Месяц февраль
Двадцать пятый день.
Св. Тарасий, патриарх Константинопольский.
(О почитании св. икон).
I. Св. Тарасий, память коего совершается ныне, был сенатором, когда избрали его в патриарха константинопольского. В то время между христианами было много неразумных людей, которые отвергали почитание св. икон. Тарасий ревновал о почитании св. икон не только при жизни, но и по смерти. Так, когда Лев Армянин, сделавшись императором несколько лет спустя по смерти св. Тарасия, снова вооружился против почитателей св. икон, то однажды во сне увидел он св. Тарасия, который, указывая на него, приказывал убить его одному воину – Михаилу, и тот нанес ему смертельный удар мечем. Встревоженный этим сновидением Лев посылал в монастырь св. Тарасия разузнавать, не скрывается ли там воин Михаил... не подозревая того, что св. Тарасий предупреждал его во сне о Михаиле Вальосе, одном из военачальников, который действительно умертвил Льва в самый день Рождества Христова.
О св. Тарасии известно кроме сего, что он вел самую строгую жизнь и, несмотря на знатность рода и сана, одевался просто и не дозволял прислуживать себе при одевании и снятии одежды, был столько добр, кроток и смирен сердцем, что сам прислуживал другим, особенно больным, для которых устраивал помещения.
II. Из представленного краткого очерка жизни св. Тарасия вы видели, братия, что он ревновал о почитании св. икон не только при жизни своей, но и по смерти. Эта святая ревность его научает и нас почитать св. иконы и не слушать обольщений тех еретиков нашего времени, которые, как например, штундисты, отвергают почитание святых икон.
а) Почитание св. икон есть одно из древнейших учреждений в церкви Христовой и было оно повсюду, как на востоке, так и на западе.
Если бы почитание св. икон было противно Господу, Господь не повелел бы Моисею соорудить на кивоте два золотых херувима.
Если бы св. иконы были несогласны с волею Господнею, то Господь Иисус Христос не благоволил бы отпечатлеть Свой образ на полотенце и послать его болящему Авгарю.
Далее, если бы св. иконы были несогласны с заповедями Господними, то ближайший самовидец и слуга Христов, св. апостол и евангелист Лука, не написал бы образа Пресвятыя Богородицы; если бы почитание св. икон было богопротивно, то св. церковь, которая никогда не может погрешить или отступить от истины, не возвела бы почитания их на степень догмата, т. е. истины святой и непреложной.
б) Люди, не почитающие св. икон, суть явные противники воле Божией, с ними не должно иметь никакого общения. Кто не почитает св. икон и говорит, что они суть идолы, тому, по словам VII-го вселенск. собора, анафема, т. е. тот отлучен от церкви, и след. от вечного спасения.
Поэтому-то, братие, увещавая почитать св. иконы, скажем словами св. ап. Павла: молю вас именем Христовым, не уклоняйтесь злым духом времени и всяким ветром учения по лукавству человеческому и по хитрому искусству обольщения (Ефес. IV, 14); блюдите себя от творящих распри и раздоры и уклоняйтесь от них (Рим.16:17).
III. Будем же свято почитать св. иконы и поклоняться им. Кто почитает св. иконы, тот почитает Бога, – кто же не почитает св. икон, тот творит волю диавола, воздвигшего гонение на св. иконы, как он сам говорил об этом препод. Феодосию: «отвращу много людей от поклонения иконе Христовой и пойдут они вслед меня, творя мою волю» (Ч. М. 29 мая).
Помня же все это, будем почитать св. иконы и сохраним себя от тяжкого греха противления установлениям матери нашей св. церкви. (Сост. по «Паст. соб.» и др. источн.)