Обер-священник армии и флота России Г. И. Мансветов: страницы истории армейского и флотского духовенства
Более подробно о деятельности обер-священника армии и флота П. А. Моджугинского см.: Чимаров С.Ю. Обер-священник армии и флота России П.А. Моджугинский: страницы истории армейского и флотского духовенства (13.11.1826–03.09.1827) // Управленческое консультирование. 2014. № 5. С. 113–117.
Чимаров Сергей Юрьевич
Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Заведующий кафедрой управления общественными отношениями
Доктор исторических наук, профессор
Реферат
Статья посвящена деятельности четвертого в истории Вооруженных сил России обер-священника армии и флота Г.И. Мансветова, вошедшего в историю военного духовенства в качестве ученого-богослова, подвижника религиозного нравственного просвещения воинов и ревностного попечителя о военных священниках и их семьях.
Ключевые слова
обер-священник армии и флота, военное духовенство, полковой священник, пенсионный устав
После отстранения от должности в сентябре 1827 г. обер-священника армии и флота П.А. Моджугинского от занимаемых им постов «за болезнью» возник вопрос о назначении нового руководителя военно-церковного управления в Вооруженных силах Российской империи. Несколько ранее, 21 января 1827 г., «за старостью и болезнями» был уволен протоиерей А. А. Торопогрицкий, с 1 января 1816 г. именуемый «во уважение отличной службы и подъятых трудов в кампанию 1812–1814 гг.» обер-священником Главного Его Императорского Величества Штаба [4, с. 52].
Сложившаяся к сентябрю 1827 г. ситуация с отстранением по различным причинам от должностей руководителей обеих ветвей военно-церковного управления собственно в Вооруженных силах, а также в частях гвардии и гренадер, способствовала формированию у членов Святейшего Правительствующего Синода вывода о наступлении благоприятного момента для централизации военно-духовных властных полномочий в руках единого обер-священника. Итогом всестороннего обсуждения членами Синода перспектив возможного единоначалия в деле управления церковным имуществом, военным и морским духовенством, явился специальный доклад, представленный на Высочайшее рассмотрение.
По мысли членов Синода, круг основных претендентов на единый пост обер-священника, в ведении которого могли бы находиться религиозно-нравственные вопросы в армии, на флоте, в гвардии и гренадерских частях, ограничивался следующими тремя кандидатурами: придворный протоиерей Николай Музовский; протоиерей придворного собора Григорий Мансветов; полевой обер-священник 1-й армии Алексий Карышев. Император Николай I на полученном им синодальном докладе нанес следующую резолюцию: «Доклад сей не разрешаю, а велеть протоиерею Карышеву прибыть сюда для исправления сей должности на испытание»1. Неожиданно и внешне беспричинно император изменил свое первоначальное повеление на новое: «Не призывать Карышева сюда, а велеть на пробу исправлять должность протоиерею Мансветову»2. Таким образом, окончательная формулировка высочайшего повеления в отношении должности обер-священника армии и флота исторически оказалась зафиксированной 19 сентября 1827 г.
На место же А. А. Торопогрицкого обер-священником при Главном Штабе гвардии назначили придворного протоиерея и члена Синода Н.В. Музовского. В итоге Н.В. Музовский стал занимать должность не только члена синодальной комиссии духовных училищ, но и одновременно являлся императорским духовником, а также обер-священником Главного Штаба и управляющим гвардейским духовенством. С 1836 г. управлению обер-священника Н.В. Музовского стало подчиняться придворное духовенство3. В 1844 г. в состав ведомства главного священника гвардейского корпуса вошли церкви и духовенство 16 полков гренадерского корпуса, а с 10 ноября того же года должность обер-священника Главного Штаба была переименована в должность обер-священника гвардейского и гренадерского корпусов. Что же касается самого протоиерея Г.И. Мансветова, то его в должности обер-священника армии и флота окончательно утвердили лишь 12 апреля 1830 г., историческим свидетельством чему является соответствующий именной указ Святейшему Правительствующему Синоду [1].
Член императорской Российской академии, придворный протоиерей и член Святейшего правительствующего Синода Русской православной церкви Григорий Иванович Мансветов (Мисюрев) родился 28 января 1777 г. в г. Тобольске, в семье священника Апостоло-Андреевской церкви, и по праву вошел в круг выдающихся людей, чья жизнь связана с г. Тобольском: церковный деятель протопоп Аввакум; канонизированный в составе Собора сибирских святых митрополит Антоний (А. Г. Стаховский); композитор, пианист и дирижер А.А. Алябьев; ученый-энциклопедист Д.И. Менделеев и др. В период обучения в г. Тобольске молодой семинарист Г.И. Мисюрев обрел свою новую фамилию Мансветов. Причиной смены фамилии явилась не тяга к обретению ее благозвучия, а стремление продемонстрировать окружающим кротость и незлобивость своего характера: в переводе с латыни слово «mansuetus» означает кроткий, скромный.
В дальнейшем, завершив последовательно обучение в Тобольской семинарии и Санкт-Петербургской Александро-Невской академии, Г.И. Мансветов в 1799 г. был определен на должность учителя красноречия, математики и немецкого языка в Тобольскую семинарию. После женитьбы на дочери тобольского купца Анне Седых молодой учитель семинарии принял сан священника и 9 сентября того же года был рукоположен в дьякона церкви Архистратига Михаила Архангела г. Тобольска. В 1803 г. вновь назначенный в Тобольскую епархию архиепископ Антоний (Н.И. Знаменский) определил Г.И. Мансветова на служение в должностях священника в кафедральном соборе Софийско-Успенского собора г. Тобольска, члена консистории Тобольской епархии и цензора проповедей. На официальном сайте Тобольской митрополии, в разделе, посвященном истории Тобольской православной духовной семинарии представлены некоторые имена ее воспитанников, «внесших значительный вклад в дело устроения отечественной культуры». Среди наиболее известных выпускников духовной школы отмечается и фамилия Г.И. Мансветова, – «выпускника, потом преподавателя семинарии (1799–1805)»4. На основании данных Тобольской митрополии можно утверждать, что служение Г.И. Мансветова по линии Тобольского епархиального ведомства продолжалось с 1799 по 1805 г. В последующем церковное служение отца Григория прослеживается с того же 1805 г., но по линии военно-духовного ведомства. По утверждению Н.И. Лебедевой, «одним из самых известных сибирских священников был настоятель церкви Ширванского мушкетерского полка (с 1805 г.), стоявшего близ г. Омска и переведенного в Европейскую Россию в 1807 г. – протоиерей Г.И. Мансветов» [5]. Указанный Лебедевой год перевода Ширванского пехотного полка на территорию европейской части Российской империи представляется не совсем точным. По данным фондов Государственного архива Омской области, в период между боевыми действиями стран антифранцузской коалиции в 1805–1807 гг. и Отечественной войной 1812 г. происходило формирование сибирских регулярных воинских частей. При этом учрежденная еще во времена императора Петра I Сибирская военная инспекция была преобразована в 24-ю пехотную дивизию, в состав которой и вошел 84-й Ширванский мушкетерский (с 22 февраля 1811 г. – Ширванский пехотный) полк. В донесении от 18 июля 1808 г. на имя военного министра А.А. Аракчеева сибирский генерал-губернатор И.Б. Пестель отмечал, что получил указ императора Александра I «о выводе из Сибири двух драгунских, двух мушкетерских и 1 егерского полков»5. В ордере провиантскому комиссионеру Симанову от 4 августа 1808 г. И.Б. Пестель доводит срок вывода к г. Казани Ширванского мушкетерского полка из Омской крепости – 10 августа 1808 г.6
Разделив с личным составом 84-го Ширванского полка тяготы длительного похода к намеченному месту предстоящей дислокации (1844,5 версты за 115 сут.), полковой священник Г.И. Мансветов неустанно занимался необходимым по чину его должности духовным окормлением воинов. История не сохранила текста религиозно-нравственных поучений отца Григория в период его походного марша от Омской крепости до г. Казани. Однако в истории военного духовенства отмечается оригинальный труд духовного писателя и ученого-богослова протоиерея Г.И. Мансветова. Речь идет о «Сборнике кратких христианских поучений к воинам», составленном по материалам проповедей полкового священника 84-го Ширванского полка перед личным составом 24-й пехотной дивизии, произнесенных в 1810 и 1811 гг. и оказавших огромное воспитательное значение для воинов в сражениях 1812 г.7. «По причине особой пользы и назидательности поучений отца Григория, военное начальство приказывало унтер-офицерам переписывать их в тетради для прочтения воинам в свободное от службы время, а в 1829 году напутственные речи обер-священника были отпечатаны для всеобщего ознакомления в полках и учебных командах», – отмечает В. М. Котков [3].
В последующем сборник христианских поучений Г. И. Мансветова в соответствии с Высочайшим повелением переиздавался четыре раза.
В свод основных религиозно-нравственных положений Сборника, ориентированных делу воинского воспитания, вошли следующие:
наличие армии в государстве определяется тем, что она призвана защищать веру, царя и Отечество;
положение воина важно и почетно; защищать Отечество его избрал «Промысел Небесный»;
«государь представляет в своем лице Самого Высочайшего Бога; он есть Отец Отечества»;
убийство противника на войне грехом не является; убивать «брата по плоти» следует без ожесточения; поверженному противнику следует даровать пощаду; грабеж и мародерство строго запрещаются;
к иноверческим храмам противника необходимо относиться с уважением;
войны начинают люди, а оканчивает их Сам Бог, который, как правило, помогает правому;
«воин-христианин должен надеяться на помощь Божию и никогда не предаваться унынию»;
в свободное время следует посещать церковь, очищая свою совесть церковным покаянием; читать духовные книги и воинский устав [2].
Всего же, Сборник поучений Г. И. Мансветова включал в себя 24 адаптированных к воинскому быту и служебным обязанностям воина положений, в том числе касающихся статуса воина, причин войны, обязанностей военнослужащих на поле битвы и в мирное время, во время несения службы и вне службы, по отношению к своему духовному облику и в отношении товарищей по службе, о значимости военной присяги, воинских знамен, боевого оружия, музыкальных труб и др.
Наряду с отмеченным сборником христианских поучений Г.И. Мансветовым были подготовлены следующие труды: «Военные песни для российских ратоборцев на случай войны с оттоманской Портой» (указанный сборник военных песен до наших дней не сохранился); «Краткое изъяснение литургии»; «Обязанности домашнего общества по разуму исполнителей слова божия древних христиан»; «Училище благочестия, или примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых» (данное содержание выдержало более 15 изданий)8.
Хорошо зная, исходя из личного опыта, условия многогранной деятельности военного духовенства и понимая спектр существующих проблем, обер-священник армии и флота Г.И. Мансветов вникал в различные стороны службы и быта полкового духовенства. Участвуя непосредственно в решении вопроса воспитания детей полкового духовенства за счет казенных средств, руководитель военно-духовного ведомства лично вникал в учебно-воспитательный процесс Училища сирот (впоследствии Патриотического института), созданного «по благотворной мысли» императрицы Елизаветы Алексеевны 29 декабря 1812 г. Данное училище было создано при Обществе придворных дам, а его воспитанницами являлись девочки-сироты, дочери погибших в Отечественной войне штаб- и обер-офицеров. 28 октября 1828 г. обер-священник армии и флота Г. И. Мансветов лично освятил церковь Захария и Елизаветы, перенесенную в новые помещения Патриотического института9. Предметом особого попечения обер-священника армии и флота являлись вопросы повышения денежного довольствия пастырей военного ведомства, включая вопросы их пенсий и пособий. Благодаря усилиям протоиерея Г.И. Мансветова произошло «увеличение окладов жалования священнослужителям военного ведомства указом 6 декабря 1829 года, причем штатным протоиереям положено 223 руб. 5 коп. и квартирных 171 руб. 60 коп., священникам 205 руб. 70 коп. и квартирных 114 руб. 30 коп., дьяконам 128 руб. 70 коп. и квартирных 85 руб. и причетникам 75 руб. 15 коп.»10.
Проявляя заботу о вдовах и сиротах армейского духовенства, обер-священник армии и флота в 1828 г. распорядился об учреждении при церквах военно-духовного правления сиротских кружек в пользу бедных духовных лиц. В 1829 г. Г.И. Мансветов «циркулярно предписал свечи, приносимые при исповеди духовными детьми, отдавать обратно за известную сумму в церковь и деньги записывать в данную для этого шнуровую книгу»11.
В период правления военно-духовным ведомством Г.И. Мансветова была предпринята попытка в отношении уточнения статуса полкового (корабельного) священника и сопряжено это было с появлением 6 декабря 1829 г. именного указа императора Николая I, в соответствии с которым должность полкового священника приравнивалась к чину капитана. Вместе с тем, следует заметить, что окончательно вопрос с правовым положением армейских и флотских священнослужителей в Российской империи оказался неразрешенным вплоть до 1917 г.: «неоднократно законодательно прописанное двойное подчинение военных и морских священников своему духовному начальству и военному командованию, в ведении которого состояло окормляемое конкретным священником подразделение, не было разъяснено ни в одном из нормативных актов»12.
Последним, наиболее значимым трудом обер-священника армии и флота Г.И. Мансветова явилось составление им нового пенсионного устава. Определенный еще императором Павлом I, 27 февраля 1801 г., по ходатайству первого обер-священника армии и флота П.Я. Озерецковского ежегодный пенсионный фонд для армейского и флотского руководства в размере 5000 руб. (по 100 руб. в год каждому священнослужителю, прослужившему более 20 лет или менее 20 лет, но имеющему «великое семейство»; по 100 руб. в год вдовам священников, оставшимся с детьми; по 50 руб. бездетным вдовам) оказался недостаточным. Причиной тому являлось не только удорожание жизни, но и увеличение численности, как действующих священнослужителей военного ведомства, так и числа погибших или вышедших в отставку, вследствие полученных ран и приобретенных болезней. «Постепенно возраставшая дороговизна жизни и возвышение окладов содержания военного духовенства, последовавшее в 1828 году и уравнявшее священника в этом отношении с чином капитана, побуждали к изменению пенсионного оклада в самой его основе'13. Учитывая отмеченные обстоятельства, обер-священник армии и флота Г.И. Мансветов обратился в Синод с ходатайством об увеличении пенсионного фонда до 10 000 руб., с приложением разработанного им лично Положения о пенсиях и пособиях. Подготовленные протоиереем предложения в полном объеме были утверждены импе-ратором Николаем I 3 января 1831 г. Согласно положениям нового Пенсионного устава, для священнослужителей военного ведомства срок службы в период пребывания в походах увеличивался в два раза (один год за два года). Священнослужители, прослужившие на военной службе 20 и более – до 30 лет, при выходе в отставку по состоянию здоровья имели право на пенсию «по сокращенному сроку»: за службу от 1 года до 5 лет – в размере единовременного оклада; от 5 до 10 лет «в пенсию» – одну треть прежнего жалованья; бездетная вдова священника могла претендовать на 50% положенной пенсии ее мужа в день его смерти. Кроме того, в Пенсионном уставе подробно излагались пенсионные права вдов священнослужителей с детьми, из расчета на каждого ребенка в отдельности, по специально утвержденной методике14.
Эффективно решая стоящие перед ведомством обер-священника армии и флота задачи, на деле проявляя заботу о духовном окормлении подведомственной ему паствы православных, демонстрируя ревностное попечение о бытовых сторонах жизни военных священнослужителей и членов их семей, Г.И. Мансветов за 5 лет пребывания в должности обер-священника армии и флота внес весомый вклад в дело упрочения авторитета военно-духовного правления в Вооруженных силах Российской империи. Умер он 12 ноября 1832 г. и был похоронен на Смоленском православном кладбище в г.Санкт-Петербурге.
Литература
Беляков А. П. История флотского духовенства и его роль в воспитании военных моряков дореволюционной России [Электронный ресурс] // URL: http://www.krotov.info/libr_min02_b_el7yakof_0.htm
Гришин А. Как православный народ с помощью веры Наполеона победил // Вестник Александро-Невской лавры. 2012. № 7–8(85–86).
Котков В.М. Военное духовенство России. Страницы истории. СПб., 2003. [Электронный ресурс] // URL: http://www.krotov.info/history/18/bednov/kotkov_1.htm
Котков В. М., Каткова Ю. В. Военное духовенство России. Страницы истории. СПб., 2005.
Лебедева Н. И. Православный священник и русская армия в Сибири [Электронный ресурс] // URL: http://www.armflot.ru/index.php/19-traditsii/77-pravoslavnyj-svyashccnnik-i-russkaya-armiya-v-sibiri
* * *
РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 5904. Лл. 1–2.
Там же.
РГИА. Ф. 797. Оп. 96. Д. 189. Лл. 1–2.
Тобольская православная духовная семинария. Официальный сайт Тобольской митрополии: [Электронный ресурс] // URL: http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php?id=t02_1&sub=2
Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 2. Оп. 1. Д. 116. Л. 45.
ГАОО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 116. Л. 197.
Мансветов Г. И. Краткие христианские поучения для воинов, сказыванные в церкви Успения Божьей матери, при Ширванском пехотном полку, состоящем в 24-й дивизии, в 1810и 1811 гг. в Дубне и Старо-Константинове. СПб., 1818. 222 с.
Мансветов Г. И. // Алфавитный каталог. Электронная библиотека РГБ : [Электронный ресурс] // URL: http://www.search.rsl.rU/ru/catalog/authors/M/530910
Церковь правв. Захарии и Елизаветы при Патриотическом институте. Энциклопедия Санкт-Петербурга : [Электронный ресурс] // URL: http://www.enspb.ru/object/2804676598?lc=ru
Управление церквами и православным духовенством военного ведомства : исторический очерк / сост. протопресвитер А. А. Желобовский. СПб., 1902. С. 27.
Там же.
Там же.
Там же.
Там же, с. 28.