

Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтоб не подвергнуться за это суду. (Антоний Великий).

Стр. 22 (48)

6. Какую постепенность употребляли святые Отцы в возвращении себя к молитве, когда случалось им подвергаться развлечению?

Поведали об авве Иоанне: Когда он возвращался с жатвы, то ходил сперва к старцам для молитвы и назидания; потом упражнялся в псалмопении; после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях находил он нужною для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из келлии.

Стр. 288 (13).

Тому, кто имеет умную молитву, должно постепенно возвращаться к ней после того, как случится подвергнуться развлечению.

7. Чем истребляется пленение греховным мечтанием?

Частою молитвою истребляется пленение греховным и суетным мечтанием. (Авва Исаия).

Стр. 203 (418).

8. Имеет ли истинную молитву и утешение тот, кто оставил попечение о грехах своих, а принял на себя заботу исправлять других?

Оставивший попечение о грехах своих и принявший на себя попечение об исправлении других, чужд молитве, возносимой из всего сердца, чужд утешения, доставляемого Божественным разумом. (Авва Исаия).

Стр. 220 (512).

9. Как можно назвать молитву, совершаемую с небрежением и леностью?

Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, – празднословие. (Антоний Великий).

Стр. 27 (113).

10. Можно ли признать полноценной ту молитву, при которой не трудится тело, а сердце не приходит в сокрушение?

Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва без души. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 254 (22).

11. Почему подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов?

Брат спросил авву Агафона: Какой подвиг в монашеском жительстве труднее прочих? Он отвечал: простите меня! полагаю, что подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить пред Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столько не опасен для них, сколько опасна молитва, принесенная Богу от всея души. Во всяком другом подвиге, который возложит на себя посвятившийся монашескому жительству, хотя бы он нес этот подвиг настойчиво и постоянно, стяжавает и имеет некоторое упокоение; но молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.

Стр. 60 (21).

12. Как должно молиться Богу?

Сказал авва Нестерон Великий: Старайся ежедневно представлять себя Богу чуждым греха. Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя.

Стр. 315.

13. Как должно произносить стихи псалмопения?

Произноси стихи псалмопения твоего, не как бы заимствуя слова из иного, и не прими намерения непрестанно умножать дело моления твоего, чтоб не лишиться совершенно умиления и радости в молитве, но говори эти слова в молении твоем как бы сам из себя, с умилением, с уразумеванием разума их, как истинно понимающий свое дело. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 269 (44).

14. Должен ли тот, кто желает очистить свое сердце от страстей, пребывать в труде и молитве?

Господь сказал Адаму: в поте лица твоего снеси хлеб твой. Доколе? – дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят еси, которая возрастит тебе терние и волчцы. Это – тайны деятельности, принадлежащей житию на земле, доколе человек живет на ней. Но с той ночи, в которую Господь пролил пот Свой, Он пременил пот, изведший терние и волчцы, на пот, изливаемый в молитве и в возделании правды. Пять тысяч и пятьсот с лишком лет Бог попустил Адаму потрудиться на земле, потому что дотоле не у явися путь святых. В последок дний, Он пришел и заповедал человеческому самовластию заменить пот потом, повелев не прекращение пота, но изменение его: ибо Он умилосердился над нами, над продолжительностью нашего злострадания на земле. Если престанем проливать пот на земле, то по необходимости будем жать терние. Самое оставление молитвы соделывает землю сердца вещественною (грубою), и она производит терние по естеству своему. Точно: страсти суть терние, прозябающее от семени, в нас находящегося. Доколе мы находимся в образе Адама, дотоле по необходимости имеем и страсти его. Невозможно земле пребывать в бездействии и не прозябать прозябений, свойственных естеству ее. Земля тела нашего есть порождение той земли, по свидетельству Бога, сказавшего: земля от нея же взят еси. Та произращает терние, а словесная земля произращает страсти. Если Господь, бывший во всех различных действиях домостроительства Своего таинственным для нас образом, не престал от делания и труда до девятого часа пятка, чем таинственно изображается деятельность всей жизни нашей, а в субботу почил во гробе, то на чем основывается утверждающие, что в жизни сей есть суббота, то есть, успокоение от страстей? О дне же воскресном высоко для нас и говорить. Наша суббота есть день нашего погребения: там действительно субботствует естество наше. Но доколе эта земля существует, дотоле ежедневно належит нужда исторгать из нее терние. При постоянстве этого труда оскудевает это терние, вполне и совершенно не очищается от него земля. Если это так и если от попущений себе на короткое время лености или малого нерадения это терние умножается, покрывает лицо земли, подавляет твое семя и соделывает труд твой как бы небывшим, то следует из сего, что должно очищать эту землю ежедневно. Оставление этого труда производит множество терний. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 264 (38).

Желающий очистить свое сердце да разжигает его постоянно памятью Господа Иисуса, имея только это непрестанным поучением и занятием. Тем, которые хотят очиститься от своей гнилости, не должно иногда упражняться в молитве, а иногда оставлять это упражнение: напротив того должно постоянно пребывать в блюдении ума в молитве, если б случилось быть когда и вне молитвенных храмов. Как хотящий очистить золото, если попустит и на короткое время угаснуть огню в горниле, то производит в чистившемся веществе остужение и затвердение: подобным образом и тот, кто иногда занимается памятованием Бога, а иногда оставляет это занятие, праздностью погубляет то, что мнит стяжать молитвою. Любодобродетепьному мужу свойственно истреблять земляность сердца непрестанною памятью Божиею, чтобы злое мало-помалу уничтожалось огнем памятования о благе, и душа возвратилась совершенно в естественную свою светлость с умноженною славою.

15. Исправляется ли ум прилежной молитвой?

Прилежная молитва скоро исправляет ум.

Стр. 395 (114).

16. Что видит и что ощущает в себе во время молитвы целомудренный, смиренномудрый и изринувший из сердца ярость?

Когда встанет на молитву целомудренный, смиренномудрый, гнушающийся дерзости, изринувший из сердца ярость, тогда видит он – я верую – в душе своей свет Святого Духа, ощущает в себе взыграние радости во светлости сияния света Его, увеселяется видением славы Его и изменением своим по подобию ея. (Преп. Исаак Сирский).

Так случилось со святым юношей, Георгием, при совершении им вечернего правила.

Стр. 253 (19).

17. Требует ли молитва обучения?

Молитва требует обучения, чтоб долговременным пребыванием в ней упремудрился (молиться как должно). По нестяжании, избавляющем наши помышления от уз, молитва нуждается в долговременном пребывании в ней: ибо от продолжительного пребывания в ней ум приемлет обучение, познает способы отгонять от себя помыслы, научается многим опытом своим тому, чего не может принять от иного. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 273 (51).

18. Имеют ли какое значение молитвы и подвиги человека, у которого по лукавству одно на сердце, а другое на языке?

Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги – суетны. (Авва Исаия).

Стр. 185 (250).

19. В каком случае совершаемые молитвы и подвиги бывают благоприятны Богу и в каком нет?

Опять сказал: Если совершаешь молитвы и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, то они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом спящем или нерадящем и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой. (Авва Исаия).

Стр. 135 (10).

20. Должно ли просить у Бога того, что Он сам дает нам по своему промышлению без прошения нашего?

Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему Промышлению, что дает не только Своим возлюбленным, но и чуждым познания Его. Молящеся, говорит Он, не лишше глаголите, якоже язычницы. Плотского язы́цы ищут, вы же не пецытеся, чтоя сте, или что пиете, или во что облечетеся: весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Сын не просит хлеба у отца своего, но желает получить все, что ни есть важного и ценного в отцовском доме. По немощи человеческого разума заповедал Господь просить повседневного хлеба. Смотри же, что заповедано совершенным по разуму и здравым душою: оставления попечении о пище, питие и одежде. Если Бог промышляет о бессловесных животных, о птицах, о самых неодушевленных тварях, то несравненно более промышляет о нас. Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 250 (6).

21. Должно ли просить у Бога великих дарований, если дела твои не благоугодны Богу и должна ли молитва сообразоваться с жительством нашим?

Если дела твои не благоугодны Богу, то не проси у Него великих дарований, чтоб не придти в положение человека, который искушает Бога. Молитва твоя должна быть сообразною с жительством твоим. Невозможно связанными земными искать небесных. Невозможно упражняющемуся мирским просить Божественного. Желание каждого человека выказывается его деятельностью. К чему стремлено его тщание, о том он должен подвизаться и в молитве. Желающий великого не должен упражняться в маловажном. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 251 (8).

22. О чем должно молиться, когда богопротивный помысл приближается к твоему сердцу?

Опять сказал: Если помысл богопротивный приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да не будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя. (Авва Евагрий).

Стр. 113 (10)

23. Изменяет ли отношение к окружающим предметам и обстоятельствам умное делание инока?

По разорении Скита варварами, Пимен с братиями своими жил в разных местах. Об одном из таких мест братия его сказали ему: уйдем отсюда, потому что здешние монастыри смущают нас, и мы губим души наши. К тому же и дети плачем своим нарушают наше безмолвие. Авва Пимен отвечал: вы хотите бежать отсюда, чтоб не слышать ангельских голосов!

Стр. 324 (14).

Таков плод умного делания. Оно, исцеляя мало-помалу греховную заразу сердца, изменяет отношение его к окружающим предметам и обстоятельствам. Сердце начинает смотреть на все из своего смирения и из своей благости, из своего самоотвержения, из своей мертвости для мира, из своей жизни в Боге.

24. Теряет ли способность к занятиям вещественным делатель умной молитвы?

Делатель умной молитвы теряет способность к занятиям вещественным по причине утраты сердечного сочувствия к ним и по причине необыкновенно развитого сочувствия к духовному миру, вход в который – самовоззрение.

Однажды пришли пресвитеры в тот монастырь, в котором имел жительство авва Пимен. По этому случаю вошел к нему авва Анув и сказал ему: не пригласить ли теперь пресвитеров в нашу келлию? Сделав этот вопрос, он стоял долго; но Пимен ничего не отвечал ему, и он вышел огорченный. Сидевшие у Пимена спросили его: Отец! отчего ты не отвечал ему? На это Пимен сказал им: это дело не относится до меня, потому что я умер. Умерший не говорит. Не вменяйте мне, что я живу с вами здесь.

Стр. 324 (15).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle