Источник

Часть 3, Глава 22Часть 3, Глава 24

О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего

Четвертая заповедь закона Божия

Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твои, в день же седьмый суббота Господу Богу твоему.

1. Библейские изречения о четвертой заповеди

Празднование воскресных и праздничных дней есть установление божественное: и благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. II, 3). – Я (св. Иоанн Богослов) был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, первый и последний (Апок. I, 10). – При наступлении дня пятидесятницы, все они были единодушно вместе (Деян. II, 1).

Хранение праздников выражается

а) в покое от обыкновенных занятий: шесть дней делай и сотвориши (в них) вся дела твоя; день же седьмой суббота Господу Богу твоему (Исх. 20, 1, 17).

б) в совершении добрых дел: случилось Ему (И. Христу) в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба; и они наблюдали за Ним. И вот предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнию. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И прикоснувшись, исцелил его, и отпустил (Лук. 14, 1 – 4).

в) в оказании дел милосердия не только по отношению к людям, но и домашний животным: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу (Лук. XIV, 5).

г) в хождении в храм Божий для молитвы и поучения в слове Божием: и пришел (Господь наш И. Христос) в Назарет, где был воспитан, в день субботний в синагогу (Лук. 4, 16; сн. Деян. 20, 7).

д) в приобщении в воскресный день тела и крови Христовых: в первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними, я проповедовал слово до полуночи (Деян. 20, 7),

2. Объяснение четвертой заповеди Закона Божия

а) День седьмый (воскресный) Богом благословен и освящен. «И благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Он творил и созидал». (Быт. II. 3). Что такое благословение дня, можно разуметь из противоположного ему проклятия дня. День проклинается, когда он полагается началом и виною некоторого зла и осуждается на сетование и как бы науничтожение (Иов. III. 1 – 9; Иерем. XX. 14 – 16). Следственно, когда день благословляется, тогда он поставляется причастным особенного некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени. Наипаче же благословение Божие всегда есть источник блага твердого и пребывающего. Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению (Иис. XX. 7; Числ. I. 13), и приписывается иногда тому, что само по себе свято (Иоан. X. 36; XVII. 19), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения (4Цар. X. 2; Неем. VIII. 9; Иоил. 1. 14; II. 15 – 16).

И так, Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его: а) незабвенным памятником Своея славы и веселия о творении (Пс. СІІІ, 31), и б) временем по превосходству священным для человека.

б) Время с коего празднуется воскресенье вместо субботы. Мы – христиане, со времени воскресения Христова, торжественно празднуем не субботу, а воскресенье, как такой день, в который совершилось наше спасение, наше избавление от греза, проклятия и смерти, – смерти вечной – вечного отчуждения от жизни Божией.

И как нам не почтит сего воскресного дня.

Если свят и благоговейно чтим был древний день Господень – день субботний, день покоя в память первого творения временного, то не паче ли должен быть свят и благоговейно чтим новый день Господень, день воскресный, день радости нового творения, пребывающего во веки, которым мы созданы во Христе Иисусе на дела благая (Ефес. 2, 10); порождены в упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых (1Петр. 1, 3).

в) Праздник начинается с вечера предшествующего дня. Как некогда в еврейской, так и ныне в христианской православной церкви, всегда верной древним священным преданиям, праздник начинался и начинается вечером предпраздничного дня, и оканчивается вечером дня праздничного, как сие видим в порядке богослужения.

г) Весь праздничный день должен быть посвящен Богу. Примечательна важность и сила древнего закона о дне Господнем. Коренной закон субботы говорит: помни день субботный, ежесвятити его; – в день седьмый, суббота Господу Богу твоему. Да не сотвориши всякого дела в он (Исх. XX. 8. 10). Примечайте: день всецело посвящается Господу; никакой доли оного не выделяется для человека и для его дел.

Возражение, что невозможно посвятить Богу целые сутки, потому что человеку необходимо нужно некоторое из суток время собственно для себя, например, время одеться, время принять пищу, время подкрепить тело необходимым сном, неосновательно. Возражение сие разрешается, во-первых, тем, что человек может употребить подвиг отказать себе в иной потребности, чтобы не похитить времени, посвященного Богу; во-вторых, тем, что и обыкновенные дела можно делать для Бога, и тем освятить их, и согласить с законом дня святого. Можно, например, в день Господень и одеваться, с благочестивою мыслию, чтобы чистою одеждою почтить чистоту и святость дня и храма Божия, в сей день преимущественно посещаемого: и вот правильное начало праздничных одежд, которые растленный в последствии времени обычай обращает на идолослужение суете и тщеславию. Можно в день святый, по выражению Ездры, ясти тучная, и пити сладкая (Неем. 8, 10), но ясти и пити во славу Божию (1Кор. 10, 31), с радостною и благодарною мыслию о Боге: и вот начало праздничных пиршеств, которые в древности некоторым образом присоединялись к жертвоприношению и богослужению. Мысль, что и ночь праздника есть доля дня святого, может и должна побудить человека, чтоб и сию долю времени, как можно более, освятить богоугодным подвигом, как можно менее уступить бездействию сна: и вот начало праздничных всенощных бдений, которые частию нужда, частию немощь, а частию и произвол сокращает нередко до того, что наименование всенощной службы становится обличением ослабевшей ревности в молитвенным подвигам.

д) Строгость закона о праздновании седьмого дня (субботы). Сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю, смертию умрет всяк иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людей своих (Исх. 31, 14).

Что еще говорит о сем предмете священная история? – Однажды, во время странствования в пустыне, израильтяне обретоша мужа собирающего дрова в день субботный (Числ 15, 32). Дело кончилось тем, что побиша его камением весь сонм вне полка, якоже глагола Господь Моисею (Числ 15, 32 – 36).

В книге пророка Иеремии читаем тяжкую от лица. Божия угрозу за преступления против праздника, по-видимому, не слишком тяжкие. Аще не послушаете Мене еже святити день субботный, и не носити бремен, ниже входити вратами Иерусалима с бременами в день субботный: то зажгу огнь во вратех его, и пожрет домы Иерусалимли, и не угаснет (Иер. 17, 27). Известно, с какою грозною точностию исполнена сия угроза чрез вавилонян.

Иудеи впоследствии времени весьма строго стали исполнять закон об охранении субботнего покоя. Приведем пример. От гонения Антиоха, принуждавшего иудеев к язычеству, многие из них удалились в пустыню. Язычники догадались, что выгодно будет напасть на них в субботу, в которую они, по закону, хранят покой. Тогда ревнителям благочестия внезапно представился нерассмотренный ими дотоле вопрос: аще достоит в субботу сражаться? И что же? – Умрем вси в простоте нашей (1 Макк. 2, 37), сказали они, и около тысячи человек допустили убить себя, не сделав ничего для своей защиты. Уже сей случай вразумил Маккавеев, что таким образом язычники совсем истребили бы благочестие; и потому принято за правило – и в субботу сражаться с нападающими врагами.

е) Как должно праздновать воскресный день? Обратимся для этого к евангелию. Что же говорить евангелие, к облегчению строгости закона субботы, или дня Господня? – Кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и аще впадет сие в субботы в яму, не имет ли е, и измет? Кольми убо лучши есть человек овчате? Темже достоит в субботы добро творити (Мф. 12, 11, 12). Из сих изречений можно извлечь два правила:

Первое: дела неизбежной нужды позволительны в день Господень.

Второе: дела благотворные и человеколюбивые достойны дня Господня. Но из сего по необходимости надлежит заключить и то, что дела, в которых нет ни неизбежной нужды, ни нравственного достоинства и благотворности, и евангелие, так же как древний закон, оставляет запрещенными в день Господень.

Посему весьма грешно в утро дня воскресного, во время святого дня, преимущественно святое, идти не в храм Божий, а на торжище, наполнять его до тесноты, вместо молитвы и покоя, суетиться среди молвы, купли и продажи. Закон гражданский снисходительно позволяет в день воскресный продавать и покупать необходимое для дня: пусть бы пользовались только сим снисхождением; однако и то, чем менее, тем лучше. А продавать и покупать в день воскресный, что можно было бы отложить до дня работного, продавать потому только, что сего хочет корысть, потому, что в праздник досужно, – достоит ли? – Не довольно ли шести дней недели для сих продаж и куплей? Надобно ли вторгаться с ними в день седьмый, чтобы и на купленное, и на цену проданного положить печать греха против заповеди, освятившей день седьмый?

Грешно в навечерии дня Господня, в часы, как изъяснено выше, принадлежащие действительно к составу дня освященного, в которые церковь уже начинает торжественные славословия, в которые благочестивые предки наши обыкновенно вкушали духовное веселие на вечернем или всенощном богослужения, спешить в места веселия мирского, на зрелища, которые и не в такое важное время не много имели бы права на внимание христианина, как принятые от язычников, и едва ли когда восходящие выше языческих представлений суеты, страстей и пороков.

Грешно в день посвященный славе Христа Спасителя и радости спасения, под видом веселия, предаваться делам, которые не только не славят Бога, но и человека унижают, и его спасению вредят, – делам плотоугодия, невоздержания, бесчиния. Заповедь, церковь, совесть да управляют вашим поступками, как, всегда, так наипаче во святой день Господень! Праздничную же свободу нужно полагать в том, чтобы не раболепствовать страстям, суетным обычаям и осуждения достойным примерам. (Сост. преимущественно по беседе Филарета, митр. моск., об освящении дня Господня).


Источник: Уроки и примеры христианской любви : опыт катехиз. хрестоматии / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXXVIII, 740, с.

Комментарии для сайта Cackle