Азбука веры Православная библиотека святитель Григорий Великий (Двоеслов) Disciplina Clericorum на Сардинии VI в. по данным писем свт. Григория Великого
Е.С. Марей

Disciplina Clericorum на Сардинии VI в. по данным писем свт. Григория Великого

Источник

Публикация подготовлена при поддержке Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук: Интерпретация римских юридических понятий в трудах Григория Великого и формирование правовой культуры Средневековья (МК-885.2017.6).

В статье рассматривается церковная жизнь митрополии Сардинии в VI в. на материале писем свт. Григория Двоеслова. Митрополит Сардинии Януарий не был в состоянии обеспечить порядок на острове, следить за поведением подвластных клириков, да и сам не раз оказывался замешанным в преступлениях. В статье рассматриваются различные примеры нарушения клириками Сардинии церковной дисциплины и несоблюдения постановлений церковных соборов. Так, священники часто вели себя неподобающим образом: развратничали, не слушали митрополита, неправильно крестили. Провинциальный собор созывался редко, а некоторые кафедры по недосмотру Януария оставались незамещенными.

Все это весьма удручало свт. Григория Великого, который всеми силами старался упрочить церковную дисциплину на острове. В своих письмах, адресованных Януарию, папа разбирал ошибки и прегрешения последнего, апеллируя к Священному Писанию и постановлениям соборных канонов. Характерно, что свт. Григорий всегда аргументирует свою позицию. Одновременно он старался повысить авторитет Януария в глазах клира, видя в этом залог порядка и стабильности. Письма свт. Григория Великого показывают, что от личности и характера митрополита в конечном счете напрямую зависела церковная жизнь в регионе. Этот вывод согласуется с «Пастырским правилом» свт. Григория, в котором дается идеал епископа: только обладая определенными нравственными качествами, епископ может управлять своей общиной и наставлять паству и клир на путь истинный.

Среди сочинений Римского папы Григория Двоеслова (590–604) особое место занимает «Пастырское правило» – трактат, в котором описывается образ жизни священника, а также приводятся наставления, в соответствии с которыми он должен строить свою проповедь. В «Пастырском правиле» свт. Григорием был сформулирован идеал священника, который оказал огромное влияние на труды других христианских писателей и даже отчасти получил воплощение в соборных канонах1.

Очевидно, однако, что на практике этот идеал соблюдался далеко не всегда.

К счастью, помимо «Пастырского правила» от свт. Григория осталась целая коллекция писем. Его Register epistolarum насчитывает около 850 посланий, разбитых на 14 книг по числу императорских индиктов, пришедшихся на его понтификат. Большинство писем представляют собой реакцию понтифика на какой-то конкретный случай, требующий его вмешательства и совета2. Таким образом, письма свт. Григория представляют нам уникальную возможность разобрать реальные жизненные казусы во всей их сложности и неидеальности. В этом смысле особенно показательны письма к Януарию, епископу города Каралиса (совр. Кальяри), митрополиту Сардинии, чей случай, по словам английского исследователя Р. Маркуса, был чрезвычайно тяжел3. Так, Януарий совершенно не заботился ни о благочестии, ни о подобающем поведении священников, не заботился о пастве, да и сам нередко нарушал нормы церковного и светского законодательства. На протяжении 14 лет своего понтификата (который совпал со временем епископства Януария) свт. Григорий регулярно писал на Сардинию письма: всего их около 404, из них Януарию адресовано 21. Такое большое количество писем неизбежно привлекает внимание исследователей.

Положение дел на Сардинии VI в. традиционно принято рассматривать как пример отвратительного церковного управления, а оканчивающиеся неудачей попытки свт. Григория навести там порядок – как свидетельство известной слабости папской власти в условиях лангобардского нашествия и творящегося произвола византийских наместников5. В связи с этим интересна статья современной итальянской исследовательницы Л. Джордано, которая рассматривает риторику и аргументы, используемые свт. Григорием в переписке с епископом Каралиса – цитаты из Библии, подкрепляемые нормами законодательства Юстиниана6. Однако Л. Джордано ограничивается разбором грехов и преступлений, совершенных Януарием лично, справедливо отмечая, впрочем, что его проступки провоцировали на грехи и преступления подвластных ему священников7. Между тем вопрос о том, как складывались взаимоотношения Януария и клириков Сардинии, представляется весьма важным, так как позволяет прояснить статус митрополита в раннесредневековой Италии как внутри церковной провинции, так и во взаимоотношениях с Римом.

Стоит сказать несколько слов о месте провинции Сардинии в рамках Вселенской Церкви. Если на территории Центральной и Южной Италии (включая Сицилию) папа обладал несомненным авторитетом одновременно и как митрополит, и как епископ города Рима, политического и культурного центра, то на Сардинии в городе Каралисе уже с IV в. существовала митрополичья кафедра8. Таким образом, епископ Каралиса пользовался известной долей автономии от Рима, хотя, конечно, должен был подчиняться ему в вопросах веры и церковной дисциплины9.

Сардинию и Рим связывали не только церковные, но и экономические отношения: на острове были расположены земли патримония Римской Церкви, доходы от которых шли непосредственно в Рим10. Этим патримонием управляли дефенсоры – должностные лица римской курии, клирики или монахи, выполнявшие различные поручения папы11. В начале понтификата свт. Григория дефенсором Сардинии был Сабин (ему адресовано письмо III.36, 593 г.), а затем, не позднее 598 г., его сменил Виталий. Из писем к последнему мы знаем, что в обязанности дефенсора входила организация сбора пшеницы и отправки ее в Рим12, покупка рабов (mancipia), которые должны были работать на церковных полях13, и, что не менее важно, вмешательство в случае необходимости в дела Сардинской митрополии, например разрешение конфликтов между клириками14 или осуществление наложенного папой наказания15. Таким образом, дефенсоры фактически были исполнителями воли папы; они же сообщали ему о различных происшествиях и конфликтах внутри митрополии.

Другим источником информации свт. Григория были письма его друзей и доверенных лиц аббата Кириака и епископа Феликса16, которые ок. 594 г. проповедовали на Сардинии христианство17. В частности, от Феликса и Кириака папа узнал о конфликтах Януария Каралитанского с клириками Сардинии18. Наконец, нельзя не упомянуть об адресованных папе жалобах на произвол наместника или епископа Януария19.

Письма самого свт. Григория свидетельствуют о неослабевающем интересе понтифика к положению дел на острове. Пожалуй, самым красноречивым свидетельством тому является последнее «сардинское» письмо от сентября 603 г., написанное незадолго до смерти папы в мае 604 г. Возможно, предчувствуя близкую кончину, cвт. Григорий указывает своему дефенсору Виталию на проблемы Сардинской митрополии, которые тому предстоит решить: ремонт и содержание странноприимных домов, епископии, оставшиеся без предстоятелей, расхищение церковных средств и т. п.20 Таким образом, письма свт. Григория можно рассматривать как инструмент, с помощью которого папа контролировал митрополию Сардинии и ее главу, епископа Януария.

Последний действительно нуждался в постоянном контроле. Сложностей в митрополии хватало, но главная проблема заключалась в том, что Януарий не хотел или не мог добиться от клириков соблюдения дисциплины. Свт. Григорию это стало понятно достаточно рано – в 593–594 гг. Об этом свидетельствует уже упоминавшееся письмо IV.9 от сентября 593 г., в котором папа указывал на многочисленные нарушения церковных правил и канонов. При этом в самом начале письма папа со всей определенностью указывает на причину бед: по его словам, Януарию недостает пастырского рвения (pastoralis zelus)2122. Между тем, если обратиться к «Пастырскому правилу», усердие и старание являются одной из отличительных черт доброго пастыря23. Фактически в завуалированной форме свт. Григорий дал понять Януарию, что у того не хватает качеств, необходимых для его сана. Отсутствие у Януария рвения и последовательности в осуществлении своих решений можно наглядно проиллюстрировать примером из другого письма. Януарий запретил своему архидиакону жить с женщинами, но ограничился лишь предупреждением, так что архидиакон его не послушался. Узнав об этом, свт. Григорий предписал лишить архидиакона сана, если тот не подчинится приказу Януария24.

Впрочем, мягкотелость Януария проявлялась не только по отношению к клирикам. Не желая вступать в конфликт с властями острова, он не считал нужным защищать от произвола наместников ни простых жителей, ни даже клир. Свт. Григорий указывает ему, что, по сведениям, полученным от аббата Кириака и Феликса, должностные лица (alaicis iudicibus25) подвергают унижениям священников (sacerdotes26), а к Януарию относятся с презрением, причем его ни во что не ставят не только сами чиновники, но даже их помощники27. Возможно, информанты папы имели в виду конкретных епископов, в частности Мариниана, кафедра которого была расположена в сардинской области Турритана. В начале понтификата свт. Григория Мариниан сообщил ему о произволе наместника Сардинии Феодора. Тот незаконно подвергал жителей провинции и ее священников телесным наказаниям, грабил их и бросал в тюрьму28. Свт. Григорий обратился к «непосредственному начальнику» Феодора, экзарху Африки Геннадию, и через некоторое время (не позднее 594 г.) на Сардинии появился новый наместник29, однако, вероятно, на местах положение дел кардинально не изменилось, и Мариниан, как другие клирики, страдал от произвола византийских должностных лиц.

Поскольку поддержки от Януария ждать не приходилось, священники и монахи Сардинии стали искать защиты у могущественных магнатов и, как следствие, переходить под их патронат. Зависимое положение клира и монахов разрушало церковную иерархию на Сардинии, и власть Януария ослабла бы еще больше, а с ней и церковная дисциплина. Так рассуждал свт. Григорий, когда велел Януарию пресечь отношения патроната, связывавшие духовных и светских лиц30. Для подкрепления своей позиции папа обратился к церковному праву, интерпретируя существующие нормы. Он написал Януарию, что, согласно канонам, клирики находятся под юрисдикцией своего митрополита (tuae... iuris dictioni subdantur); действительно, это подтверждается многочисленными постановлениями вселенских и провинциальных соборов, согласно которым суд над клириками должен осуществлять не кто-нибудь, а епископ или митрополит31. Очевидно, для свт. Григория это должно было означать, что, коль скоро священники подсудны митрополиту, они должны подчиняться только ему. Если наше рассуждение верно, то перед нами интересный пример того, как свт. Григорий расширительно истолковывает нормы соборных канонов, чтобы убедить Януария наладить церковную дисциплину.

Кроме лености и небрежности Януарий обладал еще одним качеством, которое очень мешало ему осуществлять церковное управление: свт. Григорий указывает на его простоватость (simplicitas). Собственно, вопиющее поведение должностных лиц, которые чинят обиды клирикам и презирают самого Януария, стало следствием этой самой простоватости епископа Каралиса32. Что же имел в виду Григорий, называя Януария simplex? Прежде всего, стоит сказать, что это слово в языке свт. Григория не является полностью негативным. Так, в «Моралиях» папа цитирует стих из книги Иова, где simplex (в Синодальном переводе – непорочный) стоит в одном ряду с эпитетами «справедливый» (rectus), «богобоязненный» (timens Deum) и «удаляющийся от зла» (recedens a malo)33. Далее свт. Григорий начинает толкование этого стиха: «Ведь некоторые настолько просты, что не знают, что является праведным. И потому они отступаются от невинности истинной простоты, что не достигают добродетели праведности; и поскольку, пока они не умеют быть осторожными в праведности, никак не могут оставаться невинными в простоте. Это то, что внушает Павел ученикам такими словами: “желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло” (Рим 16:1934. Как можно заключить из комментария свт. Григория, понтифик считал, что простота сама по себе не может быть залогом благочестивой жизни, напротив, чрезмерная простота (переходящая в глупость) нередко мешает человеку вступить на правильный путь.

Так было и в случае с Януарием. Особенно ярко его simplicitas проявилась в случае с полем Доната, глубоко возмутившим понтифика. Однажды перед воскресной Литургией Януарий вместе с помощниками пробрался на поле некоего Доната, сжал урожай, а после Литургии поспешил обратно на поле, чтобы уничтожить межевые знаки и тем самым замести следы35. Пострадавший обратился за помощью к папе. Свт. Григорий разгневался, однако, поразмыслив, решил, что Януарий пал жертвой собственной старости и простоватости, и в итоге наказал не самого епископа, а его советников36. На основе этого казуса можно заключить, что в понятие simplicitas входят неумение отличать дурной совет от доброго и чрезмерная доверчивость.

Вероятно, в силу своего характера Януарий не пользовался авторитетом в глазах клира и паствы, что самым пагубным образом сказалось на церковной дисциплине. Да и вообще, как следует из писем, епископ Каралиса не особенно о ней заботился и не всегда выполнял свои прямые обязанности. Прежде всего, именно он должен был следить за тем, чтобы в каждой области был свой епископ. О недостаточном внимании Януария к этому вопросу мы узнаем из письма IV.29 от 594 г. По словам папы, епископа Фаузианы, одной из сардинских областей, издавна назначал митрополит, однако затем этот обычай был отменен; вследствие этой путаницы кафедра оставалась вакантной. Свт. Григорий указал Януарию на то, что без проповеди пастыря местные язычники так и остаются в своем заблуждении, а потому следует поскорее вмешаться и назначить епископа37.

По всей видимости, практика назначения епископа митрополитом Каралиса была распространена не только в одной области, а на территории всей Сардинии. Косвенным подтверждением этому является еще одно письмо Григория, адресованное дефенсору Виталию. Понтифик просит его проследить, чтобы Януарий не ставил епископами на освободившиеся кафедры клириков одной только Каралитанской Церкви, игнорируя остальных38. Здесь важно помнить, что Януарий находился почти в постоянном конфликте с клириками Сардинии. Дело дошло до того, что понтифик вынужден был создать в Риме специальное «бюро» для рассмотрения поступающих с Сардинии жалоб и исков39. Именно поэтому Януарий стремился поставить «своих» людей на вакантные кафедры, но переусердствовал в своем стремлении, чем привлек внимание свт. Григория. Любопытно, однако, что папа не пытается повлиять напрямую на выбор Януария, оставляя последнее слово за Януарием как главой митрополии40.

Впрочем, несколькими годами ранее свт. Григорий попытался ввести некоторые критерии, которым должен соответствовать епископ. Так, понтифику стало известно, что на Сардинии провинившиеся и временно отстраненные от сана епископы часто возвращаются в сан, даже не завершив покаяния. Понтифик наложил запрет на подобную практику, мотивировав его ссылкой на соборные каноны41. Хотя он не указал конкретную норму, можно предположить, что имелся в виду 10-й канон Никейского собора, согласно которому однозначно запрещается посвящать отступников (lapsos) в священный сан.

Следующий, одиннадцатый, канон этого же собора устанавливает сроки покаяния42. В тексте канонов Никейского собора используется слово lapsi (букв. «соскользнувшие, скатившиеся»); и, вероятно, здесь речь идет о тех, кто отрекся от Христа во время гонений, т. е. слово lapsi имеет вполне конкретный, достаточно узкий смысл. Тем не менее использование свт. Григорием этого же слова может быть косвенным свидетельством того, что папа имел в виду именно эти каноны Никейского собора, разумеется, используя слово lapsi в расширительном значении. Примечательно, что в письмах к Януарию свт. Григорий никогда не указывал конкретную норму, ограничиваясь общей отсылкой к праву Церкви; возможно, он считал, что этого достаточно, ввиду его авторитета Римского папы43.

Далее в своем письме свт. Григорий привел основные критерии, которым должен соответствовать будущий епископ: только так, по мысли свт. Григория, можно будет избежать скандала с лишением сана и наложением на епископа покаяния. Итак, прежде всего кандидат в епископы должен быть зрелым, образованным (в частности, уметь читать и произносить проповеди)44. Необходимо отметить, что с этого же требования свт. Григорий начал описание образа идеального епископа в своем «Пастырском правиле»45, следовательно, грамотность и знание священных текстов было важнейшим навыком для будущего пастыря. Наряду с этим претендент должен быть щедрым на раздачу милостыни (elemosynae amorem habuerunt); далее – что весьма важно – не быть двоеженцем и не принадлежать к сословию декурионов46. Последнее ограничение было связано с тем, что обязанности члена курии (органа местного самоуправления) были чрезвычайно обременительны и передавались по наследству, так что многие декурионы предпочитали уйти в монастырь или стать священниками, дабы избежать разорения. Неслучайно еще император Константин Великий в 320 г. запретил декурионам становиться священнослужителями47, так что в этом случае свт. Григорий просто следует букве императорского законодательства. Соблюдение критериев, сформулированных папой в письме к IV.26, должно было отсечь всех недостойных кандидатов. Понтифик попросил Януария донести эти правила до всех епископов Сардинии, с тем чтобы впредь в сан посвящали лишь достойных людей.

Свт. Григорий I старался исправить поведение уже рукоположенных священников. Для этого он настаивал на созыве провинциального собора дважды в год, как того требуют постановления соборных канонов и существовавший обычай. На соборе должны были разбираться конфликты между епископами, а также поведение клириков и чистота их нравов. По мысли свт. Григория, такой собор должен был стать чем-то вроде суда, где можно было бы изобличить недостойного и безнравственного епископа и, напротив, поговорить о том, как заботиться о пастве48. Видимо, свт. Григорий надеялся, что если регулярно созывать такой собор, то поведение клириков можно будет исправить.

Однако не только эта проблема беспокоила свт. Григория. Судя по его письмам, епископы и диаконы Сардинии нередко нарушали чинопоследование церковных таинств и обрядов – конечно, при полном попустительстве Януария. Так, из письма IV.9 (сент. 593 г.) мы узнаем, что епископы крестят неправильно: они помазывают лоб младенца дважды, тогда как епископу следует делать это единожды, а первое помазание должен совершать пресвитер49. Впрочем, как явствует из другого письма, написанного через восемь месяцев (май 594 г.), в некоторых епископиях лоб младенца помазывают пресвитеры, а не епископы. Вполне вероятно (и это подтверждается следующим текстом), что в этих конкретных Церквях почему-то не было епископа. В то же время подобная практика может указывать на то, что круг обязанностей каждого священнослужителя в VI в. еще не был до конца определен. Узнав о запрете папы, некоторые клирики Сардинии были возмущены (scandalizatos fuisse)50. Свт. Григорию пришлось пояснить свою позицию: его запрет был продиктован древним обычаем, существовавшим в «нашей Церкви» (ecclesia nostra), очевидно, имея в виду Римскую Церковь. Впрочем, далее папа разрешил пресвитерам совершать миропомазание, но только в тех епископиях, где по каким-то причинам нет епископа51.

Два этих письма хорошо иллюстрируют характер коммуникации между Сардинией и Римом. Как уже отмечалось выше, между папским запретом пресвитерам совершать помазание и вторым его письмом прошло восемь месяцев. За это время распоряжение папы успело прийти из Рима в Каралис, посредством Януария распространиться по церквям Сардинии и наделать много шуму в тамошних общинах, который в течение этих же восьми месяцев успел дойти и до свт. Григория (не исключено, что ему написал все тот же аббат Кириак). Следовательно, по крайней мере в 593–594 гг. почтовая связь между Каралисом и Римом была исправной, и папа оперативно узнавал о событиях на Сардинии. Однако, осуществляя контроль над церковной жизнью на Сардинии, свт. Григорий проявлял известную гибкость и уступчивость. Показательно, что он, пусть и кратко, вынужден был обосновать свой запрет. Он не настаивал на немедленном и беспрекословном исполнении его предписания: в тех епископиях, где не было епископов, понтифик разрешил отступать от сложившегося церковного обычая, потому что нарушение церковного иерархического порядка все-таки меньшее зло, чем оставление младенцев без миропомазания.

Эта известная уступчивость свт. Григория относилась и к личности самого епископа Януария. Читая переписку понтифика, невозможно не поразиться терпению папы, который раз за разом безуспешно призывал епископа Каралиса навести, наконец, порядок в его митрополии. Лишь однажды Януария вызывали в Рим на церковный собор – разбирать его тяжбу с «красноречивейшим мужем» Исидором, которого Януарий несправедливо предал анафеме52. Даже в случае с полем Доната, о котором речь шла выше, понтифик наказал не самого Януария, а его «советников». Впрочем, лишить епископа (а тем более митрополита) сана было весьма проблематично, так, в период понтификата Григория кафедр были лишены только шесть епископов53; это обстоятельство обуславливало готовность папы Римского идти на компромисс. Ситуация на Сардинии осложнялась еще и произволом наместников: для того чтобы отстаивать интересы простых землевладельцев, власть и авторитет митрополита должны были быть непререкаемыми, так что открытый конфликт свт. Григория с Януарием мог привести к кризису.

Свт. Григорий Великий решил действовать по-другому. Прежде всего, он старался внушить Януарию необходимые для епископа усердие и рвение. Пожалуй, самым красноречивым является письмо IX.11 (октябрь 598 г.), написанное после инцидента с полем Доната. В нем свт. Григорий напомнил своему корреспонденту, что тот поставлен стеречь души, а не приумножать богатство54. Понтифик вспомнил притчу о талантах (Мф 25.14–30) и стал убеждать Януария употребить все свое усердие (studium) и позаботиться (sollicitudinemadhibere) о том, чтобы, представ перед Господом, отчитаться за вверенные ему таланты – его паству. Только так, по мысли cвт. Григория, Януарий сможет удостоиться вечной славы55. Кроме того, нынешнее неподобающее поведение епископа Каралиса не может не печалить епископа Рима, ибо оба они принадлежат к одной Церкви и связаны между собой, как члены единого тела56. Итак, как мы видим, для своей аргументации свт. Григорий использует отсылку к Библии, а также апеллирует к образу идеального пастыря.

Свт. Григорий не только наставлял Януария, но старался всеми силами вернуть тому авторитет в глазах клириков и паствы. Так, в уже упоминавшемся письме IV.26 Римский папа просит епископа Каралиса довести до сведения всех епископов требования, предъявляемые к претендентам на эту должность. Свт. Григорий откровенно признался, что не хотел писать им напрямую, чтобы не умалять достоинство Януария как митрополита57. Другое вмешательство свт. Григория в церковную жизнь Сардинии было связано с тем, что некоторые епископы фактически перестали зависеть от Януария. В частности, епископы решились нарушить древний обычай и перестали спрашивать Януария о дне Пасхи58. Кроме того, некоторые из них осмеливались покидать остров без ведома и без разрешения митрополита59. Внимание свт. Григория к подобному поведению епископов и его попытки пресечь эти нарушения, опираясь на постановления соборных канонов, свидетельствуют о его желании всеми силами повысить значимость фигуры митрополита60. Даже в конфликте своего дефенсора Виталия и Януария свт. Григорий встал на сторону последнего. Когда клирики Каралиса стали жаловаться на Януария и нашли в лице дефенсора защиту, папа запретил ему оказывать какое-либо покровительство мятежникам61. Все эти примеры доказывают, что одной из важнейших задач свт. Григория было восстановление и поддержание авторитета и влияния Януария в его митрополии, для того чтобы он смог достойно руководить церковной жизнью Сардинского региона.

Итак, письма Григория являются прекрасным источником, иллюстрирующим статус епископа и положение дел в Сардинской митрополии в конце VI в. С точки зрения свт. Григория, причиной всех проблем является предстоятель Каралиса – митрополит Януарий, которому не хватает усердия, рвения, мудрости и авторитета, для того чтобы осуществлять церковное управление. Пример Януария прекрасно иллюстрирует роль епископа и тем более митрополита в жизни христианских общин: его недостатки и проступки ведут к нарушению церковной дисциплины, к беспорядкам, к произволу магнатов и т. п. От дурного поведения митрополита страдают все – и клирики Сардинии, и простые землевладельцы, ведь, не обладая достаточным авторитетом, такой епископ не может обуздать своевольных магнатов. Ему не под силу навести порядок в митрополии: епископы и клир ведут себя неподобающим образом, не слушая увещеваний митрополита.

Свт. Григория Великого сложившееся положение чрезвычайно удручало, это видно хотя бы по тому количеству писем, которые он написал на Сардинию. Власть папы не была еще достаточно сильна, чтобы лишить Януария сана, поэтому понтифику приходилось восстанавливать порядок в митрополии другими способами. Так, папа разъяснял Януарию, как должен себя вести митрополит, какие меры ему следует принять в том или ином случае. Характерно, что папа, как правило, не просто диктовал то или иное решение, а подкреплял свою позицию отсылкой к соборным канонам, тем самым выступая в роли наставника и арбитра. Свт. Григорий никогда прямо не вмешивался в церковную жизнь Сардинии, давая лишь общие рекомендации, тогда как решение конкретных вопросов оставалось за митрополитом Каралиса.

Причина заключалась в том, что свт. Григорий Великий старался восстановить авторитет Януария в глазах клириков Сардинии. Только тогда, по мысли понтифика, тот смог бы поддерживать церковную дисциплину и влиять на клириков, которые, увы, не всегда к нему прислушивались. «Сардинские» письма свт. Григория показывают, насколько значима была фигура митрополита в церковной жизни Сардинского региона, ведь, не обладая необходимыми качествами, он не мог эффективно управлять вверенными ему общинами. В этом смысле «Пастырское правило» не отвлеченный трактат об идеальном пастыре, а своего рода инструкция, составленная на основе реальных наблюдений свт. Григория. Доказательством (пусть и от противного) значимости сформулированных свт. Григорием идей является его переписка с Януарием и Виталием.

Список литературы

1. Марей Е. С. Кодекс Феодосия об обязанностях викария и наместников провинции // Исторический вестник. 2017. Вып. 19. С. 320–336.

2. Святой Григорий Великий (Двоеслов). Правило пастырское, или О пастырском служении / Д. Подгурский, пер. с лат. М., 2011.

3. Boesch Gajano S. Gregorio Magno. Alle origini del Medioevo. Roma, 2004.

4. Castaldi L. II Registrum epistolarum di Gregorio Magno // Filologia mediolatina. Studies in Medieval Latin Texts and their Transmission. Rivistadella Fondazione Ezio Franceschini. 2004. Vol. XI. P. 55–98.

5. Dudden F. H. Gregory the Great. His place in History and Thought. L., 1905. Vol. I.

6. Eidenschink J. A. The election of bishops in the letters of Gregory the Great with an appendix on the pallium. Washington, 1945.

7. Forlin Patrucco M. Registrum epistolarum // Scrittura e storia. Per una lettura delle opere di Gregorio Magno. Firenze, 2005. P. 339–356.

8. Giordano L. Giustizia e potere giudiziario ecclesiastico nell’epistolario di Gregorio Magno. Bari, 1997.

9. Giordano L. I “crimina” di Gianuario // Gregorio Magno e la Sardegna / L. G. G. Ricci, ed. Firenze, 2007. P. 151–160.

10. Guillou A. L’évêque dans la société méditerranéenne du VIe–VIIe siècles. Un modèle // Bibliothèque de l’Ecole des Chartes. Vol. 131. P., 1973. P. 5–19.

11. Guillou A. Régionalisme et indépendance dans l’Empire Byzantin au VIIe siècle. L’exemple de l’exarchat et de la Pentapole d’Italie. Rome, 1969.

12. Markus R. A. Gregory the Great and his World. Cambridge, 1997.

13. Markus R. A. Gregory the Great’s pagans // Belief & Culture in the Middle Ages / R. Gameson, H. Leyser, eds. Oxford, 2001. P. 23–34.

14. Martínez Díez G., Rodríguez F. La colección canónica hispana. Vol. III: Concilios griegos y africanos. Madrid, 1982.

15. Meloni P. La missione del vescovo in san Gregorio Magno // Gregorio Magno e la Sardegna / L. G.G. Ricci, ed. Firenze, 2007. Р. 59–68.

16. Norberg D. Qui a composé les lettres de saint Grégoire le Grand? // Studi medievali. 1980. Vol. 21 (1). P. 1–18.

17. Padoa-Schioppa A. Gregorio Magno giudice // Studi medievali. 2010. 51 (2). P. 581–610.

18. Recchia V. Gregorio Magno e la società agricola. Roma, 1978.

19. Richards J. Consul of God. The Life and Times of Gregory the Great. L., 1980.

* * *

1

См., например: Guillou A. L’évêque dans la société méditerranéenne du VIe–VIIe siècles. Un modèle // Bibliothèque de l’Ecole des Chartes. 131. P., 1973. P. 5–19; Meloni P. La missione del vescovo in san Gregorio Magno // Gregorio Magno e la Sardegna / L. G. G. Ricci, ed. Firenze, 2007. Р. 59–68. Вкратце этот идеал сформулирован в начале второй книги трактата (см.: Святой Григорий Великий (Двоеслов). Правило пастырское, или О пастырском служении / Д. Подгурский, пер. с лат. М., 2011).

2

О составлении и бытовании регистра писем Григория см.: Norberg D. Quiacomposé leslettresdesaint Grégoire le Grand? // Studimedievali. 1980. Vol. 21 (1). P. 1–18; Castaldi L. II Registrum epistolarum di Gregorio Magno // Filologia mediolatina. Studies in Medieval Latin Texts and their Transmission. Rivistadella Fondazione Ezio Franceschini. 2004. Vol. XI. P. 55–98; Forlin Patrucco M. Registrum epistolarum // Scrittura e storia. Per una lettura delle opere di Gregorio Magno. Firenze, 2005. P. 339–356 etc.

3

Markus R. A. Gregory the Great and his World. Cambridge, 1997. P. 110–111.

4

Пожалуй, чаще, чем на Сардинию, свт. Григорий писал только на Сицилию, где были расположены земли папского патримония, и к франкским епископам, которых он уличал в симонии.

5

Dudden F. H. Gregory the Great. His place in History and Thought. L., 1905. Vol. I. P. 366– 367; Richards J. Consul of God. The Life and Times of Gregory the Great. L., 1980. P. 114–117; Markus R. A. Gregory the Great and his World. Cambridge, 1997. P. 81–82, 110–111; Boesch Gajano S. Gregorio Magno. Alle origini del Medioevo. Roma, 2004. P. 126–127.

6

Giordano L. I “crimina” di Gianuario // Gregorio Magno e la Sardegna / L. G. G. Ricci, ed. Firenze, 2007. P. 151–160.

7

Giordano. I “crimina” di Gianuario… Р. 156.

8

Так, свт. Афанасий Великий называл Луцифера Калаританского «митрополитом сардинских островов» (ὁ μητροπόλεως τῶν ϰατὰ Σαρδινίαν νήσων) (Athanas. Alex. Apol. de fuga sua. 4. Ср.: Athanas. Alex. Hist. arian. 33). Благодарю Г. Е. Захарова за это интересное замечание.

9

См.: Dudden. Op. cit. P. 357–358; Guillou A. Régionalisme et indépendance dans l’Empire Byzantin au VIIe siècle. L’exemple de l’exarchat et de la Pentapole d’Italie. Rome, 1969. P. 163–164.

10

Больше всего земель находилось на Сицилии, однако отдельные территории, относящиеся к патримонию свт. Петра, были расположены также в Кампании, Бруттии, Апулии-Калабрии, на Сардинии, в Галлии, Далмации. Подробнее см.: Dudden. Op. cit. P. 296–320; Recchia V. Gregorio Magno e la società agricola. Roma, 1978. P. 11; Markus R. A. Gregory the Great and his World. Cambridge, 1997. P. 112–124.

11

Markus.Op. cit. P. 112–124; Richards.Op. cit. P. 126–139.

12

Greg. Ep. IX. 2. Цит. по: S. Gregorii Magni Registrum epistolarum (Corpus Christianorum. Series Latina. Vol. 190A) D. Norberg. ed. T. 1–2. Turnholti: Brepols, 1982

13

Greg. Ep. IX.124.

14

Greg. Ep. IX.204.

15

Greg. Ep. IX.2.

16

Greg. Ep. IV.23, 25, 26; IX.1.

17

Письма свт. Григория свидетельствуют о том, что сельское население Сардинии в конце VI в. продолжало исповедовать языческие культы при полном попустительстве византийской администрации и епископа Януария (Greg. Ep. IV.23, 26, 29; V.38; IX.205. См. также: Markus. Op. cit. P. 81–82; Idem. Gregory the Great’s pagans // Belief & Culture in the Middle Ages / R. Gameson, H. Leyser, ed. Oxford, 2001. P. 23–34; Boesch Gajano S. Gregorio Magno. Alle origini del Medioevo. Roma, 2004. Р. 126–128).

18

Greg. Ep. IV.26.

19

Greg. Ep. I.46, 47, 59; VIII.35; IX.1, 196, 198; X.3; XIII.4.

20

Greg. Ep. XIV.2.

21

Greg. Ep. IV.9: «Ведь тебя должно было усердно подстрекать само пастырское рвение, дабы и без нашей поддержки ты сберег благополучно и предусмотрительно принятую паству и дабы ты с тщательностью и осторожностью сохранил ее от похищений хитрыми врагами (здесь и далее кроме оговоренных случаев перевод мой. – Е. М.)» (Satis quidem te ipse pastoralis zelus instigare debuerat, ut gregem quem suscepistis etiam sine nostro sollacio salubriter ac prouide tuereris et a callidis inimicorum subreptionibus cum diligenti circuminspectione seruares).

22

В этом и в других случаях были исправлены опечатки в написании латинских слов. – Редакция Азбуки веры.

23

Greg. Reg. Past. II.1: «Надлежит быть… стойким ревнителем правды перед порочными…»–пер. Д. Подгурского (Sit ergo, necesse est, ... contra delinquentium uitia per zelum iustitia erectus...).

24

Greg. Ep. IV.26: «Архидиакону же своему ты, как я слышал, запретил сожительствовать с женщинами, но он по сей день ни в грош не ставит твой запрет. И если он не подчинится твоему приказанию, мы желаем, чтобы он был лишен святого сана» (Archidiaconem uero tuum, ut audio, habitare cum mulieribus prohibuisti, et nuncusque in ea prohibitione despiceris. Qui nisi iussioni tuae patuerit, eum a sacro ordine uolumus esse priuatum).

25

Термин iudex в Поздней империи означал не только судью, но и наместника провинции–лицо, обличенное не только административной и финансовой, но и судебной властью (см.: Кодекс Феодосия: CTh. I. 15–16; перевод на русский язык: Марей Е. С. Кодекс Феодосия об обязанностях викариев и наместников провинций // Исторический вестник. 2017. Вып. 19. С. 320–336).

26

Под этим термином может подразумеваться епископ (см.: Isidori De eccl. оff. II. 5), но я сознательно использую более общее слово «священник», чтобы избежать слишком узкой трактовки.

27

Greg. Ep. IV.26: «Из донесения брата нашего и соепископа Феликса и аббата Кириака мы узнали, что на острове Сардиния наместники-миряне угнетают священников, а их прислужники тебя, брат наш, ни во что не ставят» (Fratris et coepiscopi nostri Felicis et Cyriaci abbatis relatione cognouimus eo quod in insula Sardinia sacerdotes a laicis iudicibus opprimantur et fraternitatem tuam ministri sui despiciant).

28

Greg. Ep. I.59.

29

См. письмо IV.25, адресованное наместнику Сардинии Забарде (Gregorius Zabardae duci Sardiniae).

30

Greg. Ep. IV.24: «Монахи и клирики пусть избегают собраний и покровительства мирян. Пусть они всецело находятся в твоей юрисдикции, согласно канонам, дабы из-за твоей слабости, брат мой, не нарушилась дисциплина той Церкви, предстоятелем которой ты являешься» (Religiosi uel clerici conuentus patrociniaque laicorum caueant. Qui tuae modis omnibus secundum canones iurisdictioni subdanur, ne remissione fraternitatis tuae eius cui praees disciplina dissoluatur ecclesiae).

31

См., например, Conc. Chalcid. can.9: Quod non oporteat clericos praetermisso episcopo ad saecularia iudicia commeare; Conc. III Carthag. can.9: Vt clerici publica iudicia non appellent (цит по: Martínez Díez G., Rodríguez F. La colección canónica hispana. Vol. III: Concilios griegosy africanos. Madrid, 1982).

32

Greg. Ep. IV.26: «Из донесения брата нашего и соепископа Феликса и аббата Кириака мы узнали, что на острове Сардиния наместники-миряне угнетают священников, а их прислужники тебя, брат наш, ни во что не ставят. И пока ты только предаешься простой жизни, дисциплиной, как мы видим, ты пренебрегаешь. Потому я умоляю тебя, чтобы ты, не ссылаясь ни на какие обстоятельства, правил Церковью, которая вручена тебе Богом, поддерживал бы дисциплину клириков и постарался бы не бояться ничьих слов» (Fratris et coepiscopi nostri Felicis et Cyriaci abbatis relatione cognouimus eo quod in insula Sardinia sacerdotes a laicis iudicibus opprimantur et fraternitatem tuam ministri sui despiciant. Dumque solum simplicitati a uobis studetur, quantum uidemus, disciplina neglegitur. Vnde hortor ut, omni excusatione postposita, ecclesiam quam suscepisti auctore Deo regas, disciplinam clericis tenere, nullius uerba metuere studeas).

34

Greg. Moral. I.2: Nonnulli namque ita sunt simplices, ut rectum quid sit ignorent. Sed eo verae simplicitatis innocentiam deserunt, quo ad virtutem rectitudinis non assurgunt; quia dum cauti esse per rectitudinem nesciunt, nequaquam innocentes persistere per simplicitatem possunt. Hinc est quod Paulus discipulos admonet dicens: Volo vos sapientes esse in bono, simplices autem in malo (Rom. XVI.19).

35

Greg. Ep. IX.1: «Ибо мне рассказали, что в воскресный день, прежде чем отслужить торжественную литургию, ты отправился на поле подателя сего письма, чтобы сжать урожай, и после жатвы отслужил торжественную Литургию. А после торжественной Литургии ты не убоялся вырвать с корнем межевые знаки его владений» (Dictum quippe mihi est quod dominicorum die, priusquam missarum sollemnia celebrares, ad exarandem messem latoris praesentium perrexisti et post exarationem eius missarum sollemnia celebrasti. Post missarum sollemnia etiam terminos possesionum illius erradicare minime timuisti). Разбор этого казуса см. в работе: Giordano. I “crimina” di Gianuario… P. 154.

36

Ibid.: «И хотя приговор наказания следует обрушить на тебя, но, так как мы знаем о твоей простоватости вкупе со старостью, мы пока промолчим. Но мы предписываем на два месяца отлучить от Церкви тех, по чьему совету ты так поступил…» (Et quidem poenae sententia in te fuerat iaculanda, sed quia simplicitatem tuam cum senectute nouimus, interim tacemus. Eos uero quorum consiliis haec egisti in duobus mensibus excommunicatos esse decernimus…). Ср.: Giordano. I “crimina” di Gianuario… Р. 152–153.

37

Greg. Ep. I.29: «Дошло до нас, что в местечке в провинции Сардиния, которое называется Фаузианой, раньше был обычай поставлять епископа, но уже давно по необходимости был отменен. И поскольку, как мы знаем, епископа теперь нет, живут там язычники, которые подобно зверям совсем не знают о почитании Бога. И потому мы молим тебя, брат наш, чтобы ты в согласии с древним обычаем поспешил поставить предстоятеля…» (Peruenit ad nos in loco qui intra prouinciam Sardiniam dicitur Fausiana consuetudinem fuisse episcopum ordinari, sed hanc pro rerum necessitate longis aboluisse temporibus. Quia autem nunc sacerdotum indigentia quosdam illic paganos remanere cognouimus et ferino degentes modo Dei cultum penitus ignorare, hortamur fraternitatem tuam ut illic secundum pristinum modum ordinare festinet antistitem...)

38

Greg. Ep. XIV.2: «Относительно Церквей, в которых, как ты указал, нет епископов, мы писали почтенному брату нашему и соепископу Януарию, что он должен их поставить, однако так, чтобы в епископы выбирались не только из его Церкви» (De ecclesiis autem quas uacare sacerdotibus indicasti praedicto reuerentissimo Ianuario fratri et coepiscopo nostro scripsimus ut eas debeat ordinare, sic tamen, ut non omnes ad episcopatum de ecclesia ipsius eligantur).

39

Richards. Op. cit. Р. 117.

40

Eidenschink J. A. The election of bishops in the letters of Gregory the Great with an appendix on the pallium. Washington, 1945. P. 44–45.

41

Greg. Ep. IV.26: «Еще дошло до нас, что некоторые, лишенные (lapsos) святого сана либо после, либо до покаяния, вновь призываются к несению службы. Мы это категорически запрещаем, и этому противоречат также и святейшие каноны» (Peruenit et iam ad nos quosdam de sacris ordinibus lapsos, uel post paenitentiam uel ante paenitentiam, ad ministerio sui offi cium reuocari. Quod omnino prohibemus, et in hac re sacratissimi quoque canones contradicunt).

42

Conc. Nicaen. Can.10: «О рукоположении падших клириков. Если кто-то из падших был рукоположен по незнанию или по небрежению рукоположивших, это не умаляет силы церковного правила; пусть они будут лишены сана, как только это откроется» (De lapsis clericis ordinatis. Quicumque ex his qui lapsi sunt et per ignorantiam ordinati sunt uelc ontemptu eorum qui eos ordinauerunt, hoc non praeiudicant regulae ecclesiasticae; cum enim compertum fuerit deponantur). Conc. Nicaen. can.11: De his qui sponte lapsi sunt qualiter debeant paenitere.

43

Padoa-Schioppa A. Gregorio Magno giudice // Studi medievali. 2010. Vol.51 (2). P. 592–596.

44

Greg. Ep. IV.26: «А чтобы никогда не погибли те, кто посвящен в сан, следует прежде обдумать, каковых посвящать: прежде рассмотреть, много ли им лет, имеют ли стремление к проповеди и чтению, любят ли раздавать милостыню» (Sed ne umquam hi qui ordinati sunt pereant, prouideri debet quales ordinentur, ut prius aspiciatur, si uita eorum continens in annis plurimis fuit, si studium orationis, lectionis, si elemosynae amorem habuerunt).

45

Григорий Двоеслов. Правило пастырское. I.1: «И, однако же, часто случается видеть, что вовсе не знакомые с духовными правилами не страшатся выдавать себя за врачей душ, тогда как не знающие силы и действия трав и мазей не смеют выдавать себя за врачей телесных» (пер. Д. Подгурского)

46

Greg. Ep. IV.26: «Также нужно спросить, не был ли он вдруг двоеженцем. Еще стоит принять во внимание, не безграмотен ли, или не заставят ли его, подвластного курии, после получения священного сана вернуться к исполнению общественных обязанностей» (Quaerendum quoque est ne fortasse fuerit bigamus. Videndum etiаm ne sine litteris, aut ne obnoxius curiae compellatur post sacrum ordinem ad exactionem publicam redire).

47

CTh. XVI.2.3, a. 320, Constantinus.

48

Greg. Ep. IV.9: «Также мы желаем, чтобы ты дважды в год созывал собор епископов: таков, как говорят, был обычай в твоей провинции, это же предписывается и авторитетом соборных канонов, так что если кто-то среди них (епископов.– Е. М.) отступает от предложенного ему поведения или не соответствует нравом, братья смогли бы изобличить его попреками и ради безопасности вверенной паствы и душ подвергнуть его [дело] отеческому рассмотрению» (Episcoporum etiam concilia, sicut tam tuae mos dicitur fuisse prouinciae quam quod sacrorum canonum auctoritate praecipitur, bis in anno celebrare te uolumus, ut et si quis inter eos a sui forma propositi actionis atque morum qualitate discordat, sociali fratrum possit increpatione redargui, et pro securitate commissi gregis animarumque statu paterna ualeat circum inspectione tractari.). Cр.: Conc. Antioch. 20: Vtbis in anno synodus celebretur; Conc. Chalcid. 19: Quod oporteat per prouincias bis in anno conciliumfi eri.

49

Greg. Ep. IV.9: «Пусть епископы не дерзают дважды помазывать миром при крещении лоб младенцев, но пусть пресвитеры помазывают им грудь с тем, чтобы епископы потом помазали им лоб» (Episcopi baptizandos infantes signare in frontibus bis chrismate non praesumant, sed presbyteri baptizandos tangant in pectore, ut episcopi in postmodum tangere debeant in fronte).

50

Greg. Ep. IV. 6: «А еще дошло до нас, что некоторые были возмущены нашим запретом, чтобы пресвитеры миром помазывали тех, кого собираются крестить» (Peruenit quoque ad nos quosdam scandalizatos fuisse, quod presbyteros chrismate tangere eos qui baptizandi sunt prohibuimus).

51

Greg. Ep. IV.26: «Мы это сделали согласно древнему обычаю нашей Церкви. Но если из-за этого сильно сокрушаются там, где нет епископов, то мы допускаем, что пресвитеры должны и помазывать миром лоб при крещении» (Et nos secundum usum ueterem ecclesiae nostrae fecimus. Sed si omnino hac de re aliqui contristantur, ubi episcopi desunt, ut presbyteri et in frontibus baptizandos chrismate tangere debeant concedimus).

52

См. Greg. Ep. II.41, III.36.

53

Richards. Op. cit. P. 114–115.

54

Greg. Ep. IX.11: «Знай, что ты получил правление для заботы не о земных вещах, но о душах» (Non terrenarum rerum curam sed animarum te ducatum suscepisse cognosce).

55

Greg. Ep. IX.11: «Итак, для этого (для заботы о душах. – Е. М.) укрепи свое сердце, на это ты должен направить все свои заботы и усердие и старательнее думать о пользе для них, чтобы, когда по пришествии Господа ты вернешь Ему таланты, которые Он тебе вручил, ты бы удостоился получить от Него плод воздаяния и возвыситься в вечной славе среди верных слуг Его» (Ibi ergo cor fi gere, ibi sollicitudinem, ibi totum debes studium adhibere atque de earum lucro diligentius cogitare, ut, dum uenienti Domino multiplucata quae tradidit talenta reddideris, retributionis ab eo fructum consequi et inter fi deles famulos in aeternam merearis gloriam exaltari).

56

Greg. Ep. IX.11: «Ведь поскольку мы являемся одним членом тела Искупителя нашего, постольку я терзаюсь из-за твоей вины так же, как радуюсь доброму делу» (Nam dum unum in redemptoris nostri corpore membrum sumus, sicut in culpa tua dilaceror, ita quoque et in bona actione laetifi cor).

57

Greg. Ep. IV.26: «То, что мы написали вам, брат наш, сообщите всем вашим епископам, так как я не хотел им писать, чтобы не показалось, будто я умаляю Ваше достоинство» (Ea autem quod fraternitati vestrae scripsimus cunctis sub uos episcopis innotescite, quia ego illis scriberе nolui, ne honorem uestrum uiderer imminuere).

58

Greg. Ep. IX.203: «Мы знаем, что обычай вашего острова таков, что когда после празднования Пасхи вы идете или посылаете к митрополиту ваших представителей, он должен уведомить вас письменно относительно дня следующей Пасхи, знаете ли вы о нем или нет. И как говорят, некоторые из вас, отложив исполнение этого обычая, также отвратили сердца других от послушания» (Cognouimus quod mos uestrae sit insulae post paschalem festiuitatem uobis euntibus aut directis responsalibus uestris ad metropolitam uestrum, utrum sciatis an minime ipse uobis de uenturo pascha scripta debeat denuntiatione mandare. Et quantum dicitur, quidam uestrum hoc facere secundum consuetudinem postponentes aliorum quoque ad non oboediendum corda peruertunt).

59

Greg. Ep. IX.203: «К этому добавляется и то, что некоторые из вас, стремясь за море по делам, связанным с их Церквями, осмеливаются уезжать туда, не уведомив и не получив письма от указанного митрополита, как это предписывает порядок канонов» (Additur etiam quod ex uobis aliqui pro ecclesiae suae emergentibus causis transmarina petentes sine praedicti metropolitae sui cognitione uel epistulis, sicut canonum ordo constituit, audeant ambulare).

60

Conc. Cartag. III. can. 1: Ut comprouinciales episcopi de pascha suum primatem inquirant; can. 28: Vt episcopus sine formata metropolitani longius non profi ciscatur. Ср.: Giordano L. Giustizia e potere giudiziario ecclesiastico nell’epistolario di Gregorio Magno. Bari, 1997. P. 59.

61

Greg. Ep. IX.204: «Нам сообщили, что некоторые клирики Каралитанской Церкви нарушают установленный их епископом порядок и ищут у тебя поддержки и защиты от него, и поэтому они–что и произнести трудно–становятся мятежниками… Итак, пусть твоя опытность не дерзает никогда предпринимать что-то подобное…» (Indicatum nobis est quod quídam Caralitanae ecclesiae clerici disciplinam sui refugientes episcopi contra eum solacium tuaed efensionis exquirant atque per hocilli, quod dici graue est, contumaces exsistant. <…> Experientia itaque tua nihil deinceps tale aliquid facere praesumat…).


Источник: Марей Е.С. Disciplina Clericorum на Сардинии VI в. по данным писем свт. Григория Великого // Вестник ПСТГУ. 2018. Вып. 80. С. 29-44.

Комментарии для сайта Cackle