Письма о средствах обращения неверующих к христианской вере

Источник

Содержание

1. Виргилию, епископу Арелатскому и Феодору, епископу Meccaлийскому 2. Петру, епископу острова Корсики 3. Фантину Стряпчему 4. Меллиту Игумену 5. Помещикам Сардинским  

 

1. Виргилию, епископу Арелатскому и Феодору, епископу Meccaлийскому

Многие из здешних Иудеев, путешествующие по торговым делам в Мессалийскую область, сказывали мне, что там многие Иудеи окрещены принужденно, без надлежащего назидания. Я не отвергаю, что вы из любви к Господу так поступаете; но боюсь, чтобы сей поступок, если крещаемые не разумеют Св. Писания, или вас не лишил награды, или не последовало от него какого-либо вреда душам, которые вы хотите спасти. Крестившийся по принуждению, а не в следствие убеждения, легко может возвратиться к прежнему суеверию; а в таком случае он подвергнется горшей смерти, нежели в какой был до возрождения. Вы, любезные братие, должны через проповедь приглашать к крещению неверующих, чтобы они, убедившись доказательствами учителя, сами возжелали изменить образ жизни. Когда вы так будете действовать; то и цель ваша будет правильна, и крестившийся не обратится к прежней скверне. Посему, предварительно делайте крещаемым назидание, которое бы истребило в них терние заблуждений, и просветило тьму их помыслов, дабы вам заслужить за такое назидание награду, а их заставить, при помощи Божией, желать возрождения в новую жизнь. (Кн. 1. Пис. 47.).

2. Петру, епископу острова Корсики

Получив письмо твое, любезный брат, я возблагодарил всемогущего Бога; ибо ты известил меня о сопричислении многих душ к Церкви. Всемерно постарайся, возлюбленный, начатое дело привести к концу; и тех, кои, быв верными, по небрежению, или нужде, обратились к идолопоклонству, поспеши возвратить к вере, назначив им несколько времени для покаяния, что бы они оплакали свою вину, и через то, более утвердились на том пути, на который, при помощи Божией, возвратятся; а тех, кои еще не крещены, присоедини к числу исповедников всемогущего Господа, убедив их, умолив, устрашив будущим судом и доказав, что не должно чествовать камни и дерево, дабы в день нелицеприятного суда удостоиться тебе за сие причислиться к лику святых. Если ты будешь заботиться об оживотворении души в соединении их с Церковью; то сделаешь самое полезное и важное дело, ибо умножишь сребро Господина твоего, давшего тебе талант проповеднический. При сем посылаю тебе 25 золотых монет для покупки нового одеяния для имеющих принимать крещение (Кн. 8. Пис. 1).

3. Фантину Стряпчему

Госпожа Игуменья Монастыря св. Стефана, что в округе Агригентинской, известила меня, что многие иудеи, но внушению Божественной благодати, хотят обратиться к Христианской вере, и что мне необходимо послать кого-нибудь туда, дабы пособствовать исполнению их желания. Посему я предписываю тебе без отговорок отправиться туда, и убеждениями вспомоществовать исполнению их желания. Если узнаешь, что они хотят скоро креститься, не дожидаясь праздника Пасхи; то, дабы отсрочкою не охладить их усердия, скажи местному епископу, чтобы он, назначив им сорокодневный пост, окрестил при помощи Божией, или в воскресный день, или в приключившийся какой-либо праздник, тем более, что и наступающее военное время не позволяет отсрочивать исполнение их желания. И если кто из них так беден, что не может купить себе одежды; то купи и устрой им одеяние, нужное при крещении; деньги, какие издержишь на сие, тебе будут уплачены. Но если они захотят ожидать Пасхи; то опять скажи епископу, чтобы он огласил их и чаще посещал, и своими наущениями воспламенил их усердие, так, чтобы до праздника они более приуготовили себя, и пламеннее возжелали приближения его. Сверх сего постарайся узнать имеет ли вышеозначенный монастырь средства к содержанию, и не терпит ли нужды. О том, что подлинно узнаешь касательно всего монастыря, или что будет сделано с желающими креститься, немедленно извести меня подробно (Кн. 8. Пис. 23.).

4. Меллиту Игумену

He слыша ничего о том, как ты путешествуешь, отправившись от меня, я сильно беспокоюсь; но когда всемогущий Бог доведет тебя до почтеннейшего брата моего, епископа Августина, расскажи ему, что я с тобою говорил касательно англичан, именно, что не нужно у сего народа истреблять идольския капища, а нужно только уничтожать идолов. Эти капища должно окропить освященною водою, устроить в них престолы и положить мощи; потому что, если они хорошо устроены, то их нужно из места служения демонам обратить в места служения истинному Богу, дабы, таким образом, без истребления их, сей народ отложился заблуждения, и для поклонения истинному Богу усерднее стекался на места, к коим привык. Далее известно, что народ сей много закалает быков в жертву демонам; и этот обычай нужно изменить – пусть они во дни, когда празднуется или освящение храма, или память мученика, коего мощи положены во храме, устрояют себе из древесных ветвей палатки около церквей, устроенных из капищ, и приготовляют тут себе благочестивые пиршества, закалая животных не для дьявола, а во славу Божию, в пищу себе, и по насыщении благодарить подателя всех благ дабы, предоставив ему некоторые чувственные удовольствия, тем удобнее сблизить его с духовными радостями, ибо нельзя грубым душам вдруг отказать во всем; кто хочет взойти на высоту, тот постепенно и тихо восходит, а не перескакивает. Так сам Господь велел Израильтянам приносить себе некоторые из тех жертв, кои они в Египте, обыкновенно, приносили демону (Лев. 17.). Подобно сему пусть и англичане иные жертвоприношения оставят, а иные удержат; и так как они обыкновенных животных будут закалать не в честь идолов, a во славу Божию, то здесь не будет жертвоприношения демонам. Это все ты должен объявить вышесказанному брату моему, чтобы он размыслил, как ему должно действовать. (Кн. 11. Пис. 76.).

5. Помещикам Сардинским

Собрат мой, епископ Феликс, и сын мой, раб Божий Кириак донесли мне, что почти у всех вас крестьяне, живущие во владениях ваших, идолопоклонствуют. Это известие весьма меня огорчило. Вины подчиненных имеют вредное влияние на жизнь начальников их, так что, если проступки подчиненных не исправляются, то осуждение падает на начальников. Посему, почтенные мои чада, советую вам всемерно позаботиться о душах своих, и размыслить о том, какой ответ вы должны дать Богу за подчиненных своих. Он вверил их вам для того, чтобы они содействовали вам приобретать земные выгоды, а вы бы заботились об их душах. Если подчиненные ваши исполняют вам долг свой; то почему и вы не платите им должного? Вы должны их назидать и удерживать от идолослужения, дабы, соделав их верующими, умилостивить всемогущего Господа; ибо видите, что наступает конец мира; видите, что то Божий, то человеческий меч посекает нас; а вы, между тем, поклоняясь истинному Богу, не удерживаете вверенных вам людей от поклонения камням. Скажите, что вы будете отвечать на страшном суде Божием, не заботясь подчиненных своих подчинить Богу и обратить к Нему? Умоляю вас помыслить о ревности Божией. Дайте мне знать, кто из вас, сколько подчиненных своих приведет ко Христу. Но если, по какому-либо случаю, вы сами сего сделать не можете, то, по крайней мере, присоединитесь к вышесказанным собрату моему Феликсу и сыну Кириаку, и noмогите им в деле Божием, чтобы, по мере содействия, соделаться вам участниками того вознаграждения, какое они получат (Кн. 4, Пис. 25).


Источник: Св. Григория Двоеслова : Письма о средствах обращения неверующих к христианской вере // Воскресное чтение. 1849. № 11. С. 111–113.

Комментарии для сайта Cackle