Источник

Часть 3, Глава 33Часть 3, Глава 35

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

Б. Добродетели, предписываемые шестою заповедью закона Божия

1. Помощь бедным и несчастным

а) Примеры христианской помощи бедным и несчастным.

I. «Прибыв в Александрию для поклонения мощам св. мученика Кира и Иоанна» повествует Леонтийй, епископ города Неаполя, что в Кипре, составивший жизнеописание св. Иоанна милостивого, «и обедая со многими благочестивыми мужами, я беседовал с ними о некоторых местах св. Писания и о благоустроении душевном. В это время вошел к нам один странник, который сказывал о себе, что недавно освобожден из персидского плена, и просил у нас милостыни. Случилось, что никто из нас не имел при себе денег; но тут же бывший работник, прислуживавший одному из гостей и весьма любивший подавать милостыню (хотя содержал жену и двух сыновей), дал нам урок милосердия: он вышел неприметно из комнаты вслед за уходившим странником, и отдал ему небольшой серебряный крест, который носил на шее, уверяя, что кроме этого креста он ничего у себя не имеет. Я был очень тронут этим поступком и тотчас же рассказал об нем сидевшему подле меня Мине, мужу мудрому и богобоязненному, прежде бывшему экономом св. александрийской церкви в патриаршество блаж. Иоанна. Он отвечал мне: «не дивись, владыко, поступку этого человека: ето плод наставлений и преданий им полученных: он постоянно служил нашему святейшему и блаж. патриарху Иоанну милостивому, и как истинный сын сего великого пастыря, наследовал неистощимое милосердие великого отца своего, который часто говорил ему: «смиренный Захария, будь милостив, и Господь обещает тебе чрез меня, недостойного, что не оставит тебя ни при жизни моей, ни по смерти»; эту заповедь Захарий исполняет и доныне; Господь подает ему много всякого добра, а он тотчас же раздает все бедным, ничего не оставляя себе, и семейство его часто бывает в крайней нужде; иногда случается, что не имея ничего подать просящему у него, и скорбя о том, он бежит к какому-нибудь купцу и говорит ему: «мои домашние без хлеба; дай мне серебряную монету, а я буду работать на тебя месяц или два – такую работу, какую тебе угодно, и где тебе угодно. И получив деньги, тотчас отдает нищему, прося его никому о том не сказывать». (Из жития св. Иоанна мил. М. 1845 г.).

II. Св. Мартин Турский (бывши еще воином и в состоянии простого оглашенного) однажды разорвал свою хламиду для того, чтобы отдать половину ее бедному, окоченевшему от холода. После этого он видел во сне И. Христа, облеченного в эту половину его хламиду и рассказывающего ангелам, как св. Мартин прикрыл Его этою одеждою.

III. «Не для того Бог дал мне богатство», говорил св. Филарет милостивый, «чтобы я пользовался им один, а чтобы делился с неимущими». И действительно, Филарет делился последним с бедными и не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут Филарет свою часть делил с нищим. Богу угодно было вновь наделить богатством доброго и кроткого Филарета: внучка его по устроению Божию сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатые поместья. Но Филарет по-прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным. (Ч.-М. 1 дек.).

IV. Св. Павлин, епископ ноланский, был столько милостив, что, раздав все свое имущество и не имея чем помочь одной бедной вдове, у которой сын был в плену, сам себя отдал в рабство, вместо этого пленника, который был освобожден на радость его матери, пришедшей в изумление от такой великой жертвы св. епископа.

V. Некто сельский житель имел такое сострадание: заметив, что кто- нибудь из его села по бедности не мог засеять своего поля, он ночью отправлялся на поле ближнего, чтобы не заметил его кто, и засевал своими семенами поле. – Иногда же он выходил на дорогу, которая вела от Иордана к Иерусалиму, с запасом хлеба и воды, и когда видел, что кто-либо из идущих в Иерусалим утомился, то брал его ношу и провожал до горы Елеонской. Затем вернувшись на ту же дорогу, если кого встречал, то также брал и нес его ношу до Иерихона. Случалось видеть, что иногда он тащил ношу покрытый потом, иногда нес на плечах отрока, а то и двоих. – Иногда садился и чинил обувь мужскую или женскую, для чего носил с собою и нужные инструменты. Одних поил он водою, другим подавал хлеб. Если находил нагого, то отдавал ему свою одежду. Таким образом он проводил весь день в трудах. Когда же мертвого находил на дороге, то совершал над ним погребальные молитвы и предавал тело земле183. («Луг дух.» гл. 14). И так, имея столь высокие образцы христианской любви к ближнему, будем и мы проявлять ее к нашим бедствующим братиям, чрез что станем учениками И. Христа не по имени только, что для нас не принесет никакой пользы; по на самом деле: о сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою184 (Иоан. XIII. 35). (Свящ. Г. Д-ко, см. наше слово в день рождения Ее Императорск. Величества, помещ. в «Моск. Епарх. Вед.» за 1891 г. № 49).

б) Мысли о мило сердце к ближнему.

I. «Как у входящей царицы никто из стражей, приставленных к дверям, не смеет спрашивать, кто она и откуда, но все тотчас принимают ее: так точно бывает и с милостынею; она поистине есть царица, делающая людей, подобными Богу. Будите убо, сказал Господь, милосерди, яко же Отец ваш небесный милосерд есть (Лук. 6, 36); она легка и быстролетна, имеет золотые крылья и полеть, услаждающий ангелов; у ней, говорить псалмопевец, криле голубине посребрене, и междорамия ее в блещании злата (Пс. 67, 14); она летает как голубь, золотой и живой, одаренный нежным взглядом и кротким оком; нет ничего прекраснее этого ока». (Собрание поучений св. И. Златоустого, С. Дерябина, т. I, стр. 223).

II. «Как хлебное зерно, упав в землю, обращается в прибыль бросившего: так хлеб, поверженный алчущему, впоследствии приносит стократную пользу. Поэтому цель земледелия да будет для тебя началом небесного сеяния; ибо сказано: сейте себе в правду» (Притч. 22, 1). (Творения св. Василия Великого, т. 4, стр. 88).

III. «Как выше видимого тела душа невидимая, духовная, оживляющая тело: так выше видимых дел милости самая милость, невидимая, духовная, которая должна оживлять и видимые дела милости. Сия существенная милость живет в духе и в сердце человека, почему и называется милосердием; и целию имеет миловать преимущественно бессмертную душу ближнего, которая безмерно важнее тленного тела». (Сочинения Филарета, митроп. московского, т. IV, стр. 469).

1. Служение больным

Эта добродетель христианская, вытекающая вообще из сострадания к несчастным и желания чем-либо облегчить их участь, настолько велика, что она указана Самим Господом в числе главных дел милосердия. (Мф. 25,35).

Как ни трудно бывает исполнение этой обязанности в некоторых случаях, напр., когда больной страдает заразительною болезнию, тем не менее истинный христианин имеет два сильные побуждения к исполнению ее: первое заключается в том, что сострадание, оказываемое нами больному, приниматся от нас Самим Господом; таким образом в лице больного мы служим собственно Самому И. Христу. На страшном суде Господь некогда скажет в утешение всем сострадательным, посещавшим больных: болен бех – и посетисте Мене. Вторым основанием, побуждающим христианина не уклоняться от этой обязанности, служит заповедь о милосердии: «блажени милостивии, яко тии помилованы будут». Таким образом христианин, имея истинное чувство христианского сострадания и деятельно проявляя его, может надеяться на милосердие Божие к себе в день страшного суда.

В тех же случаях, когда христианин, имея сострадание к болящим своим братьям и желая посетить их, удерживается страхом заразиться опасными болезнями от больных, он должен укреплять себя во-первых верою в Божественное Провидение, без воли коего и волос о головы нашей не упадет, тем более не приключится кому-либо опасная болезнь: во-вторых силою крестного знамения, совершаемого с верою, благоговением и страхом Божиим, которое в состоянии оградить истинного христианина от всякой опасности. Ею укрепляются пастыри церкви Христовой, напутствуя опасных больных, ею воодушевляются сестры милосердия и др. служащие больным, страдающим от заразительных болезней; в- третьих, силою истинного христианского сострадания к ближнему, которое готово душу свою положить за други своя, особенно если получит для себя просвещение от христианской веры, надежды и любви185. (Свящ. Г. Дьяченко).

3. Утешение печальных

Страждущий утешается только тогда, когда он научается смиряться пред крепкою рукою Божией, «да вознесет его Бог в свое время, – когда он научается все заботы его возложить на Бога, ибо Он печется о нем (1Петр. V, 6–7).

Утешение должно с серьезностью соединять любовь и снисхождение: к надломленной трости следует прикасаться нежными руками; искренность сочувствия необходима: наша душа, особенно душа печальная, чувствует искреннюю любовь, которая как упоительный бальзам успокаивает наше сердце, и наоборот наше сердце болезненно сжинается от всякого равнодушия и лицемерной любви.

Утешающий должен действовать не только силою слова, но и успокоительною силою личности. Иногда тихое, молчаливое участие, выказываемое нами горюющим, может подействовать благодетельнее, нежели слова. Кажется, такой смысл и заключается в изречении апостола: «плачьте с плачущими» (Рим. XII, 15). Уже в том, что скорбящий не один со своею скорбию, а что и другие искренно разделяют ее, чувствуют ее вместе с ним, сидят возле него и плачут вместе с ним, уже в этом заключается смягчение, облегчение тяжести, которую он несет уже не один.

Друзья Иова утешали его в первые семь дней гораздо лучше, сидя возле него молча, нежели после, когда выступили со своими безрассудными утешениями, превращавшимися в обвинения186. (Сост. Г. Д-ко по кн.: «Христ. уч. о нравств.» Мартенсена, т. II, 261).

4. Облегчение состояния несчастных

Несчастия с людьми бывают от многих причин: то от потери здоровья и способности к труду, то от потери имущества, то от бесславии, то от семейных напастей, (несогласия между супругами, неудачных детей), то от неприятностей служебных и т. д. От чего бы ни был несчастен человек, он находится в большой опасности как для своего духа, который может потерять веру в примудрый и всеблагий промысл Божий, так и для своего тела, которое может испытывать разного рода физические страдания, которые могут при отсутствии всякой помощи закончиться смертию.

Наш долг идти на встречу несчастному и помогать ему всеми средствами, которые имеются в нашем распоряжении – или словом, или делом, или наконец молитвою за него Богу. Как часто одно доброе слово, одно выражение искренней ласки ободряло несчастных, и благотворно действовало на их печальное сердце! Как часто даже ничтожное материальное пособие, поданное во время, становило человека на ноги и спасало его от мрачных мыслей о самоубийстве!

Если мы, имея возможность облегчить состояние несчастного, отказываемся от этой священной обязанности, мы совершаем великий грех немилосердия, и становимся виновниками даже смерти его. «Накорми умирающего от голода; а если ты не накормишь, то убил его», говорит св. Амвросий (de offiс. lib. 1 сар. 30). Один древний христианский писатель (Лактанций) пишет: «кто может помогать умирающему и не поможет, тот убивает его» (Inet. div. lib. 2 cap. 11).

Относительно способа, каким нужно облегчать несчастия ближних, нужно соблюдать следующие правила: а) при совершении дел христианской помощи не должно иметь никакого Фарисейского тщеславия, или другой либо нечистой страсти, а должно совершать их по любви к Богу и ближнему (Матф. 6, 1 – 6; сл, 7, 2), с благорасположением. Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор. 9, 7); б) помогая несчастным, должно щадить их скромность: посему не надобно огорчать их оскорбительными словами, или суровым видом, от которого несчастный может оскорбиться или смутиться. «Если даешь что нуждающемуся, говорит Исаак Сирин, то пусть веселость лица твоего предваряет даяние твое и добрым словом утешь скорбь его. Когда сделаешь это, тогда ласковость в уме его дороже и такого даяния твоего, которое было бы даже сверх потребностей тела». (сл. 89, стр. 511). (Г. Дьяченко).

5 Дружелюбие в отношении ко всем людям

Под дружелюбием мы разумеем следующие христианские свойства:

1) Обходительность, или ласковость, то есть, такой род обращения с другими, которым показывается внимание но всякому человеку, как на самом деле, а не по имени только, ближнему нашему. Качество это, по наружности, то же – что мирская вежливость, но по внутреннему характеру своему может далеко расходиться с нею. Вежливость есть холодное соблюдение правил приличия, по преимуществу – условного; ласковость христианская, напротив, есть выражение искреннего расположения одного человека к другому и никак не ограничивается выполнением только условных знаков приличия.

Истинная ласковость всегда приятна, она дает общественным отношениям вид а значение добрых родственных отношений и много способствует как скреплению союза общественного, так и облагорожению общественной жизни. Ею предотвращаются многие оскорбления и вражды и привлекаются сердца даже грубые. Когда апостол заповедует христианам друг другого честию больше творит (Рим. 12, 10), то он указывает на одну из черт именно этого качества христианского обхождения.

2) Снисходительность не только к таким недостаткам ближнего, которые ни мало не вредит нам самим, но и к таким, которые более или менее неприятно касаются нашего спокойствия и благополучия. Любовь, по выражению апостола, долготерпит (1Кор. 13, 4). Такая снисходительность особенно требуется там, где мы встречаемся не с прямою злонамеренностию, а скорее с недостаточным развитием умственным и нравственным. Мы очень склонны к требовательности и взыскательности по отношению к другим; но при этом не любим оглядываться на себя самих, а потому часто видим сучец в главе ближнего, не замечая в тоже время бревна в своем собственном. Чем больше человек наблюдает за самим собою и старается в себе самом исправить разные недостатки, тем снисходительнее становится он к другим. Напротив, взыскательность свойственна по преимуществу тем, которые не обращают никакого внимания на свои собственные слабости или прямые пороки.

Само собою понятно, что снисходительность никогда не должна превращаться в потачку и потворство. Этого и не может быть под следующими условиями: во- первых, когда снисходительность ваша чужда пристрастия и простирается по возможности на всех одинаково; иначе она будет происходить не от истинной и разумной доброты, а от узкого чувства естественной, или случайной привязанности, или от каких-нибудь предубеждений, или даже от расчетов; во-вторых, когда она покрывает преимущественно те недостатки, которые наиболее оскорбительны или вредны для самого снисходящего; в противном случае она не всегда может быть права и законна; далее, когда она не обращается в явное зло тени, кому оказывается; наконец, когда вообще не противоречит положительным требованиям общественного закона, что было бы, например, в таком случае, если бы мы по доброте стали укрывать вора, или отказывались свидетельствовать истину против уличаемого в преступлении и под.

3) Миролюбие. Если возможно, с своей стороны будьте в мире со всеми людьми, заповедует нам св. апостолы (Рим. 12, 18). Для этого не довольно прощать обиды и оскорбления, но надобно по возможности стараться о том, чтоб и другие не чувствовали в нам вражды. Злоба может вооружаться и против незлобивых, может раздражаться тем, что само в себе не заключает ничего оскорбительного, может враждовать против правды потому именно, что не любит правых. Как поступать в таком случае миролюбивому христианину? – Надобно не только отказываться от мщения, но и оказывать расположение в немиролюбивому. Это единственное нравственное средство к примирению враждующих с нами.

4) Взаимная услужливость между нами. Очевидно, эта добродетель имеет место в самых простых и обыкновенных сношениях наших друг с другом, ограничивается по преимуществу кругом людей, имеющих ближайшее общение между собою, и состоит в делах большею частию не важных. Однакож если она происходит от истинной доброты и составляет постоянный характер взаимных отношений наших; то имеет не маловажное значение, как сама в себе, в качестве нравственного свойства, так и по плодам для блага общественной жизни. Мы беспрестанно имеем нужду друг в друге; мелкие услуги других требуются для нас то в том, то в другом случае, почти при всяком соотношении с ними; и если каждая из них по содержанию своему незначительна, то в сумме они составляют добродетель весьма плодотворную для общественной жизни. С другой стороны, искренняя услужливость, как постоянная черта характера, доказывает в христианине большую развитость человечных чувств, и потому лучше порывов сильных, но временных к большим благодеяниям ручается за нравственное достоинство человека.

Услужливости одинаково противоположны – как узкая самозаботливость, которая шагу не хочет сделать для другого, всегда и во всем думая только о себе, так и низкое раболепство, которое в угоду другому готово сделать и то, что противно христианской нравственности. Первый недостаток невольно отталкивает нас от человека, потому что служит несомненным признаком в нем грубого и сильного эгоизма, хотя бы этот эгоизм и прикрывался иногда мнимым отвращением от человекоугодничества. Второй может быть еще хуже первого тем, что способен переходить в прямые нравственные преступления и вообще обличает в человеке недостаток правильного самоуважения, без которого невозможна никакая добродетель. (Сост. по кн. «Очерки нравств. правосл. христ. учен.», прот. Фаворова, изд. VІ,стр. 138, 142, 145).

6. Прощение обид

а) Евангельское учение о прощении обид (Мф. XVIII, 21 – 36). Выслушав наставление Господа о том, что с согрешившим ближним прежде всего нужно искать примирения, ап. Петр пожелал узнать, до какого предела может простираться эта снисходительность. Он спросил: Господи, коль краты аще согрешит в мя брат мой и отпущу ли ему до седмь крат? У иудеев было мнение, что должно прощать обидевшему только до трех раз, а в четвертый преследовать его судом. Петр более, чем удвоив это число, думал удовлетворить милосердию Господа. И. Христос отвечал:

не глаголю тебе до седмь крать, но до семьдесят крат седмерицею. Господь сказал: до семьдесят крат седмерицею, как изъясняет блаж. Феофилакт, «не с тем, чтобы ограничить числом дело прощения, но означил неопределенное число раз, как бы так говоря; сколько бы раз кто ни согрешил и потом покаялся, прощай ему» (Благовестн. ч. 1, стр. 322), или как замечает св. Иоанн Златоуст, «это число берется здесь неопределенно и означает непрерывную или всегдашнюю обязанность». (Бес. на ев. Матф., ч. 3, стр. 38, сп. «Евангел. ист. о Боге-Слове» прот. П. Матвеевского стр. 432).

7. Любовь ко врагам

а) Понятие о любви ко врагам. Любить своих врагов, это значит исполнять по отношению к ним все обязанности, предписываемые любовию христианскою. Любят своих врагов, когда: 1) молятся за них; 2) когда говорят об них с хорошей стороны; 3) когда обращаются с ними мягко и ласково; 4) когда делают им добро; 6) когда предохраняют их от опасностей своими услугами; 6) когда в их нуждах оказывают им свою помощь.

б)Библейские изречения о любви ко врагам. Любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих нам напасть, и изгонящия вы (Матф. V, 44). – Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет напой его; сие бо творя углие огненное собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Римл. XII, 20 – 21). – Бывайте друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг ко другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Ефес. IV, 32). – Да не отмщает рука твоя, и да не враждуеши на сыны людей своих (Лев. XIX, 18). – Во всякой неправде не держи гнева на искреннего, и не твори никоего в делах досаждения (Сир. Х, 6). – Безумный абие исповесть гнев свой: крыет же свое бесчестие хитрый (Прит. Сол. XII, 16). – Не радуйся о мертвеце бывшем враждебнейшем тебе: помяни, яко вси умираем (Сирах. ИIII, 8). – Глаголяй себе во свете быти, а брата своего ненавидяй, во тьме есть доселе. Любяй брата своего во свете пребывает и соблазна в нем несть. А ненавидяй брата своего, во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему (1Иоан. II, 3 – 11). – Буди увещеваяся с соперником твоим скоро, Дóндеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия предаст тя слузе, и в темницу ввержен будеши (Матф. V, 25). – Человек на человека сохраняет гнев, а от Господа ищет исцеления; над человеком, подобным себе не имать милости, а о гресех своих молится(Сирах. ХХИIII, 3 – 4). – И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим (Матф. VI, 12). – Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный (Матф. VI, 14). – Остави обиду искреннему твоему, и тогда помольшутися, грехи твоя разрешатся (Сир. 28, 2). – Помяни последняя, и престани враждовати (Сирах. XXVIII, 6).

в) Свидетельства св. отцов и учителей церкви о любви ко врагам.

I. «Смотрите, переносите кротко и отпускайте первое оскорбление вашего врага, прощайте ему также и второе, тогда до третьято он не решится дойти». (Блан. Иероним).

II. «Обиды pаписывай на воде, а благодеяния – на меди». (Св. Исидор Пелусиот т. III, гл. 211).

III. «Нет ничего более достойного удивления в человеке, как любовь ко врагам». (Блаж. Августин, исповедь).

IV. «Как вы можете возносить руки в небу, как можете молиться и просить о прощении своих грехов? Если бы Бог и хотел простить вам, вы сами препятствуете Ему, не прощая вашему брату». (Св. Злат. бес. 22).

V. «Ты не можешь быть без греха, и потому не переставай молить о прощении, но еще более не переставай прощать другим. Сколько ты желаешь, чтобы тебе было прощено, столько и ты должен прощать, только при этом условии ты получишь прощение». (Св. Злат. бес. ХVIII, на Иоан.).

VI. «Что может быть легче, как прощать врагу? Для этого не нужно ни делать длинных путешествий, ни тратить много денег, ни предпринимать трудных подвигов; довольно только захотеть, и – великое дело сделано». (Св. Злат. бес. 20).

VII. «Хотите ли избежать врагов? Любите вашего врага, такова сила любви». (Блаж. Август.).

VIII. «Когда нам делают добро, признательность требует помнить его; а когда делают зло, любовь побуждает забывать его». (Св. Амвросий).

IX. «Есть много видов милосердия, посредством которых мы можем получить от Бога прощение в своих грехах, но вернейший из всех – прощать врагам». (Блаж. Августин).

X. «Как бы ни были звери свирепы по своей природе, однакож человек, силою воли, делает их ручными, а вы, которые изменяете естественную свирепость зверей в неестественную им кротость, какое оправдание вы можете представить, изменяя естественную вам кротость в противуестественную свирепость? Вы укрощаете природную ярость диких зверей, а сами, одаренные всеми преимуществами человеческой природы, впадаете в зверскую ярость. Вы делаете льва покорным и послушным, а сами доходите до свирепости льва. В льве вы преодолеваете двойную природу, противящуюся его кротости: преодолеваете его природу, лишенную разума, и его природную кровожадность; а сами в себе разрушаете мудрость, положенную в вас Богом. Почему же вы, которые преобразуете природу зверей, не можете преобразовать вашей собственной природы, вашей собственной воли? Когда увещевают вас укротить гнев, питаемый нами к одному из подобных себе, вы отказываетесь говоря, что это не зависит от вашей личной воли. Какое извинение и какую увертку найдете вы, когда из льва вы делаете некоторым образом человека, а сами из человека становитесь неукротимым львом». (Св. Злат. бес. 4 на Матф.).

г) Примеры любви ко врагам. I. Иисус Христос, во время крестных страданий Своих, молился за своих врагов.

II. Так поступил и св. Стефан первомученик в то время, когда побивали его камнями. «Без этой молитвы св. Стефана, говорит блаж. Августин, церковь не имела бы св. Павла».

III. Апостол Иаков молился за своих убийц, которые свергнули его с кровли храма.

IV. Иосиф простил своим братьям и, когда они пришли во Египет, оказал им свое благоволение и благодеяние.

V. Давид пощадил Семея (2Цар. XVI, 10).

VI. От иудеев апостолу Павлу пять раз дано было по сорока ударов без одного. Три раза его били палками и однажды камнями побивали (2Кор. II, 24 – 26); но он говорит: молилбыхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей (Рим. 9, 3). Он готов был сам погибнуть, лишь бы спаслись братия его. VII. Когда препод. Михаил Малеин сделан был игуменом в Кименской, на Афоне, обители, то «нецыи от братий монастыря того вельми преподобного оскорбляху, и нелепотная на него глаголаху. Он же наедине молился о них Богу. «Господи Боже наш, взывал он, Ты заповедал нам любить ближиих как самих себя, и Ты знаешь сердце человеческое: молюсь Тебе, не презри спасения душ их; по помилуй их и всели страх Твой в сердца их, чтобы они познали Тебя и надежду на Тебя возлагали и поработали Тебе воистину чистотою сердца». (Афон. пат.).

VIII. Когда св. мученица Татиана схвачена была нечестивыми идолопоклонниками и приведена на суд и мучение, то слуги распорядителя казни начали немилосердно бить ее по лицу, потом улицами терзали ее очи. А св. мученица, укрепляемая Богом, не только не гневалась на мучащих ее и ничего худого не желала им, но, по любви христианской, молилась Господу, да подаст им познание истины. И Господь услышал ее святую молитву: свет небесный осиял мучивших ее и просветил их душевные очи: они увидели четырех ангелов, окружавших мученицу, и слышали глас с неба, к святой мученице нисшедшиий; тогда они пали пред нею на землю и сказали: «прости нас, служительница истинного Бога, прости, что мы сделали тебе не волею». Было их числом восемь человек, и они уверовали во Христа. Вот как утодна Богу христианская молитва о врагах и недругах! Она укрепляет и успокаивает и нашу душу, низводит на нас Господню благодать, она просвещает ум и сердце и наших недругов и приводит их к Богу. (Чет.-Мин.).

IX. Вот еще пример любви к врагам, о котором любил рассказывать авва Иоанн. Ученик одного философа, провинившись в чем-то важном пред своим наставником, просил у него прощения; но философ тогда только обещал простить его, если он три года с осужденными будет трудиться в рудокопнях; потом потребовал, чтоб он еще три года давал плату тем, которые наносили ему какую-либо обиду или оскорбление. Когда ученик все это исполнил, философ сказал ему: «иди теперь во град Афины, чтобы научиться там премудрости». (Руф. жит. отц. кн. 3). При вратах этого города сидел старец, долгим опытом стяжавший великую мудрость, который ради испытания поносил всех входящих во град. Когда он сделал то же и входящему юноше, то тот громко засмеялся. «Что ты делаешь?» спросил старец, «я тебя оскорбляю, а ты смеешься?» – Как же мне не смеяться, ответствовал юноша: я три года платил людям за наносимые мне от них обиды, а ты меня поносишь даром. Тогда старец сказал: «войди в город, ты этого достоин». Это имел обыкновение рассказывать авва Иоанн, и к сему присовокуплял: «сии врата Божии, которыми отцы наши чрез много скорбей и поношений, радуясь, вошли во град Божий». (Руф. жития отцов, сн. кн. «Царский путь креста Господня», Иоанна Макс. митр. тоболского, 186).

X. Когда священномученик Киприан был осужден на смерть, то он велел дать палачу в награду двадцать пять златниц.

XI. У Александра, патриарха антиохийского, был нотарий (писец), который похитил у него золото, и после попал в руки разбойников. Чудный Александр, узнав об этом, выкупил его из плена за восемьдесят монет, и когда похититель пришел к нему, патриарх принял его так милостиво и благосклонно, что некто из жителей города сказал: «ничего нет выгоднее. как обидеть патриарха Александра.

XII. Авва Стефан такое имел терпение, что считал своим другом того, кто причинял ему какую-либо обиду; за поношение он воздавал благодарностию; если в самом своем убожестве терпел чрез кого-либо лишение, он почитал это за величайшую прибыль; всех врагов своих признавал за споспешников спасения.

ХIII. Прекрасен и поступок патриарха Иоанна Милостивого, о котором повествуется в его житии. Один простолюдин нанес много обид и тяжких оскорблений юноше, родственнику святого, который со слезами жаловался патриарху. Святой Иоанн, желая утешить огорченного, сказал: «как он осмелился так огорчить тебя? Погоди, я с ним сделаю то, чему вся Александрия удивится». Вскоре патриарх призвал к себе эконома, и приказал ему не требовать с обидчика подати и освободить его от всех платежей, как в пользу патриарха, так и в пользу церкви. Вся Александрия действительно удивилась этому поступку. Вот примеры великодушия в снятых мужах, (Извл. из кн.: «Царский путь креста Господня», стр. 185 – 6).

XIV. Один невольник – христианин по имени Самбо, привезенный из Африки на один из индийских островов, вел себя так хорошо, что хозяин сделал его управляющим всего имения. Однажды хозяин намеревался купить невольников и послал его на базар выбрать двадцать человек.

Самбо, выбирая, заметил одного бедного, старого, изувеченного человека и с особенною охотою отделил его себе. Хозяин был очень удивлен этим выбором и сначала долго не соглашался купить больного и неспособного в работе человека; но Самбо просил до тех пор, пока хозяин не уступил его просьбе и не купил старика. Когда невольники были отведены на работу, то хозяин заметил, что Самбо с особенною заботливостью ухаживал за старым африканцем; он взял его в свое жилище, положил на свою собственную постель и кормил его от своего стола. Когда было сыро, он, выводил его на солнце, а когда было жарко, то сажал под тень дерева.

Хозяин думал, что Самбо нашел одного из своих родственников, и спросил, не отец ли его этот старик? – Нет, он не отец мой, – отвечал Самбо. «Ну, так брат?» – Нет, он мне не брат. «Может быть, твой родственник?» – Нет, господин, он не состоит со мною ни в родстве, ни даже в дружбе. – «Почему же, – спросил хозяин, – ты обходишься с ним так хорошо?» – Потому, что он мой враг, – отвечал христианин – африканец: он продал меня торговцу невольниками, а слово Божие говорит мне, что когда враг мой голоден, я должен накормить его, когда не он жаждет, – напоить его.(Из В. чт.).

д) Примеры молитвы за врагов.

I. Св. мученик Павел, пред самою казнию испросив несколько времени для молитвы, во услышание окружающих молился за христиан, иудеев, самаритян, язычников, за императора, гонителя-судию и за самого убийцу; возбудив тем слезы у предстоящих, он спокойно преклонил голову под меч. («Церк. истор.» Иннок. снес.: «Воскр. чт.» 1860 – 61, стр. 95).

II. Один мученик, Пионий, в Смирне из самого пламени костра молился за императора, обоих судей и всех язычников. Когда он завершил свою молитву громким возгласом; «аминь!» пламя закрыло его и задушило в нем жизнь187. (См. кн. «Первые дни христ.» Фаррара, стр. 134).

* * *

183

Поучительное видение о пользе подаяния милостыни. В беседе с одним пастырем некто А. Писаревский, после исповеди, рассказал замечательный случай, бывший с ним, и уполномочил его объявить о нем во всеобщее сведение к пользе христиан. «Однажды», говорил он, «ехал я на паре лошадей, в повозке с кладью пудов 50, и заснул. Лошади, спускаясь под гору рысью, опрокинули повозку, которая всею тяжестию придавила меня. К счастию, случилось это в селении. Четверо человек с трудом высвободили меня из-под тяжести и, так как я был без сознания, то стали обливать меня холодною водой, чтобы привести в чувство». «Когда я был без чувств, я увидал двух страшных эфиопов, приблизившихся во мне и говоривших: это – душа наша, потому что она умерла без покаяния. К великому утешению своему я увидал в другой стороне двух ангелов в белом одеянии, которые сказали эфиопам: какое вы имеете право говорить, что душа ваша? и начали сморить с ними. Эфиопы представляли ангелам все грехи, мною содеянные от юности и до настоящего дня, даже забытые мною грехи воспомянули и особенно сильно осуждали меня за сквернословие. Все, что говорили они, была сущая правда. Ангелы в защиту меня представляли мои добрые дела, но эфиопы переспоривали. Я ощущал страх и ужас, все думал, вот сейчас ввергнут меня в бездну ада. Тогда сказал ангел: «вот какое доброе дело сделал этот человек: однажды ночью он привез хлеба, крупы и муки одному бедному семейству и подал все это в окно тайно, говоря в себе: «приимите Господа ради», а сам поспешно скрылся. Это семейство до сих пор молит Бога о нем». Милостыня бедным и молитва их спасли и оправдали меня. Эфиопы сказали только на это: «если он останется жить, еще более согрешит». – «Не ваше дело, отвечали ангелы, касаться этого. Если он согрешит, то и покается», и отогнали эфиопов. Более этого ничего я не видал и не слыхал: я пришел в сознание». С тех пор прошло уже четыре года, но видение это, глубоко запавшее в душу Писаревского, всякий раз, как он впадает в какой-либо грех, возбуждает в нем сердечное раскаяние, и он старается загладить его исповедию, молитвою и милостынею. («Кормчий» 1892 г. № 25).

184

Примеч. О христианском милосердии и делах милости духовной и телесной сказано подробно в нашей книге под названием: «Уроки и примеры христианской надежды» в отделе: «Пятая заповедь блаженства». Здесь же приведено несколько новых (или сокращенно изложенных) статей о христианском милосердии единственно по требованию системы христианского катихизиса, которой мы следуем в расположении материала нашей книги. (Свящ. Гр. Дьяченко).

185

Примеры этой добродетели см. в нашей кн. «Уроки и примеры христ». надежды», 3 изд. 1894 г. стр. 511 – 515.

186

О печали и средствах против нее. а) Понятие о печали. Печаль есть чрез меру сильное сокрушение сердца, производящее всякую мрачную горесть и то несносное стеснение духа, которое гнетет печального, как бы каким то неизъяснимо тяжким бременем. Печаль происходит 1) от несчастных случаев, бывающих с нами, с нашими ближними и друзьями и вообще с лицами, которые для нас дороги и любезны; 2) обид и оскорблений, посредством слова или дела кем-либо нам нанесенных; 3) от всякой греховной страсти, когда кто-нибудь или что-нибудь ей противодействует; 4) от содеянных нами грехов. Плоды печали: 1) печаль помрачает ум и, чрезмерно сокрушая, снедает сердце. «Якоже бо моль ризу и червь древо, сице печаль душу человеческую поядает». (Кассиан о печал.) 2) Печаль изменяет лице: – «Сердцу веселящуся лице цветет; в печалех же сущу сетуш» (Прит. гл. 16, ст. 13). 3) Печаль производит мрачное молчание, тяжелые воздыхания, а иногда слезы и удаления от людей. 4) Печаль иных отводит от пищи и сна, а иных доводит до пьянства и других пороков. б) Печаль отнимает охоту к добродетели, расслабляя всякое усердие к деланию добрых дел, и ввергает в небрежение, уныние и отчаяние. 6) Печаль отнимает крепость у тела и духа и рождает болезни: меланхолию и другие. 7) Печаль прежде времене наводит старость, (Сир. гл. 30. ст. 26) и наконец 8) от печали бывает преждевременная смерть, нередко и самоубийство: Многа бо печаль уби, и несть пользы в ней. (Сир. гл. 30. ст. 25). б) Средства от печали: аа) Увещания слова Божия. «Не вдаждь в печаль душу твою, и не скорби себе советом твоим. Веселие сердца живот человека, и радование мужа долгоденствие. – Утешай сердце твое, и печаль от себе отрини далече, многи бо печаль уби и несть пользы в ней (Сирах. гл. 30. ст. 22 – 25). бб) Оставление пристрастия к миру, препдоление самолюбия и освобождение от ига страстей. – «Победнный страсти не будет удержан от печали. Ибо бесстрастный и в злостраданиях от печали не сокрушается, но радуется духом своим». вв) Утешение от Духа Святого. Дух Святый изображает в уме печальных краткость временных и бесконечность вечных благ и зол, от чего всякое страдание для вечной славы кажется им легким и мгновенным; ибо цель не есть видимое и временное, но невидимое и вечное. Им сказано: «радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». (Матф. гл. 5. ст. 12). гг) Упование на Бога, которое мужественно переносит всякое злострадание из подражания рекшему: – «не точию же, но и хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит». (Римл. гл. 5, ст. 3, 5). дд) Прилежная к Богу молитва: – «злостраждет ли кто? да молитву деет» (Иак. гл. 5. ст. 13). «Призови Мя в день скорби твоея, и шму тя, и прославиши Мя (Пс. 49. ст. 5). ее) Воспоминание мужественно злопострадавших за веру и добродетель особливо же Господа Иисуса, волею за нас пострадавшего на кресте. – «3ане Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его; Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть в устех Его; Иже укоряемь, противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же Себе судящему праведно». жж) Ожидание перемены, что после злострадания наступит благоденствие; ибо все случающееся в мире сем бывает изменчиво и непостоянно. Печален ли? Ожидай радости. – Радостен ли? – Готов будь переносить печаль. зз) Прилежное чтение слова Божия и других душеполезных книг, псалмопение, рукоделие, беседа с отцом духовным и со всяким благоговейным человеком. ии) Следующие естественные средства (физиологические). Если ни молитва, ни псалмопение, ни чтение, ни рукоделие, ни душеполезная беседа, ни другие средства сии подобные ни могут утолить печали и горести, то можно прибегнуть к какому-нибудь невинному веселию, и потом уснуть. Воздержному же подвижнику в час тяжкой печали, если имеет дар слез, горесть печали растворить слезами; а не то, вкусно умеренно пищи, тоже упокоить себя силу. Печаль или совсем проходит свои, или, по крайней мере, теряет свою силу. (Сост. по вн. «Духовное врачевства СПБ. 1889 г. изд. 4, стр. 56 – 66).

187

Любовь к врагам (по уч. Филарета м. моск.). I. Что значит любить врага? «Удерживать мстительный удар, но не простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую лесть и носит желчь во внутренности сердца, не значит любить врагов, учит святитель Филарет. Любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другого. Аще алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его (Рим. XII, 20). Вот образ истинной любви! Не называйте себя напрасно готовыми к услугам вашего соперника, – будьте такими в самом деле. Говорите в нему сердцем и подтверждайте ваши уверения делами. Вкрадывайтесь нечувствительно в душу его, употребите сию благочестивую хитрость, дабы отнять у него желание делать зло, дабы возвратить невинность и спокойствие сердцу, возмущенному злобою. Любите враги ваша и благотворите. II. Побуждения любит врага. Мудрость мира находят здесь затруднение, представляя такую любовь неестественною, ибо она должна основываться на представлении видимых или воображаемых совершенств своего предмета: но как можно любить тех, в которых мы ничего не видим, кроме коварства и злобы? Конечно мы не можем любить зла, да и кто него требует? Чувствуйте все омерзение к порокам, какое они заслуживают, – сего не запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага, – разве менее противно природе ненавидеть человека? Человек! какое имя, какое обаятельное слово для обезоружения самого разяренного мщения! Природа разве не связала тебя с ним тысячею нужд житейских? Разве она не говорит за него в твоем сердце? Сам Бог любит его, печется о нем, хранят его, – и ты не страшишься, ненавидя слабого, вооружит против себя Всесильного? Или ты думаешь, что Всевидящий не вступится за Свое стяжание? Хотеть наказать врага – есть наглым образом входить в права Вседержителя, – но есть род возмущения против воли Его и власти священной. Присвоив себе человека безмерными благодеяниями. Он хощет тою же рукою, которою дает ему блаженство, совершать и наказание: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим. XII, 19). Но для чего Бог благости и милосердия приемлет столь грозное титло – Бога отмщений? Не по недостатку ли любви Своей? – Нет! Он сделается врагам наших врагом от избытка любви для обезопасения нашей свободы и спокойствия... Какое жалкое состояние – платить ненавистию за ненависть и обидою за обиду! Что, если враг сильнее тебя?.. К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве в ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, – разве менее страшны тайные ковы, нежели открытое нападение? А терзающие заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия обращающиеся на собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной удаче своей, и еще мучительнейшие – о удаче противника и наконец самые удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего, – оно есть ад на земле, пламя геенское! Что же остается нам для отвращения сих самопроизвольных мучений? Предаться Богу и ответствовать на ненависть любовию, на коварство простотою, на злоумышления доброжелательством, на укоризны полезными советами, на обиды благотворениями, на проклятия молитвами. Вот истинные оружия противу врага! Сие бо творя, по выражению великого апостола, углие огненно собираеши на главу его (Рим. XII, 20). Сколько бы он ни был жесток и окаменен, – твоя кротость поразит нечувствительное сердце, заставит раскаяться в нанесенных тебе оскорблениях. Она обращает гнев его на него самого, – стыд сожигает его. Таким образом любовь во врагу не только служит средством в твоему спокойствию, но и сильным для него наставлением; ты вступаешь тогда в некоторый род апостольства и делаешься оружием его обращения в добродетели! По сей-то причине милосердый Бог за одну любовь во врагам, как бы вменяя нам и те добродетели, в которым возбуждаем других, за одну сию добродетель обещает прощение нашим грехов: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отеи ваш небесный (Мф. VI, 14). III. Нравственные преимущества тех, которые любят врагов своих и благоторят им. Удивительно действие благодати! Как древле израильский народ, угрызаемый змиями, воззрев на медное изображение змия, мгновенно исцелялся от смертоносных своих язв: так человек, уязвленный эдемским змием и зараженный ядом греха, единым возарением любви на его подражателя, врага своего, возвращает здравие душе своей. Ибо в нашей воле есть – и неть врагов и благодетелей. Если мы великодушны и кротки, то они ничего не могут сделать, разве подать случай загладить пред Богом наши преступления. Они сеют плевелы, а мы пожинаем пшеницу: их обиды суть наши заслуги. Почто же мы теряем из виду столь великое преимущество, которое можем иметь над нашими врагами? Мы смотрим в увеличительное стекло на малейшие невыгоды, от них претерпеваемые. Не требует ли благоразумие взирать на все с той стороны, которая нам более полезна, а менее огорчательна? Злословят? Благодарите нескромного врага вашего: вы узнаете способ исправить погрешности, которых лучшие друзья нам бы не показали. Бесчестят, лишают доброго имени? Будьте спокойны; – какой вред для солнца, если какой безумец скажет, что оно мрачно? Так, если неблагонамеренные находят в вашей добродетели пятна, которых она не имеет, это их, а не ваше бесчестие. Лишают мнения? Нет нужды, если не считали его собственным, но если и иначе думали, то имеете случай узнать истину. Лишают детей, друзей? Сохраните добродетель, и вы соединитесь в вечности; иначе вы и сами для себя потеряны. Угнетают, гонят? Господня земля, и исполнение ее (Псал. ХХIII, 1). Гонения человеческие только приближают к царству Божию. Блаженни изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное (Мф. V, 10). Угрожают смертию? Не бойтесь! жизнь и смерть в одной руке; а кто живет Христу, для того смерть есть приобретение (Фил. И, 21). Если сии размышления не убеждают вас взирать на врагов ваших без смятения и гнева, взгляните на Голгофу, где небесная премудрость от невежества, невинность от адского преступления, Творец от твари, Господь Спаситель от врагов погибших страждет и умирает. Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, «любите враги ваша». (Из слова в нед. 19 по пятидесятнице, т. II, изд. 1874 г., стр. 285 – 6).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle