Азбука веры Православная библиотека митрополит Григорий (Постников) Митрополит Григорий Постников – светильник Церкви и покровитель Оршина монастыря
монахиня Елисавета (Желтухина)

Митрополит Григорий Постников – светильник Церкви и покровитель Оршина монастыря

Доклад монахини Елисаветы (Желтухиной) на конференции “Древние монашеские традиции в условиях современности” 21 декабря 2017 года. Нило-Столобенская пустынь

Содержание

Жизнеописание Тверская кафедра. Найденные святыни Оршина монастыря Икона свт. Варсонофия Синодик Оршина монастыря Переписка со свт. Филаретом  

 

Митрополит Григорий (Постников), безусловно, является одним из самых заметных деятелей церковной истории XIX века. В данном выступлении мы кратко изложим его биографию, вспомним заслуги перед Церковью и Отечеством, с благодарностью поведаем о его бесценном вкладе в дело возрождения древнего Оршина монастыря. Следует сразу заметить, что именно стараниями Высокопреосвященнейшего Владыки стала известна дата освящения Вознесенского собора, вновь почтенная в этом юбилейном году совершением архиерейской службы – 15 ноября 1567 г.

Жизнеописание

Будущий владыка родился 1 ноября 1784 г. в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Федорова. Учился в Николо-Перервинской и Троицкой (в Троице-Сергиевой Лавре) семинариях и в Санкт-Петербургской духовной академии, где и получил свою фамилию. Время учебы в академии пришлось на те годы, когда инспектором, а потом ректором был святитель Филарет (Дроздов), оказавший огромное влияние на формирование его личности и научных интересов. Григорий был любимым учеником великого святителя Московского, а впоследствии и единомысленным с ним архипастырем.

В 1814 году Постников закончил академию первым магистром, 24 августа был пострижен в монашество, а уже через четыре дня рукоположен во иеромонаха. В 1816 году иеромонах Григорий был удостоен ученой степени доктора богословия и стал инспектором академии, а вскоре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря при сохранении послушания преподавателя. Через три года отец Григорий сменил своего любимого учителя владыку Филарета на должности ректора Санкт- Петербургской академии. Он первым начал преподавать богословие на русском языке, был весьма популярен и любим студентами, как замечательный лектор и заботливый наставник.

7 мая 1822 года следует рукоположение во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем назначение архиепископом Калужским и Боровским, перевод в Рязань.

С 1829 года епископ Григорий становится постоянным членом Синода.

25 июля 1831 года (по другим сведениям – 28 июля 1829 г.) он был переведен на Тверскую кафедру.

В Твери владыка Григорий, оставив о себе у духовенства и благодарных верующих   добрую   память, прослужил   17   лет,   за   это   время     собрал в Твери противораскольническую библиотеку, пожертвовал в Тверскую духовную семинарию около 500 книг, а также восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь (ниже мы еще остановимся подробно на деятельности Владыки Григория на нашей древней земле).

1 марта 1848 г. указом императора Николая I архиепископ Григорий (Постников) был переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру. С исламом и язычеством он познакомился уже в Казани, и понимая, что миссионерская деятельность среди мусульман и язычников требует изучения языков и самих этих религий, добился открытия в 1852 году в Казанской духовной академии миссионерского отделения с противомусульманским, противобуддистским, противораскольническим и противоязыческим (чувашско-черемисским) отделами. Строгою благочестивою жизнью, высоким самоотвержением, неусыпным попечением об обращении раскольников и магометан он являл ревность, достойную первых веков христианства. Действия преосвященного Григория против раскола отличались духом кротости и любви.

28 августа 1856 года архиепископ Григорий (Постников) был удостоен сана митрополита, а 1 октября 1856 года был назначен митрополитом Санкт- Петербургским и Новгородским и стал первоприсутствующим в Синоде.

На Петербургской кафедре при содействии митрополита Григория также осуществлялся перевод православных богослужебных книг на финский язык, поскольку многие православные финны были вынуждены пользоваться лютеранскими молитвенниками и посещать кирхи. Именно владыка Григорий возглавил освящение Исаакиевского собора.

Митрополит Григорий (Постников) скончался 17 июня 1860 года и был похоронен под алтарем Духосошественской церкви Александро-Невской Лавры.

Преосвященный Григорий отличался всесторонней образованностью. Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив.

Владыка Григорий (Постников) является основоположником церковной периодической печати в России. В 1821 г. им был основан при Санкт- Петербургской академии журнал «Христианское чтение» – первый печатный орган русского духовного ученого мира. Главной целью издания этого журнала было через изложение истинного христианского учения противодействовать распространению в обществе мистических и масонских взглядов. Позднее он стал учредителем при Казанской академии журнала «Православный собеседник», задачей которого стала борьба с расколом, а в 1857 г., заботясь о христианском просвещении, основал при Санкт-Петербургской Духовной семинарии журнал «Духовная беседа», предназначенный для всех мирян, доступный и назидательный.

При посещении епархии Высокопреосвященнейший Григорий иногда подолгу оставался в одном месте, собирая окрестное духовенство, совершал богослужения и поучал народ, укрепляя любовь между пастырями и пасомыми.

Почти за каждым богослужением Владыка Григорий говорил простые, краткие и понятные всем поучения, того же требовал и от священнослужителей каждой епархии, которую возглавлял. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своих дневниках свидетельствует, что на протяжении всей жизни пользовался проповедями митрополита Григория и считал его «русским Златоустом».

В личной жизни отличался строгим аскетизмом и одновременно ласковостью и участливостью к окружающим. Характерной чертой для него была исключительная честность и искренность в своих действиях. Он был чужд угодливости и не стеснялся никому говорить правду открыто.

Тверская кафедра. Найденные святыни Оршина монастыря

Но вернемся к повествованию о трудах Высокопреосвященнейшего Григория на Тверской кафедре и его заботе о восстановлении Оршина монастыря.

При своем первом посещении заштатного Вознесенского Оршина мужского   монастыря   Высокопреосвященнейший   Григорий увидел,    что «пустынный храм Оршинский, свидетель жизни многих поколений, стоит уединенным сторожем среди безыменных могил, наводя грустную думу о временах старых, так бледно просвеченных бытописанием», рядом «бедная избушка старца настоятеля и церковников, и развалившаяся деревянная ограда – вот все, что теперь на месте той знаменитой обители, архимандрит которой был в числе подписавших Великую Государственную хартию».

Владыка Григорий особенно полюбил древний Оршин монастырь, часто бывал здесь, несмотря на немалое по тем временам расстояние – 18 верст от Твери, и даже намеревался избрать этот монастырь местом своего покоя и временного, и вечного.

В 1846 г., давно скорбя о крайней обветшалости иконостаса, он благословил составить проект для нового, который соответствовал бы величию храма и вместил бы все образа иконостаса обветшавшего, для чего стало необходимым заменить старинный, полурассыпавшийся кирпичный пол на деревянный, а для предохранения его от гнилости вынуть из-под кирпича земли на три четверти аршина и пробить в стенах продушины. Когда разобрали кирпич, и стали выносить песчаную насыпь, бывшую под ним, то в алтаре обнаружили серебряные богослужебные вещи, имевшие вид совершенно новых: потир, дискос, звездицу, три блюда, лжицу, крест, кадило и две иконы в позолоченных окладах. Все святыни имели надписание и датировались самым началом XVII века. В то же самое время, на Престоле, за ветхостью упраздненном, под срачицей нашли три старинных антиминса, подписанных 1567, 1610 и 1613 гг.

На основании данных находок историки сделали следующие выводы:

1.   Как явствует из надписи на первом антиминсе, освящение храма в 1567 г. совершил епископ Тверской Варсонофий, прославленный Церковью в лике святых как святитель Тверской и Казанский. Храм Оршина монастыря является единственным, о котором известно, что в нем священнодействовал святитель Варсонофий во время своего пребывания на Тверской кафедре.

2.      Как гласит надпись на втором найденном антиминсе, следующее освящение состоялось 5 апреля 1610 года, уже при архимандрите Иосифе, по изгнании мятежников и чужеземцев, разорявших несколько лет тверскую землю при Лжедмитрии II. Именно тогда и были спрятаны от осквернения под полом соборного алтаря богослужебные сосуды, найденные в 1846 году.

3.  В период Междуцарствия, когда шайки бродяг продолжали опустошать страну, Оршин монастырь вновь был разорен. По свидетельству третьего антиминса, новое освящение храма состоялось также при архимандрите Иосифе 15 марта 1613 года – в первый день по восшествии на престол Михаила Феодоровича Романова.

Такие неожиданные известия о славном прошлом старинного монастыря привлекли к себе внимание богомольцев и благотворителей. Произведенный в алтаре ремонт закончился освящением нового Престола, совершенного архиепископом Григорием 20 Октября 1846 г.

В том же 1846 году было разрешено построить новый деревянный настоятельский дом вместо прежнего ветхого, а также особый деревянный дом – «архиерейский» на случай посещения монастыря архиепископами.

В 1848 г. начались работы по постройке каменной ограды вокруг монастыря.

Небесным предстательством свт. Варсонофия, стало возможным сделать за восемь лет и пристройку к главному храму с колокольней и двумя приделами: южным – в честь Богоматери Феодоровской и северным – во имя святителей Варсонофия, епископа Тверского, и Димитрия, митрополита Ростовского, уже после отъезда Владыки Григория. Престолы освятил 21 сентября 1862 года архиепископ Тверской Филофей.

Икона свт. Варсонофия

В соборе стали появляться новые святыни, одна из них – икона свт. Варсонофия во весь рост. Она была прислана по просьбе Преосвященнейшаго Григория из Казани, где покоились мощи прославленного святого, архиепископом Казанским Владимиром. Эта икона являлась точной копией древнейшего образа Тверского и Казанского чудотворца и была написана в дар одним из лучших казанских иконописцев.

2 августа 1847 г. икона была вынесена Преосвященнейшим Григорием при многочисленном стечении народа с крестным ходом из его домовой церкви в Тверской кафедральный собор, где вечером служилось всенощное бдение. Поутру 3 августа по совершении в том же соборе со всем городским духовенством Божественной литургии, а затем молебна святителю, икона препровождена была с крестным ходом до приготовленной на Волге лодки, на которой Преосвященнейший Григорий, в полном святительском облачении, с небольшим причтом и с несколькими боголюбивыми почетнейшими тверскими и новоторжскими гражданами, сам препроводил сию икону в монастырь Оршин, где икона угодника Божия поставлена в стенах храма, некогда освященного собственными его святыми молитвами.

В особом мощевике, поставленном перед иконою святителя Варсонофия, хранилась часть его мощей, вместе с 62 частицами мощей св. мучеников и с частью мощей св. благоверной княгини Анны Кашинской.

Таким образом, находившаяся в Оршине монастыре икона свт. Варсонофия служила постоянным напоминанием о бывшем освящении им Оршинского храма и залогом его особой милости и покровительства. К сожалению, о судьбе этой иконы после разорения храма нам ничего не известно, сохранилась лишь фотография в книге Е. Веригина.

Синодик Оршина монастыря

Величайшим даром, представляющим особую ценность, является Синодик, нарочито составленный Владыкой Григорием для того, чтобы братия могли легче и удобнее исполнить заповедь апостола Павла – творить молитвы за вся человеки (1Тим. 2:1). Эту заповедь, действительно, удобнее всего исполнить нам, инокам, посвятившим свою жизнь молитве за весь мир. Святитель так и желал сделать прежде всего в той обители, которую он возлюбил более других тверских монастырей.

Весьма замечателен и назидателен этот Синодик. Он ясно показывает, какой полнотой и обширностью любви и молитвенного духа обо всех живых и усопших обладал великий архипастырь Тверской. Отличительной особенностью Оршинского Синодика в отличие от традиционных является то, что в нем приводятся не только заупокойные прошения, но и молитвы о здравствующих. Весьма примечательно, что Синодик содержит в себе списки Тверских великих князей и княгинь, епископов и архиепископов, а также первоначальников Оршина монастыря.

Для чтения Синодика были назначены в неделю три дня – понедельник, среда и пяток. По окончании вечерни после колокольного звона вся монастырская братия торжественно идет на сход с пением тропаря, кондака и стихиры Вознесения, и выстраивается напротив Царских врат. Служащий иеромонах, взяв с горнего места синодик, где он всегда хранится, выносит его на центральный аналой, и покадив алтарь, местные иконы и братию, начинает чести синодик по ряду во услышание всех гласом ясным и внятным.

Самый синодик разделяется на два отдела – о живых и усопших, каждому отделу предшествует особая краткая молитва, сопровождаемая земным поклоном всей братии. Все люди: и живые, и умершие в этом молитвенном поминовении соединяются в одну великую нераздельную Православную Церковь Божию. Причем в заупокойной части вспоминаются и прославленные святые.

В первом отделе, состоящем из 31 статии, содержатся моления о всех живых, составляющих святую, соборную и апостольскую Церковь, начиная от Государя Императора и всего царствующаго дома; каждая статья этого отдела оканчивается словами читающего синодик иеромонаха: «Спаси их, Господи», – и троекратным пением всей братии: «Спаси, Христе Боже».

Далее Владыка Григорий испрашивает молитвенного заступления, уже конкретизируя занятия и нужды каждого, и просит призреть на купцы, воины, художники и ремесленники, земледельцы, на люди, просвещенные науками, многовременно беседующие с другими и книги пишущие; на всех любезно и с верою приходящих во святые церкви Божии, стоящих в них с благоговением, молящихся со страхом, слушающих чтомыя в них священные Писания и певаемое к Богу со вниманием; и вместе с тем призреть на всех рабов Божиих и рабынь, иже любят святые Божии церкви и службы Божии, но не приходят на молитву и пение, бывая одержимы неотложными делами общественного правления, суда или защищения Отечества, неотложным услужением своим домашним или странным, угнетенным нищетою и сему подобным; на всех нелюбящих и забывающих Бога, провождающих воскресные и иные великие праздники не во славу Божию и не во спасение своей души; на всех пьянствующих и оставляюших себя, жену и детей в нищете и нужде; на всех злобствующих друг на друга, ссорящихся, ругающихся, дерущихся и готовых лишить друг друга жизни.

Последняя статья первого отдела представляет собой молитву о «всех православных христианах, творящих поминовения по душам скончавшихся», с умолением пригвоздить их страху Твоему, направить к деланию заповедей Твоих, одушевить их любовию к Тебе и спасти их».

Мы только кратко перечислили все статьи этого отдела, но в самом синодике каждая статья изложена со всеми молитвенными благожеланиями соответственно со званием или состоянием лиц, упоминаемых в той или иной статье.

Второй отдел синодика, начинающийся тоже общею краткою молитвою и земным поклоном всей братии, содержит молитвенное поминовение всех усопших в надежде жизни вечной и подразделяется тоже на 31 статью, здесь в конце большей части статей читающий иеромонах говорит: «Помяни и спаси их, Господи,» – а в некоторых статьях, где молитвенно поминаются Матерь Божия, ветхозаветные и новозаветные святые: «Молитвами их спаси нас, грешных!» – братия же поет трижды: «Спаси, Христе Боже!»

Поминаются все от праотца Адама до святого пророка Предтечи Иоанна благочестивые патриархи, судьи, цари, первосвященники, священники, левиты и простые люди во благочестивой вере и законе Господни в Ветхом Завете пожившие и скончавшиеся; Приснодева Мария; все апостолы, евангелисты, мученики и исповедники; святители и преподобные отцы, иже возседаша на седьми вселенских и разных святых поместных соборах; равноапостольные царь Константин и царица Елена и все благочестивые цари; равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, а также именуются все благоверные российские великие князья; великие князья и княгини Тверские; благоверные Российские цари и государи императоры; почившие патриархи Греческие и архиереи; митрополиты Всероссийские и святейшие патриархи Московские; епископы и архиепископы, управлявшие паствою Тверскою, и перечисляются все владыки Тверские от Симеона до Амвросия (Протасова,) которому преемником был  сам Григорий; усопшие рабы Божии блаженные Оршина монастыря священноархимандриты; иеромонахи, иеродиаконы, монахи и схимонахи, служившие во святой обители сей; все служители святой Церкви и монашествующие; все ближние нашего рода; подвижники; правоверные и единоверные христиане на ратех побиенные; далее поминаются приявшие различные виды внезапной смерти; а также дерзновенно – младенцы, не увидевшие Божьего света; наконец, умоляем Всемилостивого Господа призреть на всех нищих, сирот, и иноплеменных правоверных и единоверных, ихже души некому помянути.

«Посем читающий иеромонах чтет записанных в синодик великих благотворителей обители». Записан и род самого Преосвященнейшего Григория, род преосвящ. Гавриила, архиепископа Тверского.

Внимая чтению этого синодика, невольно чувствуешь самую тесную связь свою со всею Христовою Церковию, со всеми святыми Божиими угодниками, и со всеми живыми и мертвыми чадами церкви Христовой и проникаешься убеждением, что и ты член этой великой церкви Христовой.

Известно также, что Владыка Григорий пожертвовал в нашу обитель более двухсот книг богослужебных и учительных со своею собственноручной подписью, но их нынешнее местонахождение пока неизвестно.

Переписка со свт. Филаретом

Владыка Григорий заботился не только о благолепии храма и богослужения, но также радел о достойной жизни монашествующих, для чего, по его мнению, необходимо было ввести общежительный устав. В период с ноября  1847  по  февраль  1848  г.  из  писем   свт.  Филарета  прп. Антонию (Медведеву), настоятелю Троице-Сергиевой Лавры, известно, что Владыка Григорий просил в Оршин монастырь кого-нибудь из братии Николо- Пешношского монастыря для введения общежития. Между архиереями, по всей видимости, была весьма оживленная переписка, письма с просьбами Преосвященнейшего Григория свт. Филарет передавал и архимандриту Антонию.

Свт. Филарет вспоминает Оршин монастырь, где он мог бывать в 1819– 1820 гг.: «Что Оршин монастырь близ селения, это правда. Ограда или есть, или будет. Селение мне помнится незначащим и смирным». Почему тогда не удалось ввести общежитие, пока неизвестно. Но благословение Божие на это уже было, и мечта Владыки Григория осуществилась в 1903 г., когда заштатный Оршин мужской монастырь был преобразован в общежительный женский, в таком же статусе он возобновлен 25 лет назад – в 1992 г.

Комментарии для сайта Cackle