Главы 20–39
Аристид.
Аристид, один из самых красноречивых афинских философов, ученик Христа, сохраняющий еще и свой философский багаж, подарил свой труд Адриану в то же время, когда Квадрат преподнес свой. Это сочинение содержало систематичное изложение нашего учения, т. е. апологию христиан; оно все еще существует и считается филологами вершиной его гения.
Агриппа.
Агриппа, прозванный Кастором, человек очень ученый, создал убедительное опровержение двадцати четырех томов, написанных еретиком Василидом против Евангелия, раскрыв все его тайны и назвав пророков – Варкавва и Вархобанда и все другие варварские имена, которые ужасают слышащего их, а также его верховного бога Абраксаса; причем, согласно подсчетам греков, сумма числовых значений семи греческих букв, входящих в слово «Абраксас», должно составить триста шестьдесят пять – количество дней в году. Василид, основоположник гностической школы, умер в Александрии во времена правления Адриана. В эти бурные времена Кочеб, глава иудейской общины, приговорил христиан к пыткам и смерти.
Гегезипп.
Гегезипп, живший во времена, недалекие от апостольских, описывая историю всех церковных событий от Страстей Господних до своего времени и собрав множество сведений, полезных для читателя, создал пять томов, написанных простым языком, пытаясь воспроизвести стиль речи тех, о ком он рассказывал. Он говорил, что отправился в Рим во времена Аникета, десятого епископа после Петра, и оставался там до времен Элевтера, епископа того же города, который был до этого диаконом при Аникете. Более того, выступая против идолопоклонства, Гегезипп написал историю, объясняющую причину его возникновения и из которой видно, когда он жил. Он говорит: «Они возвели памятники и храмы, которые мы можем видеть и по сей день, своим смертным, таким как слуга императора Адриана Антиной, в честь которого проводились праздничные игры и был основан город, носящий его имя, и храм со священнослужителями». Император Адриан, как сообщают, восхищался Антиноем.
Иустин.
Иустин, философ из Неаполя, города в Палестине, сын Приска Вакхия, усердно трудился на пользу учения Христа. Представил Антонину Пию, его сыновьям и сенату свой труд, написанный против язычников. В другой книге он обращался к наследникам этого Антонина – Марку Антонину Веру и Луцию Аврелию Коммоду. Следующая его книга, направленная против язычников, также дошла до нас: в ней он рассуждает о природе демонов. Четвертая называется «Опровержение», пятая – «О верховной власти Бога»; и далее – под названиями «Псалтирь», «О душе» и «Диалог против иудеев», направленный против Трифона, главы иудеев, а также известные труды «Против Маркиона», которые Ириней упоминает в четвертой книге «Против ересей», и еще одна – «Против всех ересей», которую он упоминает в «Апологии», адресованной Антонину Пию. Выступив в Риме с резкой обвинительной речью против изливавшего богохульства в адрес христиан киника Кресцента, уличил его в боязни смерти, обжорстве, стремлении к роскоши и прелюбо действе. В конце концов, Иустин, обвиненный в том, что был христианином, стараниями Кресцента пролил свою кровь за Христа.
Мелитон из Сарды.
Мелитон, епископ Сардийский, написал книгу в защиту христианского учения и адресовал ее императору Марку Антонину Веру, воспитаннику оратора Фронтона. Известно немало других его сочинений, среди которых «О еврейской Пасхе» – две книги, одна книга о жизни пророков, «О церкви», «О дне Господнем», «О вере», «О псалмах», «О чувствах», «О душе и теле», «О крещении», «Об истине», «О приходе Христа», «О пророчестве Христа», «О гостеприимстве», «Ключ», «О дьяволе», «Об Апокалипсисе Иоанна», «О телесности Бога» и шесть книг Эклоги.
Тертуллиан в своих семи книгах, написанных в защиту Монтана, сатирически отзывается об ораторском таланте Мелитона и о приписываемых ему пророческих способностях.
Феофил.
Феофил, шестой епископ Антиохийской церкви, во времена правления императора Марка Антонина Вера написал книгу против Маркиона, дошедшую до нас, а также три тома «К Автолику», сочинения против ереси Гермогена и другие короткие и изящные труды, хорошо вписывающиеся в наставления церкви. Я читал комментарии к Евангелию и к Притчам Соломоновым, подписанные его именем, по моему мнению, не соответствующие по стилю и языку изяществу и выразительности вышеназванных работ.
Аполлинарий.
Аполлинарий, епископ Гиераполя в Азии, жил во времена Марка Антонина Вера, к которому он обратился в известном труде в защиту христианства. Сохранилось также пять его книг «Против язычников» и две «Об истине» и «Против катафригийцев», написанных в то время, когда Монтан создавал «первопричину» вместе с Приской и Максимиллой.
Дионисий.
Дионисий, епископ церкви Коринфа, обладал таким красноречием и трудолюбием, что обучал посредством своих посланий жителей не только своего родного города, но и других городов и провинций. Из них одно было адресовано спартанцам, другое – афинянам, третье – никомидианам, четвертое – жителям Крита, пятое – церкви Амастрины и другим церквям Пон-тийского царства, шестое – гносианам и Пиниту, епископу того же города, седьмое – римлянам, обращенное к Сореру, их епископу, восьмое – к Хрисофоре, святой женщине. Он блистал во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода.
Пинит Критский.
Пинит с Крита, епископ города Гноса, написал Дионисию, епископу Коринфа, очень изысканное письмо, в котором учит, что людей никогда не нужно вскармливать молоком, чтобы последний день не застиг их в младенческом возрасте, но они должны вскармливаться на твердой пище, чтобы могли дожить до духовной старости. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода.
Татиан.
Татиан, обучавший людей ораторскому искусству и завоевавший немалую славу в искусстве риторики, был последователем Иустина-мученика. Но позднее, наполнившись величием красноречия, он создал новую ересь, которая зовется ересью энкратитов, впоследствии укрепленную Севером, так что члены этой секты зовутся северианами и по сей день. Помимо этого Татиан написал бесчисленное множество книг, одна из которых – «Против язычников» – дошла до нас и считается наиболее значительной из всех его работ. Жил он во времена правления Марка Антонина Вера и Луция Аврелия Коммода.
Филипп Критский.
Филипп, епископ критского города Гортина, которого Дионисий упоминает в письме, написанном им церкви того же города, создал замечательный труд «Против Маркиона». Жил во времена Марка Антонина Вера и Луция. Аврелия Коммода.
Мусан.
Мусан, один из значительных авторов, писавший о религиозном учении во времена правления Марка Антонина Вера, сочинил книгу для братьев, отвернувшихся от церкви и обратившихся к ереси энкратитов.
Модест.
Модест, также живший во времена Марка Антонина и Луция Аврелия Коммода, написал книгу «Против Маркиона», которая дошла до нас. Известны и другие труды под его именем, но многие ученые считают их поддельными.
Вардесан из Месопотамии.
Вардесан из Месопотамии входит в число выдающихся людей. Сначала он был последователем Валентина, а позднее его оппонентом и сам создал новую ересь. Вардесан почитается среди сирийцев за блестящий талант и страстность в споре. Он написал множество трудов против почти всех ересей, возникших в то время. Наиболее значительной и сильной его работой считается книга «О судьбе», адресованная Марку Антонину. Многие другие труды о гонениях на христиан его последователи перевели с сирийского языка на греческий. Поистине, если столько силы и великолепия в переводе, сколь же велик должен быть оригинал!
Виктор.
Виктор, тринадцатый епископ Рима, написал трактат «О пасхальном диспуте» и некоторые другие небольшие труды. Он возглавлял церковь десять лет во время правления императора Севера.
Ириней.
Ириней, пресвитер при епископе Пофине, возглавлявшем церковь Лиона в Галлии, доставил в Рим епископу Элевферию письма церковников местечка Ибис. Впоследствии, когда Пофин в почти девяностолетнем возрасте был увенчан короной мученичества за Христа, Ириней занял его место. Известно также, что он был учеником Поликарпа – священника и мученика, упомянутого нами выше. Ириней написал пять книг против ересей и небольшой опус против язычников, а также труд об епитимье, послание своему брату Маркиану «Об апостольской проповеди», книгу «О различных трактатах», послание к Власту «О схизме», послания к Флорину «О единоначалии, или О том, что Бог не есть виновник зла», и великолепное «Об осмерице», в конце которого отмечено, что он был близок к апостольскому периоду. Ириней написал: «Я молю тебя, того, кто когда-либо будет переписывать эту книгу, Господом нашим Иисусом Христом и его величественным пришествием, на котором Он будет судить быстро и совершенно, чтобы ты переписывал как можно старательно и, тщательно сверив с образцом, внес поправки». Существуют также другие его книги: «Послания Римскому епископу Виктору» – о пасхальном диспуте, в котором Ириней предостерегает от необдуманного разрыва единого братства из-за убежденности Виктора в том, что многие епископы Азии и Востока, которые вместе с евреями празднуют еврейскую Пасху на четырнадцатый день новой луны, должны быть осуждены. Ириней жил во времена правления императора Коммода, который унаследовал власть от Марка Антонина Вера.
Пантен.
Пантен, философ школы стоиков, где, согласно некой древней александрийской традиции, со времен евангелиста Марка священнослужители всегда были врачами, обладал великим умом и эрудицией как в Священном Писании, так и в мирской литературе. Поэтому, когда понадобилось, был послан Александрийским епископом Димитрием в Индию, где встретился с Варфоломеем, одним из двенадцати апостолов, проповедовавшим пришествие Христа согласно Евангелию от Матфея, и вернулся в Александрию с записями этих проповедей на .еврейском языке. Многие из его комментариев к Священному Писанию сохранились до наших дней, но он служил церкви более устным словом, чем пером. Пантен жил во времена правления императора Севера и Антонина, прозванного Каракаллой.
Родон.
Родон, уроженец Азии, обучался Писанию в Риме у Татиана, упомянутого нами выше, написал множество трудов, из которых выделяется работа «Против Маркиона», где он разъясняет, чем маркионисты отличаются друг от друга, а также от церкви, и рассказывает, как пожилой Апеллес, еретик, однажды был втянут в спор с ним, и что он, Родон, выставил Апеллеса на посмешище, заявив, что тот не знает Бога, которому молится. В книге, адресованной Каллистиону, Родон упомянул, что был учеником Татиана в Риме. Ему принадлежат изящные трактаты «О шести днях творения» и известная книга против фригийцев. Жил во времена Коммода и Севера.
Климент.
Климент, пресвитер Александрийской церкви и ученик Пантена, упомянутого выше, возглавлял теологическую школу в Александрии после смерти своего учителя и был известным катехетом. Он создал замечательные труды, красноречивые и научные, как о Священном Писании, так и мирские. Среди них «Строматы» – восемь книг, «Краткие объяснения» – восемь книг, «Против язычников» – одна книга, «Педагог» – три книги, «О Пасхе», «Исследования о посте» и книга под названием «Какой богач спасется?», о клевете – одна книга, о религиозных канонах и против тех, кто следует ошибке иудеев, – одна книга, которую он адресовал Александру, епископу Иерусалима. Он также упоминает в своей работе «Строматы» труд Татиана против язычников, который мы называли, и Хронографию Кассиана, которую я не смог найти. Он также перечисляет там некоторых иудейских авторов, писавших против язычников, среди которых Аристобул, Димитрий и Евполем, которые по примеру Иосифа утверждали первенство Моисея и иудеев. Существует послание Александра, епископа Иерусалимского, впоследствии возглавившего церковь вместе с Нарциссом, о посвящении в духовный сан Асклепиада-исповедника, адресованное жителям Антиохии, в котором Александр, поздравляя их, в конце говорит: «Эти труды, почтенные братья, я послал вам через благословенного пресвитера Климента, человека просвещенного и почтенного, которого вы знаете и с которым вы теперь познакомитесь лучше, человека, который, придя сюда благодаря Божьему провидению, усилил и расширил церковь Божью». Известно, что Ориген был его учеником. Жил Климент во времена правления Севера и его сына Антонина.
Мильтиад.
Мильтиад, о котором Родон рассказывает в своей книге, написанной против Монтана, Приски и Максимиллы, создал значительный труд против монтанизма, а также другие книги против язычников и иудеев и адресовал «Апологию» правившим тогда императорам. Он жил во времена правления Марка Антонина и Коммода.