МЕСТО ПОДВИГА
1. Чем должно руководствоваться при избрании себе места для совершения подвига?
Брат хотел выйти из общежительного монастыря и избрать жительство отшельника. Он открыл намерение свое авве Иосифу и просил у него совета. Старец сказал ему: живи там, где видишь, что нет ничего вредного для души твоей и где ты можешь пребывать в мире. Брат отвечал: я мирствую и в общежитии и в отшельничестве. Старец сказал на это: положи помыслы твои как бы на весы, и где видишь больше пользы для души твоей, где достигаешь большего смирения, там и живи.
Стр. 303 (7).
Брат спросил отца Пимена: я нашел место, имеющее все удобства для монашеской жизни: благослови мне поместиться там на жительство. Старец сказал: поместись там, где ты не будешь приносить вреда брату твоему.
Стр. 336 (59).
2. Почему не должно избирать такого места для жительства, где усмотришь, что некоторые будут иметь зависть к тебе?
Сказал авва Пимен: Не избирай для жительства твоего такого места, в котором усмотришь, что некоторые будут иметь зависть к тебе; в противном случае ты лишишься преуспеяния.
Стр. 342 (85).
3.Приносит ли вред душе жительство на славном месте и с человеком, имеющим громкое имя?
Авва Зенон, ученик аввы Силуана, говорил: не избирай славного места для жительства твоего и не живи с человеком, имеющим громкое имя.
Стр. 126 (1).
То и другое неприметным образом может ввести в душу тщеславие и высокоумие, – этим не только повредить духовному преуспеянию, но и отнять всю возможность к нему.
4. По каким трем причинам древние отцы оставляли место своего жительства?
Говорили старцы: Древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего, если же переселялись, то по следующим трем причинам: 1) если кто гневался на них напрасно, и они не могли примирить его к себе при всем употребляемом старании к примирению, 2) если кого многие прославляли, 3) если случалось кому несчастие впасть в любодеяние. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства.
Стр. 386 (65).
5. По какой причине можно оставлять место своего подвига и по какой нет?
Некоторые братия подверглись скорби на месте жительства своего и по причине этой скорби вознамерились оставить это место. Для совещания они пошли к авве Аммону. Они шли по берегу реки, а старец в это время находился в лодке, плывшей по реке. Поравнявшись с ними и увидев их, старец просил лодочников пристать к берегу, вышел из лодки и, подошедши к братиям, сказал им: я – Аммон, к которому вы идете. Он успокоил их и, вследствие его наставления, они возвратились в место жительства своего. Скорбь, постигшая их, не была душевредною, – была лишь скорбию человеческою. (Авва Исаия).
Стр. 63 (8).
Если живешь близ многолюдного человеческого общества, удручая тело твое подвигами ради Бога, и за это люди будут почитать тебя, то оставь место и переселись в другое, чтобы подвиг твой не был тщетным. (Авва Исаия).
Стр. 168 (156).
6. Почему некоторые из вступивших на путь подвижничества оставили свой подвиг?
Брат пришел в лавру аввы Герасима и сказал игумену ее Александру: хочу оставить место жительства моего. Александр отвечал ему: сын мой! в уме твоем не запечатлелось памятование ни царства небесного, ни вечной муки. Если б это памятование соприсутствовало тебе, то ты не захотел бы выйти даже из келлии твоей.
Стр. 73 (1).
7. Что сделает то место с человеком, который живет на этом месте и не приносит плода, свойственного этому месту?
Если кто живет в каком-либо месте и не приносит плода, свойственного этому месту, то самое место изгонит его вон, как не приносящего плода, требуемого местом.
Стр. 389 (78).