митрополит Иоанн (Снычёв)

Источник

ЗРЕНИЕ СВОИХ ГРЕХОВ

1. Кто счастливее: те ли, кто сподобляются видать ангелов или же те, которые непрестанно видят грехи свои?

Некоторому старцу сказали о том, что иные сподобляются видеть Ангелов. На это старец сказал: блаженны те, которые непрестанно видят грех свой.

Стр. 398 (139).

2. Может ли человек увидеть во всей подробности свои согрешения, если не отлучит себя от общения с падшими ангелами и от последования внушениям их?

Когда человек отлучит себя от находящегося на левой стороне, «то есть, от общения с демонами и от последования внушениям их»: тогда он увидит согрешения свои пред Богом во всей подробности их, тогда он познает Иисуса. Но человек не может увидеть грехов своих, доколе не разлучится с ними разлукою, исполненною труда и горести. Достигшие этого состояния обрели плач и молитву. Вспоминая лукавую дружбу свою со страстями, они не смеют воззреть к Богу и пребывать в постоянном сокрушении духа. (Авва Исаия).

Стр. 198 (354).

3. Что значит умереть для ближнего?

Он сказал: умереть для ближнего значит: ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. (Авва Моисей).

Стр. 314 (8).

4. Каким образом можно избежать от зрения на грехи ближнего?

Сказал авва Моисей: Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего. Безумно – оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего.

Стр. 314 (7).

5. Каким признает себя тот, кто не видит грехов своих, и, наоборот, каким считает себя тот, кто видит свои грехи?

Некоторый брат сказал старцу: помышление мое говорит мне, что я хорош. Старец отвечал: невидящий грехов своих всегда признает себя хорошим (благим); тому же, кто видит свои грехи, не может прийти помышление, что он хорош, потому что он признает себя таким, каким видит. Нужно много трудиться каждому, чтоб увидеть себя: нерадение, неведение и расслабление ослепляют очи сердца.

Стр. 402 (159).


Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Комментарии для сайта Cackle