Письма к Феоктисте, сестре Императора

Источник

Письмо 1 2 3 4 5

 

 

Письмо 1

О том, что злословие людей никакого вреда и беспокойства не может причинить нам, если только мы имеем чистую и незазорную совесть.

Уведомляю тебя, что я от некоторых вестников узнал как о крамоле, которая возникла против тебя по легкомыслию народа, так и о том, что это причинило тебе немалую скорбь. Если это последнее известие справедливо, то я весьма дивлюсь, что на земле смущают тебя людские речи, тогда как ты обрела утверждение сердца твоего в небе: в другом состоянии духа находился праведный Иов, когда друзья его, пришедши к нему для утешения, простерли его до укоризны; он сказал им: и ныне се на небесех послух мой, свидетель же ми в вышних (Иов. 16:19); подобно сему и всякий, имеющий на небе свидетеля жизни своей, должен быть спокойным и равнодушным ко всем отзывам людей о нем. О сем и великий подвижник добродетели Апостол Павел говорит: похваление бо наше сие есть, свидетельство совести нашея (2Кор. 1:12); то же самое он повторяет и в другом месте: дело же свое да искушает кийждо, и тогда в себе точию хваления да имать, а не во инем (Гал. 6:4); – почему, если похвала приводит нас в восторг, а злословие наводит тоску на душу, то это значит, что слава наша обретается не в нас, а в устах других. Юродивыя же, приемша светильники своя, не взяша с собою елеа: мудрыя же прияша елей в сосудех со светильники своими (Мф. 25:3,4), т.е. добрыми делами, о которых написано: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела , и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф. 5:16): точно так же и мы тогда только найдем елей в сосудах со светильниками, когда похвалы дел добрых и блеска славы их будем искать не в одобрении ближних, но сохраним его в себе самих, в свидетельстве совести. Во всяком случае, что ни делали бы мы, или что ни говорили бы о нас заочно, все это мы должны представлять на суд совести, – и, если она не осуждает нас, то мы свободны будем от осуждения, хотя бы все порицали нас, то мы подлежим обвинению, хотя бы другие превозносили нас похвалами. Посему-то Предвечная Истина говорит об Иоанне: чесо изыдосте в пустыню видети? трость ли ветром колеблему (Мф. 11:7)? Надобно заметить, что эти слова употреблены здесь в смысле отрицательном, а не утвердительном, как это видно из последующей речи: но чесо изыдосте видети? человека ли в мягки ризы облеченна? се, иже мягкая носящии, в домех царских суть (Мф. 11:8); ибо одежда Иоаннова, по свидетельству Евангелия, была жесткая, – а потому выражение: в мягки ризы облеченна, указывает на тех людей, которые обольщаются ласкательством и похвалами; нельзя так же принимать в смысле утвердительном и того выражения, в котором Иоанн называется тростию, колеблемой ветром; ибо и это выражение содержит совсем противоположную мысль, т.е. что никакое дыхание не могло поколебать Иоанна и сокрушить крепость его духа. Напротив, нам весьма прилично подобие трости, ветром колеблемой, если только ласкательство и похвала людей приводит нас в восхищение, а злословие и укоризны их погружают в печаль. Но я уверен, что это жалкое состояние духа далеко от тебя, от сердца твоего; ибо я знаю, что ты прилежно читаешь наставления учителя языков, который говорит: аще бо бых еще человекам угождал, Христов раб не бых убо был (Гал. 1:10); не менее я уверен и в том, что если злословие и клевета нарушили покой твой и произвели какую-либо скорбь в душе твоей, – то это всемогущий Бог допустил благою целью, ибо Он обещал избранным Своим не радости и удовольствия в сей жизни, но горечь напастей и скорбей, чтобы они, испив чашу горестей и бедствий, как меру, признанную необходимою даже в обыкновенном врачебном искусстве, вкусили потом и сладость жизни вечной. Иисус Христос говорит: мир возрадуется: вы же печальни будете (Иоан. 16:20), о чем? о каком обетовании? Это изъясняет Он в следующих словах: паки же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возьмет от вас (Иоан. 16:22); почему опять говорит ученикам Своим: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19). Исследуй прилежно, прошу тебя, и рассуди: возможно ли будет терпение, если не будет людей, оскорбляющих нас? Я не знаю Авеля, который не имел бы Каина; и если бы добрые не переносили никаких оскорблений от злых, то и сами не были бы вполне совершенными, потому что не имели бы одного из средств к нравственному своему усовершенствованию; в этом отношении сообщество злых есть очищение для добрых. Ной имел трех сыновей в ковчеге, но один из них в последствии подверг посмеянию отца своего, и хотя сам не лишился прежнего благословения его, но за поношение отца навлек проклятие на сына своего. Авраам, прежде чем вступить в новое супружество с Хеттурою, имел двух сынов, – одного от рабы, а другого от свободной: но сын, рожденный от рабы, по плоти, преследовал сына, рожденного от свободной, по обетованию. Посему-то великий учитель языков говорит: якоже тогда по плоти родивыйся гоняше духовнаго, тако и ныне (Гал. 4:29). Опять, Исаак имел двух сынов: но сын его, оказавшийся духовным, принужден был бежать от угроз сына плотского. Иаков имел двенадцать сынов: но один из них, более других любивший отца своего и взаимно любимый, был продан братьями своими в Египет. Авессалом преследовал отца своего Давида, коего жизнь требовала очищения. Праведный Иов о сообществе нечестивых говорит: брат бых Сиринам, друг же птичий (Иов.30:29). Господь сказал Иезекиилю: сыне человечь! Послю тя аз к дому Израилеву, огорчевающым мя...и сынове жестоколичнии и твердосердечнии... И ты, сыне человечь, да не убоишися их, ни ужасайся от лица их: зане разсверепеют и обыдут тя окрест, посреде бо скорпиев ты живеши (Иез.2:3–7). В лице Апостолов также был один нечестивый, который принят в святое общество для того, чтобы не оставались без испытания прочие одиннадцать Апостолов. Один из них, верховный Апостол Петр, говорит: и праведного Лота обидима от беззаконных в нечистоте сожития избави: видением бо и слухом праведный живый в них, день от дне душу праведну беззаконными делы мучаше (2Петр. 2:7–8). Другой верховный Апостол, Павел, пишет: да будете неповинни и цели, чада Божия непорочно посреде рода строптива и развращенна, в нихже является якоже светила в мире, слово животно придержаще (Флп.2:15–16). Итак, поскольку мы находим в Священном Писании свидетельство, что добрые без злых в сей жизни быть не могут, то ты должна с терпением и великодушием принимать слова безумных, утешаясь несомненною надеждою на милосердие всемогущего Бога, который иногда попускает злым людям наносить нам некоторые неприятности и за добрые дела с тем, чтобы сохранить для нас полную награду в вечном воздаянии. Посему Небесная Истина в святом Евангелии говорит: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради (Мф. 5:11). Иисус Христос, приводя в утешение наше и в пример собственное бесславие, говорит: аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния его (Мф. 10:25)? Многие похваляют жизнь добродетельных людей более надлежащего и чрез это открывают им путь к тщеславию; посему всемогущий Бог дозволяет злым людям оскорблять избранных своих злословием и клеветою еще и для того, чтобы этой мерою предохранить их от высокоумия и гордости, которую легко поселяют в душе лесть и излишняя похвала. Учитель языков свидетельствует, что служение его ознаменовано было славою и бесчестием, гаждением и благохвалением: яко лестцы и истинни (2Кор. 6:8). Если же были люди, которые о Павле распространяли худую славу, называя его обманщиком и льстецом, то спрашиваю: кто ныне из христиан может избежать обид за имя Христово? Нам известна святость жизни и величие добродетелей Предтечи Спасителя нашего, Иоанна, коего спасительная проповедь в пустыне украсила именем не только Пророка, но и Ангела: но как свидетельствует история смерти его, враги сего праведника по смерти его, сожгли самое тело его. Доселе мы говорили только о людях святых. Но что скажем о самом Святом святых, т.е. о Боге, Который для нас соделался человеком? Иисус Христос терпел поношение от врагов своих не только при жизни, но и по смерти; при жизни говорили о Нем, что Он имеет беса в Себе (Мф. 11:18), а по смерти назвали его обманщиком и льстецом: помянухом, сказали Пилату враги Иисуса, яко льстец Он рече еще сый жив, по триех днех востану (Мф. 27:63). Не более ли оскорблений мы, грешные, должны переносить от людей неправедных? Но при этом должно утешаться мыслию, что в день общего воздаяния мы и хулители наши предстанем на суд вечного судии, Иисуса Христа. Который в жизни и по смерти Сам невинно претерпел бесчисленные обиды от врагов своих. Это краткое послание я тебе пишу, возлюбленная и досточтимая дочь моя, для того, чтобы исцелить душу твою от скорби, которую причинило тебе злословие людей. Но поскольку смятение людей безумных можно утишить кроткими мерами, то я почитаю преступным пренебрежение к тому благу, которое отсюда произойти может. Итак, поскольку волнующиеся умы возможно не только укротить, но и вразумить, то мы всячески должны избегать повода к их соблазну. Есть соблазны, которые со всяким старанием искоренять должно; но есть соблазны, которые мы должны только презирать, а не искоренять. Это можно доказать свидетельством Священного Писания, где сама истина говорит: не входящее во уста сквернит человека, но исходящее изо уст, то сквернит человека (Мф. 15:11); почему, когда ученики Иисуса Христа на сие сказали Ему: веси ли, яко Фарисее слышавше слово соблазнишася (Мф. 15:12), то Он отвечал: всяк сад, егоже не насади Отец мой Небесный, искоренится. Оставите их: вожди суть слепи слепцем (Мф. 15:13–14); между тем, как сборщики податей требовали дани от Иисуса Христа, то Он, хотя наедине и доказал Петру, что это требование несправедливо, но не нашел нужным говорить о сей несправедливости явно пред сборщиками дани; почему сказал Петру: но да не соблазним их, шед на море, верзи удицу, и, юже прежде имеши рыбу, возми, и отверз уста ей, обрящеши статир; той взем, даждь им за Мя и за ся (Мф. 17:27). Почему же Господь об одних, соблазняющихся Его словами, говорит: оставите их: вожди суть слепи слепцем; напротив, предохраняя от соблазна других, повелевает заплатить им дань, которую Он платить не должен? Для чего он, допуская один соблазн, пресекает повод к другому? Этим Спаситель научает нас, чтобы мы презирали те соблазны, которые могут сделать нас причиною новых преступлений там, где мы станем искоренять их, и чтобы, напротив, мы пресекали все поводы к соблазну там, где это сделать можем без вреда для себя и других. Но соблазны злых людей, порицающих тебя, такого рода, что ты при помощи Господней, можешь пресечь их кроткими мерами; а для сего ты должна призвать к себе тех из неблагомыслящих, которые более прочих предубеждены против тебя, и наедине оправдаться пред ними во всем, в чем они напрасно обвиняют тебя, нисколько не считая сей кроткой меры оскорблением высокой чести, подобающей твоему царскому роду; ибо все мы – братья о Господе, Который создал нас и искупил своею кровью, а потому никогда и ни в чем не должны презирать прочих братий своих, сколько бы они не были бедны и презренны. Апостол Петр был раздаятелем Царствия Небесного, и имел власть вязать и решить, так что те, коих он связывал и разрешал на земле, были также связываемы или разрешаемы на небе; он ходил по морю, больных исцелял своею тенью, нераскаянных грешников поражал смертью, а мертвых воскрешал словом; но когда он, по внушению Духа, посетил дом Корнилия – язычника, возвратился в Иерусалим, то верующие потребовали от него ответа, для чего он ходил к язычникам, ел с ними и просветил их святым крещением. И, хотя Петр был верховный Апостол, исполненный благодатью и даром чудес, но он требование верующих предпочел власти своей над ними, и объяснил дело свое пред ними со всеми подробностями, т.е. как он видел небо отверсто, и сходящ нань сосуд некий яко плащаницу велию, по четырем краем привязан, и низу спущаем на землю: в немже бяху вся четвероногая земли и зверие, и гади, и птицы небесныя (Деян. 10:11–12), как он слышал глас: востав, Петре, заколи и яждь (Деян. 10:13), как пришли к нему трое мужей и просили посетить дом Корнилия, как Дух Святый повелел ему идти с ними, как тот же Дух Святый , обыкновенно сходивший на крещаемых в Иудее после крещения, нисшел на язычников прежде крещения. Напротив, если бы Петр, когда верующие упрекали его за общение с язычниками, захотел употребить власть, которую имел в святой Церкви, то он мог отвечать, что овцы, вверенные попечению его, не смеют обличать пастыря своего. Но Апостол Петр не был бы учителем смирения, если бы власть свою противопоставил упрекам верующих. Посему-то он, для успокоения их, и употребил меры кроткие, а для своего оправдания в поступке, в котором они обвиняли его, представил даже свидетелей, сказав: придоша же со мною и шесть братия сии (Деян. 11:12). Итак, если верховный Апостол, творивший необыкновенные знамения и чудеса, не презрел упреков верующих, и с кротостию принес пред ними оправдание; то тем более мы, грешные, должны употреблять кроткие меры для своего оправдания пред теми, которые в чем-либо обвиняют нас.

Письмо 2

Против тех, которые под видом ревности и усердия в вере расторгают супружеский союз.

Считаю долгом здесь сказать еще как о тех, которые под видом ревности и усердия в вере расторгают супружеский союз, так и о тех, которые думают, что крещение не омывает нас от всех грехов, или полагают, что трехлетнее покаяние о грехах дает право прочее время жизни проводить в удовольствиях и нечистоте греховной. Те из них, которые открывают, что они по принуждению уклонились к заблуждению, не подлежат анафеме; но, нет сомнения, что не принадлежат к святому обществу Христианскому те, которые коснеют в своем заблуждении и упорно стоят за него: таковых не только я и все православные Епископы, но и вселенская Церковь предает анафеме; ибо они мыслят и говорят не так, как требует истина. Посему, если они говорят, что для веры должно расторгать супружеский союз, то надобно помнить, что это противно Божественному закону; ибо Иисус Христос говорит: еже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф. 19:6), и далее: иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна и оженится иною, прелюбы творити (Мф. 19:9). Кто же воспрекословил небесному Законодателю? Кроме того, мы знаем другое изречение Его: и будета оба в плоть едину (Мф. 19:5): это изречение показывает, что муж и жена суть одна плоть. Каких же плодов можно ожидать там, где одна и та же плоть находится в разногласии сама с собою, где муж под видом ревности и усердия к вере оставляет жену, или жена еще при жизни мужа покидает его, где один из супругов вступает на путь воздержания, а другой уклоняется на распутия пороков? Напротив, никто не осуждает тех, которые по взаимному согласию пресекают союз супружеский и вступают на подвиг воздержания; ибо сего и Господь не возбраняет, и мы знаем многих святых, которые после супружеской жизни, ознаменованной подвигами целомудрия и воздержания, соделались правителями святой Церкви. Святые мужи вступали на путь воздержания по двум причинам: одни для того, чтобы умножить заслуги свои пред Богом; другие для того, чтобы загладить пред Ним свои прежние грехи. Так, некогда благочестивые отроки Еврейские, отведенные в плен Навуходоносором, Царем Вавилонским, предпочли овощи и простые произведения земли богатой трапезе Царской не потому, чтобы они считали преступлением принимать в снедь то, что Бог создал на пищу человеку, но для того, чтобы путем воздержания взойти на высоту добродетелей. Однажды Давид, преступным образом вступивший в супружество с чужою женою, и за сие претерпевший поражение на брани, хотел утолить жажду свою водою от кладязя Вифлеемска (1Пар.11:17); но когда мужественные сподвижники его, проложившие путь к водохранилищу мечем через полки иноплеменников, принесли ему сию воду, он отказался пить ее, и возлия ю Господеви (1Пар.11:18). Никто не запрещал Давиду пить воду, почерпнутую из водохранилища Вифлеемского, и он, если бы захотел, мог бы утолить ею жажду свою; но поскольку он вспомнил, что некогда сделал то, что делать возбранено, то весьма благоразумно поступил, что в этом случае воздержался от того, что запрещению не подлежало. И тот, который некогда не устрашился пролить кровь мужей, скончавшихся на брани от вины его, впоследствии показал пример воздержания даже в воде, считая ее как бы кровию воинов, оставшихся в живых, которые с опасностью собственной жизни почерпали ее, и рече: аще кровь мужей сих испию в душах их, понеже душами своими принесоша; и не восхоте пити ея (1Пар.11:19). Посему и добрым супругам, желающим или умножить свои заслуги пред Богом, или загладить пред Ним прежние согрешения свои, никогда не возбраняется давать обеты воздержания и искать лучшей жизни, если только они имеют на сие добровольное и взаимное согласие. Но ежели или жена не одобряет желания мужа, любящего воздержание, или муж осуждает жену за ту же любовь к воздержанию, – в таком случае расторжение супружеского союза возбраняется, ибо написано: жена своим телом не владеет, но муж: такожде и муж своим телом не владеет, но жена (1Кор. 7:4).

Письмо 3

О тех, которые думают, что в крещении совершается только наружное, поверхностное, а не совершенное очищение грехов.

Ничто столько не оскорбительно для веры, как заблуждение тех, которые думают, что в крещении даруется только наружное, поверхностное, а не совершенное очищение грехов; ибо это заблуждение устремляется на разрушение таинства веры, в котором душа наша проникает в тайну небесной чистоты, и предвкушает блаженство того состояния, когда она, разрешившись совершенно от всех грехов, достигнет соединения с Тем, о котором Пророк говорит: мне же прилеплятися Богови благо есть (Псал. 72:28). Известно, что переход Израильтян через Чермное море есть образ нашего крещения: но как Израильтяне освободились от Египтян, преследовавших их созади, которые все потонули в море, так и ныне освобождаются и очищаются от всех прежних грехов своих те, которые погружаются в спасительных водах крещения. С другой стороны, как Израильтяне , освободившись от Египтян, нашли новых врагов впереди, в пустыне, так точно и мы, после крещения, в пустыне мира и его соблазнов снова подвергаемся грехам – сим новым нашим врагам и не освободимся уже от них дотоле, пока будем оставаться в сей жизни, пока не достигнем обетованного отечества; ибо бесчисленные искушения не престанут преследовать нас и преграждать нам путь к земле живых. Почему тот, кто говорит, что в крещении не все очищаются грехи, должен вместе согласиться и на то, что Египтяне не все потонули в Чермном море, в котором совершился образ нашего крещения; но если он согласен, что все Египетское войско погрязло в море, то должен принять и то, что крещение очищает нас от всех наших прежних грехов; ибо, принимая тень, он должен принять и тело. Господь в Евангелии говорит: измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист (Ин. 13:10). Но может ли измовенный весь быть чистым, если в крещении омываются не все грехи? Явно, что нельзя назвать совершенно чистым того, в котором остается что-либо нечистое и греховное. Итак, никто не должен противоречить голосу Истины, которая говорит: измовенный – весь чист, и не имеет никаких даже следов греховной нечистоты; ибо совершенно чистым признает его сам Господь, искупивший нас от грехов.

Письмо 4

О тех, которые думают, что трехлетнее покаяние о грехах может приобресть им право прочее время жизни проводить в удовольствиях плоти и нечистоте греховной.

Некоторые люди, преданные миру, думают, что через трехлетнее покаяние во грехах, они могут приобресть право остальную жизнь проводить в удовольствиях плоти и нечистоте греховной; но эти люди не видят, что неразумие их противно учению веры Евангельской, между тем, как мы имеем против них много свидетельств в Священном Писании. Так, святой Апостол Павел говорит: сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление (Гал. 6:8), и в другом месте: сущии же во плоти , Богу угодити не могут (Рим. 8:8), – ниже тление нетления наследствует (1Кор.15:50). А потому те, которые думают, что несколько времени, проведенного в покаянии о грехах, достаточно для очищения их, и притом в такой мере, что оно дает им право снова предаваться греху, подобны тем животным, о которых Апостол Петр говорит в приведенной им в послании своем притче: случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свиния омывшися, в кал тинный (2Пет.2:22). Подлинно, велика сила покаяния против грехов, но в таком только случае, когда мы твердо пребываем в нем и продолжаем подвиг его; ибо написано:претерпевый же до конца, той спасется (Мф. 24:13). Почему опять написано: омываяйся от мертвеца, и паки прикасаяйся ему, кая польза ему от бани (Сир.34:25)? Здесь мертвецом называется всякое порочное дело, не оживленное духом благочестия и правды и влекущее к смерти; следовательно, омывается от мертвого и опять прикасается к нему тот, кто, вспомнив, прежние свои грехи и омыв их слезами покаяния, опять предается греховной нечистоте; а потому душа не приобретает никакой пользы через омовение от мертвых и нечистых дел, если она, предаваясь прежним порокам, ею уже оплаканным, не обращается опять на путь покаяния и не сетует о вновь содеянных прегрешениях; ибо истинное покаяние требует не только того, чтобы мы оплакивали грехи свои, но и для того, чтобы, оплакав их, никогда уже им не предавались. Итак те, которые прибегают к покаянию только для того, чтобы, омыв свои грехи, предаться им снова, сами говорят о себе, что они не христиане: поскольку они отвергают спасительные обязания, которые Церковь возлагает на греховные раны их, и не дорожат прощением и отпущением грехов, которое она дарует верующим. Эти люди, как упорные последователи тяжкого заблуждения, недостойны подробнейшего нашего о них рассуждения и подлежат осуждению и проклятию, потому что они, принимая ложь вместо истины и подавляя ее неправдою, чрез это праведно пребывают связанными во грехах. Почему мы, без всякого сомнения, как прежде предали, так и ныне предаем анафеме всех тех, которые под именем Христиан или распространяют выше показанное заблуждение, или сами последуют ему втайне. Но поскольку между верующими есть многие, которые пламенеют излишней ревностью по вере и преследуют тех, которых они почитают еретиками, чрез это сами бывают причиной ересей, их распространения и умножения, то и против сих ревнителей должно употребить некоторые меры; они подобны тем, о которых Апостол Павел сказал: свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10:2). А потому, возлюбленная дочь моя, посвятившая жизнь свою делам милосердия, чтению и слезам, эту неблагоразумную ревность по вере должно ограничивать увещанием и кротостию ,чтоб приобресть славу вечного воздаяния себе и другим. Все это сказать тебе побудила меня моя отеческая к тебе любовь, столь искренняя и великая, что я возрастаю в духе, когда возрастает радость твоя, и напротив, ослабеваю духом, когда в сердце твоем оскудевает радость. Всемогущий Бог да сохранит тебя небесною благодатью своею, равно как и благочестивейшего Императора нашего, и благочестивейшую Государыню нашу, и да продлит в мире и тишине их и твою благочестивую жизнь, столь необходимую для воспитания в вере юных чад твоих.

Письмо 5

Сколько в душе своей я питаю преданности к тебе, Досточтимая, сего не могу выразить словами и даже не беру труда объяснять то пред тобою: поскольку и без слов моих ты можешь, по внушению собственного сердца, разуметь то, какова моя преданность к тебе. Впрочем, я удивляюсь, почему ты лишила меня прежней своей благосклонности после недавно возложенного на меня Пастырского служения, через которое, под видом Епископства, я опять выведен на позорище мира, и в такой мере озабочен земными делами, что и в мирской жизни, как помнится, никогда не был столько озабочен ими. Я лишился теперь высоких утешений, какие доставлял мне покой, и хотя по внешности возвысился, но внутренне унизился. Посему я и оплакиваю далекое изгнание свое от лица моего Создателя. Прежде я старался повседневно быть вне мира и плоти, силился удалять от взоров души все телесные обольщения, желал невещественными очами созерцать высшие радости, и стремясь к лицу Божию не только словами, но и самою внутренностью сердца, взывал к Богу: Тебе рече сердце мое: Господа взыщу (Псал. 26:8); и я ищу лица Твоего, Господи. Ничего не страшась и ничего не желая от мира, казалось, я стоял на некоей высоте, и почти думал, что на мне уже исполнилось то, что обещал Господь устами пророка: и возведет тя на благоты земныя (Ис.58:14). Ибо возносится на высоты земные тот, чей ум с презрением взирает на то, что кажется высоким и славным в настоящем веке. Но внезапно низринутый с высоты вихрем искушения, я объемлюсь страхом и ужасом, и хотя ничего не боюсь за себя, но трепещу за тех, кои вверены моему попечению. Со всех сторон колеблют меня волны дел и возмущают бури, так что поистине могу сказать о себе: приидох во глубины морския, и буря потопи мя (Псал. 68:3). После должностных занятий хотел бы войти в самого себя, но волнуемый мятежом суетных помыслов, не в состоянии бываю сделать сего. Такое внутреннее состояние производит во мне то, что уже не могу последовать гласу Пророка, который говорит: прельстившиеся, обратитеся сердцем (Ис.46:8); а напротив, будучи подавляем безрассудными помыслами, должен только восклицать: сердце мое остави мя (Псал.39:13). Я возлюбил красоту созерцательной жизни, – эту Рахиль неплодную, но доброокую и прекрасную лицем, которая в покое своем, хотя менее рождает, однако более видит духовного света. Но не знаю, как случилось, что ночью дана мне в жену Лия, т.е. жизнь деятельная – многоплодная, но не дальновидная, менее зрящая, хотя и более рождающая. Подобно Марии, я спешил сесть у ног Господа, дабы внимать слову, исходящему из уст его; но вот как Марфа, принужден заниматься житейскими делами и пещись о многом. По изгнании из себя, как я мнил, легиона демонов, мне хотелось забыть знаемых мною и обресть покой у ног Спасителя; но вот, против воли и желания моего, говорят мне: иди в дом твой ко твоим, и возвести им, елика ти Господь сотвори (Мк.5:19). Но кто может среди толиких земных забот возвещать чудеса Божии, когда трудно даже привесть их себе на память? Кажется мне, что я принадлежу к числу тех, о коих написано: низложил еси я, внегда разгордешася (Псал.72:18). Не сказано: низложил их, когда возвысились, но когда возвышались; поскольку грешники, когда видимо возвышаются, будучи поддерживаемы временною честью, тогда внутренне падают. Таким образом самое их возвышение есть падение; ибо опираясь на ложную славу, они делаются чуждыми славы истинной. Посему-то в другом месте сказано: исчезающе, яко дым исчезоша (Псал.36:20). Ибо как дым, поднимаясь вверх, умаляется, и расходясь по пространству, исчезает: то же самое бывает и с грешником, когда в настоящей жизни сопровождает его счастье. Что показывает его возвышение, то служит к его уничижению. Потому еще написано: Боже мой, положи я, яко коло (Псал.82:14); ибо колесо, когда задней частью поднимается вверх, то переднею опускается вниз. У нас задняя составляют мирские блага, которые мы должны оставить; а передняя суть блага вечные, неизменные, к наследию коих мы призываемся, по слову Павла, который говорит: задняя убо забывая, в предняя же простираяся (Флп.3:13). Итак грешник, благоденствующий в настоящей жизни, подобно колесу, унижается в переднем, а возвышается в заднем. Поскольку, приобретая в настоящей жизни славу, которую должен оставить, он лишает себя той славы, которая последует за сею жизнью. Хотя многие так впрочем умеют располагать внешним благополучием, что оно не делает их худшими внутренно; почему и написано: Виждь же, яко Господь не отринет незлобиваго(Иов.36:5), и по изречению Соломона: разумный строительство стяжет (Притч. 1:5): но это для меня трудно и весьма тягостно; что принимаем мы не добровольно, тем и пользуемся неблагоразумно. Вот, Пресветлейший Император повелел быть обезьяне львом: она и будет, согласно велению его, называться львом, но на самом деле быть им не может. Посему, пусть он и вменяет все вины и опущения мои не мне, но своему благочестию, когда вверил немощному такое служение, которое требует мужа сильного.


Источник: Святого Григория Двоеслова письма : К Феоктисте, сестре Императора // Христианское чтение. Ч. 4. С. 321-345.

Комментарии для сайта Cackle