О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
Десятая заповедь закона Божия. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего.
1. Библейские изречения о десятой заповеди
Десятая заповедь закона Божия запрещает следующие грехи:
а) Желания сладострастные: из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Матф. XV, 19). – Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут (Римл. VIII, 6–7; ап. Иак. 1, 13–15).
б) Желания корыстолюбивые – зависть: не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Галат. 5, 26). – Св. ап. Павел учит, что «все исполненные неправды, блуда, лихоимства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распри, обмана, злоречия, злонравия... (Римл. 1, 29 – 32), царствия Божия не наследят» (1Кор. 6, 9 – 10). – (Таким образом зависть здесь поставлена на ряду с тягчайшими нравственными преступлениями).
Зависть есть грех диавола: завистью диавольскою смерть вниде в мир (Премудр. Сол. 2, 24).
От зависти происходит всякое несчастие: где зависть и рвение, ту нестроение и всякая злая вещь (Иак. 3, 16). Средства к избежанию грехов против десятой заповеди.
а) Господство над злыми желаниями: если делаешь доброе: то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго: то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. IV, 7). – Юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2Тим. II, 22). – Но те, которые Христовы, распили плоть со страстями и похотями (Галат. V, 24).
б) подражание святым: посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий вас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. ХII, 1).
в) последование увещаниям слова Божия: да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Римл. VI, 12; он. Еф. IV, 22 – 24).
г) бодрствование и молитва: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна (Матф. XXVI, 41). – Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (1Петр. II, 11). д) довольство своим состоянием: спрашивали его (св. Иоанна Предтечу) также и воины: а нам что делать? И оказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лук. III, 14).
е) хождение пред Богом, т. е. живое сознание везде присутствия Божия: Авраам был девяноста девяти лет, и Господь явился Аврааму, я сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною, и будь непорочен (Быт. XVII, 1).
ж) страх Божий; не покланяйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Втор. V, 9). – Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим, и не пощадит противников Своих (Наум. I, 2).
з) живое сознание, что всякий нечистый помысл, всякое греховное желание есть мерзость пред Богом: мерзость Господеви помысл неправедный (Притч. 15, 26).
2. Объяснение десятой заповеди Закона Божия
а) Грехи, запрещаемые десятою заповедью. Десятая заповедь закона Божия читается так: не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего.
Содержание десятой заповеди определяется первым словом ее: не пожелай. Ясно, что этим словом ее запрещаются «желания, противные любви к ближнему, и, что неразлучно с желаниями, помышления, противные сей любви» – Какой и когда человеческий закон обязывал человека в его желаниях и душевных расположениях? Не одни ли только открытые пороки и преступления всегда преследовал и преследует он? Да и может ли он преследовать самые желания и помышления наши? Видно, таким образом, что Божественный закон требует более глубокого понимания человеком обязанностей его, чем закон самих человеков. Закон Божий не только говорит: не делай ничего худого, но он запрещает и думать о том, что худо, – он повелевает и не помышлять и не желать ничего худого: не пожелай! Законодатель Бог хощет, чтобы человек был праведен и непорочен не только во внешней жизни, но и во внутреннем состоянии своем, в самой основе своей души. Не ясно ли, что такая заповедь есть душа всех других заповедей? Видно, что десятая заповедь проникнута высоким духом закона Христова, так что еще ветхозаветного человека приготовляла к переходу в состояние нового завета, который, по апостолу, есть дух и совершеннейший образ благоугождения Богу (2Кор. 3, 6). (См. кн.: «Уроки по простр. катихизису», прот. Г. Титова, ч. II, стр. 394).
Желания и помышления имеют великое значение для нашей жизни.
Что воздух для тела, – то помыслы, желания и чувства для нашей души. Воздух бывает чистый, прохладный, благорастворенный, и – нечистый, душный, зловредный: так и помыслы, желания и чувства бывают или чисты, светлы, святы и боголюбезны, или же нечисты, мрачны, грешны и Богу противны.
Чистый и прохладный воздух освежает наше тело, укрепляет его, потому мы с наслаждением вдыхаем его живительные струи: так и святые мысли, желания и чувства укрепляют нашу душу и дают ей силы к совершению добрых дел. Напротив, нечистый и зловредный воздух изнуряет и ослабляет тело, заражает его болезнями и прежде времени сводит человека в могилу: так и нечистые грешные мысли, чувства и желания сквернят душу, заражают ее грехом и отгоняют оть нее благодать Божию, без которой душа умирает смертию вечною и погибает.
В прохладном чистом воздухе, под открытым небом носится благоухание цветов: в добрых мыслях, чувствах и желаниях, в молитвенной беседе с Богом душа ощущает тихое веяние благодати всесвятого Духа, утешающее и услаждающее смиренное боголюбивое сердце небесною радостию. Напротив, зараженный воздух бывает наполнен зловонием, все спешат выйти из него и только нечистые гады любят оставаться в нем: так и от души грешной, обуреваемой нечистыми помыслами и пожеланиями, удаляются светлые ангелы Божии, и только нечистые демоны утешаются ею...
«Выйди в чистое поле, – так говорит один святой старец, утешая своего ученика, который жаловался ему на то, что не может с своими помыслами справиться: выйди в поле, расставь полы своей одежды и попытайся удержать порывы ветра: так и помыслов своих мы саии удержать не можем». Но их может остановить Тот, Кому послушны и бурные ветры, и шумное море: к Нему будем взывать, как взывали апостолы: Наставниче, Наставниче, погибаем! – И Он услышит и придет к нам, и изречет в нашем сердце Свое всемогущее слово: молчи, престани! – И смолкнут помыслы грешные и светло станет на душе, при тихом веянии благодати Божией... (См. № 371 «Тр. л.»).
Но почему именно запрещаются не только худые дела, но и худые желания и помышления.
Во-первых, потому, что худые желания и помышления делают душу нечистою пред Богом. Мерзость пред Господом помышления злых. (Прит. 15, 26). Господь Иисус Христос сказал: «царствие Божие внутрь вас». (Лук. 17, 21). И для спасения нашего недостаточно исправления одного внешнего поведения, а потребно очищение сердца. Только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8), и в небесный Иерусалим не войдет ничего нечистого. (Апок. 21, 27). Между тем мерзость Господеви помысл неправедный (Притч. 15, 26). И так, говорит апостол, имея такие обетования, очистим себя от всякие скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. (2Кор. 7, 1).
Во-вторых, худые помышления и желания запрещаются потому, что от них, как от семени, родятся дела греховные. Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. (Мф. 15, 19). Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли: от вожделений ваших, воюющих в членах ваших (Иак. 4, 1). Каждый искушается, увлекаясь собственною похотию. Похот же, зачавши, раждает грех; а сделатый грех – смерть (1, 14, 15). Богда запрещается желать чего бы то ни быдо у блвжпего, – то чрез сде запрещается зависть. – Зависть – это тревожное и мучительное чувство, с которым смотрит человек на благо и счастие ближнего. Завистливый волнуется мучительной тоской не только тогда, когда ближний счастливее его, но даже и тогда, когда у ближнего нет того, что он имеет. Он желал бы все захватить один и отнят у ближнего все дары Божией благости. В этом тяжком грехе человек наиболее уподобляется диаволу, который, по зависти к блаженству прародителей, ввел их в грех и, из зависти, старается разрушить всякое добро и благополучие людей. Следовало бы радоваться счастию ближнего, а завистник, подобно диаволу, мучится, видя его благополучие. Посему тот же апостол называет зависть мудростию бесовскою. Если в сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, – то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. (Иак. 3, 14, 15).
Зависть имеет разнообразные проявления: завидуют чужой красоте, чужому богатству и власти, посему в частности десятой заповедью воспрещаются худые мысли и желания сластолюбивые, корыстолюбивые и властолюбивые.
б) Добродетели, предписываемые десятой заповедью закона Божия.
Соответственно с сими запрещениями десятая заповедь налагает следующие должности.
1) Должно хранить чистоту своего сердца. Должно постоянно быть внимательным к мыслям и желаниям, возникающим в душе и отстранять от нее все нечистое. » Сын мой, учит Премудрый, в продолжении жизни испытывай свою душу, и наблюдай, что для нее вредно, и не далай ей того». (Сир. 17, 30). Отстраняя нечистые мысли и желания, должно внедрять в сердце добрые мысли и расположения. «Братия мои, пишет св. апостол Павел, что только истинно, что честно, что любезно, что достохвально, что только добродетель и похвала, – о том помышляйте». (Фил. 4, 8) «и Бог мира будет с вами». (9).
Что же нужно для очищения сердца? Частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа. Призываемое с верою имя Господа нашего Иисуса Христа вносит в нашу душу свет, мир, радость и имеет всемогущую силу для отражения искушений. «Если о чем попросите от Отца во имя Мое, сказал Господь Иисус Христос, то сделаю". Именем Господа Иисуса Христа творили чудеса не только апостолы, но даже не принадлежавшие к числу учеников Господних (Лук. 9, 49).
2) Должно быть довольну своим состоянием. Великое приобретение, говорит апостол, быть благочестивым и довольным. Как горькая зависть терзает и мучит душу, так довольство своим состоянием исполняет ее миром и счастием. Для приобретения этого спокойствия душевного, должно как можно чаще думать о том, что все земные блага – временны, как говорит вслед за приведенными выше словами апостол: «мы ничего не внесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (ст. 7), – и что жребий наш назначается нам Богом для пользы нашей души и вечного спасения. (См. кн.: «О законе Божием и заповед.» прот. П. Смирнова стр. 111). (Г. Д-ко).