В чём наше спасение

Источник

Все смотрят друг на друга, и все спрашивают, что за причина переживаемых нами ужасов и в чём наше спасение? Мы – христиане и при свете христианского сознания должны решить эти вопросы. Скрываться нечего, для христианина всё должно быть ясно. Пусть другие объясняют, как хотят, всё происходящее. Мы даём своё объяснение.

Что за причина бедствий народных? Причина в том, что убита народная вера, душа, совесть народная. Посмотрите, что делается кругом.

Творится новая жизнь, готовится к созданию новое государство, но творцы и строители забыли о Творце и Строителе всяческих, нигде ни одним словом о Нём и не вспоминают, очевидно, в той мысли, что Его и нет совсем. Сколько обращений к населению было сделано, воззваний, издавались даже манифесты. И нигде ни одного намёка, ни одного звука о Боге. Все народы, и друзья, и враги наши, обратились за это время к Богу. Американцы и англичане, – они всегда были благочестивы, даже сурово благочестивы; французы были легкомысленны, но беда и их заставила быть религиозными. Вильгельм в своих обращениях к подданым и солдатам часто вспоминает о Боге. А у нас о Нём совершенно забыли, – скажу больше, намерено и сознательно изгнали самую память о Нём. Наша революция начала с того, что покончила с религиозными суевериями, как она выражалась; объявила необязательность молитвы среди воинов. И вот замолкло утреннее и вечернее пение «Отче наш» и других молитв. Бывало, идёшь по улице и слышишь дружное воинское пение молитвы Господней, и думаешь невольно: «Вот как хорошо, – громко и внятно поют, поют от простоты верующего сердца, – жива, стало быть, душа народная, и есть кому постоять за веру и отечество». А теперь вот не стало ни того, ни другого – ни молитвы, ни веры, ни отечества, нет того, что переполняло и оживляло душу, нет ничего. Я не говорю про одних воинов. Вспомните, что делалось на учительских съездах. Прочь Закон Божий из школы, не нужно его... И вообще наша интеллигенция в вопросах революционного просвещения народа много греха взяла на душу. И школы церковноприходские уже отняты у Церкви... И все мы как-то опустились и принизились, – у всех сатана вынул из сердца святое святых и всех остановил на одной лишь мысли о хлебе для пропитания тела. Теперь мы только и думаем, только и заботимся, что о хлебе. Хлеба нам, хлеба, и больше ничего не нужно. Не нужно никакого духовного хлеба, ни Закона Божия в школе, ни религиозного воспитания, не нужно молитв...

Ясны, кажется, слова Христовы: «Не убойтесь от убивающих тело»... С нами случилось совсем обратное тому, что сказал Христос. Мы как раз боимся тех, кто убивает тело, страстно хотим сохранить свою жизнь и ничего не видим страшного в том, что над нами совершается духовное убийство, что опустошается народная душа, что настаёт общая духовная смерть. Когда же не стало Бога в душе человеческой, совершается то, чему должно быть, – распадение человеческого общества; ибо когда уходит душа, тело распадается на отдельные части. Мы стремимся к объединению, а получается рознь: нет Бога – Отца, не стало и людей-братьев. И чем больше мы говорим о братстве и равенстве, тем меньше у нас братства и равенства, а свободу мы потеряли совершенно.

Таким образом, причина всех бедствий наших с христианской точки зрения совершенно ясна. С нами происходит то же, что с трупом, когда выйдет душа.

Что же нам делать, в чём наше спасение?

Ответ понятен, – надо вернуть дух народному телу, надо стремиться туда, где не погас огонь религиозной веры, надо крепко, крепко прильнуть к лону Матери-Церкви. Верующий человек только в Церкви и от Церкви может ждать избавления. Вспомните смутное время на Руси. Ведь если бы не было тогда религиозно-патриотического возрождения и движения, если бы тогда Церковь не пришла на помощь государству, трудно даже и вообразить, что было бы с Русским государством. Быть может, его совсем и не было бы. Что нам нужно религиозное возрождение и патриотическое вдохновение, это теперь ясно каждому, ибо все теперь видят плоды безрелигиозного устроения нашего государства, искони православного. Необходимо, чтобы все мы соединились в одну тесную, крепко сплочённую церковную семью, чтобы совершилось общее наше новое, так сказать, воцерковление. Русская Церковь уже обновилась с внешней стороны. Произошло соборное братское общение духовенства и мирян, совершился акт восстановления патриаршества. Соборность и единение под одной главой, – вот что совершилось в Церкви нашей. Этот шаг сделан Собором, в нём выразился голос всей Русской Церкви, и нам всем нужно ему следовать. Да будет едино стадо и един Пастырь!

А вслед за этим Господь поможет нам и в деле государственного устроения.

Проф. прот. И. Галахов


Источник: Галахов Иаков, прот. В чём наше спасение // Тобольские епархиальные ведомости. 1918. № 13-15. С. 154-156.

Комментарии для сайта Cackle