О таинстве причащения
6. В лице священника таинство причащения совершает Сам Иисус Христос
Совершая евхаристию и принося Богу бескровную жертву, священник в своем лице, представляет Самого великого Архиерея Иисуса Христа, Сына Божия, священнодействующего и приносящего Богу Отцу в жертву, по долгу вечного Своего святительства, хлеб и вино, претворенные на алтаре церковном в самое Тело и самую Кровь Христову; потому священник исповедует: Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш! Молитва Херувимской песни: Никто же достоин от связавшихся...
"И ныне присутствует Христос, – беседует св. Златоуст, – трапезу сию украшаяй. Украсивый бо оную на вечери, Той и сию украшает ныне. Не человек бо есть творяй предлежащая быти Тело и Кровь Христову, но Сам распеншийся за нас Христос. Образ един Христов исполняя, стоит священник и молитву приносит, глаголы вещая: сие ест тело Мое. Благодать же и сила Божия есть вся действующая» (Св. Злат. в бесед. о предательстве Иудине).
И еще: «Приношение сие, хотя бы каковой священник принес, хотя бы Павел, хотя бы Петр, есть Самое то же, которое Христос ученикам подал, и которое ныне священники совершают: ничем же сие, как и то, есть меньшее. Ибо и сие не человеки освящают: но Самый, Той же и оное освятивый. Како бо глаголы, яже Христос провозгласил, теж самые суть, кои и ныне священник глаголет: тако и приношение тоежде есть» (Злат. в беседе 2, на 2 посл. к Тимофею).
«Господь даже доселе сие истиннейшее и святейщее тело Свое творит и освящает и благословляет», говорит св. Киприан, в слове о вечери Господней (Сн. соч. «Историч. догм. и таинств. изъяснение литургии», Ив. Дмитревского, изд. 1884 г. стр. 238).