Источник

Часть 3, Глава 37Часть 3, Глава 39

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

В. Добродетели, предписываемые седьмою заповедью Божия

1. Целомудрие а) Библейские тексты о целомудрии.

Целомудрие заповедано: как днем будем вести себя благочинно, не пре- даваясь ни пированиям и пьянству, ни сладоотрастию и распутству, ни ссорам и зависти (Римл. ХIII, 13); – А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. V, 3 – 4).

Целомудрие заповедуется и во взглядах: (а) Я говорю вам (говорит И. Христос), что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. V, 28).

Целомудрие заповедуется в речах: а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Колос. III, 8).

Целомудрие заповедуется сердцу: не пожелай красоты ее (жены) в сердце твоем, (да не уловлен будешь очами твоими), и да не увлечет она тебя ресницами своими (Притч. VI, 26).

Целомудрие заповедуется по отношению к телу: пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое; тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть (Быт. 2, 24). А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1Кор. VI, 13, 15 – 18).

Целомудрие находится в опасности при неумеренном употреблении вина: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное (Притч. ХХIII, 31 – 33).

Побуждения относительно целомудрия:

аа) бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, к вы не свои (1Кор. VI, 18 – 19).

бб) (Ибо) призвал нас Бог не к нечистоте, нок святости (1Сол. IV, 7).

вв) (Ибо) знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога (Еф. V, 6).

гг) (И) ты будешь стенать после, когда плоть твоя и тело твои будет истощены (Прит. V, 9 – 11).

дд) Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм вы (1Кор. III, 16 – 17).

ее) Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою. Это – смерть вторая (Апох. XXI, 8).

б) Что разумеется под именем целомудрия? «Под именем целомудрия, говорит святитель Филарет московский, благодать учить более, нежели одной телесной чистоте, как и Тот, Которым благодать бысть, в учении Своем говорит: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Матф. V, 28). Жить целомудренно, в точном знаменования сего слова, значит жить под управлением целого, неповрежденного, здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия192, которое не одобряется здравым рассуждением193, соблюдать ум не оскверненный нечистыми мыслями, сердце не зараженное нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами» (Слова и речи Филарета, моск. митр. Т. ІІ. 1821 – 26 г. М.1874 г. стр. 114).

в) Библейские примеры целомудрия (по изображению св. Иоанна Златоустого).

I. Прекрасный Иосиф. «Вот целомудреннейший Иосиф призывает нас подражать ему, говорит св. Иоанн Златоуст. Будем же ликовать вместе с этим прекрасным юношей духовным ликованием, прославляя его целомудрие не словами только, но и подражанием в делах. Он был поистине ревностным хранителем целомудрия, тогда как мог бы управлять самою царицею. Он помнил, что богатство, власть и слава проходят с настоящую жизнию, и что одна только добродетель не имеет конца, и потому удерживал греховные пожелания как бы какою-нибудь уздою – страхом Божиим, а все остальное презрел, считая страдания в темнице приятнее всяких великолепных жилищ. Красотою души он затмил красоту тела, уподобившись по телесной красоте некоторой прекрасной звезде, а по душевной доблести – ангелам. Мы должны удивляться не только целомудрию этого юноши, но и тому, какие он претерпел опасности за это, считая угождение похоти страшнее самой смерти. Стоит только вспомнить время, в какое он сохранил душу свою чистою. Это было прежде, нежели явился на земле Господь Иисус Христос. Поэтому Иосиф может сказать нам, христианам: «если я, который жил прежде Рождества Христова, и не слышал верховного апостола Павла, взывающего, что телеса наши суть члены Христовы (1Кор. 6, 15), однако был убежден, что рабам Божиим должно преодолевать похоть: то тем более вам, христианам, подобаеть со страхом и трепетом вести жизнь целомудренную, чтобы вы, члены Христовы, не сделались членами блудницы!» Эти слова могут обуздать самые пламенные пожелания. Не так легко дождь, падающий на огонь, погашает пламень, как эта речь, проникнув в душу, истребляет порочные похоти.»

II. Праведный Иов. «Великий Иов положил завет очам своим, чтобы они не смотрели на лицо девицы, дабы красота, ослепляя ум его, как-нибудь не увлекла его (Иов. 31, 1) Кто не удивился бы и не изумился бы, видя, что этот муж, который как лев боролся с самим диаволом и побеждал все козни лукавого, избегал лица девицы и не допускал глазам своим смотреть на красивую отроковицу? Он знал, что в борьбе против бесов нужен мужественный и смелый дух, а в соблюдении целомудрия победа приобретается не обращением с девицами, а удалением от них. И так, кто дает обет девства, тот пусть примет советы целомудреннейшего из всех людей, который был таким блюстителем целомудрия еще прежде Рождества Христова. (Из слова к новокрещ., 18-я беседа на 1 Коринф., 24-я на Римл., 7-я на 2 Коринф.).

г) Примеры целомудренных христиан.

I. Фомаида, юная супруга одного александрийского гражданина, захотела лучше быть рассеченною на части, чем изменить супружеской верности; беззаконный свекор ее за непреклонность святой жены на грехопадение мечем рассек ее на двое. И это мученичество целомудрия почтил сам преподобный Даниил скитский; он признал святую жену мученицею, и удостоил ее погребения вместе со святыми отцами. Бог прославил мощи ее чудесами: по молитвам у св. мощей ее одержимые страстию блуда получали исцеления. («Ч.-М.», апреля 18 дня).

II. Жена одного царедворца в Константинополе по смерти мужа своего не хотела и слышать о другом муже. Когда же один вельможа, прельстясь красотою юной вдовы, хотел взять ее силою, она, сохраняя целомудрие, раздав все имение бедным и отпустив всех рабов на свободу, с двумя вернейшими рабынями убежала в пустыню и в ущелине одной горы 11-ть лет провела, живя для одного Бога, Который питал здесь рабу Свою посредством воронов, приносивших ей древесные плоды, (См. Прол. сент. 10 д.).

III. Мастридия, дева – инокиня, спасавшаяся в Иерусалиме, узнав о страсти к ней одного юноши, чтобы сохранить чистоту свою для Господа, также бежала в пустыню и здесь всю жизнь провела в подвигах благочестия (февр. 6 д.).

IV. Гонитель Магнентин, живший в 3-м веке, имея преступные связи с многими язычницами, старался завести такие же и с христианками. Но последние желали лучше умереть, чем продать свое целомудрие. Когда Магнентин прибыл в один город, ему понравилась жена одного советника при градоначальнике. Устрашенный муж ее сказал Магнентину: «пошли, возьми ее». За нею присланы были солдаты; но она сказала им: «погодите немного, пока я займусь обычными своими нарядами»: она пошла в спальню, взяла меч и пронзила им свое тело. Слушайте и устыдитесь, девы, признающие себя невестами Христовыми и изменяющие Ему своими нечистыми вожделениями. Да дарует Господь каждому из нас хранить целомудрие и восклицать с псалмопевцем: пригвозди страху Твоему плоти моя, от судеб Твоих убояхся (Псал. 118, 120); и с апостолом: «живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). (Лавсаик, стр. 383).

V. Один купец, нагрузив корабль богатыми товарами, поплыл в Африку; но вскоре случилась буря: корабль разбился, все сокровища потонули, а спасшийся купец возвратился домой с пустыми руками. Но там ждало его другое несчастие: заимодавцы расхитили оставшееся в доме имение, но так как еще оставался на нем долг, то несчастного посадили в темницу. В этом горестном состоянии жена несчастливца чрез женские рукоделия снискивала насущный хлеб и тем пропитывала себя и мужа. Она была молода и красива; а это-то и было причиною следующего происшествия: однажды она обедала в темнице вместе с своим мужем; в это время пришел туда один богатый человек, чтоб подать милостыню бедным узникам. Увидев молодую жену в столь злополучном месте, он так тронулся ее красотою, что в сердце своем почувствовал непреоборимую к ней страсть... Богач немедленно вышел из темницы и послал за ней слугу своего. Бедная супруга поспешила увидеться с ним, думая, что он, сжалившись над их состоянием, хочет подать ей что-нибудь Христа ради. «Какое сделала ты преступление, что сидишь в темнице?» спросил у нее богач. И когда несчастная супруга объявила ему все, что случилось с ее мужем, он продолжал: «я согласен заплатить весь долг твоего мужа, если согласишься быть моею женою; ты невинна: для чего тебе быть участницею злополучия?» – клялась пред алтарем Господним быть верною ему до смерти, отвечала добродетельная жена, и потому не могу располагать сама собою: если угодно тебе, подожди здесь, а между тем я спрошу у него». Богач согласился на ее отзыв, твердо надеясь, что бедный человек охотно своею женою пожертвует свободе. Встревоженная женщина приходит к своему мужу и не рассказывает предложение богача. Услышав это, несчастный вздохнул и прослезился; потом отвечал ей; «любезная супруга! скажи преступному благодетелю, что мы, в какой бы крайности ни находились, преступлением закона Божия не желаем купить себе свободы; скажи ему также, что Бог испытующий сердца, видит тех, которые низвержены в темницы; что этот Бог знает, какими путями избавить нас; скажи ему, наконец, что мы не надеемся на князи, ни на сыны человеческие, в них же нет спасения». Супруга опять вышла к богачу и пересказала ему все от слова до слова.

Добродетельная чета не обманулась, что Бог имеет тысячу средств избавить человека от напасти: в другой подле них перегородке заключен был разбойник; он слышал весь разговор мужа с женою, и сколько он ожесточен ни был, но до глубины сердца тронулся их добродетелью; он подал им голос, чтобы подошли поближе, и сквозь стену сказал им: «я – разбойник; много сделал зла и убийств, и совершенно уверен, что вскоре буду казнен смертию; и так умоляю вас – пойдите после смерти моей в такое-то место; раскопав землю, вы найдете там много золота; оно похищено, но я не знаю, у кого; если объявлю о нем судьям, то оно останется у них: возьмите вы его себе, как люди добродетельные, и молите о мне Бога». Разбойник, чрез несколько дней, в самом деле, был лишен жизни. Добродетельная жена, с позволения своего супруга, идет поздно на показанное разбойником место, роет землю и – как удивилась, увидев великое сокровище! Это был ящик с золотыми монетами; с крайнею осторожностию она унесла их домой, начала выплачивать долг мужа и – вскоре освободила его из темницы. (Из Прол. июня 14 д.).

VI. Жительница острова Сицилии, города Панормы, прекрасная девица, сирота, наследница богатого состояния своих благородных родителей, – св. Агафия, как христианка, во время гонения римского императора Девия, обратила на себя особенное внимание правителя острова Сицилии Кинтиана. Во что бы то ни стало, он хотел завладеть и богатым имуществом Агафии и ею самою: но твердые правила целомудрейнейшей девы-христианки ему в этом мешали; она каждый раз отвергала нечестивые, нецеломудренные предложения Кинтиана. Что же он делает? Он устрояет Агафии самое опасное, но его мнению, искушение. По его тайному распоряжению, юную деву, под некоторыми предлогами, помещают в богатом доме некоей Афродисии, у которой было пять молодых, резвых дочерей, вполне знакомых с удовольствиями света и увлекшихся ими. В этом доме назначаются частые собрания молодежи, при самой блестящей обстановке. Наряжают в богатые уборы и скромную Агафию; молодежь того и другого пола оказывает ей особенное внимание, осыпает ее похвалами, – и все это делается для того, чтобы вызвать в ней тщеславие и возбудить похотливые чувства, и чрез то склонить ее в пользу Кинтиана. Само собою понятно, при этом склоняли ее и к тому, чтобы она оставила христианство. Но это все не помогало; тогда прибегли к насмешкам и угрозам. «Да будет вам известно», отвечала скромная христианка, «что все мои помышления основаны на камне, и никто не может отлучить меня от любви Христовой; ваши же лестные слова подобны ветру, ваши мирские увеселения – как дождь, а ваши угрозы, как реки. Устремляется все это на храмину души моей, но поколебать не может; ибо она стоит на камне, иже есть Христос – Сын Божий». Говоря это, она обливалась слезами, предчувствуя, что ей придется и пострадать за любовь Христову. Афродисия, испытавши все средства к тому, чтобы увлечь деву-христианку в вихрь житейской суеты и отвлечь от Христа, сказала наконец Кинтиану: «Скорее можно камень умягчить и железо в одоно превратить, чем эту деву склонить на нашу сторону. С дочерьми своими и знакомыми и дни и ночи я проводила в том, чтобы склонить эту деву к нашей светской жизни; но ни ласки, ни наряды, ни богатства ее, ни представляемая ей счастливая будущность, – ничто не занимает ее; все это попирает она ногами ради своего Христа». Разгневанный такою непоколебимою твердостью Агафии, Кинтиан осудил Агафию, как христианку, на жесточайшие мучения. Раздетую до нага св. Агафию повесили на дереве и били; потом отрезали сосцы и, наругавшись над нею, бросили ее в темницу. Здесь в полночь явился к ней апостол Петр, имея в руках своих много лекарств, а пред ним шел некий юноша красивый лицом (это был ангел): Апостол Петр предложил св. мученице исцелить раны ее на груди. Долго она не соглашалась на это, стыдясь обнажить тело свое пред мужчиною, но, когда узнала, что пред нею стоит ап. Петр, посланный в ней Самим Господом, тогда согласилась, – и тотчас раны ее исцелились. Между тем неизреченный свет озарил всю темницу, так что стража, испугавшись, разбежалась, оставивши темницу незапертою. Тогда другие узники, бывшие с св. Агафиею в темнице, предложили ей бежать из темницы; но Агафия отвергла это предложение, сказавши что она не хочет лишиться мученического венца и вводить стражу в опасность. И действительно, во время следующих жестоких мучений, св. Агафия предала свою душу Богу194. (Чет.-Мин. 5 февр.).

VII. Преп. Макрина, сестра св. Василия Великого, была обручена одному избранному юноше. Перед свадьбою жених ее умер, и Макрина уже не хотела избрать другого мужа. Родителям, желавшим ее замужества, она говорила: «несправедливо обрученной одному жениху девице отдавать сердце свое другому. Вы говорите, что мой жених умер; но я верую, что он жив Богу. Грех супруге не сохранять своей верности к супругу, отсутствующему на малое время»... Однажды на груди у Макрины сделался опасный нарыв, и мать ее, блаженная Емилия, боялась, чтобы болезнь не разлилась по всему телу; но не смотря на просьбы показать врачу больную грудь, Макрина не согласилась обнажить ее пред мужчинами, и лучше страдать, чем допустить прикосновение чужой руки к своему телу. Но как продолжавшаяся болезнь была поводом частых напоминаний со стороны матери довериться врачу, то препод. Макрина обратилась к Врачу невидимому и всемогущему. После продолжительной, пламенной и слезной молитвы к Богу об исцелении, она смешала молитвенные свои слезы с землею и приложила к больной груди: в ту же минуту болезнь исчезла. (Чет.-Мин. 19 июля).

VIII. Один из отцов рассказывал: некто авва Павел, живший в Фиваиде, брал в руки скорпионов и змей, и разрывал их пополам. Однажды братия, поклонившись ему, спросила: «скажи нам авва, что сделал ты, что получил такую благодать»? Авва отвечал им: – «простите мне, отцы: кто приобретет чистоту, тому все будет повиноваться, также как все повиновалось Адаму в раю, когда он еще не преступил заповеди.» (Достоп. сказ. о подвижн. св. отцов).

IX. Некоторый человек, увидав однажды красивую женщину, вместо того, чтобы ею соблазниться, нашел для себя в ее красоте случай прославить Создавшего столь прекрасное творение и удивляться Его премудрости. Посмотрев на нее, он пролил слезы благоговейного умиления и воспламенился чистейшею любовью к Богу. Таким образом, для него спасением послужило то самое, что для других обыкновенно служит камнем преткновения и соблазна. (Луг дух. ст. 15).

X. Преп. Димитрий, прилуцкий чудотворец, был весьма красив лицем и красота его расцветала от поста; во избежаше искушений в обители, посещаемой мирскими людьми, он закрывал лице свое куколем и бегал жен. (Из кн. «Жития святых», архиеп. Филарета черниг., мес. Февр. 11 д., стр.113).

XI. Преп. Моисей Угрин целых одиннадцать лет томился в оковах, как пленный, в Польше. Последние шесть лет его терзала одна знатная ляхиня, прельстившаяся его красотою и требовавшая от него его согласия вступить с нею в брак. Напрасно она истощала для достижения своей цели ласки, употребляла угрозы; напрасно заключала его в темницу и томила голодом: ничто не могло прельстить русского целомудренного Иосифа и отклонить его от любезного ему целомудрия. Тогда в безумном исступлении гордая ляхиня велела сделать его евнухом, так что страдалец, истекая кровью, едва остался жив. Господь дал ему силы оправиться и возможность уйти в Киев, где он в посте, бдении и молитвах и строгом целомудрии подвизался еще 10 лет. Боримые блудною похотью обращаются с усердною молитвою к нему. (См. «Истор. русск. церкви» митроп. Макария, т, II, стр. 51).

XII. Одна женщина хотела склонить ко греху преп. Кирилла Новоозерского (4 февр.) и пришла к нему в келлию в то время, когда он молился. «Зачем ты пришла сюда?» строго спросил ее преподобный, не поползнувшийся мыслию ко греху нецеломудрия, при столь опасном соблазне. Женщина смутилась и сказала, что пришла попросить огня; но Кирилл обличил ее умысел пред всею братиею, и женщина пала к ногам его, умоляя о прощения. Преподобный простил ее, но с тех пор запретил женщинам приходить на остров (Красивый), где была его обитель. (См. житие преп. Кирилла Новоезерск.).

д) Свидетельства св. отцов о целомудрии.

I. Св. Кирилл иерусалимский учит: «внемли, о человек! Я хочу показать тебе, что такое твое тело. Берегись преклонять слух твой к тем, которые говорят, что тело твое по природе есть враг Божий и происходит от злого начала (Манихеи). Они проповедуют это учение не для чего другого, как только для того, чтобы, не страшась угрызений совести, предаваться всем пагубным излишествам. Не говори для извинения себя: «если я согрешаю, то этому причиною – тело мое». Нет! Тело не причина твоих грехов: ибо может ли согрешать труп, лишенный жизни? Но согрешает душа твоя, только при посредстве тела. Тело есть как бы одежда души; если ты станешь нерадеть о последней, то и первое скоро и легко замарается и сделается нечистым; напротив, если в теле живет святая и чистая душа, то оно становится храмом Святого Духа. Вот, о человек, что значит твое тело, и чем оно может сделаться! Итак, уважай его, как, храм Святого Духа, не оскверняй никогда твоей плоти никакими действиями, недостойными высокого твоего предназначения, и если в мимошедшее время ты допустил это, то поспеши изгладить нечистоту поканием и омыть ее слезами раскаяния» (Кирил. иерус, оглас. поуч. 4).

II. Св. Антоний Великий учит: «Господь Бог говорит в Писании: будете святи, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш (Лев. 11, 44). Эти слова особенно относятся к христианам. Итак, для соблюдения драгоценного залога целомудрия и чистоты, станем воинствовать и подвизаться, если то нужно, даже до смерти, а для того, чтобы предохранить себя от воякой скверны, будем особенно бодрствовать над нашими взорами: ибо чрез них обыкновенно и наичаще демон проникает в сердце. Многие люди добродетельные, к сожалению, пали именно чрез то, что дозволяли взорам своим развлекаться и останавливаться на предметах обольстительных и опасных. Посему тщательно блюдите чистоту, которая есть жать света, истины и благой бодрости. Пусть имя Божие будет постоянно пред очами души вашей, пусть внутренний голос не престает никогда повторять в вас слова Писания; вы есте церкви Бога жива (2Кор. 6, 16). Человек, подчиняющийся плотским вожделением, по свидетельству св. Давида, ничем не отличается от скотов несмысленных (Пс. 48, 13). Если же, по внушению лукавого демона, случится нам когда-либо пасть, то не замедлим восстать от падения чрез покаяние. Лучше же всего, откажемся навсегда от всех обольщающих человека удовольствий, и будем наблюдать относительно тела нашего спасительную строгость», (Антоний Вел. слово к монах., отд. 6).

III. Св. Киприан, епископ карфагенский, пишет: «заповедь о целомудрии относится к двум предметам: во-первых, к телу и вообще ко внешности нашей, и, во-вторых, к душе и ее внутренним помыслам.

Во всем, что касается первого, нам должно, по словам апостола, поступать так, чтобы благим примером назидать ближнего, а внутренние помыслы и действия души нашей совершаются только пред Богом. Внешнее целомудрие состоит в том, чтобы не желать того, что принадлежит другому, избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души, не упреждать без нужды часов отдыха и вкушения пищи, не возбуждать в других и не предаваться самим неумеренному смеху, не говорить ничего, что оскорбляет приличие и истину, наблюдать целомудрие и простоту в одежде и убранстве волос, избегать общества людей зазорных, не показывать пренебрежения ни к кому, не блуждать взорами и не рассеивать их по сторонам, не выступать горделиво, не принимать на себя кичливого, или сладострастного вида, не издеваться над старостию или недостатками других, не оказывать неприязни к людям набожным, не говорить, чего не знаем, а равно и не говорить бессмысленно и неуместно всего, что знаем. – Все это делает человека любезным для окружающих его и особенно привлекает на него благословение Божие.

«Что касается до целомудрия внутреннего, то оно состоит в том, чтобы все доброе мы делали для Бога и пред Богом, а не для людей, чтобы подавляли в тебе в самом зародыше зловредные мысли и пожелания, – считали всех лучшими себя, никому не завиствовали, не предполагали ничего сами от себя, но все относили в воле и распоряжениям Промысла, – памятовали всегда о присутствии Божием, привязаны были в одному Богу, сохраняли веру свою чистою и недоступною никаким ересям, и внутреннюю чистоту свою приписывали не себе, но Спасителю нашему Иисусу Христу, которой Он и есть источник. – Далее, оно состоит в том, чтобы мы, пока живем, не считали себя завершившими и окончившими подвиг добродетеля, но подвизались бы дотоле, пока смерть не окончит наших дней, – чтобы вменяли в тщету труды и печали настоящей жизни, не привязывались и не любили на земле ничего, кроме ближних, и ожидали награды за свои добрые дела не на земле, но от одного Бога на небеси». (Св. Киприан. Тракт. о прельщениях мира).

IV. Препод. Ефрем Сирин говорит: «если ты желаешь быть истинным храмом Бога живого: то сохраняй всегда в сердце своем образ Его посредством Святых желаний и благих дел. Благие дела пусть у тебя будут как бы одеждою; облекшись в нее однажды, надобно стараться не только не лишиться ее впредь, но и сделать из нее броню, непроницаемую для предстоящей борьбы. – Страшись особенно невоздержности и нетрезвости, потому что они скоро ж легко могут отнят у тебя все добродетели и особенно лишить драгоценного сокровища – чистоты и целомудрия, как это случилось с Ноем и Лотом. Опасайся также слишком питать и утучнять тело твое, чтобы не сделать из него сборища горючих материалов, которые легко воспламенятся при первом случае, а равно опасайся останавливать внимание и ласкать в душе нечистые помыслы, потому что, хотя бы от сего ничего беспорядочного не произошло в теле твоем, однако ты останешься виновным пред Сердцеведцем Богом, Который сказал: иже воззрит на жену, ко еже вожделити ее, уже любодействова с нею в сердце своем (Матф. 5, 28). Наконец, возлюби благочестивые упражнения, воздыхай к Богу после часов проведенных в молитве, беседуй с ним, как бы дружескою беседою. Молитва тех, которые жаждут видеть Бога и наслажаться бесконечными совершенствами Его – эта молитва, сопровождаемая святою радостию и твердым упованием, проникает в небо и возбуждает в санях ангелах величайшую радость. – Итак, если ты не желаешь поступать вопреки лучшей из добродетелей – целомудрию, то бодрствуй недремлено над душою и духом твоим, над телом, чувствами, языком, взором, слухом, над мыслями и всеми действиями твоими. Наблюдай в особенности, чтобы во время, посвященное молитве, воображение твое неблуждало от предмета к предмету, но ходи всегда в страхе и как бы пред лицом Божиим, изгоняй из сердца своего все мысли и попечения земные, будь во время молитвы как бы одним из блаженных духов, созерцающих Бога на небе, прилепляйся к Нему, подобно херувимам и серафимам, поучайся в слове Его, воспевай с любовию и радостию гимны Его благости. Это будет для души твоей духовною пищею, которая поддержит ее и доставит ей силы для сопротивления врагу, когда он выйдет на борьбу с нею». (Пр. Ефрем. Сир. слов. 52).

е) Мысли о сохранении целомудрия.

I. «Как земля слишком влажная, и навоз, окропляемый водою и имеющий слишком много мокроты, рождает червей, и, напротив, земля, не имеющая такой сырости, приносит обильные плоды, – потому что не содержить в себе ничего лишнего, – и будучи даже необрабатываема, произращает зелень, а будучи обрабатываема, приносит плоды: так точно и мы. Посему не будем делать из плоти нашей тело бесполезное, негодное, или вредное, но будем произращать в ней добрые плоды и плодоносные растения, и прилагать старание, чтобы они не завяли от пресыщения; ибо и они могут загноиться и породить червей вместо плодов: так и врожденная похоть, если ты станешь чрез меру васыщать ее, пораждает удовольствия отвратительные и даже весьма отвратительные». (Собр. поуч. св. Иоанна Златоустого, С. Дерябина, т. II, стр. 230).

II. «Укрощенный конь удобно повинуется руке и слабого ездока, а небывавший под ярмом сбрасывает с себя и могучего всадника: так и плоть наша, чем более обуздываем ее, чем менее потворствуем ей, тем бываеть терпеливее и покорнее нам». (Собр. слов, бесед и речей Арсения, митр. киевского, ч. II, стр. 238).

2. Супружеская любовь и верность

Наставление св. Иоанна 3латоустого о сохранении супружеской любви и верности.

I. Взаимная любовь супругов не должна зависеть от степени красоты каждого из Них и не должна погасать в том случае, если кто-либо из них, по каким-нибудь причинам сделается некрасивым, и даже безобразным. «Слушай, что (сказано в Писании: мала есть в пернатых пчела, и начаток сладостей плод ее (Сир. XI. 3). Жена – творение Божие; не ее ты оскорбишь, но Создавшего ее. Что же делать с женою? Не хвали ее за красоту внешнюю: и похвала, и ненависть, и любовь такого рода свойственны душам нецеломудренным; ищи красоты души; подражай Жениху церкви». (Бес. 20 на посл. к ефес., т. II, стр. 146).

II. Любовь мужа к жене должна быть постоянна и так тверда, чтобы могла устоять против всех несчастий, огорчений и искушений. Св. Иоанн Златоуст говорит мужу: «заботься о своей жене, как Христос о церкви. Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, претерпеть что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться; ибо, претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего, подобного тому, что сделал Христос (для церкви)». (Бес. 20 на посл. к ефес., т. II, стр. 144). «Жена есть необходимый член наш; и это наименование преимущественно обязывает мужа быть расположенным к ней. И не за то одно нужно любить жену, что она член наш, имеет от нас начало, но и потому, что Бог постановил о сем закон, говоря: сего ради оставит человек отца своего и матерь свою, и прилепится к жене своей и будета два в плоть едину (Быт. II, 24), ибо ап. Павел затем и излагает нам Закон сей, чтобы всеми мерами возбудить к любви. Рассмотри мудрость апостола: не одними Божественными и не одними человеческими законами он побуждает нас любить своих жен, но переменно теми и другими, дабы мужей возвышенных и любомудрствующих побудить более Божественными законами, а слабых и низких – более естественным побуждением к любви. Посему сперва начинает учение сие с благодеяний Христа, говоря: мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь; потом обращается к человеческим основаниям: тако должни суть мужие любите своя жены, яко своя телеса; далее опять обращается ко Христу: зане уди есмы тела его от плоти Его, и от костей Его; и снова в человеческому: сего ради оставить человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей» (Ефес. V, 26. 28. 30. 31. Бес. в похв. Макс., т. 3, стр. 216 – 216).

IIІ. К утверждению и усилению любви и согласия между супругами может служит убеждение во взаимной нужде, какую имеет муж в жене, и жена в муж. «Бог разделил деятельность нашей жизни на занятия двоякого рода: общественные и домашние; жене вверил управление домом, а мужьям предоставил все гражданские дела, производимые на торжище, в судилищах, в советах, на войне и другие подобные. Если жена не может бросать копья, метать стрелы, за то умеет управлять веретеном, ткать полотно и с успехом производит подобные дела домашние. Не может давать мнения в совете; за то может давать голос дома, и часто, когда муж советует что касательно дома, оказывается, что совет жены гораздо превосходнее. Не может она заведовать народною казною; за то может воспитывать детей, может замечать худые намерения служанок, наблюдать за честным поведением слуг, освобождая мужа от всех сих беспокойств, сама заботясь в доме о кладовых, о рукоделиях, о приготовлении пищи, о приличии одежды и о всем другом, чем непристойно заниматься мужу, да и нелегко, хотя бы он тысячу раз принимался за это. Ибо и это есть дело попечительности и премудрости Божией, что способнейший в важнейшим делам менее способен и полезен в делах не столь важных, дабы тем более была ощутительна нужда в жене, Если бы Бог соделал мужа способным к занятиям обоего рода, то женский пол легко бы мог придти в презрение. Опять, когда бы он препоручил жене большую и важнейшую часть, тогда бы жены сверх меры исполнились гордости». (Бес. в похв. Макс., т. 3, стр. 216 – 217).

IV. По взаимной любви друг к другу, ради общего благополучия каждый из супругов должен быть снисходителен и недостаткам другою, должен запастись терпением на случай самых горьких неудовольствий, обид и взаимных огорчений.

Св. Иоанн Златоуст, изъясняя слова апостола Павла, говорит: «а что делать, если муж будет кроток, жена же беспокойна, злоречива, болтлива, расточительна, и если она будет выказывать много других слабостей? Как ему, несчастному, вынести такую каждодневную неприятность, гордость, бесстыдство? Что делать, если, напротив, она будет скромна и тиха, а он дерзок, подозрителен, сердит, сильно будет надмеваться то богатством, то властию, когда с нею – свободною – будет обращаться, как с рабою, и не больше будет расположен к ней, как к служанке? Как вынести ей такое уничижение и притеснение? Терпи, говорит апостол, все это рабство, ибо тогда только ты будешь свободна, когда он умрет; а пока он жив, необходимо с великим тщанием вразумлять его и делать лучшим, или же, если это невозможно, мужественно переносить непрерывные нападения и непримиримую брань». (Кн. о девстве гл. 40, т. И, стр. 299). В другом месте св. Златоуст, для прекращения всяких раздоров, советует мужу вооружаться снисходительною терпеливостию, а жене совершенною покорностию. «Иной скажет: жена вздорна, расточительна и обременена другими пороками. Перенеси терпеливо все. За тем ты и занинаешь место главы, чтобы уметь врачевать тело. Сказано: мужие, любите своя жены, яко своя телеса (Ефес. V, 28). Этот закон дан и женам». (Бес. о том, что не должно отчаяваться, т. 3, стр. 369).

V. Когда мужу достанется злая жена, его обязанность – не раздражать ее, но со смирением усматривает в сем несчастии десницу Господа, карающую его за грехи. «Против твоя поднимает войну жена», говорит Златоуст, «тебя входящего встречает она как зверь, изощряет язык смой как меч, – горестное обстоятельство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя: не делал ли ты сен чего-либо в молодости против женщины, – и вот рана (нанесенная тобою) женщине врачуется женщиною, и язву чужой женщины, как хирург, выжигает собственная жена. А что худая жена есть заушение грешному, об этом свидетельствует Писание. Жена злая будет дана мужу грешному, и дана будет, как горькое противоядие, которое иссушает худые соки грешника». (Т. 1, стр. 2 – 3, сн. т. III, стр. 359).

VI. Самое лучшее средство исправить дурной характер жены есть благоразумная со стороны мужа снисходительность и внимательное попечение об искоренении пороков ее. «Сообщницу в жизни, мать детей, виновницу многих наших радостей, не должно обуздывать страхом и угрозами, говорит св. Иоанн Златоуст, «а напротив нужно действовать любовию и привязанностию. А что за любовь там, где жена трепещет мужа? И каким удовольствием наслаждается сам муж, когда живет с женою, как с рабою, а не как с супругою?» (Бес. 20 на посл. к ефес., т. II, стр. 144). «Когда в доме случится что-либо неприятное от того, что жена твоя погрешает, тогда ты (советует Златоуст мужу) утешай ее, а не увеличивай печали. Хотя бы ты все потерял, но нет ничего прискорбнее, как иметь в доме жену, которая живет с мужем без доброго к нему расположения. На какой бы проступок (со стороны жены) ты ни указал, ты ничего не можешь представить такого, чтобы более причиняло скорби, чем раздор с женою. Посему то любовь в ней должна для тебя быть драгоценнее всего. Если каждый из нас должен носить тяготы друг друга, то тем более муж обязан поступать так по отношению к своей жене. Хотя бы она была бедна, не унижай ее за то; хотя бы она была глупа, не нападай на нее, но лучше исправляй ее, она – часть тебя, и ты составляешь с нею одно тело. «Но она сварлива, пьяница, склонна во гневу?» Если и так, то надобно скорбеть о сем, а не гневаться; молить Бога, чтобы Он исправил ее; надобно увещавать се, уговаривать и употреблять все меры к тому, чтобы истребить в ней эти пороки. Если же ты станешь бить ее и угнетать жену: то болезнь сим не излечится; потому что жестокость усмиряется кротостию, а не другою жестокостию; вместе с сим помышляй еще о том, что за кроткое обхождение твое с женою тебя ожидает награда от Бога. Говорят, что некто из языческих философов имел жену сварливую, злую и дерзкую. Когда его спросили: для чего он, имея такую жену, терпит ее? мудрец отвечал, что в ней он имеет в своем доме как бы школу и училище любомудрия; «я буду, говорил он, терпеливее других, если ежедневно стану учиться в сем училище». Вас удивляет это? А я вздыхаю, когда вижу, что язычники поступают мудрее нас, – коим заповедано подражать ангелам, или лучше, коим повелевается подражать Самому Богу в рассуждении кротости. Говорят, что философ по тому самому и не изгонял злой жены своей, что она имела дурной характер; а некоторые утверждают, что он даже и взял ее по причине такого ее характера. Если ошибешься в выборе невесты и введешь в дом жену недобрую, несносную: в таком случае, по крайней мере, подражай языческому философу, и всячески исправляй свою жену, а худого ничего ей не делай. А когда станешь переносить супружеское иго в согласии с нею, то чрез сие приобретешь по своему желанию и другие выгоды, и в духовных делах весьма легко успеешь». (Бесед. 26 на 1 Кор., т. 10, стр. 239).

VІI. Муж и жена обязаны сохранять супружескую верность друг к другу. Обличая мужа, нарушающего верность к своей супруге, св. Златоуст говорит: «чем извинится он? Не говори мне о страсти природы: потому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ. Ибо Бог, промышляя о твоем спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты удовлетворял разжению природы чрез свою супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь свою собственную славу. Зачем обращаешь взоры на чужую красоту? Зачем рассматриваешь лице, не принадлежащее тебе? Зачем нарушаешь брак, – бесчестишь свое ложе?» (Излож. на 12 пс. т. 5, стр. 158. 159). «Не затем пришла к тебе жена, оставив отца и мать и весь дом, чтобы терпеть от тебя бесчестие, чтобы ты предпочитал ей гнусную рабыню, возбуждал бесчисленные распри. Ты взял сопутницу в жизни, равную в чести, свободную. Не безрассудно ли, что ты, взяв приданое, бережешь его и не расточаешь, а между тем повреждаешь и оскверняешь то, что драгоценнее приданого – чистоту, целомудрие, и твое тело, принадлежащее жене?» (Бес. на слов. 1Кор. 7. 2. Т. 3, стр. 199). Для отклонения от нарушения супружеской верности, этот вселенский отец церкви нередко с особенною живостию и выразительностию изображает жалкое и мучительное состояние нарушителя ее. «Смотри на прелюбодея – и ты увидишь, что он в тысячу раз несчастнее одержимых цепями: он всех боится, всех подозревает: – и свою жену, и мужа прелюбодейцы, и самую прелюбодейцу, домашних, друзей, знакомых, братьев, самые стены, свою тень, себя самого; и что всего бедственнее – совесть его вопиет, и терзает его ежедневно, – если же представить суд Божий, то не может стоять от страха. И удовольствие отсюда кратко, а печаль продолжительна; ибо вечером и ночью, в пустыне и в городе – повсюду следует за ним обвинитель, показывающий не острый меч, а нетерпимые мучения, поражающий и убивающий страхом». (Бес. 22 на 1 Кор. т. 10, стр, 198. Слич. бес. 63 на Иоан. т. 8, стр. 380. Бес. 12 на посл. к Римл. т. 9, стр. 563. Бес. о книге распустной т. 3, стр. 207, 208).

VIII. Главная обязанность жены – быть покорною мужу. Объясняя слова апостола: жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу (Ефес. V, 22), златословесный учитель церкви говорит: «подлинно жена должна повиноваться мужу, как Господу, ибо если тот, кто не покоряется внешним гражданским властям, Божию противится повелению, то тем более виновна в таком противлении та, которая не покоряется мужу: так изволил Бог от начала. Далее апостол доказывает, что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви. Как церковь, т. е. мужи и жены вместе покорны Христу, так жены должны быть покорны мужьям, как Богу»195. (Бес. 20 на ефес. т. II, стр. 144). (Сост.по указ. творениям св. Иоамна Златоуста).

3. Девство

а) Девство, как христианский подвиг. «Христианское девство, – говорит св. Златоуст, – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие доородетели». Так высоко ценится и восхваляется девство в творениях почти всех великих подвижников и учителей церковных. Почему же? Потому, что основание истинно девственной жизни положил Сам подвигоподожник И. Христос и пречистая Матерь Его, св. Дева Мария. «С того времени, как Дева соделалась Божиею Матерью, – говорит Григорий Богослов, – уже открытым образом стали провождать безбрачную жизнь». Девство, таким образом, есть добродетель новозаветная. До И. Христа человечество не знало ее; с пришествием же Спасителя и во все последующие времена до настоящего девственная жизнь всегда почиталась среди христиан высшею добродетелью и сделалась необходимым условием монашеской, подвижнической жизни.

Что такое девство? Христианское девство есть свободное избрание безбрачной жизни, с целью беспрепятственнее служить Богу и угождать Ему, ибо женатый, как говорит апостол, заботится о мирском, а неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. Таким образом девство, чрез удаление от забот, соединенных с супружескою жизнью, доставляет истинному христианину полную возможность всецело посвятить себя Богу. Воздерживаясь от удовольствий брачной жизни, умеряя себя в пище и питии, девственнник освобождает чрез это свое сердце от привязанности к земному и делает его более способным наслаждаться созерцанием духовных предметов и совершеннее любить Бога. «Девство, – говорит св. Иоанн Златоуст, – может насадить в нас добрый корень, произращающий все блага: свободу, мужество, горячую ревность, пламенную любовь к небесному, презрение всего земного».

Но неужели всего этого нельзя достигнуть в супружеской жизни? – Конечно, можно. И православная церковь никогда не считала безбрачную жизнь исключительным и единственным путем к достижению нравственного совершенства. Миряне не связаны обетом девства, несмотря на всю его высоту. Жизнь девственную, безбрачную могий вместити да вместит (Матф. 19, 12): но бороться с похотью плоти, т. е. жить целомудренно, даже в брачном состоянии сохранять чистоту помыслов и чувств, воздерживаться от любострастных взоров, сквернословия, от нескромных шуток, зрелищ, телодвижений, нарядов, от чтения соблазнительных книг и слушания соблазнительных разговоров обязан каждый. Кто же не согласится, что супружеская жизнь поставляет достижению такой духовной высоты много не только внешних, но и внутренних препятствий; не говоря уже о житейских заботах и беспокойствах, («Женатый заботится о мирском» 1Кор. 7, 33. «Не женатый заботится о Господнем, как угодить Господу» 1Кор. 7, 32), которыми неизбежно сопровождается жизнь супружеская и от которых между тем освобождает девство, опыт показывает, что кто предается неумеренно чувственным удовольствиям, тот расслабляет и свою душу и тело; что, напротив, при воздержании человек становится бодрее, неутомимее в подвигах: девственники для того я удаляются от супружества, чтобы особенная привязанность к земному не задерживала и не кринила их стремления к Богу. «Или не имеем власти, – говорит ап. Павел, – иметь спутницею сестру, жену? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор. 9, 5, 12). Святая церковь потому и ценит так высоко девство, что оно, как вернейшее средство к достижению внутренней духовной чистоты, по замечанию Антония Великого, уподобляет девственников ангелам и служит для них «залогом будущего наследия в царстве небесном», или, как говорит св. Афанасий Великий, «венцом святых». Сам Спаситель усвояет ясное видение Бога Преимущественно чистым сердцем: «блажени чистии сердцем, – говорит Он, – яно тии Бога узрят44 (Матф. 5, 8) . И кто же, знакомый с писаниями отцов и учителей церкви, не знает, что именно девственники, чрез освящение своего духа и тела и чрез удаление от забот житейских, достигали особой сосредоточенности и ясности ума и глубокого разумения таин веры?(Сост. по «Воскр. чт.» 1888 г. стр. 417 – 429).

б) Святоотеческие с свидетельства о высоте подвига девства.

I. «Как мирские вельможи, говорит один учитель церкви, поручают слугам различные должности: иных отсылают в деревни для возделывания земель, а детей их, если найдут их хорошими, и особенно красивыми, переводят в собственные домы для служения себе: так и Господь вступивших в честный брак поставляет в стране мира; а лучших детей их (девственников), которые удостоились особенно счастливого предъизбрания, поставляет на служение Себе. Они свободны от всех мирских упражнений, поскольку удостоились Господней трапезы». («Хр. чт.» 1844 г., ч. 16. Св. Афанасия александр. жизнь и деяния св. Синклитикии, стр. 64).

II. «Нет подвига более девства, говорит Феогност; ведущему безбрачную жизнь удивляются самые ангелы: потому что сколько трудов и усилий потребно, чтобы, состоя из плоти и крови, стремиться всегда непорочностию подражать невещественности ангелов! И подлинно, сколь велика! и возвышенна сия добродетель, что почти кажется невозможною, как превышающая природу, если Господь свыше не поможет!» (Препод. Феогноста главы о деятельности, созерцании и священстве; гл. 66. «Хр. чт.» 1826 г., ч. 23, стр. 168).

III. «Чем от ангелов отличаются искренние любители девства: Илия, Елисей, Иоанн? Ничем, кроме только того, что они облечены смертною природою. Видишь ли ангелов земных? видишь ли силу девства?» («Злат. книга о девстве», глава 79).

IV. «Господь Бог говорит в писании: будете святы, яко свят Аз есмь Господь Бог ваш (Лев. II, 44). Эти слова особенно относятся к христианам. И так, для соблюдения драгоценного залога целомудрия и чистоты, станем воинствовать и подвизаться, если то нужно, даже до смерти, а для того, чтобы предохранить себя от всякой скверны, будем особенно бодрствовать над нашими взорами: ибо чрез них обыкновенно и наичаще демон проникает в сердце».196 (Антоний В., слово к монах. отд. 6: сн. «Воскресное чтение», 1861 – 1862, №38-й, стр.306 – 306).

Восьмая заповедь закона Божия. Не укради

1. Библейские изречения о восьмой заповеди закона Божия

Этою заповедью запрещаются следующие грехи:

а) грубое воровство: кто крал, вперед не крал, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся (Ефес. ІV, 28).

б) обман: неверные бесы – мерзость пред Господом, но правильный бес угоден. Ему (Притч. Сол. XI, 1). – Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали (I Феcсал. VI, 6) . – В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая, Гиря у тебя долина быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле; которую Господь, Бог твой, дает тебе (в удел). Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду (Втор. XXV, 13 – 16). – Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои безаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром, и не отдает ему платы его (Иер. XXII, 13).

в) тунеядство: сын мой! не живи жизнию нищенскою; лучше умереть, нежели просить милостыни. Кто засматривается на чужой стол, того жизнь – не жизнь, – он унижает душу свою чужими яствами (Сирах. ХL, 29 – 30).

г) святотатство: и всякое хлебное приношение от священника вое да будет сожигаемо, а не съедаемо (Лев. 6, 23).

д) грабительство: не обижай ближнего твоего, и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра (Левит. XIX, 13). – Не обижай наемная, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих (Втор. XXIV, 14). –

е) лихоимство: если дашь деньги в займы бедному из народа Моего; то не притесняй его, и не налагай на него роста (Исх. XXII, 25). – Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим, и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал и против них большое собрание (Неемии V, 7). – Кто се- ребра своего не отдает в рост, и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек (Псал. XIV, 5). – Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что, и с полунагих снимал одежду (Иов. XXII, 6). – У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола (Иов. XXIV, 3).

ж) мздоимство: даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23, 8).

Добродетели, предписываемые восьмой заповедью закона Божия.

а) милосердие к бедным: когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу: ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды (Товит. IV, 8 – 9). – Итак Судьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук. VI, 36). – Не забывайте также благотворения и общительности; ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. ХIII, 16). – Во всем показал я вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых, и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. XX, 35). – Если брат или сестра наги, и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дает им потребного для тела; что пользы? (Иак. II, 15 – 16). – Каждый уделяй но расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор. IX, 7). – Благотворящий бедному дает взайны Господу; и Он воздаст ему на благодеяние его (Притч. Сол. XIX, 17). – Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедный введи в дом; когда увидишь ногого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Исаии LVIII, 7). – А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1Иоан. III, 17 – 18).

б) бескорыстие: всякому просящему у тебя дай. (Лук. 6, 30). – Взаим давайте, ничесоже чающе (Лук. 6, 35).

в) правосудие: правды научитеся живущие на земле (Ис. 26, 9; Премудр. 6, 2 – 7; сн. 2 Парад. 13, 6 – 10).

г) совершенная нестяжательность: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небе (Мф. 19, 21).

2. Объяснение восьмой заповеди закона Божия

а) Виды грехов против восьмой заповеди. Восьмая заповедь закона Божия запрещает кражу, или каким бы то ни было образом присвоение того, что принадлежит другим, т. е. запрещает вредить собственности ближнего. Рассмотрим подробнее, это и как согрешает против этой заповеди Божией?.. Согрешает –

1) Тот, кто на дороге, или где либо в ином месте, напав на ближнего своего, насильно и нагло отнимает у него или деньги, или какие-либо вещи. Этот грех есть грабительство и тяжко наказывается не только судом человеческим, но и Божественным.

2) Кто ворует тайно, с большою осторожностию, и, большею частию, по ночам. Пусть припомнят похитители чужой собственности: татие (т. е. воры) царствия Божия не наследуют.

3) Кто присвоивает себе чужое разного рода обманами, уловками и ухищрением. Так, когда ложную монету отдают вместо истинной, – худой товар – вместо хорошего, – когда обмеривают, обвешивают, – не объявляют найденного, – запираются в том, что берут взаем или на подержание, – скрывают имение, чтобы не платить долгов (ложное банкротство) или по завещаниям, – скрывают воров, обижая и обворовывая этим того ближнего, у которого сделана кража.

Что сказать о тех бесчестных торговцах, которые, думая нажить себе копейку про черный день, прибегают к обману, обсчитывают, обмеривают, обвешивают, худую вещь продают за хорошую, дешевую за дорогую, держась ложной, внушаемой диаволом, пословицы: «не обманешь – не продашь». Но, «многие», говорить св. Тихон воронежский, «продавая товар свой, и совесть свою, а с совестию и душу, и вечное спасение продают и покупают вечную погибель. Таковы все те, которые продают гнилую вещь за здоровую и худую за добрую, те, которые продают дешевую вещь за дорогую, которые мешают воду в вино, песок, или что тяжелое в соль, дабы более весила. Еще более повинны те, которые во лжи клянутся и своею клятвою прикрывают свой обман и лихоимство». Нажитое таким образом в прок не пойдет; оно сделает себе крылья и как орел улетит к небу (Притч. 23, 25).

4) Против 8-й заповеди грешат те нечестивые люди, которые посягают на церковное имущество, – которые, напр., похищают то деньги, то свечи или какие-нибудь другие вещи, при церковных богослужениях употребляемые. Грех этот называется святотатством и весьма тяжек. В жизни святых мы видим примеры страшного наказания Господня за святотатство. Приведем один пример: два человека, видя драгоценности на мощах св. великомученицы Варвары, хоте ли открыть раку; но здесь же от раки гром и искры поразили их, один оглох, а другой обезумел. («Ч.-М.» 4 декабря).

5) Пятый вид кражи есть мздоимство. Это бывает тогда, когда, напр., какой начальник берет с подчиненных своих подарки, – или судья какой – с подсудимых – взятки, без сомнения для того, чтобы черное сделать белым, т.е. прикрыть виновность. «Горе тем, – сказано в писании святом, – которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного» (Исаии 5, 23). В том же писании, чрез Моисея, Бог говорит: «даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23, 8).

6) Против 8-й заповеди грешат также тунеядцы. – Это, напр., те, которые получают откуда-нибудь жалованье, но служат небрежно, нехотя, обязанностей своих вовсе не исполняют, как должно исполнять, а также те, которые, состоя у кого-нибудь в услужении частном, или на заработках и поденщинах, по прислуживают и работают кое-как, весьма лениво, и нередко – к явному разорению своих хозяев; – также, опять, грешат и те из хозяев, которые, по своей скупости и корыстолюбию, задерживают плату у нанятых работников; – также те, которые могут питаться трудами рук своих, но сбирают и питаются милостынею. Грешно и безрассудно жить кому бы то ни было на счет чужой, есть незаслуженный хлеб, когда мы еще, по милости Божией, в состоянии питаться своими трудами! Ведь всякому известно, что нашему праотцу, по нарушении им первой заповеди Божией, было заповедано: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 17). Ленивому и праздному можно сказать словами Премудрого: иди ко мравию, о лениве, и поревнуй, видя пути его, и буди оного мудрейший (Прит. 6, 6). – Если ты не трудишься, – ты не стоишь того, чтобы земля производила плоды ддя твоего пропитания, – не стоишь, чтобы и люди терпели тебя в своем обществе, потому что ты член бесполезный: аще кто не хощет делати, ниже да ясть (2Сол. 3, 10), – говорит апостол. Мы обязаны трудиться еще и потому, что мы грешники: труд есть наказание за грехи и врачевство от всякого нового греха. Напротив, праздность есть источник многих пороков: мнозей злобе научила праздность (Сирах. 32, 28), – говорит премуд. сын Сирахов. Для человеческого духанеобходимо быть занятым каким-нибудь предметом, и, если он не мыслит о добре, то он мыслит, неизбежно, о зле. Поэтому нужно трудиться, чтобы избежать зла.

7) Наконец, грешат против осьмой заповеди те, которые дают другим в рост или в непомерные проценты деньги, или хлеб взаем за прирост. Кому, обыкновенно, люди зажиточные дают в рост, как не бедным – имеющим крайнюю нужду? А если так, то этим самым – не делают ли они бедных людей – еще беднее? – Не входят ли, чрез это, последние часто в неоплатные долги? Особенно, обирает бедного и приводит в конечное раззорение его тот богач, который, пользуясь каким-нибудь несчастием, непомерно повышает цену на необходимые потребности жизни, напр., во время голода, продает хлеб по высокой цене. Между тем, надо знать и помнить, что Господь Бог для того и наделяет богатого земными благами, чтобы он делился ими с людьми бедными.

Таковы грехи запрещаемые осьмою заповедью закона Божия! (См. кн.: «Поучения на символ веры и на Божеств. десятословие», свящ. Е. Медведицына, стр. 270 – 4).

б) Средства к заглаждению грехов против осьмой заповеди. Как ни тяжки грехи против этой заповеди божественного закона, тем не менее есть средства очиститься и от них.

Первое средство – сердечное покаяние пред пастырями церкви (Иса. I, 16–18; Иерем. 18, 8). Если не пакаетесь, сказано в слове Божием, все погибнете (Лук. 13, 3).

Второе средство – возвращение похищенного имения тому, у кого оно похищено. Вот, что на этот предмет возвещает нам св. евангелие Христово! – Однажды, И. Христос шел по улице города Иерихона, ведущей к городу Иерусалиму. В это время, начальник мытарей, т. е. сборщик податей, именем Закхей, пожелал увидеть великого Учителя. Но так как Закхей ростом был мал и, за толпою народа, не мог видеть Иисуса, то взлез на дерево – смоковницу, которая стояла на пути, и на ней дожидался, пока пройдет Иисус. – Иисус Христос, проходя мимо его и увидев его на смоковнице, сказал: «Закхей! сойди скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме!» – Несказанно обрадовался Закхей этой великой милости Господней, и встречая И. Христа около своего жилища, сказал: «Господи! половину имения моего отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.» – На такое искреннее обращение и сознание своей греховности Господь милостиво ответил Закхею: днесь спасение дому сему бысть (Лук. 19, 5)! Закхей этот, по всей вероятности, собирая подати, брал себе прибытки и, значит, обижал народ, и от этих-то прибытков был весьма богат. Эту-то вот свою неправду он теперь, во всей силе, и созвал, и, по чувству совести своей, решился навсегда отстать от этого греха, и не просто отстать, но еще половину имения, нажитого неправдой, решил отдать нищим, а из другой половины – вчетверо удовлетворит тех, кою чем-нибудь когда-либо обидел, – у кого что отнял. За таковое-то вот чистосердечное раскаяние и твердое намерение загладить свой грех любостяжательности и неправедной наживы щедрою милостынею и удовлетворением, даже вчетверо, обиженных, так скоро и обещано ему – Закхею и всему его дому спасение от Господа: днесь спасение дому сему бысть, – сказано Спасителем нашим Закхею, – зане и сей сын Авраам есть. Прииде бо сын человечь взыскати и спасти погибшего. Из этого евангельского рассказа мы видим, что похищенное не только нужно отдать, но еще и во много раз (напр. вчетверо) вознаградить потерпевшего. Только в этом. случае покаяние татя будет истинным, и не тогда, когда он продолжает владеть похищенным, ложно успокоивая свою совесть тем, что он грех свой скажет на исповеди.

Будем же все это помнить и всячески стараться не вредить собственности ближнего! Будем помнить во все дни своей жизни прекрасное наставление премудрого царя еврейского Соломона, который сказал, что имение, поспешаемое с беззаконием, умалено бывает, собираяй же себе с благочестием, изобильствовати будет (Притч. 13, 11); а также учение И. Христа, что также, т. е. воры, в царствие Божие не войдут.

в) Добродетели, предписываемые восьмой заповедью закона Божия.

1) Христианин не только не должен присваивать чужую собственность каким бы то ни было образом и под каким бы то ни было предлогом, но и всячески охранят чужую собственность. Если мы найдем, напр., потерянное, то не должны присвоять себе найденное. Так поступали всегда святые угодники Божии и все благочестивые христиане. Один инок, находясь в долгу, нашел на дороге золотую монету; он не только не присвоил ее себе, но целых три дня ходил и объявлял о найденной монете, и только тогда он отдал найденную монету своему заимодавцу, когда не нашлось потерявшего ее и когда это посоветовал ему сделать один старец, опытный в духовной жизни. (Дост. сказ. о подв. св. и блаж. отц. стр. 199).

2) Если наш ближний не имеет ни имущества, ни сил, которыми мог бы приобретать себе законное пропитание, то в силу христианской любви мы должны оказать ему милосердие. Господь торжественно объявляет, что Он принимает Себе те благодеяния, которые мы делаем бедным, и потому осудит на вечные муки тех, которые не благотворили Ему в лице бедных, и сделает наследниками Своего царствия и Своей славы тех, которые кормили, поили, одевали бедных, посещали больных, утешали печальных и заключенных в темницах, принимали странников и делали им другие услуги (Мф. 25, 34 – 46).

3) Затем в отношениях с ближними, требующими нашей помощи, напр. желающими занять у нас на время нужды своей част нашего имения, мы должны быть бескорыстными. Всякому, просвящему у тебя, дай (Лук. 6, 30), говорит И. Христос. Взаим давайте, ничесоже чающе, учт Он же (Лук. 6, 35). 4) Далее противоположная грехам восьмой заповеди закона Божия добродетель есть верность, когда исполняют данное слово и остаются верными при исполнении своей обязанности, под опасением бесчестия, которое для истинного христианина крайне прискорбно: добро мне паче умрети, нежели похвалу мою кто испразднит (Коринф. 9, 15), говорят св. ап. Павел о себе, охраняя свою христианскую честь.

5) Затем можно указать на правосудие христианского судьи, который, не взирая на лица, не ожидая благодарности, творит истинный суд пред людьми, как бы в присутствии Самого Бога.

6) Самая же высшая добродетель, внушаемая восьмой заповедью, совершенная нестяжательность, предлагается не как должность всем, а только как совет к побуждение ревнующим о высших подвигах благочестия. Аще хощеши совершен быти, сказал Иисус Христос богатому юноше, иди, продажд имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси (Мф. 19, 21). Такому евангельскому совету следовали многие подвижники, напр. св. Антоний Великий, преп. Павел Фивейский, святит. Николай и др.

Этим святым могут подражать те из христиан, которые замечают пагубное влияние на себя богатства, побуждающего их вести жизнь праздную и порочную, – которые желают безраздельно всего себя отдать на служение Богу, не развлекаясь никакими земными заботами, – которые помнят наставление св. апостола: имеюще пищу и одеяние, сими довольни будем (1Тим. 6, 8), – и которые свободны от семейных и общественных обязанностей. Очевидно, что не все христиане могут последовать этому совету, но только немногие, избранные, которые являются как бы молитвенниками за всех и святою жертвою мира Богу. (Свящ. Г. Дьяченко).

* * *

192

Какие удовольствия дозволительны христианину? Великий учитель веры и благочестия, св. Иоанн Златоуст так пишет о радостях и наслаждениях земных: «если ты хочешь получить удовольствие, или в сады, в текущей реке и озерам, рассматривай цветы и слушай пение кузнечиков; посещай гробы мучеников; здесь найдешь ты и здравие для тела и пользу для души, а вреда никакого; и не будешь раскаиваться после этого удовольствия, как то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей: что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, друзья; эти удовольствия, вместе с целомудрием, доставляют и великую пользу. Ибо, скажя мне, что может быть приятнее жены и детей для того, кто хочет жить целомудренно?» (Бес. на Мф. 37. Изд. 2, 1843 г., т. 2, стр. 166). Из этого видно, что наслаждение красотами природы, путешествия к святым местам, семейные беседы в кругу жены, детей и друзей дома вполне безвредны для христианина, по мнению св. Иоанна Златоуста.

193

Как смотреть на удовольствия? Ни здравый смысл, ни вера Христова не запрещают нам невинных забав и увеселений: они даже необходимы, как приятный отдых от трудов. Простое, но весьма замечательное суждение об умеренных развлечениях высказал один из величайших подвижников и угодников Божиих, именно св. Антоний Великий. «Однажды кто-то застал его за шутливым разговором с иноками, и смутился таким поступком знаменитого отшельника. Опытный отшельник, чтобы вразумить посетителя, подал ему лук, и велел натягивать его все больше и больше. Когда же посетитель выразил опасение, что лук может переломиться, то св. Антоний сказал ему: пойми же, что так точно может повредиться и человек, если он непрерывно будет в труде телесном или душевном». («Очер. нравст. правосл.-христ. учения», Фаворова. Изд. 1864 г. Киев, стр. 97).

194

Церковно-исторические примеры, показывающие, что св.жены не предавались излишней заботе об украшении себя одеждами. I. Св. великомученица Варвара не любила ни злата, ни многоценных камней, ни украшения в одежде, а единого Бога. («Чет.-Мин.» жит. св. великомуч. Варвары). II. Св. Феофания, царица, как сказано в житии ее, телом своим к царскому не прилежала украшению, но извне была одета только малым неким благолепием. («Чет.-Мин.» дек. 16 дня). III. Хорошо делают те жены, которые в одежде соблюдают благоразумную умеренность, подражая в этом случае св. священномуч. Киприану, который, как сказано в житии его, носил одежды «не дрогоценные, ниже весьма худы, но умеренные, яко ни кичению являтися, ниже нищетным безлепотством саму бесчеститися». (Чет.-Мин. авг. 31 дня). IV. Препод. Сигклитикию, говорится в житии ее, не тешили ни наряды, ни дорогие каменья, и музыка не увлекала собою души ее. Она молилась и в молитве находила для себя лучшие утешения. Убежденная в том, что самый опасный враг для нее – молодое тело ее, она любила поститься и смиряла плоть воздержанием и трудами. Она так приучила себя в жизни умеренной, что если случалось ей принимать пищу не в определенное время: это томило ее, лице становилось бледным и тело слабело. («Жит. св. подвиж. вост. церкви» Филарета, архиеп. черниг.).

195

Эмансипация женщин. Правильность отношений между мужем и женой, в основание коих лежит любовь и взаимная верность, могут быть тогда, когда каждый из супругов исполняет возложенные на них Богом и природой обязанности. В противном случае нельзя ожидать этих отношений. В наш век распространилось стремление (особенно в Америке и на Западе) к так называемой эмансипации женщины. Хотят вывести женщину из семейного дома и предоставить ей право на занятие всех тех должностей, какие занимает мужчина. Стремление это основывается на недоразумении. Во-первых, не хотят вникнуть в свойства природы женщины, не располагающей и не делающей ее способною быть воином, судьей, администратором, ученым и т. д., вообще – нести общественную службу, а с другой стороны, не хотят надлежащим образом оценить важности и трудности принадлежащих женщине занятий. Занятия, принадлежащие от природы женщине, отнюдь не легче и не менее важны, чем занятия, принадлежащие мужчине. В самом деле: неужели благоустроять дом легче, чем управлять машиной или заниматься в конторе? Неужели воспитывать детей легче и маловажнее, чем судить людей, управлять городом или областью, читать лекция в аудитории? Воспитание детей настолько трудное и вместе важное дело, что даже самая даровитая женщина должна смотреть на него, как на едва-едва выполнимую задачу. Можно допустить женщин (остающихся вне замужества) только к занятиям на педагогическом поприще. Согласимся еще, что можно допустить способных из них к изучению медицины для врачевания больных женщин и детей. Во-вторых, стремление женщин к эмансипации неизбежно поведет к ухудшению состояния семейств и даже к разрушению их; а это вредно отразится и на состоянии государств и человечества. В-третьих, не может хорошо чувствовать себя и сана энансипированная женщина, если у нее подлинная женская натура. На ней исполнится слово: всяк возносяйся, смирится (Лук. 18, 14). Оторванная от семейного очага, женщина будет чувствовать себя бездомною, как бы вырванным из почвы растением. Женщина не лишена влияния на общественную жизнь; во влияние ее не прямое, оно посредствуется воспитанием детей. Если женщина внушает детям своим любовь в церкви и отечеству и навык к полезной деятельности, то она приготовляет важных деятелей для общества я государства и оказывает им великую услугу, – гораздо большую, чем если стремится сделаться государственным чиновником. (См. «Нрав. богословие», проф. М. Олесницкого, стр. 270).

196

Свидетельства св. отцов о том, что хотя девство выше супружества, но и это последнее заслуживает похвалы и не должно быть унижаемо пред девством. Чтобы не возгордиться ведущим безбрачную жизнь пред брачными, слыша высокие похвалы от св. мужей девству, святые отцы предостерегают их от сего своими мудрыми советами, не унижая ни того, ни другого состояния. I. «Ведущий девственную жизнь, говорит св. Кирилл иерусалимский, не возгордись пред теми, кои вступили в брак; ибо честна женитва во всех, и ложе нескверно (Евр. 13,4), как говорит апостол. И ты сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что ты золото». (Св. Кирилла иерус. оглаш. 4-е). II. «Многие из великих людей, говорит другой учитель церкви, прославляют девство. И в самом деле оно достойно похвалы. Девство свойственник ангелам, собеседник горних сил, подражатель существам бестелесным, свещеносец святые церкви; оно побеждает мир, попирает страсти, укрощает пожелания, не приобщается Еве! оно непричастно печали, свободно от стенаний; на девство не простирается произнесенный Богом приговор: умножая умножу печали твоя, и воздыхания твоя; в болезнех родишии чада, и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт. 3, 16). Однако и брак честен (Евр. 13, 4), превосходит всякий земной дар, как плодовитое дерево, как благолепный плод, как корень девства, как производитель одушевленных и разумных ветвей, как благословение на умножение мира, как утешитель рода человеческого, как возделыватель человечества, как изобразитель Божественного образа, как стяжатель благословений Господа, как подпора всего мира, как исполняющий веления Того, Кто вочеловечился, как могущий с дерзновением сказать: се аз и дети, яже ми даде Бог (Исаии 7, 18). Искорени честный брак, где найдешь цвет девства? Но говоря это, мы не вносим вражды между девством и браком; напротив то и другое, как взаимно полезное, уважаем. Поскольку Господь и Промыслитель того и другого не противополагает одного другому; ибо и в девстве и в браке может быть соблюдено благочестие; а без благочестия и девство не целомудренно и брак не честен». (Св. Амфилохия еп. иконийсвого слово на Сретение Господне. Хр. чт. 1838 г.).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle