На родине Василия Блаженного

Источник

(Из истории московских окраин)

Москва начала свою историческую жизнь на территории очень редко и очень слабо населенной. Левый, холмистый берег Москвы-реки, между устьями рек Неглинной и Яузы, покрыт был густыми лесами, уходящими далеко на север, и изрезан ручьями, оврагами и ненаезженными дорогами. Селения попадались только на этих путях сообщения, по рекам, ручьям и дорогам.

Вместе с ростом и расширением Москвы и образованием в ней столичного центра оживали и окрестности ее, уплотнялись селения, притягивались сельские пахари, кустари и ремесленники всякого рода, работавшие на Москву и сами кормившиеся от нее и около нее. Из Москвы протянулись дороги по всем направлениям, для связи с ближними и дальними городами.

Одна из таких дорог потянулась из Москвы на северо-восток, к старым городам Владимиру и Суздалю. Дорога эта, выйдя за вал Земляного города Москвы, сразу проходила по селу Елохову, широко расселившемуся по большому ручью Ольховцу и его мелким притокам. Для переезда через ручей был устроен проезжий мост, конечно, деревянный, сохранявшийся до 1791 г. и называвшийся Елоховским. Южнее моста местность несколько возвышается к Земляному валу, и здесь, на дороге, образовалась Басманная слобода, входившая в состав села Елохова, как одна из улиц села1.

В сентябре 1517 г. на этой возвышенности Басманной слободы села Елохова произошло событие, имевшее большие последствия в судьбе Басманной слободы: до этого места, с которого начинался спуск к Елоховскому мосту, шел громадный крестный ход из Москвы с царем Василием Ивановичем и Митрополитом Варлаамом во главе. До этого места москвичи торжественно провожали иконы и другие святыни, принесенные из Владимира в Москву для подновления и украшения их «сребром и златом». Когда эти работы были совершенно закончены и все иконы и святыни готовы были к возвращению во Владимир, все московское духовенство, царь и множество народа приняли их на свои руки и понесли в обратный путь по Владимирской дороге. Дойдя до южной части села Елохова, в Басманной слободе, москвичи простились с Владимирскими святынями и вернулись в Кремль, а владимирцы крестным ходом провожали их в обратный путь домой, во Владимир.

Вот на этом месте в Басманной слободе, где москвичи простились, а владимирцы приняли икону своей Владимирской Богоматери и прочие святыни, царь Василий Иванович на собственные средства велел соорудить храм во имя Владимирской иконы Божией Матери и ежегодно в день 15 сентября совершать к нему крестный ход из Кремля. Крестный ход существовал более 150 лет и отменен был в 1683 г., а в 1751 г. храм Владимирской Богоматери был перестроен и при нем сооружены два придела во имя великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. Позднее весь храм в московском народе стал именоваться не по настоящему престолу во имя Владимирской Богоматери, а по придельному во имя великомученика Никиты.

Память об этих событиях пережила века и переходила из рода в род среди москвичей, отражаясь в печатных произведениях о святынях московских. Так, в одном из них рассказано2:

«На старой Басманной улице есть прекрасная церковь во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы с приделами Никиты великомученика и Рождества Иоанна Предтечи. Оная заслуживает внимание наблюдателя и огромностью своею, и величественною архитектурою смешанного вкуса, и богатством внутреннего украшения, и местоположением, и историческим событием, свидетельствующим следующее: храм сей первоначально построен в 1517 г. повелением и иждивением государя великого князя Василия Иоанновича. Из Владимира приносимы были в Москву для поновления и украшения иконы. Когда оные были совершенно готовы, тогда провожали их со крестами все духовенство столицы и сам царь до сего места, в воспоминание чего установлен был 15 сентября крестный ход, который отменен в 1683 г. В 1751 г. храм сей перестроен иждивением прихожан. Присоедините к сему наружное ее великолепие и около 20 больших, должно думать, современных основанию церкви берез, окружающих ее возвышенное место, хорошую железную решетку, служащую оградою, и тогда согласитесь, почтенный наблюдатель, что церковь сия заслуживает внимания. На колокольне устроены боевые часы, довольно хорошие».

Другой описатель московских храмов рассказывает:

«Церковь Сретения иконы Владимирския Богородицы у великомученика Никиты, что в Старой Басманной, прежде построена в 1517 году великим князем Василием Ивановичем, который провожал до сего места принесенные из Владимира святые иконы, почему до

1 683 г. и бывал в оную крестный ход. В 1751 г. церковь сия вновь перестроена тщанием прихожан. Придел св. великомученика Никиты при церкви Владимирской Богородицы, в Старой Басманной, устроен в 1751 г.»3.

В более старом описании московских древностей и достопамятностей сообщаются некоторые новые подробности:

«Никиты великомученика, что в Старой Басманной, придельная, с настоящей Владимирския Пресвятыя Богородицы, и с приделом в оной Рождества Иоанна Предтечи, первоначально построена в 1517 г. повелением и, как должно думать, иждивением благоверного государя и великого князя Василия Иоанновича, по причине обратного провождения до сего места с митрополитом Варлаамом приносимых из Владимира для поновления и украшенных потом сребром и златом святых икон, почему с того времени в сию церковь сентября 15 дня установлен был ежегодный ход, и который в 1683 г. отставлен. Потом в 1751 г. вновь перестроена коштом приходских людей»4.

Во второй половине XV века, задолго до построения храма Владимирской Божией. Матери в Басманной слободе, здесь же, в будущем приходе Владимирского храма, произошло событие, отразившееся последствиями в церковной истории Москвы5.

В то время в Басманной слободе образовалось плотное поселение, занимавшееся сельским хозяйством и кустарными промыслами. Среди мелких кустарей, промышлявших сапожным мастерством, здесь проживала благочестивая семья Иакова и Анны, бездетных. Всю жизнь они усердно молились о даровании им детей, и наконец, в 1469 г. у них родился сын Василий. Скромные родители направили сына по отцовскому делу, желая увидеть в нем хорошего сапожника. Когда мальчик подрос, они отдали его для окончательной выучки в сапожную мастерскую. Трудолюбивый и богобоязненный юноша, равнодушный к мирской жизни, в душе лелеял мечты о личном самоусовершенствовании и о высоких христианских подвигах. Поэтому, когда Василию исполнилось шестнадцать лет, он покинул хозяина и сапожную мастерскую, ушел из родительского дома и, без крова и одежды, предался подвигу юродства, скитаясь по улицам Москвы целыми днями, а по ночам заходил на паперти московских храмов, продолжая дневные подвиги непрестанным молитвенным подвигом по ночам. Заходил он на паперть и вновь устроенного храма Владимирской Божией Матери в родной его Басманной слободе.

Перенося тяжелые испытания от природы и от людей, Василий, прозванный «нагоходцем», в ограниченном кругу благочестивых москвичей пользовался любовию, уважением и почитанием. Среди почитателей нагоходца были царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, которые, по свидетельству жития в Прологе, «зело дивишася о его терпении и похвалиша Бога, яко в их время дарова Бог такова свята мужа».

В 1552 г. (по Леониду в 1551)6 настал конец продолжительному и многотрудному подвигу Василия. Он тяжко заболел. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и сыновьями Иоанном и Феодором пришел навестить больного и испросить его молитв. Василий, при последнем издыхании, пророчески сказал царевичу Феодору: «вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им»7.

Юродствовав в Москве 72 года, Василий 88 лет от роду скончался 2 августа 1552 года и погребен на кладбище Троицкой на рву церкви, где в 1554 году8 по повелению Грозного построен был Покровский собор, в память покорения Казани, известный под именем собора Василия Блаженного.

Спустя 36 лет после кончины Василия, в 1588 г. у могилы его стали совершаться чудеса. Царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов повелели над могилою воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного, соорудить серебряную раку над мощами и установить празднование памяти его в день его кончины 2 августа.

Приблизительно в это же время, по случаю прославления памяти Василия блаженного, было составлено житие блаженного, во всяком случае, не позднее XVI века. Составителем жития был соловецкий монах Мисаил9. Переписал творение Мисаила Евфимий, игумен Иосифова (Волоцкого) монастыря. Евфимий был определен с 26 июля 1575 года игуменом из казначеев монастыря и носил фамилию Турков10.

За этот, более чем столетний период времени, прошедший со дня рождения Василия Блаженного и до составления жития его произошли большие изменения в тех местах, где родился блаженный, и особенно в наименованиях этих мест. И прежде всего на родине блаженного, близ дома его родителей, вырос новый храм Владимирской Богоматери с приделами и образовался новый приход при этом Владимирском храме. В состав этого прихода вошел и родительский дом Василия блаженного. Поэтому составитель жития говорит современным ему (составителю) языком и рисует картину местности в том виде, какой она приняла в его (составителя) время, оставляя истории и историкам разбираться в старине, ее хронологии и номенклатуре.

Вот почему монах Мисаил в конце XVI века говорит, что святый Василий блаженный родился «у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове», т. е. в подмосковном селе Елохове, близ церкви Владимирския Божией Матери. Позднее этот храм и приход его стали именоваться по приделу ев. великомученика Никиты и уже не в слободе, а на улице Старой Басманной, что теперь улица Карла Маркса.

Все эти данные истории Москвы точно определяют место родины Василия блаженного.

* * *

1

Подробные сведения о селе Елохове, о храме и приходе Богоявления в нем содержатся в моем труде по истории села и храма, исполненном мною по заказу протопресвитера о. Н. Ф. Колчицкого и переданном мною протопресвитеру Колчицкому.

2

Москва или Исторический путеводитель. Часть четвертая, стр. 58–59.

3

Историческое известие о всех церквах в Москве, собор Г. С. М. 1839. 26 и 81 стр. В Гос. ордена Ленина библиотеке СССР им. В. Л. Ленина сохранился (шифр Е 108/372) экземпляр этой книги из библиотеки Фед. Голубинского. На последнем белом переплетном листе автографическая запись Голубинского: «Принадл. прот. Федору Голубинскому. Подарена составителем Гр. Леонтьевичем Свешниковым. 1839 г. янв. 24». По листам книги и на последнем переплетном Голубинский вписал дополнения и исправления к тексту.

4

Путеводитель к древностям и достопамятностям Москвы. Часть четвертая. М. 1796, стр. 205.

5

Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, московские чудотворцы. Священник И. Ковалевский. Издание 3-е. М. 1901, стр. 1–32.

6

Святая Русь, Архимандрит Леонид, СПБ, 1891. Стр. 136.

7

Ковалевский, назв. сочин., 17 стр.

8

Там же, 18 стр.

9

Святая Русь, Архимандрит Леонид. СПБ. 1891. Стр. 136–137.

10

Списки иерархов и настоятелей монастырей. Павел Строев. СПБ. 1877.


Источник: Георгиевский Г.П. На родине Василия Блаженного (Из истории московских окраин) // Журнал Московской Патриархии. 1947. № 4. С. 33-36.

Комментарии для сайта Cackle