СВОЙСТВА ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ (Довольство своим состоянием, терпение и мужество в скорбях и страданиях и преданность в волю Божию)
4. В чем состоит истинное блаженство христианина на земле?
I. «Подлинно, – говорит св. Макарий Великий (Слово VI, гл. 17), – блаженны и достойны удивления и по жизни, и по сверхъестественному наслаждению все те, которые, водясь горячей любовью к добродетели, опытно и ощутительно приобрели видение небесных таин Духа, и имеют жительство на небесах. Они превосходнее всех людей, – и вот явное на то доказательство: кто из людей сильных, или мудрых, или благоразумных, пребывая еще на земле, восходил на Небо, и там совершал дела духовные, созерцал лепоты Духа? А теперь какой-нибудь, по наружности нищий, нищий до крайности и униженный, и даже вовсе не знаемый соседями, повергается ниц лицом своим пред Господом, и путеводимый Духом, восходит на Небо, и с несомненной уверенностью в душе своей наслаждается тамошними чудесами, там действует, там имеет житие, по слову божественного апостола; ибо сказано: «Наше житие на небесах есть» (Флп.3:20); и еще: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор.2:9). «И лицезрение земного царя вожделенно всякому человеку, – говорит тот же святой отец в другом месте. – Кто ни приходит в царственный город, всякому желательно хоть взглянуть только на лепоту царя, или на красоту одежд, или на великолепие порфиры, на блеск разных жемчугов, на благолепие диадемы, на драгоценность царских его отличий... и всякий говорит сам себе: «О, если бы и мне кто дал эту славу, это благолепие, эту красоту!»... Если же плотским людям столько вожделенна слава царя земного, то люди, на которых уканула оная роса Духа Божественною любовью к Небесному Царю – Христу, тем более прилепляются к оной красоте, к неизглаголанной славе, к нетленному благолепию, к недомыслимому богатству Истинного и Вечного Царя – Христа. Они отдаются в плен вожделению и любви, всецело устремляясь ко Христу, и вожделевают улучить те неизглаголанные блага, какие созерцают духом, и ради сего ни во что вменяют всякую на земле красоту, и славу, и благолепие, и честь, богатство царей и князей; потому что они уязвились Божественной красотой, и в их души уканула жизнь Божественного бессмертия». (Бес.5, гл. 5–6).
II. Подобным же образом говорит и святитель Димитрий Ростовский (По изд. 1867 г. ч. 1, стр. 384–385). «Возлюби точию истинно всем сердцем Господа, и вкусивши известие, познавши, яко благ есть Господь, и сам разлучения от тела и с Господом всегдашнего пребывания зело возжелаеши: Он бо есть щедр и милостив, благоутробен, «Отец щедрот и Бог всякия утехи» (2Кор.1:3); Он есть вечный покой, един точию Он Сам душу нашу упокоит и утешит... в Нем едином и в благодати Духа Пресвятого мир и тишина: там радость, там веселье, там беспечалье, бессмертие, безбоязнство: там мир нератен, покой непременен, радость нескончаемая, присносущное наслаждение, присно наслаждающее человека!»...
III. «Пусть же утешаются земными земная мудрствующие, – говорит святитель Тихон Воронежский (том II, стр. 168–69), – пусть довольствуются иные златом и серебром, иные – честью и славой, иные – мудростью века сего, иные – роскошами и сластями, иные – иным своим сокровищем; да будет им то утешением, что желают, что за сокровище себе поставляют; меня ничто то не веселит: от всего того отвращается сердце мое, – не токмо того, как земного, но и на небеси ничего не ищу и не желаю, кроме Тебя, Боже мой и Создателю мой! Ты мне един все; в Тебе едином нахожу все, чего во всех Твоих созданиях не нахожу. Я тогда удовольствуюсь, когда Тебя увижу; тогда перестану желать, когда Тебя сыщу, тогда утешусь, когда к Тебе прийду, тогда насыщуся, когда явлюся лицу Твоему. О! «когда прииду и явлюся лицу Божию» (Пс.41:3). Пожелай и ты, душа моя, того единого, и Пожеланного возлюби, и Возлюбленного поищи, и поищи, пока сыщешь, поищи, пока ищется и обретается. – Ищи Того, Кому подобна, и стремись к Нему, как очи, в высоту!» «Пропади мир со всеми своими прелестями», – говорит тот же святитель (Том. 15, стр. 102–103, см. «Душеполезное чтение», 1864 год), – пусть ищут его и любуются тем не познавшие Христа! Нам, о христиане, един Христос – красота всех красот, краснейшая Премудрость, все премудрости сокровища содержащая,– сладость, вся сладости превосходящая, слава, честь и похвала истинная довлеет. Он нам – украшение, богатство, слава, честь, премудрость, утешение, радость и все блаженство!» (Сост. по «Душеп. чт.» за 1864 год).