Азбука веры Православная библиотека архимандрит Григорий (Воинов) Устроение и освящение двупрестольной церкви Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца в Всехсвятском единоверческом девичьем монастыре

Устроение и освящение двупрестольной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и святителя Николая чудотворца во Всехсвятском единоверческом девичьем монастыре

Источник

В Московском единоверческом женском монастыре была первоначально одна только церковь во имя Всех Святых, начатая построением на единоверческом кладбище, за Рогожскою заставой, в 1840 году. Кладбищенская церковь сделалась со временем монастырскою. На учреждение Всехсвятского монастыря последовавшее определение Св. Синода Высочайше утверждено Государем Императором в 27 день января 1862 года1. Монастырь получил в 1866 г. свойственный ему благоустроенный вид, но и затем на несколько лет остался с одним храмом, не смотря обширность свою не вмещавшим в себе более одного престола, и по самой обширности неудобным для зимнего времени. При существовании одной церкви в монастыре, находящемся на кладбище, случалось, что прихожане для отправления панихиды или другой требы должны были дожидаться по необходимости до конца до конца обедни или вечерни, не то слушать панихиду в монастырской трапезной, что не совсем удобно и прилично. А при существовании в монастыре в монастыре двух церквей, возможно было бы, рассуждали единоверцы, и одновременно совершать в них по две требы, через что бы значительно облегчились труды священнослужителей и клириков. Постройка другого храма, казавшаяся необходимою на случай разных перестроек и починок во Всехсвятской церкви, единственной в монастыре до 1876 года, как увидим ниже, – составляла главнейший предмет заботливости блаженныя памяти игумении Александры (сконч. 4 января 1873 г.) и достойной преемницы ее игумении Маргариты. Но на новый храм требовались немалые средства, которых монастырь без помощи Христолюбивых единоверцев не имели бы и до ныне.

В 1873 г. 20 сентября, в день Черниговских чудотворцев, была в этом монастыре после литургии и крестного хода торжественная закладка нового двухэтажного (в длину 10 саж. и 5 в вышину) каменного здания, которому судил Бог сделаться храмом и местом селения славы Его (Пс.25:8). Предварительно закладки отправлено под открытым небом водосвятие. Помню: день был ясный и несколько морозный, но духовная радость согревала сердца молящихся. Постройка корпуса начальством разрешена первоначально для распространения игуменских келий и находящейся под ними монастырской общей трапезы. Но помещения для келий почти достаточно было и прежнего. Когда наружные по означенной постройке работы близились к концу, явились усердники и благотворители, желавшие верхний этаж нового здания, примыкавший к настоятельским келиям, обратит в церковь, с основанием которой легко бы устранились те неудобства, какие доселе ощущались при существовании одной церкви, и вместе с тем отделилось бы помещение для ризницы и библиотеки, чего прежде не имелось. Первый вклад в 2000 р. на это святое дело получен настоятельницею от больной прихожанки Екатерины Травниковой. Всего на церковь собрано было до 15 000 р., а недостающее количество денег (по смете предполагалось употребить на сей предмет до 20 000 руб.) с избытком обещали восполнить попечители единоверческой типографии: И.Н. Рыжков и Е.М. Чимарсов2.

Игумения Маргарита со старшими сестрами, донося о том владыке Московскому, просила в июне 1874г. разрешения: в верхнем этаже выстроенного монастырского корпуса, в помещении, назначенном под настоятельские келлии, для которых имеется в обители другое помещение, поставить иконостас и престол во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Согласно представлению его высокопреосвященства, митрополита Иннокентия, Св. Синод, указом от 30 ноября 1874 года, разрешил устройство домовой церкви по плану, одобренному строительным отделением Московского губернского правления3.

В 1875 г. к осени предполагалось отделать и освятить Покровский храм, но в июне того же года оказалось невозможным это, потому что иконостас, равно как и иконы не могли быть для него готовы ранее 1876 года. А во Всехсвятском храме повреждены были печи. Переделывать их на одну только зиму, отапливать потом старую церковь и новое здание вверху и внизу, что было необходимо, – значило бы непроизводительно израсходовать много лишнего, а все-таки пришлось бы терпеть холод в старой пространной церкви и другие неудобства. В виду этого побуждаемая благотворителями из прихожан единоверцев, настоятельница просила со старшими сестрами разрешить устроение «во имя св. Николы чудотворца» престола в нижнем этаже нового здания, назначенном для распространения трапезы. Место для алтаря отделено от трапезного корпуса, как и вверху, аркою и старое помещение для трапезы немного увеличено; следовательно, ни церковь трапезу, которая при ней останется под верхними келлиями, по-прежнему, ни трапеза церковь стеснять не будет, доносила игумения; потребная же на Никольскую церковь сумма, в количестве 2500 р., имеется на лицо. Привести к окончанию нижнюю церковь надеялись не позднее 1-го октября 1875 г., а разрешение Св. Синода на построение ее дано в 1876 г. 24 января. В том же году 29 июня, в день св. апостолов Петра и Павла, она была освящена местным иереем (он же и благочинный единоверческих церквей) А.Я. Бриллиантовым соборне. Иконостас в ней столярной работы, оклеен красным в три пояса отполированным деревом; в верхнем поясе иконы вновь написанные, а все остальные пожертвованы. Напрестольное евангелие в серебряном позолоченном окладе печатано при патриархе Филарете 7142–1643 г. На лицевой стороне его чеканное распятие Христово с евангелистами по углам, на исподней, – осмиконечный крест. Другое евангелие в бархатном малиновом окладе, печатано с древнего (в патриаршество Иосифа изданного) в единоверческой типографии.

Построение трапезного храма на некоторое время должно было отвлечь внимание от верхней Покровской церкви и приостановить неоконченные работы в ней. В настоящем году оконченная тщательною отделкой составляет она украшение Всехсвятского монастыря, и мы, поэтому, должны обозреть ее подробно. Снаружи над нею возвышается глава, с северной стороны лестница ведет в светлый с просторною папертию храм, посвященный Преблагословенной Деве. Другой вход с западной стороны из галереи жилых келлий. Стены и свод храма, убранного вовремя по деревянному крашенному полу, покрыты белым светящимся колером, но без росписи, которая и не нужна при множестве икон, но и в заклиросных киотах, а также с боковой стороны прекрасных над западными дверьми хор, где помещены 11 икон (мерою 4 арш. 4 верш. в длину и 1 арш. в ширину), и в самом алтаре. Предалтарный о пяти ярусах иконостас, с резными колоннами, весь вызолочен на полимент и имеет привлекательный изящный вид. Не он как-бы здесь не оканчивается, а двумя недостающими в нем ярусами идет как-бы далее вверх и, при белизне свода, теряется в светлых облаках. Царские врата точно литые из червонного золота. Храмовая Покрова Пресвятыя Богородицы икона, мерою в вышину 1,5 арш., в ширину 1 ар. и 2 вер., украшена драгоценною сребропозлащенною ризой (кроме лица и одежд) 84 пробы, вес 13 ф. 77 зол. На изображенной на ней Матери Божией риза жемчужная с бриллиантовою короной. По левую сторону царских врат обращает на себя особое внимание местная икона Пренепорочной Девы: Утоли мои печали в жемчужной сплошной ризе; оклад, оплечья, и венец серебряные позолоченные, коронка из золота с бриллиантами и на ризе три звездочки бриллиантовые с алмазами. Писана в 1741 году. Как она сравнительно малого размера (10 верш.), то в ней в последнее время приделаны поля вокруг и на них написан в лицах акафист Богородице ( в 24 отделах). В четвертом ярусе иконостаса в средине достопримечательная икона Знамения Божией Матери (мерою 1 арш. и 13 верш.) древнего новгородского письма, которое относят за 300 лет назад. На ней оклад, венец с короною и подвескою серебряные чрез огонь вызолоченные, чеканные; венец убран разными камнями. За исключением двух последних икон, прочие в иконостасе все писаны стилем 3-го, самого высокого строгановского письма4. Историческая верность и редкая тщательность в отделке, при отличной доброте красок, есть общее их достоинство, но наиболее нам понравились местные иконы: Спасителя, сидящего на престоле, Покрова Пресв. Богородицы, архангела Михаила (на северной двери), Предтечи (на южной), Николая чудотворца с житием его, четырех московских святителей и преп. Сергия с житием. В заклиросных позолоченных киотах с резными колоннами, разделанных внизу под красное дерево, за стеклом помещены в каждом по 15 икон в сребропозлащенных ризах, из коих некоторые с жемчугом и другими камнями. Над каждым киотом поставлена икона Господа Вседержителя, и по сторонам четыре иконы, по две рядом, все в ризах.

Довольно икон и в алтаре, но мы начнем обозрение его с престола. По драгоценности и искусству работы, кроме священнослужебных сосудов, замечательно особенно напрестольный сребропозлащенный (вес. 6 ф. 17 зол.) ковчег или дарохранительница в виде седмиглавой церкви5. В знаменование седми таинств, седми даров Св.Духа, седми вселенских соборов. Одно из напрестольных евангелий печатано при патриархе Филарете 7135–1627 г., а другое при патриархе Иосифе 7152–1644 г. На лицевой их стороне – чеканное из серебра распятие Христово (на одном с предстоящими) и по углам четыре евангелиста; на обратной стороне – на одном Рождество Христово и на серебряных застежках апостолы Петр и Павел, на другом осмиконечный крест с наугольниками. Из напрестольных крестов по древности замечателен писанный на древе, в сребропозолоченной оправе; а крест новый запрестольный истинно красота церкви6, писан со всеми страстями превосходно. По сторонам его две запрестольные древнего письма иконы Божией Матери: а) Владимирская, на обороте ее: Не рыдай Мене Мати. Пречистая Богоматерь представлена здесь рыдающею, с рассыпанными по персям власами, и без покрывала на главе. б) Смоленская, на обороте Покров. На них с лицевой стороны жемчужная по сребренной фольге вынизанная риза с яхонтами (на первой), стразами и другими камнями; оклад оплечья и венец с короной сребропозолоченные, древней чеканной работы. Перед жертвенником крест Господень с предстоящими. На горнем месте в киоте красного с позолотой дерева-икона Спасителя, давно писанная, и по сторонам ее шесть малых икон, все в ризах. Над ними три иконы древнего письма, каждая в 12 вершков: Господа, Матери Божией и Иоанна Предтечи (деисус), венцы серебряные; а поверх деисуса в средине изображение многоглавой церкви, знаменует церковь первородных на небесах написанных (Евр.12:23); по сторонам икона Богоматери: Нечаянная радость и другая в жемчужной ризе икона св. Николая чудотворца…

Накануне освящения в единоверческом монастыре церкви Покрова Пресвятыя Девы, всенощная в ней началась без четверти в 6-ть, а в 10 часов окончилась. К службе на обновление храма была присоединена служба Покрову Матери Божией. Во храме было необыкновенно светло. Паникадило в три яруса, лампады и подсвечники новые высеребренные отражали в себе множество огней. Иконостас горел золотом, с которым гармонировал белый колер стен и свода, а Пренепорочная Матерь Божия, как никогда во Влахернском храме, покрывала молящихся честным своим омофором. На торжество освящения, в день памяти святителей Московских, 5 октября сего года, собрались не единоверцы только, но и несколько лиц, принадлежащих к общеправославной церкви; присутствовали в единоверческом храме даже старообрядцы (глаголемы) Рогожского и преображенского кладбища, желавшие повидать архиерейское служение. Чин великого освящения храма и первую литургию в нем совершил Московский викарий епископ Можайский Алексий, в сослужении благочинного монастырей Высокопетровского архимандрита Григория, местных священников: А.Я. Бриллиантова, П.Ф. Пермского и Троицкой единоверческой церкви И.Г. Звездинского. В единоверческом храме преосвященный сообразовался с местными обычаями, вместо трех поклонов по нашему обычаю, положил он семь, что у единоверцев называется начало. Четвертый земной поклон следовал за прочтением диаконом Достойно есть, которое у нас поется на клиросе, когда служит архиерей. Приложась к местным трем иконам, он осенил предстоящих напрестольным сребропозлащенным крестом на три стороны, высоко держа крест в двух перстосложениях, в перстосложении правой и в таком же (двуперстном) левой руки. По облачении на столе по старопечатному потребнику (большому требнику) с наблюдением следующих особенностей: а) напрестольная из тонкой парусины срачица обвязана была веревою 12 раз и на каждой стороне престола образовался крест не одну нить, как у нас, а тройной – в три нити. б) Поверх срачицы пришит на средине престола на четыре угла древний антимис в малом виде с изображением на белом холсте, вместо положения Господня во гроб, осмиконечного креста (без Распятия) и со св. мощами7; а на верхнюю престольную блестящую одежду белого глазета, шитую золотом с синелью, для священнодействия бескровной жертвы положен один илитон (шелковый плат фиолетового цвета) с подобною же, какая на древнем антиминсе, надписью, примененною к настоящему времени и Покровской церкви, и с обозначением имени священнодействующего архиерея. Пришитие антиминса к срачице, немеющее символического значения, предписано в потребнике, очевидно с целию предохранения антиминсов малого размера от случайностей; могущих служить оскорблением святыни. Ныне в наших церквах антиминс не пришивается к срачице: он находится в илитоне и на литургии вместе с ним развертывается, так что Дары освящаются непосредственно на антиминсе, а у единоверцев развертывается один илитон. После престола освящен храм курением фимиама, святою водою, помазанием св. миром. Кадил архиерей, за ним один из священнослужителей (архимандрит) кропил храм св. водою, другой на стенах его помазывал крестообразно, делая, то есть осмиконечный крест. Действие каждения в единоверческой церкви состоит из трех взмахов кадилом, двух первых прямых в одного поперечного, заключаемых поклоном. Кадило надевается кольцами на два пальца – глухим кольцом на безымянный, а передвижным на мизинец, при чем пальцы принимают вид перстосложения для крестного знамения. По освящения храма крестный вокруг него ход с евангелием, хоругвями8 при колокольном звоне совершен был трижды и посолонь, т. е. по солнцу. Архиерей, поддерживаемый первосвященнослужителями, нес в это время на главе покрытый звездицею и воздухом дискос со св. мощами, назначенными для положения под престол в среднем столпе. Троекратное (у нас однократное) обхождение вокруг храма делается подражательно чину таинства крещения. Известно, что по крещении младенца священник облачает его и помазывает св. миром9 , затем обходит с ним и восприемником его около купели трижды с песнопением и светильниками в руках, выражая духовное торжество христиан, подобное торжеству Израиля по прехождении вод Чермного моря (Исх.15). И единоверческая10 обитель при крестном ходе ликовала, что сама благодать Божия посетила ее освящением храма. Ясная погода и теплая, на летнюю похожая, как бы вторила духовным радостям единоверцев, и мне припомнился тропарь, поемый у нас по входе с мощами в храм: «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи!» У нас вокруг крещальной купели и храме ходят против солнца, знаменуя этим желание идти во сретение Солнцу правды (Малах.4:2), Христу; а единоверческим обрядом хождения посолонь знаменуется желание по следам Его (1Пет.2:21). Ходяй непорочен (а не по солнцу или против солнца) и делай правду – вот кто может пребывать в жилище Твоем, Господи, и обитать на святой горе Твоей (Пс.14:1). Блажены непорочнии в пути, ходящии в законе Господни (Пс.118:1). Часы перед литургией прочитаны третий, шестой и девятый (как в некоторых обителях бывает и у нас) с блаженнами. Литургии архиерейской старопечатной нет: но единоверцы не имеют никакого сомнения о соблюдении обыкновенного чина архиерейского служения, и он был вполне соблюден; только для чтения молитв преосвященный употребил старопечатный священнический служебник; пред чтением евангелия в сообразность с местным обычаем11 осенил себя и диакона крестом напрестольным, а евангелием перед сугубой эктенией осенил предстоящий народ. После отпуска возглашены многолетия царствующему Дому, св. Синоду и члену оного высокопреосвященному митрополиту Иннокентию, преосвященному Алексию, строителям и благоукарсителям св. храма. На обоих клиросах инокини Всехсвятского монастыря пели протяжным умилительным напевом и к удивлению безошибочно. Когда архиерей, во время литургии, обратившись к народу, произнес: призри с небес Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя», он Святый Боже… пропели по-гречески. Богослужение, начатое в 9 часов утра, окончилось в половине 3-го, а со включением водосвятия, совершенного до приезда архиерея, продолжалось 6 ½ часов.

Идя из храма, благоухавшего св. миром, преосвященный в святительской мантии благословлял христолюбивых единоверцев, с почтительною благодарностию отзывавшихся о нем и его благоговейно-величественном служения. В смежных с новосвященным храмом настоятельских келлиях, подкрепив себя чаем, он выслушал речь единоверца А.Е. С-на о значении единоверия, составляющего как-бы мост для перехода в православие из раскола; беседовал и разделил с единоверцами радушную трапезу, в двух больших комнатах приготовленную; при каждой перемене кушанья осенял себя крестным знамением. Во время заздравных тостов пели: многая лета, и сердечная благодарность изъявлена была И.Н. Рыжкову, Е.М. Чимрасову и А.К. Горбунову, на устроение нового монастырского здания и двух церквей в нем употребившим из типографскими суммы, как слышано, более 30,000 рублей. После праздничного обеда собраны денежные пожертвования Болгарам, в день освобождения Русских крестьян (в память чего и основана эта обитель), освобожденных начинательно из-под ига мусульманского. Прежде чем оставить благоустроенную и цветущую обитель, преосвященный пожелал видеть другие монастырские храмы, кроме Покровского, прикладывался в них к местным иконам и радовался, смотря на благолепие соборной во имя Всех Святых церкви; посетил уважаемую единоверцами игумению Маргариту в ее временном (другом) помещении и двоих священников. Матушка с глубоким смирением говорила, что мысль о построении новой церкви унаследована ею от предшественницы игумении Александры, и с радостию рассказывала, что на храм этот многие сестры приносили ей посильные лепты от скудости своей. Милость Божия и людей Божиих не покидала ее во всех заботах, и священники усердно споспешествовали ей. Оставив счастливую обитель, на обратном пути, по приглашению Ивана Никитича Рыжкова, преосвященный обозревал Троицко-Введенскую церковь, где была ему подобающая встреча со крестом12; посетил церковную богадельню на 100 чел. обоего пола, местных священников, и на Саввинское архиерейское подворье воротился в 8 часу вечера.

На другой день в новоосвященном храме был после литургии отправлен молебен Покрову Божией Матери и Московским святителям.

Рл/33986 I Всехсвятский единоверческий монастырь (Москва) 4798–12

Устроение и освящение двупрестольной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и святителя Николая чудотворца во Всехсвятском единоверческом девичьем монастыре.

В Московском единоверческом женском монастыре была первоначально одна только церковь во имя Всех Святых, начатая построением на единоверческом кладбище, за Рогожскою заставой, в 1840 году. Кладбищенская церковь сделалась со временем монастырскою. На учреждение Всехсвятского монастыря последовавшее определение Св.Синода Высочайше утверждено Государем Императором в 27 день января 1862 года13. Монастырь получил в 1866 г. свойственный ему благоустроенный вид, но и затем на несколько лет остался с одним храмом, не смотря обширность свою не вмещавшим в себе более одного престола, и по самой обширности неудобным для зимнего времени. При существовании одной церкви в монастыре, находящемся на кладбище, случалось, что прихожане для отправления панихиды или другой требы должны были дожидаться по необходимости до конца до конца обедни или вечерни, не то слушать панихиду в монастырской трапезной, что не совсем удобно и прилично. А при существовании в монастыре в монастыре двух церквей, возможно было бы, разсуждали единоверцы, и одновременно совершать в них по две требы, через что бы значительно облегчились труды священнослужителей и клириков. Постройка другаго храма, казавшаяся необходимою на случай разных перестроек и починок во Всехсвятской церкви, единственной в монастыре до 1876 года, как увидим ниже, составляла главнейший предмет заботливости блаженной памяти игумении Александры (сконч. 4 января 1873 г.) и достойной преемницы ее игумении Маргариты. Но на новый храм требовались немалые средства, которых монастырь без помощи Христолюбивых единоверцев не имели бы и до ныне.

В 1873 г. 20 сентября, в день Черниговских чудотворцев, была в этом монастыре после литургии и крестного хода торжественная закладка нового двухэтажного (в длину 10 саж. и 5 в вышину) каменного здания, которому судил Бог сделаться храмом и местом селения славы Его (Пс.25:8). Предварительно закладки отправлено под открытым небом водосвятие. Помню: день был ясный и несколько морозный, но духовная радость согревала сердца молящихся. Постройка корпуса начальством разрешена первоначально для распространения игуменских келий и находящейся под ними монастырской общей трапезы. Но помещения для келий почти достаточно было и прежнего. Когда наружные по означенной постройке работы близились к концу, явились усердники и благотворители, желавшие верхний этаж нового здания, примыкавший к настоятельским келиям, обратит в церковь, с основанием которой легко бы устранились те неудобства, какие доселе ощущались при существовании одной церкви, и вместе с тем отделилось бы помещение для ризницы и библиотеки, чего прежде не имелось. Первый вклад в 2000 р. на это святое дело получен настоятельницею от больной прихожанки Екатерины Травниковой. Всего на церковь собрано было до 15 000 р., а недостающее количество денег (по смете предполагалось употребить на сей предмет до 20 000 рубл.) с избытком обещали восполнить попечители единоверческой типографии: И.Н. Рыжков и Е.М. Чимарсов14.

Игумения Маргарита со старшими сестрами, донося о том владыке Московскому, просила в июне 1874г. разрешения: в верхнем этаже выстроенного монастырского корпуса, в помещении, назначенном под настоятельские келии, для которых имеется в обители другое помещение, поставить исконостас и престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Согласно представлению его высокопреосвященства, митрополита Иннокентия, Св.Синод, указом от 30 ноября 1874 года, разрешил устройство домовой церкви по плану, одобренному строительным отделением Московскаго губернскаго правления15

В 1875 г. к осени предполагалось отделать и освятить Покровский храм, но в июне того же года оказалось невозможным это, потому что иконостас, равно как и иконы не могли быть для него готовы ранее 1876 года. А во Всехсвятском храме повреждены были печи. Переделывать их на одну только зиму, отапливать потом старую церковь и новое здание вверху и внизу, что было необходимо, – значило бы непроизводительно израсходовать много лишнего, а все-таки пришлось бы терпеть холод в старой пространной церкви и другия неудобства. В виду этого побуждаемая благотворителями из прихожан единоверцев, настоятельница просила со старшими сестрами разрешить устроение «во имя св.Николы чудотворца» престола в нижнем этаже нового здания, назначенном для распространения трапезы. Место для алтаря отделено от трапезного корпуса, как и вверху, аркою и старое помещение для трапезы немного увеличено; следовательно ни церковь трапезу, которая при ней останется под верхними келлиями, по прежнему, ни трапеза церковь стеснять не будет, доносила игумения; потребная же на Никольскую церковь сумма, в количестве 2500 р., имеется на лицо. Привести к окончанию нижнюю церковь надеялись не позднее 1-го октября 1875 г., а разрешение Св.Синода на построение ее дано в 1876 г. 24 января. В том же году 29 июня, в день св.апостолов Петра и Павла, она была освящена местным иереем (он же и благочинный единоверческих церквей) А. Я. Бриллиантовым соборне. Иконостас в ней столярной работы, оклеен красным в три пояса отполированным деревом; в верхнем поясе иконы вновь написанные, а все остальные пожертвованы. Напрестольное евангелие в серебряном позолоченном окладе печатано при патриархе Филарете 7142–1643 г. На лицевой стороне его чеканное распятие Христово с евангелистами по углам, на исподней, – осмиконечный крест. Другое евангелие в бархатном малиновом окладе, печатано с древнего (в патриаршество Иосифа изданного) в единоверческой типографии.

Построение трапезного храма на некоторое время должно было отвлечь внимание от верхней Покровской церкви и приостановить неоконеченные работы в ней. В настоящем году оконченная тщательною отделкой составляет она украшение Всехсвятского монастыря, и мы поэтому должны обозреть ее подробно. Снаружи над нею возвышается глава, с северной стороны лестница ведет в светлый с просторною папертию храм, посвященный Преблагословенной Деве. Другой вход с западной стороны из галереи жилых келлий. Стены и свод храма, убранного вовремя по деревянному крашенному полу, покрыты белым светящимся колером, но без росписи, которая и не нужна при множестве икон, но и в заклиросных киотах, а также с боковой стороны прекрасных над западными дверьми хор, где помещены 11 икон (мерою 4 арш. 4 верш. в длину и 1 арш. в ширину), и в самом алтаре. Предалтарный о пяти ярусах иконостас, с резными колоннами, весь вызолочен на полимент и имеет привлекательный изящный вид. Не он как бы здесь не оканчивается, а двумя недостающими в нем ярусами идет как бы далее вверх и, при белизне свода, теряется в светлых облаках. Царские врата точно литые из червоннаго золота. Храмовая Покрова Пресвятой Богородицы икона, мерою в вышину 1,5 арш., в ширину 1 ар. и 2 вер., украшена драгоценною сребропозлащенною ризой (кроме лица и одежд) 84 пробы, вес 13 ф. 77 зол. На изображенной на ней Матери Божией риза жемчужная с бриллиантовою короной. По левую сторону царских врат обращает на себя особое внимание местная икона Пренепорочной Девы: Утоли мои печали в жемчужной сплошной ризе; оклад, оплечья, и венец серебряные позолоченные, коронка из золота с бриллиантами и на ризе три звездочки бриллиантовые с алмазами. Писана в 1741 году. Как она сравнительно малого размера (10 верш.), то в ней в последнее время приделаны поля вокруг и на них написан в лицах акафист Богородице ( в 24 отделах). В четвертом ярусе иконостаса в средине достопримечательная икона Знамения Божией Матери (мерою 1 арш. и 13 верш.) древнего новгородского письма, которое относят за 300 лет назад. На ней оклад, венец с короною и подвескою серебряные чрез огонь вызолоченные, чеканные; венец убран разными камнями. За исключением двух последних икон, прочие в иконостасе все писаны стилем 3-го, самого высокого строгановского письма16. Историческая верность и редкая тщательность в отделке, при отличной доброте красок, есть общее их достоинство, но наиболее нам понравились местные иконы: Спасителя, седящего на престоле, Покрова Пресв. Богородицы, архангела Михаила (на северной двери), Предтечи (на южной), Николая чудотворца с житием его, четырех московских святителей и преп. Сергия с житием. В заклиросных позолоченных киотах с резными колоннами, разделанных внизу под красное дерево, за стеклом помещены в каждом по 15 икон в сребропозлащенных ризах, из коих некоторые с жемчугом и другими камнями. Над каждым киотом поставлена икона Господа Вседержителя, и по сторонам четыре иконы, по две рядом, все в ризах.

Довольно икон и в алтаре, но мы начнем обозрение его с престола. По драгоценности и искусству работы, кроме священнослужебных сосудов, замечательно особенно напрестольный сребропозлащенный (вес. 6 ф. 17 зол.) ковчег или дарохранительница в виде седмиглавой церкви17). в знаменование седми таинств, седми даров Св.Духа, седми вселенских соборов. Одно из напрестольных евангелий печатано при патриархе Филарете 7135–1627 г., а другое при патриархе Иосифе 7152–1644 г. На лицевой их стороне – чеканное из серебра распятие Христово (на одном с предстоящими) и по углам четыре евангелиста; на обратной стороне – на одном Рождество Христово и на серебряных застежках апостолы Петр и Павел, на другом осмиконечный крест с наугольниками. Из напрестольных крестов по древности замечателен писанный на древе, в сребропозолоченной оправе; а крест новый запрестольный истинно красота церкви18, писан со всеми страстями превосходно. По сторонам его две запрестольные древнего письма иконы Божией Матери: а) Владимирская, на обороте ея: Не рыдай Мене Мати. Пречистая Богоматерь представлена здесь рыдающею, с рассыпанными по персям власами, и без покрывала на главе. б) Смоленская, на обороте Покров. На них с лицевой стороны жемчужная по серебренной фольге вынизанная риза с яхонтами (на первой), стразами и другими камнями; оклад оплечья и венец с короной сребропозолоченные, древней чеканной работы. Перед жертвенником крест Господень с предстоящими. На горнем месте в киоте красного с позолотой дерева – икона Спасителя, давно писанная, и по сторонам ее шесть малых икон, все в ризах. Над ними три иконы древнего письма, каждая в 12 вершков: Господа, Матери Божией и Иоанна Предтечи (деисус), венцы серебряные; а поверх деисуса в средине изображение многоглавой церкви, знаменует церковь первородных на небесах написанных (Евр.12:23); по сторонам икона Богоматери: Нечаянная радость и другая в жемчужной ризе икона св. Николая чудотворца…

Накануне освящения в единоверческом монастыре церкви Покрова Пресвятой Девы, всенощная в ней началась без четверти в 6-ть, а в 10 часов окончилась. К службе на обновление храма была присоединена служба Покрову Матери Божией. Во храме было необыкновенно светло. Паникадило в три яруса, лампады и подсвечники новые высеребренные отражали в себе множество огней. Иконостас горел золотом, с которым гармонировал белый колер стен и свода, а Пренепорочная Матерь Божия, как никогда во Влахернском храме, покрывала молящихся честным своим омофором. На торжество освящения, в день памяти святителей Московских, 5 октября сего года, собрались не единоверцы только, но и несколько лиц, принадлежащих к общеправославной церкви; присутствовали в единоверческом храме даже старообрядцы (глаголемы) рогожского и преображенского кладбища, желавшие повидать архиерейское служение. Чин великого освящения храма и первую литургию в нем совершил Московский викарий епископ Можайский Алексий, в сослужении благочинного монастырей Высокопетровскаго архимандрита Григория, местных священников: А.Я. Бриллиантова, П.Ф. Пермскаго и Троицкой единоверческой церкви И.Г. Звездинского. В единоверческом храме преосвященный сообразовался с местными обычаями, вместо трех поклонов по нашему обычаю, положил он семь, что у единоверцев называется начало. Четвертый земной поклон следовал за прочтением диаконом Достойно есть, которое у нас поется на клиросе, когда служит архиерей. Приложась к местным трем иконам, он осенил предстоящих напрестольным сребропозлащенным крестом на три стороны, высоко держа крест в двух перстосложениях, в перстосложении правой и в таком же (двуперстном) левой руки. По облачении на столе по старопечатному потребнику (большому требнику) с наблюдением следующих особенностей: а) напрестольная из тонкой парусины срачица обвязана была веревою 12 раз и на каждой стороне престола образовался крест не одну нить, как у нас, а тройной – в три нити. б) Поверх срачицы пришит на средине престола на четыре угла древний антимис в малом виде с изображением на белом холсте, вместо положения Господня во гроб, осмиконечного креста (без Распятия) и со св. мощами19; а на верхнюю престольную блестящую одежду белого глазета, шитую золотом с синелью, для священнодействия бескровной жертвы положен один илитон (шелковый плат фиолетового цвета) с подобною же, какая на дреннем антиминсе, надписью, примененною к настоящему времени и Покровской церкви, и с обозначением имени священнодействующаго архиерея. Пришитие антиминса к срачице, немеющее символического значения, предписано в потребнике, очевидно с целию предохранения антиминсов малого размера от случайностей; могущих служить оскорблением святыни. Ныне в наших церквах антиминс не пришивается к срачице: он находится в илитоне и на литургии вместе с ним развертывается, так что Дары освящаются непосредственно на антиминсе, а у единоверцев развертывается один илитон. После престола освящен храм курением фимиама, святою водою, помазанием св.миром. Кадил архиерей, за ним один из священнослужителей (архимандрит) кропил храм св. водою, другой на стенах его помазывал крестообразно, делая то есть осмиконечный крест. Действие каждения в единоверческой церкви состоит из трех взмахов кадилом, двух первых прямых в одного поперечного, заключаемых поклоном. Кадило надевается кольцами на два пальца – глухим кольцом на безымянный, а передвижным на мизинец, при чем пальцы принимают вид перстосложения для крестного знамения. По освящения храма крестный вокруг него ход с евангелием, хоругвями20 при колокольном звоне совершен был трижды и посолонь, т.е по солнцу. Архиерей, поддерживаемый первосвященнослужителями, нес в это время на главе покрытый звездицею и воздухом дискос со св. мощами, назначенными для положения под престол в среднем столпе. Троекратное (у нас однократное) обхождение вокруг храма делается подражательно чину таинства крещения. Известно, что по крещении младенца священник облачает его и помазывает св. миром21 ), затем обходит с ним и воприемником его около купели трижды с песнопением и светильниками в руках, выражая духовное торжество христиан, подобное торжеству Израиля по прехождении вод Чермного моря (Исх. Гл. 15). И единоверческая22 обитель при крестном ходе ликовала, что сама благодать Божия посетила ее освящением храма. Ясная погода и теплая, на летнюю похожая, как бы вторила духовным радостям единоверцев, и мне припомнился тропарь, поемый у нас по входе с мощами в храм: «Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея, Господи!» У нас вокруг крещальной купели и храме ходят против солнца, знаменуя этим желание идти во сретение Солнцу правды (Мал.4:2), Христу; а единоверческим обрядом хождения посолонь знаменуется желание по следам Его (1Пет.2:21). Ходяй непорочен (а не по солнцу или против солнца) и делай правду – вот кто может пребывать в жилище Твоем, Господи, и обитать на святой горе Твоей (Пс.14:1). Блажены непорочнии в пути, ходящии в законе Господни (- 118:1). Часы перед литургией прочитаны третий, шестой и девятый (как в некоторых обителях бывает и у нас) с блаженнами. Литургии архиерейской старопечатной нет: но единоверцы не имеют никакого сомнения о соблюдении обыкновенного чина архиерейского служения, и он был вполне соблюден; только для чтения молитв преосвященный употребил старопечатный священнический служебник; пред чтением евангелия в сообразность с местным обычаем23 осенил себя и диакона крестом напрестольным, а евангелием перед сугубой эктенией осенил предстоящий народ. После отпуска возглашены многолетия царствующему Дому, св. Синоду и члену оного высокопреосвященному митрополиту Иннокентию, преосвященному Алексию, строителям и благоукарсителям св. храма. На обоих клиросах инокини Всехсвятского монастыря пели протяжным умилительным напевом и к удивлению безошибочно. Когда архиерей, во время литургии, обратившись к народу, произнес: призри с небес Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его же насади десница Твоя», он Святый Боже… пропели по гречески. Богослужение, начатое в 9 часов утра, окончилось в половине 3-го, а со включением водосвятия, совершенного до приезда архиерея, продолжалось 6 ½ часов.

Идя из храма, благоухавшего св. миром, преосвященный в святительской мантии благословлял христолюбивых единоверцев, с почтительною благодарностию отзывавшихся о нем и его благоговейно-величественном служения. В смежных с новосвященным храмом настоятельских келлиях, подкрепив себя чаем, он выслушал речь единоверца А.Е. С-на о значении единоверия, составляющего как бы мост для перехода в православие из раскола; беседовал и разделил с единоверцами радушную трапезу, в двух больших комнатах приготовленную; при каждой перемене кушанья осенял себя крестным знамением. Во время заздравных тостов пели: многая лета, и сердечная благодарность изъявлена была И.Н. Рыжкову, Е.М. Чимрасову и А. К. Горбунову, на устроение нового монастырского здания и двух церквей в нем употребившим из типографскими суммы, как слышано, более 30,000 рублей. После праздничнаго обеда собраны денежные пожертвования Болгарам, в день освобождения Русских крестьян (в память чего и основана эта обитель), освобожденных начинательно из-под ига мусульманскаго. Прежде чем оставить благоустроенную и цветущую обитель, преосвященный

пожелал видеть другие монастырские храмы, кроме Покровского, прикладывался в них к местным иконам и радовался, смотря на благолепие соборной во имя Всех Святых церкви; посетил уважаемую единоверцами игумению Маргариту в ее временном (другом) помещении и двоих священников. Матушка с глубоким смирением говорила, что мысль о построении новой церкви унаследована ею от предшественницы игумении Александры, и с радостию рассказывала, что на храм этот многие сестры приносили ей посильные лепты от скудости своей. Милость Божия и людей Божиих не покидала ее во всех заботах, и священники усердно споспешествовали ей. Оставив счастливую обитель, на обратном пути, по приглашению Ивана Никитича Рыжкова, преосвященный обозревал Троицко-Введенскую церковь, где была ему подобающая встреча со крестом24; посетил церковную богадельню на 100 чел. обоего пола, местных священников, и на Саввинское архиерейское подворье воротился в 8 часу вечера.

На другой день в новоосвященном храме был после литургии отправлен молебен Покрову Божией Матери и Московским святителям.

* * *

1

Подробные сведения о монастыре, основанном в память освобождения крестьян из крепостной зависимости, изложены мной в жизнеописании Всехсвятской игумении Александры, напечатанном в Моск. Епарх. Ведомостях 1873 г., №10, и отдельно.

2

К ним, в качестве попечителя, присоединился после А.К. Горбунов. Типография для издания книг, сходных со старопечатными, учреждена в Москве 31 декабря 1818 г., иждивением прихожан Троицкой единоверческой церкви.

3

План архитектора Н.А. Ипатьева.

4

Иконописцы Всеволод Богданов и Михаил Иванов Дикарев.

5

Изделие Николая Сем. Мешкова.

6

Экзапостиларий на утрени в среду и пяток.

7

На нем надпись: «освятися олтарь Господа Бога нашего Иисуса Христа в церкви честного и славного Успения Богородицы. Священа церковь сия в лето 7157 (1649), индикта второго, месяца апреля в 29 день, на память святых мученик, иже в Кизице, и преподобного отца нашего Мемиона чудотворца, при благоверном великом князе Дмитрии Алексеевиче всея Руси и при святейшем патриархе нашем Московском и всея России (Иосифе)».

8

На хоругвях икон, писанные на доске, вставлены в бронзовые рамки с подвесными лопастями, шитыми по малиновому бархату.

9

Так и престол облачается после омовения и помазания миром.

10

Едина вера, едино крещение (Ефес.4:5).

11

В статье священника Виталия Лебедева: «о рогожском кладбище и об открытом при нем единоверия и его обрядах», напечатанной в июльской кн. «Душеп. Чтения» 1868 г., подробно изложен чин единоверческой литургии, равно и всенощной.

12

Новоблагословенная церковь эта отличается богатством украшений и иконами древнего письма; ризница и утварь очень богаты. На одних воздухах 12 ф. жемчуга. В обширной холодной Троицкой церкви сплошная стенная живопись греческого вкуса; в притворе Введенской (особо построенной) церкви замечательная древня\ Благовещения Богородицы у кладезя.

13

Подробные сведения о монастыре, основанном в память освобождения крестьян из крепостной зависимости, изложены мной в жизнеописании Всехсвятской игумении Александры, напечатанном в Моск. Епарх. Ведомостях 1873 г., №10, и отдельно.

14

К ним, в качестве попечителя, присоединился после А.К. Горбунов. Типография для издания книг, сходных со старопечатными, учреждена в Москве 31 декабря 1818 г., иждевением прихожан Троицкой единоверческой церкви.

15

План архитектора Н.А. Ипатьева

16

Иконописцы Всеволод Богданов и Михаил Иванов Дикарев.

17

Изделие Николая Сем. Мешкова.

18

Экзапостиларий на утрени в среду и пяток.

19

На нем надпись: «освятися олтарь Господа Бога нашего Иисуса Христа в церкви честнаго и славного Успения Богородицы. Священа церковь сия в лето 7157 (1649), индикта втораго, месяца апреля в 29 день, на память святых мученик, иже в Кизице, и преподобнаго отца нашего Мемиона чудотворца, при благоверном великом князе Дмитрии Алексеевиче всея Руси и при святейшем патриархе нашем Московском и всея России (Иосифе)».

20

На хоругвях икон, писанныя на доске, вставлены в бронзовыя рамки с подвесными лопастями, шитыми по малиновому бархату.

21

Так и престол облачается после омовения и помазания миром.

22

Едина вера, едино крещение (Еф.4:5).

23

В статье священника Виталия Лебедева: «о рогожском кладбище и об открытом при нем единоверия и его обрядах», напечатанной в июльской кн. «Душеп. Чтения» 1868 г., подробно изложен чин единоверческой литургии, равно и всенощной.

24

Новоблагословенная церковь эта отличается богатством украшений и иконами древнего письма; ризница и утварь очень богаты. На одних воздухах 12 ф. жемчуга. В обширной холодной Троицкой церкви сплошная стенная живопись греческаго вкуса; в притворе Введенской (особо построенной) церкви замечательная древня\ Благовещения Богородицы у кладезя.


Источник: Устроение и освящение двупрестольной церкви Покрова Пресвятыя Богородицы и святителя Николая Чудотворца в Всехсвятском единоверческом девичьем монастыре / [Соч.] архим. Григория. - Москва: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1878. - 11 с.

Комментарии для сайта Cackle