Источник

Четырнадцатый день.
Поуч.2-ое. Препод. Марон.

(Обычай прибегать в известных случаях с молитвою к определенным святым имеет для себя законное основание).

I. Преп. Марон, пустынник сирийский, память коего совершается ныне, подвизался близ города Кира, лежавшего на два дня пути от Антиохии. Местом для своих подвигов он избрал вершину одной горы, в старину чтившейся язычниками. Сделав это место идольских жертвоприношений местом служения Богу, он подвизался в небольшой хижине, в которой редко, впрочем, бывал, почти всегда оставаясь под открытым небом. Для умерщвления плоти он поднимал тяжкие телесные труды. Бог послал ему дар молитвою и благословением врачевать различные, не только телесные, но и душевные недуги и болезни. Он исцелял больных горячкой, исступленных, одержимых бесом. Он врачевал души от недугов любостяжания, гнева, невоздержания и беспечности, внушал смиренномудрие гордым и справедливость неправедным. – После краткой болезни он с миром отошел к вечной жизни, около 370 года. Жители одного ближняго селения взяли св. мощи его и положили в своем храме, на благословение своему селению.

Наши предки молились преп. Марону об исцелении от лихорадки.

II. Братие! Многие из христиан веруют, что в некоторых случаях может испросить им у Бога особую помощь только известный святой. Например, чтобы избавиться от зубной боли, молятся священномученику Антипе; чтобы сохранить скот от падежа ищут помощи у мучеников Флора и Лавра, великомученика Георгия и священномученика Власия; чтобы получить помощь у Господа в случившихся бедствиях и затруднениях земной жизни, просят молитвенного ходатайства у св. мученика Трифона; об отыскании покраденных вещей прибегают к мученику Иоанну – воину и т. д.

а) В этой вере в особую помощь в известных случаях того или другого святого – ничего предосудительного нет. Ибо если они веруют, то конечно и с особым с своей стороны усердием и любовию прибегают к тому или другому святому, а в усердии и любви к святым, кроме хорошаго, ничего другого видеть нельзя; а с другой стороны права вера подобных людей и потому, что благодатная деятельность святых иногда получает как бы некое определенное направление. – Если спросим о сем апостола Павла, то можем иметь следующий ответ: вся сия – подаяние благодатных дарований, определение их рода, степени, силы, вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет (1Кор. XII, 11).

Впрочем, как Дух Божий, по беспредельной благости готовый дать всякому человеку всякое благодатное дарование, действительно раздает дарования сообразно с законом правды, – достойным, и, сообразно с законом премудрости, – способным употребить оные для благих целей: то можно полагать, что вышнее определение рода, степени, силы, пространства благодатных дарований, низпосылаемых верующему человеку, бывает по некоему применению к роду, степени, силе, пространству его свободных духовных расположений, и его подвигов и добродетелей. Нечто подобное сей мысли находим у апостола Павла, когда он о подвигах Самого Иисуса Христа говорит: в немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. II. 18).

Кто с верою и любовию к Богу и Его закону, с надеждою благодатной помощи Божией, твердо стоял против искушения и действительно приял благодатную помощь к отражению онаго; кто ревностно и постоянно упражнялся в некоем благочестивом подвиге или добродетели, и действительно приял благодатную помощь совершить подвиг и добродетель; кто мужественно решился лучше пострадать и умереть, нежели изменить истине и правде, и действительно приял благодатную помощь победоносно прейти поприще неповинного страдания: тот может, и другим искушаемым и подвизающимся помощи; или вообще потому, что привлеченная его верою и подвигом вселяется в него сила Христова (2Кор. XII. 9), и действует не только в нем, но и чрез него; и в особенности потому, что он, по опыту своего искушения и подвига, тем глубже сочувствует и состраждет другим в подобном искушении и подвиге, и тем ревностнее ищет им помощи, и, по опыту обретенной для себя благодатной помощи, тем с большим дерзновением веры и тем с большим успехом, предстательствует пред Богом и за других, требующих подобной помощи, находя притом в радости благотворения награду за свой подвиг.

б) Такое применительное направление благотворной силы святых можно усматривать на опыте в житиях их.

У преподобного Даниила Скитского просил помощи некто, тяжко боримый искушением, восставшим против его целомудрия. Старец послал его на гроб мученицы Фомаиды молиться при ее предстательстве. И когда повеленное было исполнено: искушение исчезло. Почему же помощь должна была прийти именно чрез сию мученицу? – Потому, что она в жизни прошла чрез тяжкое искушение против ее целомудрия и мученически умерла за сохранение целомудрия.

В житии священномученика Власия, память коего св. церковь совершает 11-го февраля, передается следующий случай.

У некоторой женщины был единственный сын. Однажды, когда он ел рыбу, рыбная кость остановилась в его горле, и так как, при всех усилиях, вынуть ее оказалось невозможным, то отрок стал невыразимо страдать, лишился голоса и был близким к смерти. Мать взяла его полумертваго, отнесла к св. Власию, положила к ногам его и, рассказавши, что с ними случилось, со слезами начала умолять о помощи. «Помилуй сына моего, вопияла она, раб Спасителя нашего Иисуса Христа, ибо сей сын мой есть единственныи!» Власий внял мольбам ея, положил руку на уста отроку и, возведши очи свои к небу, стал молиться так: «о, Господи, помогающий всем усердно прибегающим к Тебе! Услыши мою молитву: Твоею невидимою силою исторгни кость из горла отрока сего и исцели его. И еще сделай так, что если что подобное случится с людьми или со скотом, то тем из людей, которые при этом скажут: Боже, молитвами раба Твоего Власия помоги, тем Ты, Господи, ускори на помощь, и подай исцеление в славу и честь святого Твоего имени!» После молитвы святого отрок стал совершенно здоровым, стал громогласно славить Господа, и святый Власий отдал его матери («Чет.-Мин.а 11-го февраля).

III. Из этого ясно открывается, что св. великомуч. Власий испросил себе у Бога еще при жизни особый дар исцелений. А если испросил, то почему же и верующим в него не обращаться с особою верою и усердием за известною помощию именно к нему и др. святым? Аминь. (Сост. Г. Д. по проп. Филарета, митр. моск., т. V, с дополн. из др. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle