О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
В. Добродетели, предписываемые второю заповедью
1. Нестяжательность*
а) Примеры нестяжательности.
I. Жизнь Господа Иисуса Христа представляет совершеннейший образец полного отчуждения от всякого земного стяжания. Сын человеческий не имел даже места, где бы главу преклонить.
II. Монашество древних и позднейших времен верно следует Основателю христианства в отношении к земным стяжаниям. О св. Антонии В. рассказывают, что когда он однажды услыхал в церкви евангельское чтение о богатом юноше, со скорбию отошедшем от Спасителя, тал как богатство воспрепятствовало ему последовать за Иисусом, то тотчас отказался от имущества и расстался с миром. Своих учеников св. Антоний побуждал к полной нестяжательности.
III. Нищета или лишение всех земных стяжаний, эта, как ее называли, «краса монашества», это «великое ограждение» монастырей, иногда переходила всякие пределы. Нищета иных подвижников доходила до наготы. Руфин об авве Серапионе рассказывает, что он шел куда-то, имея на себе рубашку и легкий плащ, но и с теми он расстался на дороге: плащом покрыл нагое тело мертвеца, встреченное им на пути, а рубашку отдал нищему, дрожащему от холода; когда же Серапион остался без одежды, то присел на крыльце одного дома, пока один сановник не узнал его и не уделил ему собственных одежд.
IV. Св. Макарий так мало заботился о своем имуществе, что когда вор вошел в его келью и начал грабить его достояние, то он, увидев это, не мешал ему окончить его дело и даже помог ему навьючить награбленное на мула, при чем Маварий произнес слова Иова: «Бог дал, Бог и отнял; да будет благословенно имя Господне»!
V. Замечательный пример пренебрежения к земному достоянию показывает далее один древний подвижник Агафон; он отказывался не только принимать деньги для себя лично, во и для раздачи бедным. «Если бы я взял деньги для раздачи бедным, то я принял бы двоякую вину», говорил он: «с одной стороны я принял бы то, в чем я не имею нужды; с другой стороны я вниду в грех тщеславия, приняв на себя раздачу чужих денег».
VI. Египетские монахи так боялись корыстолюбия, что не дозволяли оставлять после своей смерти даже самое малое количество денег, и если у кого из них по смерти находили деньги, то зарывали их вместе с владельцем в землю, при чем в поучение других восклицали: «серебро твое да будет с тобою в погибель»! (Деяе. VIII, 20).
VII. Некоторые из греков пришли однажды в город Острацины, в нижнем Египте, раздать милостыню.. Они взяли с собою приставников, дабы показывали им, кто особенно имеет нужду в подаянии. Приставники привели их к одному изувеченному и предлагали ему подаяние. Но он не захотел принят, говоря: «вот я тружусь, плету эти молодые прутья, к ем хлеб от трудов своих». Потом привели их к хижине одной вдовы с семейством. Когда они постучались в двери, откликнулась внутри дочь ее, бывшая ногою. А мат уходила в это время на работу, – она была портомоя. Они предлагали дочери одежду и деньги, но она не хотела принять, говоря: «когда пошла мать моя, то сказала мне: будь покойна, – Бог восхотел и я нашла ныне работу, теперь мы имеем пищу свою». Когда пришла мать, они стали и ее просить припять подаяние, но и она не приняла и сказала; «я имею Покровителя моего, Бога, – и вы теперь хотите отнять Его у меня»! – Услышав веру ее, они прославили Бога. (Из Скитск. пат.).
VIII. Принес некто старцу денег и сказал: «возьми на свои нужды; ты состарился, и находишься в болезни», – ибо он был изувеченный. Старец отвечал: «ты пришел отнять Питателя моего в продолжение шестидесяти лет! Вот я сколько лет нахожусь в болезни – и ни в чем не имел нужды, когда Бог вспомоществует мне и питает меня», и не решился принять деньги. (Из Древн. пат. гл. 6).
IX. Некогда в скифскую обитель пришел один незнакомец, человек богатый и из высшего сословия, посмотреть братию и пожертвовать некоторую сумму денег. И увидев нищету братии, он дал настоятелю обители большую сумму денег с тем, чтоб он разделил ее между братиею. Но авва сказал ему: «возьми свои деньги назад, потому что моя братия ни в чем не нуждается». Когда же тот не переставал просить, то авва взял деньги, положил перед церковными дверьми и сказал братия: «если кто из вас будет иметь в чем нужду, тот пусть возьмет отсюда!» Но никто и не коснулся их, многие же из них даже и не хотели взглянуть на деньги. Тогда авва сказал посетителю: «Бог принял твою жертву, теперь возьми опять свои деньги и раздай тем, кои ничего не имеют». (Из кн. «О трех обетах монашества», епископа Петра).
X. Один римский вельможа, близкий родственник препод. Арсения, при смерти своей отказал ему великое богатство. Праведник, получив духовное завещание, едва прочитал содержание его, как хотел разорвать драгоценный документ, но слуга, который принес его, пал к нему в ноги и умолял, чтобы не делал этого, опасаясь ответственности. Тогда препод. Арсений, отдавая ему назад завещание своего родственника, сказал: – «я умер прежде его: удивительно, как он, недавно умерший, делает меня, мертвеца, наследником богатства! Отдай, друг мой, бумагу назад тому, кто тебя с нею послал сюда». (По Ч.-М. Мая 9 д. св.: «Училище благочестия» изд. 14-е стр. 69).
XI. Разбойники хотели напасть ночью на св. Илариона, думая что-нибудь найти у него, по всю ночь искали и не нашли; поутру, увидев его самого, ничего неимеющего, сказали ему: «если бы на тебя напали разбойники, что бы ты сделал?» Он сказал: «нагий (ничего неимеющий) разбоя не боится». – Но они могут тебя убить? Святой сказал: «я умереть готов и потому разбойников не боюсь!» («Ч.-М.» окт. 21).
XII. «Богатые дают убогим, а не убогие богатым: как же ты хочешь дат нам, богатым, сам будучи убог? ибо последнейший из нас есть несравненно богатейший тебя», отвечал преп. Варлаам индийскому царевичу Иоасафу, дававшему множество золота для пустынножителей, и не взял золота. («Ч.-Мин.» 19 ноября, л. 39).
XIII. Преп. Илариону великому некий князь за исцеление болезни принес много золота и просил принять его. Преподобный, принесшему золото, показывая хлеб ячменный, сказал: «питающийся таковым хлебом, злато вменяет яко злато» – и не принял его. (Жит. преп. Илариона В. 4 окт.).
XIV. «Не нужно тому богатства, кто хлеб и воду имеет как царский обед или пир велик и учреждение многое», говорил св. равноапостольный Аверкий, еп. иерапольский, предлагавшим ему золото, серебро и прочее имение, за исцеление дочери царской, и не взял ничего. (Житие его 22 окт., л. 223).
XV. «Для меня приятен кусок хлеба; у меня сладкая приправа – соль; а стол приготовлен без трудов, и питие трезвенное – вода», говорил о себе Григорий Богослов. (Григорий Бог., ч. IV, стр. 281).
XVI. Когда армянский царь Полимий за изгнание беса из его дочери ап. Варфоломеем, послал было ему множество золота, серебра, бисера и других многоценных вещей, тогда св. апостол отвечал: «аз не тех вещей куплю дею, но душ человеческих взыскую, яже аще приобрету и в небесныя введу, тогда купец велик пред Господон моим явлюся» – и не принял ничего от царя. (житие св. Варфоломея 11 июня).
XVII. Преп. Иаков постник принесенное ему за изгнание беса золото, не точию не взял «но ниже воззрети на него хотел», говоря: не подобает божественных даровании куповати, ниже продавати, глаголющу писанию: туне приясте, туне дадите. Золото же то достоит раздати нищим, я сего не требую» – и отослал присланных с золотом. (Иаков постник. Житие его в «Ч.-М.» марта 4 дня).
XVIII. Св. Спиридон тримифунтский за исцеление молитвами своими царя Констанция даваемое ему множество золота не только не принял, но даже назвал такое даяние царево ненавистию, а самое золото – виновным всякому злу, сказав царю: «не тако подобает, о царю, воздавати ненависть за возлюбление... и за то прииму ли в воздаяниезалато, еже всему злу есть виновно». (Житие св. Спиридона еп. тримифунтск. 12 дек., л. 80).
б) Святоотеческие изречения о пользе для души нестяжательности.
I. «Отречение от благ есть, говорит св. Василий Великий, узда греховным действиям, удаление препятствий к стяжанию того, что вожделенно паче злата и камене честна многа (Пс. 18, 11) – восторжение человеческого сердца в небесное жительство, по причине коего можно говорять: наше житие на небесех есть (Филип. 16, 20). Но что всего важнее, – оно есть начало уподобления нашего Христу, Который нас рада обнища, богат сый». (св. Василий В., простр. правил ответ 8, см. Хр. чт., 1834).
II. «Как платье без сомнения будет препятствовать борцу (атлету) и связывать его, так и заботливые помыслы будут связывать душу, если истинен Тот, Кто говорит, что душа постоянно находится при своем сокровище. Ибо сказано, где сокровище твое, так будет и сердце твое» (Матф. 6, 21). (Св. Нил, о различных порочн. помыслах в «Хр. чт.», ч. 27, стр. 52).
III. Св. Исаак сириянин говорит: «не отрекшись от имущества, душа не может освободиться от возмущения помыслов; без молчания чувств не ощутит она мира в уме; без тишины помыслов не может ум обращаться в сокровенных тайнах» – созерцания Бога. (Сл. об удал. от мира в «Хр. чт.», 1825 г., ч. 18; сн. «Доброт.», ч. 2, гл. 5, ч. 1, гл. 23 и ч. 1, гл. 105).
Он же говорит: «если веришь, что Бог промышляет о тебе, то для чего печешься и заботишься о временном к о потребностях для плоти твоей? Если же не веришь, что Бог промышляет о тебе, и потому без Него заботишься о себе, то несчастнее ты всех людей. Для чего ты живешь и жить будешь? Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Псал. LIV, 23), – и не убоишися страха нашедшего на тебя (Притч. III, 25). Кто однажды навсегда посвятил себя Богу, тот пребывает в покое ума. Без нестяжательности душа не может освободиться от смущения помыслов, и когда не безмолвствуют чувства, не может ощутить мира в уме». (Сл. 56, л. 119).
в) Люди, исполняющие заповедь о совершенной нестяжательности, должны оберегать себя от самопревозношения. Они должны в этом случае подражать св. Павлину, епископу поланскому, о котором рассказывается, что он, раздав все свои богатства неимущим, в то же время думал, что он ничего еще не сделал для Бога и братий своих во Христе. «Я подобен бойцу, приготовляющемуся на сражение, или человеку, хотящему плыть чрез реку, обыкновенно говорил он о себе: они оба ничего еще не сделали чрез то, что скинули с себя одежду». (Житие св. Павлина).
2. Щедрость
а) Библейские изречения о щедрости.
Щедрость а) заповедуется: Я повелеваю тебе; отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему я нищему твоему в земле твоей (Втор. 16, 11). Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Пс. 58, 7). – Просящему у тебя дай и от хотящего занят у тебя не отвращайся (Матф. 5, 42). – Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лук. 12, 33). – Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах ( – 18, 22). – В нуждах принимайте участие (Римл. 12, 13).
б) заповедуется богатым: Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лук. 16, 9). – Богатых увещевай, чтобы они свидетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры (I Тим. 6, 18).
в) угодна Богу: доброхотно дающего любит Бог (2Кор. 9, 7). – Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13, 16).
Дел щедрости Бог не забудет: не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его (Евр. 6, 10).
Господь воплощением подал пример щедрости: вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас; дабы вы обогатились Его нищетою (2Кор. 8, 9).
Щедрость а) составляет характеристическую особенность верующих: добрый человек милует и взаймы дает; он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки (Пс. 171, 5. 9).
Добродетельная жена длань свою открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся (Притч. 31, 20).
б) бывает суетною без любви: если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор. 13, 3).
Щедрость должна быть оказываема:
а) для служения Богу: сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Иераилевым, чтобы сделали они Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне (Исх. 25, 1). – Приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее, и для (всех) священных одежд (– 35, 21). – Из глав поколений некоторые, пришедши к дому Господню, что в Иерусалиме, доброхотно жертвовали на дон Божий, чтобы восстановить его на основании его (Евдр. 2, 68). – Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих (Притч. 3, 9).
б) по отношению к верующим: ученики (апостолов) положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее, что и делали, пославши собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла (Деян. 11, 29. 30). Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме (Римл. 15, 26). В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, когда же приду, то которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим (1Кор. 16, 2. 3). Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 10).
а) с целию помочь священнослужителям: наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим (Гал. 6, 6). – Я получил все, избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду (Филип. 4, 18. 16).
г) по отнотению к слугам: (Втор. 15, 12 – 15).
д) по отношению к бедным: (Лев. 19, 10; 25, 35. Втор. 15, 7 – 11). У кого две одежды, дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Лук. 3, 11). – Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых ( – 14, 13).
е) по отношению к вдовицам и сиротам: (Втор. 14, 29; – 24, 19 – 21).
ж) по отношению к врагам: если голоден враг твой, накорми его, если жаждет, напой его (Римл. 12, 20 и Притч. 25, 21). – Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Матф. 5, 14; Лук. 6, 30).
з) по отношению ко всем людям: всякому, просящему у тебя, давай (Лук. 6, 30). Будем делать добро всем (Гал. 6, 10).
и) от доброхотного сердца: каждый уделяй по расположению сердца, ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор. 9, 7).
и) без рассчета на уплату и благодарность: благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет нам награда великая (Лук. 6, 35).
к) изобильно: сказали Моисею, говоря: народ много приносит добровольных даров, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. Приказал Моисей, я перестал народ приносить (Исх. 36, 6. 6). – Повелел Езекия народу, живущему в Иерусалиме, давать определенное содержание священникам и левитам, чтоб они были ревностны в законе Господнем. Когда обнародовано было это поведение, тогда нанесли сыны Израилевы множество начатков хлеба, вина, и масла, и меду, и всяких произведений полевых; и десятин из всего нанесли множество. И израильтяне и иудеи, живущие по городам иудейским, также представили десятины из крупного и мелкого скота и десятины из пожертвований, посвященных Господу Богу их; и наложили груды, груды (2 Парал. 31, 4 – 6). Чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая чрез вас производит благодарение Богу (2Кор. 9, 11).
х) по средствам нашим: если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет (2Кор. 8, 12).
Оказывание щедрости возбуждает щедрость в других: ревность ваша о вспоможении поощрила многих (2Кор. 9, 22).
Нужно трудиться, дабы быть в состоянии оказывать щедрость: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показах я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказах; блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 34. 35). Трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся (Ефес. 4, 28).
Тот, кто оказывает щедрость:
а) будет в изобилии: иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако беднеет (Притч. 11, 24). – Дающий нищему не беднеет ( – 28, 27). – Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Бог силен обогатить вас всякою благодатью (2Кор. 9, 6. 8).
б) будет благословен Богом: благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он восдаст Ему за благодеяние его (Притч. XIX, 17). – Милосердый будет благословляем (– ХХII, 9). – Когда ты отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, – тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Лс. LVIII, 10 – 11).
Щедрость к бедным:
а) Господь вменит Себе Самому. Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Матф. XXV, 40).
б) должна быть без тщеславия: смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного (Матф. VI, 1).
б) Примеры щедрости:
I. Самый блестящий пример щедрости, соединенной с нищелюбием, встречается в лице патриарха александ. Иоанна милостивого. О нем рассказывают, что при вступлении на кафедру он устроил обед для 7500 бедных, – что в случае нужды просящего он отдавал ему свои одежды, в какие сам был одет, – что во время голода он распродал все вещи, какие только были в его епископском доме, а деньги, вырученные от продажи, раздавал нуждающимся и т. д. (Сост. по кн.: «Расск. из ист. христ. аскет. жизни» А. Лебедевой 170 – 171).
II. Блаженная Мелания, отличавшаяся великою щедростью, рассказывала, что она, вскоре по прибытии из Рима в Александрию, услышав от блаженного пресвитера Исидора странноприимца о добродетельном житии Памвы преподобного, жившего в нитрийской горе, в сопутствии самого Исидора отправилась к нему в пустыню. «Принесла я с собой, говорила она, ящик с тремястами литр серебра и просила его принять это приношение от моих стяжаний; он сидел и плел ветки и, не оставляя своей работы, дал мне только словесное благословение, сказав: «Бог наградит тебя!» потом сказал эконому Оригену: «возьми это и употреби на нужды братии, живущей в Ливии я по островам: эти монастыри скуднее прочих; а из живущих в Египте братий никому не велел давать из этих денег, потому что страна эта, говорил он, плодороднее других». Я стояла, говорить Мелания, и ядала, что он почтит меня благословением, или хотя слово скажет в похвалу за такое приношение, но ничего не слыша от него, сама сказала ему: «господин мой, да будет тебе известно, что серебра здесь триста литр!» Он и при этом не показал никакого внимания и отвечал мне, даже не взглянув на ящик: «дочь моя! Кому ты принесла это, Тому не нужно сказывать, сколько тут весу: Он известен горы, и холмы поставил весом, – тем паче знает вес твоего серебра. Если бы ты отдала его мне, то хорошо было бы сказать о его количестве: но если ты принесла его Богу, Который не отвергнул и двух лепт, но еще оценил их дороже всех других приношений, то молчи и будь спокойна». (Лавсаик, стр. 40).
III. Павлин, сын богатейшего сенатора, с супругою своею роздали несметное свое богатство бедным по общему согласию, и вступили в монашество в Ноле, где Павлин, сделавшись епископом, приводил в удивление других своею добровольною нищетою. Августин повествует о нем, что он во время расхищения и опустошения города Нолы готами, молил Бога такими словами: «Господи, да не мучуся ради серебра и злата, ибо ты знаешь, где все мое сокровище»! (Аugust. De сivitаtе Dei. Lib. 1. с. 10).
IV. Одна знаменитая и благочестивая римлянка, именем Маркелла, не имея у себя наследников, раздала все свои богатства бедным семействам и св. обителям. Вскоре готфы опустошили Рим, о чем услышав, праведная Маркелла воздела руки к небу и радостно воскликнула: «благодарю Тебя, Господи Боже мой, за то, что Ты, милосердуя о мне недостойной, наследство мое привел в безопасность и сохранил от расхищения варварского». Исполнив евангельскую заповедь: скрывайте себе сокровище иа небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие не подкапывают, ни крадут (Мф. VI. 20), она достойно радовалась, что несчастие Рима не сделало ее убогою. (Из «Училища бл.», изд. 14, стр. 491).