Азбука веры Православная библиотека профессор Григорий Александрович Воскресенский Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский

Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский

(† 5 февраля 1898 г.)

5 февраля сего 1898 года скончался на 72-м году жизни старейший сербский иерарх, высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский, бывший (с 1879 г.) почётным членом МДА.

Высокопреосвященный Михаил, в мире Мило̀е Иованович, родился в маленьком сербском городке Соко-Баня, который раньше назывался Алексиначка Баня, 19 августа 1826 года. Родители его, Милован Иованович и Мария (дочь священника из села Трговишта), отдали в 1835 г. мальчика Мило̀я в местное первоначальное городское училище. Отсюда через три года он перешёл в гимназию сначала зайчарскую, потом неготинскую. В последней содержался на счёт тогдашнего епископа неготинского Досифея. По окончании полного гимназического курса, в 1842 г. приехал в Белград и поступил в местную духовную семинарию, как стипендиат тогдашнего сербского митрополита Петра, в которой и окончил полный четырёхгодичный курс с отличным успехом первым учеником. Своим добрым поведением, прилежанием и кротким нравом обратил на себя внимание высокопреосвященного митрополита Петра и семинарского начальства, и в 1846 г. вместе с другими пятью воспитанниками отправлен был на счёт митрополита сербского Петра в Киевскую духовную семинарию и после трёхгодичного курса поступил в Киевскую духовную академию, в которой окончил курс в 1853 г. со степенью магистра. Он был первый из сербских уроженцев, получивший учёную степень магистра богословия. Во время своего пребывания в Киеве постоянно старался он как можно ближе ознакомиться со строем русской церковной жизни, чтобы приобрести практические сведения, которые могли быть полезны для православной сербской церкви. «Не забывай никогда, ни на одно мгновение, для чего оставил ты свою родину и прибыл сюда. Знай, что не для того ты здесь, чтобы пользоваться удовольствиями жизни, но чтобы денно и нощно трудиться и приобрести как можно более знаний, в которых твоя родина крайне нуждается… Старайся, чтобы со временем и ты мог быть сколько-нибудь полезен своему дорогому и любимому народу», – писал Мило̀е в своём дневнике тотчас по прибытии в Россию1 и навсегда остался верен этому решению – учиться в России и светом её знания послужить родной земле.

Имея с ранних лет наклонность к жизни уединённой и к духовному званию, студент академии Мило̀е Иованович в конце последнего года академического учения принял монашество 29 марта 1852 г. в Киево-печерской лавре и при пострижении получил имя Михаила. Постригал его ректор академии епископ Антоний, а митрополит Киевский Филарет рукоположил его 12 апреля в иеродиакона, и 17 того же месяца – в иеромонаха. Возвратившись в 1854 году в Белград, молодой иеромонах назначен был профессором догматического богословия и гомилетики в белградскую духовную семинарию, но в этой должности прослужил всего только около пяти месяцев, так как 11 октября 1854 г. посвящён был в сан архимандрита монастыря Студеницы, а 14 октября того же года рукоположен, на 29-м году своей жизни, в епископа епархии шабачской2, которой управлял около пяти лет, оставив по себе наилучшие воспоминания. Преосвященный Михаил ревностно заботился о благоустроении своей епархии и его живое слово постоянно было слышимо с церковной кафедры. «Твои мудрые беседы о вере и обязанностях христианских, о добродетелях, достоинствах, о заслугах гражданских передадутся и в отдалённое наше потомство», – говорилось в одном из адресов, поднесённых сербскому архипастырю при оставлении им шабачской епископии3. В 1859 году, когда был изгнан из Сербии князь Александр Карагеоргиевич4 и в Сербию вторично возвратился престарелый Милош Обренович5, тогдашний митрополит Пётр6, приверженец династии Карагеоргиевичей, должен был оставить митрополичью кафедру и уехал в Австрию. И вот собором архиереев и сербским духовенством 25 июля 1859 г. (собор был в г. Крагуевце, участвовали: епископы Иоанникий ужичский, Михаил шабачский и Герасим неготинский, 3 архимандрита, 4 протоиерея и 3 священника) единогласно избирается сербским митрополитом Михаил. Выбор этот тогда же был утверждён князем Милошем и Константинопольским патриархом Кириллом (утвердительная грамота последнего от 9 августа 1859 года). В противоположность своему предшественнику митрополит Михаил всегда находился в истинно-дружеских отношениях с Россией.

По вступлении на престол митрополии сербской, высокопреосвященный Михаил немедленно предпринял различные важные реформы: преобразовал белградскую духовную семинарию и поставил её так, чтобы она отвечала современным потребностям сербской церкви и общества, равно привёл в лучший порядок церковное судопроизводство, учредил консисторию… Величайшей заслугой митрополита Михаила до́лжно признать то, что, после окончания сербо-турецкой войны, он мог мирным путём и в полном согласии с церковными канонами и константинопольской патриархией получить признание автокефальности сербской церкви и полной независимости от константинопольского патриарха, от которого раньше она зависела (грамота о сем от Синода Великой Церкви и константинопольского патриарха Иоакима III издана в октябре 1879 года)7. Высокопреосвященный Михаил был первым независимым митрополитом обновлённого королевства сербского.

Как отличный воспитанник Киевской духовной академии, молодой иеромонах Михаил понёс с собою из России в Сербию горячую любовь к духовному просвещению и необыкновенную аккуратность и точность в исполнении служебного долга. Церковно-богословской литературы в Сербии тогда ещё совсем не было. Митрополит Михаил, несмотря на неблагоприятные условия, зависевшие от частых переворотов и разнообразных треволнений сербской политической жизни, в которых ему волей-неволей приходилось участвовать, является пред нами как отличный, разносторонний и плодовитый писатель на пользу духовного просвещения. Он написал около 50 книг богословского и церковно-литературного содержания, и некоторые его сочинения должны быть признаны трудами капитальными. По справедливости он может считаться основателем сербской церковно-богословской и проповеднической литературы, для которой он сделал, можно сказать, столько же, сколько знаменитые сербские учёные Бук Караджич и Юрий Даничич сделали для сербской филологии.

Неутомимо боролся почивший сербский первосвятитель с римско-католической и протестантской пропагандой как в Сербии, так и в славянских землях с сербским населением, находившихся под турецким владычеством, и с сектой т. н. назаренской (приближающейся к штунде), которая благодаря его настойчивым усилиям была совсем искоренена в Сербии.

Во время герцеговинского и боснийского восстания в 1875 году, а затем и во время сербской и русско-турецкой войны 1876–1878 годов высокопреосвященный Михаил неутомимо трудился как председатель Красного Креста и, пользуясь своим авторитетом, он в своей земле, в России и других землях своими воззваниями и письмами собрал громадную сумму денег, которая помогла продолжать войну, принёсшую Сербии независимость и освобождение Болгарии. Архипастырский голос митрополита Михаила, призывавший к освобождению порабощённых славянских братий, громко раздавался по России и всему православному миру. Хорошо известна огромная популярность имени митрополита сербского Михаила в России и в частности в Москве, как великого патриота, поборника православной веры и братства между сербами и остальными славянами.

14 октября 1879 года сербская церковь и весь сербский народ торжественно праздновали двадцатипятилетний юбилей архипастырской службы митрополита Михаила. Много выслушал он по этому поводу приветствий и выражений признания его великих заслуг – не только из Сербии, но и из различных европейских стран8. Но, к сожалению, вскоре на целых восемь лет была прервана плодотворная и неутомимая деятельность сербского архипастыря на пользу православной церкви и сербского государства.

1881 год был очень бурный для Сербии. Тогдашний король сербский Милан вместе с напредняцкой (противонародной или австрофильской) скупщиной посягнул даже на некоторые права сербской церкви. Именно, «без согласия духовных властей, обнародован был закон о церкви и духовенстве, несогласный с каноническими правилами св. церкви, отнимающий от неё права, а церковным властям не дающий возможности свободно действовать в кругу своих обязанностей. Этим законом на священство налагалась подать, учреждена была такса за посвящение и благословение, чем св. церковь сводилась с её божественной высоты в мирскую среду»9. Митрополит Михаил вместе с другими сербскими епископами горячо восстал против нового закона, за что королевским указом 18 октября 1881 года был удалён вместе с другими епископами с митрополичьей кафедры. Управление белградской епархией поручено было неготинскому епископу Моисею, а вскоре в митрополита сербского посвящён незаконно и неканонично выбранный архимандрит Феодосий Мраович († 20 февраля 1892 г.)10.

Удалённый с кафедры и лишённый всякой пенсии митрополит Михаил прожил в Белграде в своём доме на Врачаре до 11 апреля 1883 года, когда, после различных испытанных оскорблений и всяческих притеснений, должен был покинуть своё отечество и отправился из Белграда в Константинополь и Иерусалим, где пробыл два месяца и обошёл все святые места. Плодом этого путешествия была его книга: «Христианске светинье на истоку. У Новом Саду, 1886». Из Иерусалима возвратился в Константинополь и после краткого отдыха направил свой путь в Святую Афонскую Гору. Здесь оставался также два месяца, обошёл все афонские монастыри, которые и описал в своей книге: «Света Гора Атонска. У Новом Саду, 1886». Из Афона возвратился через Солунь опять в Константинополь с намерением здесь остаться на более продолжительное время. Однако ему не позволили жить ни в Константинополе, ни в Варне, Рущуке и Букуреште, куда он последовательно переезжал (зиму 1883–1884 года провёл в Рущуке), не позволили ехать и в Австрию на воды для лечения.

В 1884 году Киевский университет праздновал свой пятидесятилетний юбилей, на который приглашён был и митрополит Михаил. Покойный владыка охотно принял предложение и отправился в Киев, где и устроился в Киево-печерской лавре, окружённый любовью и братским соучастием киевского первосвятителя. Но не успел он отдохнуть, как должен был спешить в Москву для устройства крайне запутанных и расстроенных дел тамошнего сербского подворья11. На Руси, в Киеве и Москве, прожил он около пяти лет, пользуясь всеобщей любовью и симпатиями.

В 1884 году от 29 декабря обратился он к Константинопольскому патриарху Иоакиму IV с протестом, в котором доказал, что новая сербская иерархия, с Феодосием во главе, неканонична и незаконна. Обращался митрополит Михаил по своему делу к суду и других вселенских патриархов и российского Правительствующего Синода и все церкви приняли его сторону. Русская же церковь горячо стала за борца Христова. Подвиг сербского архипастыря приравнивался к подвигу патриарха Всероссийского Гермогена и митрополита Московского св. Филиппа, кровью запечатлевших преданность православной вере в борьбе с грубым насилием светской власти.

Борьба окончилась в 1889 году, когда король Милан отказался от престола в пользу своего малолетнего сына Александра I. Народная сербская скупщина под председательством Константина Тушановича и сербское радикальное министерство во главе с генералом Саввою Груичем (нынешним посланником Сербии в С.-Петербурге) снова возвратились к забытым славяно-русским традициям, и доблестный архипастырь с честью возвращён был на свою кафедру. 29 мая 1889 года в самый день Св. Троицы престарелый изгнанник прибыл в Белград, и его возвращение было народным праздником для всей Сербии. Накануне, 28 мая обнародован был указ о восстановлении митрополита Михаила и епископа нишского Иеронима12. Митрополит же Феодосий удалился в один из монастырей австрийской Сербии, откуда он был родом. 1 июня митрополит Михаил известил о своём воспоставлении на кафедру особым посланием к православному сербскому народу и всему духовенству святой православной церкви13. 20 июня того же года совершил священное миропомазание за сербский престол юного короля Александра. Торжество происходило в церкви жичского монастыря14, где происходило до сих пор венчание и помазание на царство всех сербских королей.

Заняв вновь митрополитский престол, высокопреосвященный Михаил с ещё большей ревностью развил свою деятельность в пользу сербской церкви и народа. По его почину составлен был новый «закон о церковных властях восточно-православной церкви в королевстве Сербии», и, принятый народной скупщиной, утверждён регентством 27 апреля 1890 года. Этим законом имелось в виду прекратить неурядицы в сербской церкви, вызванные произвольными и противо-каноническими мерами злополучного папредняцкого правительства, поставить церковную жизнь в правильные условия, благодаря которым она могла бы свободнее преуспевать и развиваться. Основная черта нового закона – соборно-выборный характер устройства сербской церкви, что в свою очередь согласно с заветами восточно-православной вселенской церкви. Это соборно-выборное начало проникает собой церковную жизнь Сербии, являясь основанием устройства сербской церкви. Органы церковного управления по сему закону:

1) архиерейский собор;

2) архиепископ белградский и митрополит Сербии;

3) епархиальные епископы;

4) великий духовный суд;

5) епархиальные духовные суды;

6) окружные протопресвитеры, протопресвитеры белградский и нишский, уездные наместники, парохи (приходские священники);

7) церковная община и

8) монастырские старцы-настоятели (архимандриты, игумены, иеромонахи). Каждый из этих органов управления – по закону – имеет определённый круг действий, известные права и обязанности15. И ещё многое сделано почившим сербским первосвятителям для внутреннего благоустроения сербской церкви. Без преувеличения можно сказать, что трудами его создан весь строй церковно-религиозной жизни юного королевства. Словом и делом заботился он о развитии религиозно-нравственной жизни в Сербии. Так, например, на заседаниях архиерейского собора в 1892 году обсуждались между прочим вопросы: о поднятии нравственности в народе, о точном соблюдении церковных уставов духовными лицами, особенно монахами, об ограничении белого духовенства от вмешательства в борьбу политических партий, об упорядочении семейственной жизни и т. д. В рождественском послании 1892 года митрополит Михаил вместе с другими сербскими епископами обратился к сербскому духовенству с призывом и наставлениями, как вести борьбу с безбожием в Сербии16. Церковная жизнь в Сербии много обязана митрополиту Михаилу своим оживлением в последние годы. Благодаря его содействию, могло основаться в Сербии священническое общество («опште свештеничко удруженье у кральевини Србиiи»), первое собрание которого открыто было сербским архипастырем 20 августа 1889 года, а несколько позднее, в 1891 году, монашествующее духовенство образовало своё специальное общество, преследующее цели благоустроения монастырей. И то, и другое общество не без успеха принимают зависящие от них меры к улучшению всех сторон священнического служения17. Благодаря содействию и поддержке митрополита Михаила, священническое общество издаёт с 1890 года ежемесячный духовный журнал «Весник српске цркве. Лист свештеничког удруженьа за христьанску поуку и свештеничко усавршаванье» (с отделами: официальным, педагогическим, проповедническим, историческим, пастырским, каноническим, археологическим, критическим и смесью). В 1891 г. выработан и утверждён правительством «закон о фонде для вспомоществования вдовам и детям умерших священников и диаконов восточно-православной церкви в королевстве сербском». Фонд этот составился только благодаря настояниям митрополита Михаила и его значительному денежному пожертвованию. Высокопреосвященный Михаил был также «добротвором» многих и других благотворительных обществ, например, общества воспитания сирот и беспризорных детей, общества св. Саввы, академического общества «Обилич» и др. В 1894 г. пожертвовал он 20.000 динаров (франков) на учреждение основной школы в г. Соко-Баня, на своей родине. По последним известиям, почившим сербским первосвятителем завещано на сербские церкви и школы 100.000 франков. С первых годов по возвращении на митрополичью кафедру озабочен он был вопросом о новом полном переустройстве белградской духовной семинарии, что и было достигнуто в прошедшем 1897 году18. Содействовал также устроению многих новых храмов и возобновлению некоторых старых монастырей, например, жичского.

Высокопреосвященный Михаил принимал также горячее участие в разрешении греко-сербской распри по поводу назначения митрополита в г. Скопию. Ещё в 1892 году в официальном донесении министру просвещения и церковных дел – по поводу посещения им части епархии, извещал он министра, что он со вниманием следил за развитием со стороны греков и болгар пропаганды в Македонии и Старой Сербии и делал представления вселенскому патриарху, чтобы сербскому народу даны были в Старой Сербии и Македонии народные архиереи и чтобы дозволено было повсюду, в сербских епархиях, отправление богослужения на славянском языке, а не на греческом, которого народ не понимает19. А в 1896 году, когда после кончины скопийского митрополита Мефодия, преемником ему назначен был грек Амвросий, то маститый первоиерарх сербской церкви обратился от 26 ноября с исполненным великой энергии и высокого патриотического воодушевления письмом к вселенскому патриарху и константинопольскому Св. Синоду и ходатайствовал, во имя сербской церкви королевства, о том, чтобы были удовлетворены справедливые желания сербов за границей Сербии, в скопийской епархии. В своём письме высокопреосвященный Михаил, между прочим, указывал на то, чтобы вселенская патриархия была матерью, а не мачехой, и для скопийских православных славян, которые желают слушать богослужение по-славянски и иметь своего епископа – серба, тем более, что в Скопии издан был знаменитый Законник царя Стефана Душана, король сербский (опять Стефан Душан) провозглашён царём, автокефальный архиепископ сербский – патриархом. В заключение умоляет патриарха снизойти к желанию сербов так, чтобы в случае неудовлетворения их просьбы они не были вынуждены обратиться за разрешением спора к султану (что было, например, при учреждении болгарского экзархата в 1870 г.)20.

14 октября 1894 года митрополит Михаил торжественно чествован был в Белграде по поводу исполнившегося в этот день сорокалетия его архиерейского служения. Много приветствий получено им в этот день из всех сербских краёв и из России21. Собор сербских епископов поднёс своему первоиерарху высокое отличие – белый клобук с бриллиантовым крестом22. Московская духовная академия почтила юбиляра особым адресом от 3 ноября следующего содержания:

Высокопреосвященный Владыко, Милостивый Отец и Архипастырь!

Московская духовная академия с особенным уважением приветствует Ваше Высокопреосвященство по случаю сорокалетия Вашей архипастырской службы. С искренней любовью и глубоким уважением она постоянно следила за Вашей мудрою, ревностной и плодотворной архипастырской деятельностью, вследствие чего ещё в 1879 году включила Ваше Высокопреосвященство в число своих почётных членов. Академия чтит в лице Вашем твёрдого и непоколебимого поборника и охранителя церковных канонов и заветов вселенской церкви и радуется мирному преуспеянию церкви в Сербии, – особенно в последнее время, когда Вы, после перенесённых невзгод за верность и охрану заветов вселенской церкви и непоколебимую любовь к единоверной и единоплеменной Вам России, вновь приняли в свои руки кормило управления сербской церковью. Нет надобности исчислять многие и плодотворные труды Вашего Высокопреосвященства, которые направлены ко благу сербской церкви и народности, её просвещению и устройству церковному и гражданскому: довольно напомянуть, что по Вашей инициативе составлен и утверждён 27 апреля 1890 года «Закон о церковных властях восточно-православной церкви в королевстве Сербии». Под Вашим мудрым руководством выработан и свято охраняется соборно-выборный характер устройства сербской церкви, основанный на неизменных началах вселенской церкви. Высоко ценя Вашу ревностную просветительную и административную архипастырскую деятельность в течение прошедших сорока лет и Вашу непоколебимую искренность и любовь к России, и в частности к Москве и её древним святыням и духовно-воспитательным учреждениям, Московская духовная академия выражает Вашему Высокопреосвященству свои искренние пожелания и молит Бога, чтобы Вы ещё много-много лет держали кормило управления сербской церковью в Ваших руках на счастье сербского народа и утешение родной Вам по воспитанию, вере и духу России и на славу всего славянства. (Подписали: ректор академии, инспектор, профессоры и вся академическая корпорация).

Действительно, почивший архипастырь сербский оказал великие услуги не только сербской церкви, но и сербскому государству. Пяти сербским государям послужил он: князьям Александру Карагеоргиевичу, Милошу и Михаилу Обреновичам, королям Милану и Александру I. Сколько и светлых и мрачных событий прошло за время его слишком сорокатрёхлетнего архипастырского служения! И во всех этих событиях митрополит Михаил не был простым свидетелем, а и активным деятелем, всегда правильно и разумно понимавшим истинные интересы сербского государства. Митрополитом Михаилом, можно сказать, держались не только сербская церковь, но и сербский престол и им возвышался сербский народ. Не только король, но и вся страна постоянно прибегали к его советам, так как все знали, что он всегда стоял на страже сербских национальных интересов. Так именно понимали его значение и недруги славянства, оттого-то его не любили в Австрии, которая, конечно, была виновницей его изгнания и различных злоключений в 1881–1883 годах. Своим высоким патриотизмом, непрерывными литературными трудами и многочисленными делами за славу сербской церкви и как верный и преданный советник Обреновичей, высокопреосвященный Михаил приобрёл великое уважение и любовь сербского народа и всего славянского православного мира. Это был искренний испытанный друг России, великий славянофил и поборник православия на Балканском полуострове. Он много содействовал развитию у южных славян сознания о настоятельной необходимости единения и духовной связи с Россией. Он сам завязал и всегда поддерживал наилучшие братские отношения с Россией и русскими людьми и был одним из непоколебимых оплотов духовного единения двух братских народов, тесно связанных между собою узами веры, крови и истории. Оттого-то и любили его так сердечно в России и в частности в Москве, где он прожил несколько лет сербским изгнанником.

Высокопреосвященный митрополит Михаил имел многие ордена и знаки отличия, в том числе и русские, и состоял членом многих учёных и разных других обществ, – в частности был почётным членом всех русских духовных академий, московского и петербургского университетов. Всегда отличался он скромным образом жизни, христианской набожностью, кротким нравом и доступностью для каждого, имевшего в нём какую-либо надобность.

В заключение предложим систематический перечень сочинений высокопреосвященного митрополита Михаила.

А) Сочинения богословского характера:

1. «Црквено богословиjе. Београд, 1860» (учебник для семинарии. Эта книга известна также под именем «церковной археологии» и содержит в себе описание происхождения церкви, священства, церковной утвари и её таинственного значения).

2. «Херменевтика» (учебник).

3. «Приче Христове, 1870».

4. «Одбрана истине. 1872».

5. «Письма св. Игньата Богоносца. 1872».

6. «Душевни дневник. 1859».

7 «Поука из живота светих. 1874».

8. «Мудри игуман. 1863».

9. «О монашеству. 1868».

10. «Духовник. 1872».

11. «Дужности црквецих пастира. 1886».

Б) Церковно-литургического характера:

12 «Чин положенья клетве. 1860».

13. «Србльак. 1861» (службы и правила святителям и прочим святым сербского происхождения с их изображениями – в значительно дополненном виде против изданий XVIII столетия; многие службы, правила и акафисты составил вновь сам высокопреосвященный Михаил).

14. «Посльедованиjе усопших на свjатуiу пасху и во всjy светлуiу недельу биваjeмoje. 1862».

15. «Ручна свештеничка кньига. 1867».

16. «Чин помазаньа св. миром Кньаза Српског Милана М. Обреновича IV. 1868».

17. «Чин крестнаго хода. 1872».

18. «Служба преподобному оцу Прохору Пчиньском. 1879».

19. «Служба св. равноапостол. Кирилу и Методиjу. 1862».

20. «Акатист св. Иовану Златоусту. 1893».

21. «Акатист Пресвете Богородице. 1894» (в честь чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в церкви печской патриархии в Старой Сербии).

22. «Служба светом Петру, Митрополиту Црногорском, чудотворцу Цетиньском. 1895»23.

В) Церковно-исторического содержания:

23. «Поглед на историjу Српске Цркве. 1856».

24. «Православна Србска Црква у Княжеству Србии. 1874»24.

25. «Православна Српска Црква. 1895» (с дополнениями против предшествующего №).

26. «Письмо патриjарха православно-католичке восточне Цркве о православноi вери. 1864» (к англиканам, по вопросу о церковном единении).

27. «О папству и лутеранству. 1868».

28. «Одговор Чокрльану, 1860» (это – ответ на статью: «Православлье, или коiа црква правиiе учи, источна или западна»? – автор которой, некий I. Чокрльан возвышает римскую церковь насчёт восточно-православной, как якобы погрешившей. В своём ответе высокопреосвященный Михаил, на основании Св. Писания и исторических фактов, доказал всю неосновательность и ложь нападений Чокрльана на восточную православную церковь).

29. «Наука православне христьанске цркве. 1883»

30. «Христьанске светинье на истоку. 1886».

31. «Света Атонска Гора. 1886».

32. «Животопис Пресвете Богородице. 1886».

Г) Сборники проповедей и поучений:

33. «Пастирска поученьа христьанима за все неделье и празднике преко целе године. 1860» (95 проповедей).

34. «Црквени учитель. 1861» (беседы догматического и церковно-общественного содержания).

35. «Пастирске беседе воjницама. 1865».

36. «Молитва и две беседе, говорене на светковини 50-тогодишньице обновльене слободе Србиjе – 23 маиа 1865».

37. «Православни проповедник (4 тома). 1866–1871».

38. «Беседе и други кньижовни радови (2 книги). 1893–1894».

39. «Поуке из христьанске вере. 1894». Не перечисляем отдельных проповедей и поучений, которых много помещено в журнале, выходящем с 1890 года: «Весник српске цркве». Отдельно издано –

40. «Архиiерейско поученье ново-рукоположеном свештенику. 1860».

41. «Окружно писмо епархиjалном свештенству. 1860».

Д) Книги, назначенные для детей:

42. «Кратки молитвослов за употребу учечье се младежи. 1866».

43. «Природа и разум у области морально-духовноj. 1870».

44. «Поученье матери о васпитаньу мале деце. 1870».

45. «Девоiачко пунольетство. 1871» (предлагаются христианские правила жизни и наставления молодым сербкиням).

46. «Приjатель младежи, 1874».

Нужно ли говорить, что основное направление всех литературных трудов высокопреосвященного митрополита Михаила – строго православное?.. Труды эти, написанные под несомненным влиянием русской богословской и церковно-исторической науки, имеют первостепенную важность для Сербии, так как в них указаны направление и пути, какими должна идти богословская мысль тружеников сербской науки. Доблестный ревнитель православной веры, искренний друг и благожелатель России, он и всей своей архипастырской деятельностью и своими сочинениями много содействовал поддержанию и укреплению братских отношений между русскими и сербами. Заветы, оставленные им, могут быть так формулированы: «Православие есть символ братского единомыслия и любви. Спасение и счастье славянских народов лежат в братском единении их и согласии между собою».

Да будет же вечная память новопреставленному митрополиту Сербскому Михаилу!

12 февраля 1898 года Сергиев Посад.

* * *

1

«Светковина двадесетпето-годишньег архипастирског рада митрополита Српскаго Г. Михаила. За штампу приредно Ж. Иовичич, свештеник, професор богословльа. У Београду, 1880», стр. 4. (Священник Ж. Иовичич – нынешний настоятель сербского подворья в Москве, о. архимандрит Кирилл).

2

До введения нового сербского церковного закона от 27 апр. 1890 г. четыре сербских епархии именовались: белградская, шабачская, ужичская и негодичиская, а с 1890 г. именуются так: белградская, нишская, жичская и тимокская.

3

Ж. Иовичич, свящ. Светковина… стр. 7.

4

Сын Георгия Петровича Черного (по-турецки Кара-Георгия), первого вождя народного сербского восстания.

5

Второй воин и вместе первый, признанный в 1815 г. от турецкого правительства князь Сербский.

6

Пётр Иовановичь, поставлен в митрополита 6 декабря 1833 г.

7

В 1880 г. вышла в Белграде книжка: «Независност Српске цркве проглашена 1879 годные», – в которой приведены все официальные документы, касающиеся этого предмета.

8

Юбилей этот описан в названной уже выше (см. стр. 261, примеч. 1) книге свящ. Ж. Иовичича. Ко дню юбилея митрополит Михаил был избран в почётные члены Московской и С.-Петербургской духовных академий (благодарственное письмо митрополита в Совет МДА с извещением о получении диплома – в Журн. Сов. МДА. 1879, стр. 247).

9

См. «Послание митрополита сербского Михаила к иерархам православной церкви» – в Синод. Церк. Вед. 1889, № 36, стр. 1073.

10

Нужно заметить, что экс-король Милан был врагом митрополита Михаила не столько из твёрдых каких-либо принципов, сколько, главным образом, вследствие личной ненависти за то, что митрополит стал на сторону его оскорблённой супруги, королевы Наталии, и не дозволял беззаконного развода с нею. Во всё время этой грустной истории почивший сербский первосвятитель стоял на высоте своего архипастырского достоинства. Он не дал развода, потому что королева Наталия была правою и невинно гонимою. Преемник же его Феодосий Мраович дал этот развод, который, однако, в 1894 г. по новому требованию экс-короля Милана был признан неканоническим и недействительным.

11

Это сербское подворье, единственное в России, и открыто-то было русским Св. Синодом только благодаря ходатайству митрополита Михаила.

12

Преосвященный Иероним, епископ нишский, также ревностный поборник церковных канонов и преданный друг митрополита Михаила, скончался 10 июня 1894 года (некролог его – в Веснике српске цркве, 1994, июнь, стр. 500–516). Преемник его по нишской кафедре – епископ Иннокентий, воспитанник Киевской духовной академии (биографические сведения о нём – в Веснике српске цркве, 1894, авг., стр. 700) Этого преосвященного, долгое время состоявшего придворным протоиереем в правление Сербией королём Миланом, газеты называли кандидатом на пост митрополита сербского. И действительно, телеграф от 16 (28) февраля принёс известие, что на выборах митрополита избран, 25 голосами из 35, кандидат правительства нишский епископ Иннокентий и избрание его утверждено королём.

13

Напечатано в русском переводе в Синод. Церк. Вед. 1889, № 26.

14

Монастырь Жича в 5 вёрстах от г. Кральова, построен около 1210 года первовенчанным сербским королём Стефаном.

15

Изложение сего закона – в нашей статье в Богосл. Вестнике, 1893, авг. Напечатан в Веснике српске цркве, 1890, май, стр. 427–496. Русский перевод проф. И.С. Пальмова в Христ. Чтении, 1891, и отдельными оттисками 1893.

16

См. о сем в нашей статье – Богосл. Вестн. 1893, авг. и сентябрь.

17

См. о сем в нашей статье – Богосл. Вестн. 1893, авг. и сентябрь.

18

О сем в нашей статье в Богосл. Вестн. 1897, апрель.

19

Богосл. Вестн. 1893. август, стр. 303.

20

Извлечение из письма – в Богосл. Вестнике 1897, апр., стр. 110–111; в сербском подлиннике напечатано в Веснике српске цркве, 1896, дек, стр. 1098–1100.

21

Юбилей этот описан в книге: «Четрдесетогодишньа прослава архипастирске службе митрополита српска господина Михаила. За штампу приредно архим. Кирил. Београд, 1895».

22

Грамота о сем епископов: Саввы жичского, Мелетия тимочского и Иннокентия пишского от 14 октября 1895 года – в Веснике српске цркве, 1895, окт., стр. 905–906. Обычно же митрополит Сербский носит, как и прочие сербские епископы, чёрный клобук.

23

Немало написано митрополитом Михаилом «молитв», вошедших в различные требники, чины и т. п. Заметим здесь, кстати, что им установлено править в сербской церкви службы св. благоверному в. к. Александру Невскому и прп. отцу Сергию Радонежскому и всея России чудотворцу, что свидетельствует о весьма желательном взаимном русско-сербском единении во Христе.

24

Пишущий эти строки имел удовольствие получить эту книгу вместе с некоторыми другими сочинениями лично от высокопреосвященного автора – в бытность свою в Белграде в 1871–1875 годах.

Комментарии для сайта Cackle