СВОЙСТВА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ (Довольство своим состоянием, терпение и мужество в скорбях и страданиях и преданность в волю Божию)
3. Библейские примеры терпеливого перенесения несчастья
I. Манассия, царь иудейский. Перенесемся мыслью ко временам библейским и войдем в одну темницу – в Вавилоне. В ней содержится Манассия, царь иудейский. Сын благочестивого царя Езекии, в ранней юности наследовавший престол его, он скоро совратился с пути благочестия, предался идолопоклонству, волхованиям и всем мерзостям языческим. Пример царя увлек весь народ иудейский в ту же бездну нечестия. Тщетно призывал его Господь к покаянию и вере праотеческой – устами св. пророков; тщетно гремело грозное пророческое слово, предвещавшее ему и народу бедствия и погибель: Манассия не внимал гласу пророческому, гнал и преследовал проповедников покаяния и, как бы в поругание имени Божия, поставил идолов в самом храме Господнем. Наконец, мера долготерпения Божия исполнилась: «и наведе Господь на Иерусалим начальника воев, царя Ассирийскаго, и яша Манассию во узах, и связаша его оковы ножными, и отведоша в Вавилон», а там заключили его в темницу. Здесь-то убедился несчастный царь, что слово Божие есть вечная, непреложная истина, и ни «едина черта его не прейдет, дóндеже вся будут», что обетования и угрозы пророческие суть «ей» и «аминь», – что правосудие Божие не попустит злу остаться безнаказанным, – что как неисповедима благость и долготерпение Божие, так страшен и ужасен гнев Его. Что же делал он в темнице? «И егда озлоблен бысть, взыска лице Господа Бога своего, и смирился зело пред лицем Бога отец своих», и помолился ко Господу. О чем молится царь-узник в своем бедственном положении? Не об избавлении из темницы и из неволи, не о возвращении в прежнее состояние и славе царства: нет, он сознает себя недостойным самой жизни временной, недостойным наслаждаться дневным светом и видеть красоту небесную. Он молится об одном только прощении грехов своих, чтобы не остались они неизглажденными и не пошли за ним в другую – будущую жизнь, чтобы не отяготели на нем в вечности и не предали его вечному осуждению. «Умножишася беззакония моя, Господи, умножишася беззакония моя, несмь достоин воззрети и видети высоту небесную... зане прогневах ярость Твою и лукавое пред Тобою сотворих... И ныне преклоняю колена сердца моего, требуя от Тебе благости... И прошу моляся: ослаби ми, Господи, ослаби ми, и не погуби мене со беззаконии моими: ниже в век враждовав соблюдеши зол моих, ниже осудиши мя в преисподних земли». Премилосердый Господь принял милостиво покаяние грешника, и не только простил ему грехи, но возвратил ему и царский престол. За то и Манассия посвятил всю остальную жизнь свою на изглаждение всех следов своего прежнего нечестия, на труды о благоденствии и безопасности царства, на утверждение и распространение благочестия в народе своем11.
II. Давид. «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида... Так говорил Сеней, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот ты в беде, ибо ты – кровопийца. И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? Пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его], пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если сын мой, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие. И шел Давид и люди его своим путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью» (2Цар.16:5–13). «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим, буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо иною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром» (Пс.38:2, 3).
III. Вдали от города, без одежды, день и ночь сидел Иов, некогда один из богатых и знатных людей своей страны, на гноище и черепицей очищал свое тело, покрытое проказой. Давно он уже страдал, а все-таки терпеливо переносил испытание Божие, не высказывал ни малейшего ропота на свое несчастье.
Бедная жена его, не имея средств к существованию, переходила из одного дома в другой, прислуживала соседям, чтобы добыть кусок насущного хлеба и утолить голод и жажду страждущего своего мужа. Наконец терпение ее истощилось; она начала роптать на Господа. Так ей было тяжело переносить это горе!
И вот, находясь в таком положении, она однажды подошла к больному мужу и сказала ему: «Что ты так долго и сильно страдаешь? Лучше умереть, чем жить и мучиться так, как ты! Итак, скажи глагол некий ко Господу и умри»!.. (Иов.2:9).
А Иов, этот великий страдалец, кротко сказал ей: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?..» (Иов.2:10).
IV. Представим себе Божию Матерь, стоящую около креста Своего Сына... Кто может изобразить Ее страдания! Любимейший Сын, слава Израиля, страдает, пригвожденный ко кресту! Чего бы не сделала Мать, чтобы только, хотя несколько, облегчить эти страдания Сына! Но что Она могла сделать? Пусть Ей позволили бы дрожащими руками хоть поддержать отягченную муками голову возлюбленного Сына; позволили бы утолить из Своих рук жажду, мучившую Его!.. И этого утешения не было Матери Божией. Она только слышала, со всех сторон, безжалостные насмешки и поругания над распятым Страдальцем.
Молча, покорно, безропотно стояла Богоматерь при кресте любимого Своего Сына, а Он со креста молился за Своих мучителей: «Отец Мой! Прости им, они не знают, что делают!»
* * *
«Этот пример ближе всех других ко всякому , заключенному в темнице. Не первый, без сомнения, грех и не первое преступление закона привели его в темницу. Милосердный Господь много долготерпел, ожидая его добровольного покаяния и исправления его. Немало, конечно, каждый слышал предостережений и советов, слышал и угрозы Самого Господа в Св. Евангелии. Нередко, быть может, пробуждалась в ином и собственная совесть и громко напоминала о покаянии; иному допускал даже Господь избавляться от осуждения запирательством и ложью, чтобы дать время одуматься и прийти в себя. Но вот мера долготерпения Божия исполнилась: виновный в темнице и в узах. Что будет он делать далее? Сетовать и роптать на людей, заключивших его в темницу? Но люди суть только исполнители судеб Божиих. Они не знали многих грехов узника; не узнали бы и того, за что осуждается он ныне, если бы Господу не угодно было обличить его и положить преграду дальнейшему разлиянию в беззакониях. Пусть же он уверится хоть теперь, что есть Всевидящее Око, перед Которым не утаится ничто, во вся нага и объявлена, – что милосердие и благость Божия не могут превратиться в потворство беззаконию, что есть Всесудящая Правда, которая говорит грешнику: «Ты непщевал еси, яко буду тебе подобен; обличу беззакония твоя и поставлю пред тобою грехи твоя. Аще не покаетеся, погибнете, погибнете на всю вечность!» Будет ли он надеяться обмануть правосудие человеческое, – закрыть дела свои ложью, укрыться под паутиною хитросплетений? Неужели ж он думает, что обличающее его всеведение Божие не найдет уже средств обличить его совершенно, что он успеет укрыться и от самой правды Божией, что карающая рука Божия не постигнет его нигде? Если же Господь и попустит кому-либо уйти от наказания временного, то не будет ли это явным и несомненным предвестием осуждения вечного в геенну? Не явно ли принадлежит он к числу тех несчастных, о которых говорит Господь: «Обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще: се гряду скоро и веда Моя со Мною – воздати комуждо по делом его. Но горе, страшное горе человеку тому: уне ему было бы, аще не бы родился человек той!» Нет, братья возлюбленные, единый и единственный путь избавления и спасения вашего – искреннее, всесердечное покаяние Манассиино: сознать всю тяжесть беззаконий и грехов своих, исповедать их не только перед правосудием Божиим, но и перед судом человеческим, решиться понести за них всякое наказание временное, чтобы только избавиться от осуждения вечного, посвятить всю остальную жизнь свою, где бы ни привелось провести ее, – в темнице или на свободе, на родине или в изгнании, – на изглаждение всех следов беззаконий своих, на обновление своего духа, на исправление своей жизни, на утверждении себя в вере и благочестии, на дела правды, любви и милосердия христианского, на подвиги молитвы, пощения, умиления и сокрушения сердечного» (Извлеч. с переменой некот. оборотов речи из «Полного собр. проповедей» Димитрия, архиеп. Херсонского и Одесского, т. 5, стр. 276–283).