Месяц январь
Тридцать первый день.
Поучение 2-ое. Святые чудотв. и бессребренники Кир и Иоанн.
(Жалующимся на трудность спасения).
I. Воспоминаемый ныне церковью святой Кир родился и получил воспитание в египетском городе Александрии. Он был знаменитым врачом и лечил бесплатно; любя ближних всем сердцем, он никогда ничего не брал за свои труды. Посещая больных, он в тоже время давал им советы нравственности и убеждал беречься грехов, говоря, что душевный недуг гораздо опаснее телеснаго. Нередко язычники, слушая наставления Кира, оставляли свои заблуждения и обращались ко Христу.
В то время царствовал Диоклитиан, жестокий гонитель истинной веры. Когда Александрийскому наместнику донесли, что Кир распространяет христианство между язычниками, его велено было схватить. Узнав об этом, Кир удалился в Аравию и там продолжал врачевать душевные и телесные недуги. Здесь присоединился к нему один молодой воин, Иоанн, родом из Эдессы; он начал учиться у Кира и подражать его святой жизни. Они вместе помогали больным и проповедывали слово Божие.
В то время были взяты на мучение Афанасия и три дочери ея: Феоктиста, Феодотия и Евдоксия; они были приведены в город Каноп (в нижнем Египте). Кир и Иоанн отправились туда же, нашли Афанасию и дочерей ее в темнице и убеждали мужественно исповедывать Христа и встретить за Него, если будет нужно, мученическую смерть. Когда градоначальнику Сириану донесли, что двое неизвестных людей научают христианок упорствовать и не поклоняться идолам, Сириан велел их схватить и привести к себе и грозно требовал, чтобы они отказались от своей веры и принесли жертвы богам, обещая им за это награды и почести; видя безуспешность своих попыток, он приказал лишить святых жизни (в 311 году).
II. Братие! часто приходится слышать, как некоторые, рассуждая о пути к царствию Божию, находят его столь трудным, что готовы сказать: «кто может спасен быти?» (Лук. ХVIII, 26). «Трудно», говорят, «спастись; в мире спастись невозможно». Свв. Кир и Иоанн служат сильными обличителями таких мудрователей. Кто были они? Врачи, т. е. люди мирские и близко соприкасавшиеся с миром, однако крепкой верою в Бога и любовию к ближним достигли вечного блаженства на небесах. Разберем наши жалобы на трудность спасения.
а) «Трудно спастись». Это правда. Спасение требует терпения, подвига, труда. А что же приходит к нам без труда? Легко, без труда приходит к нам один грех, одна пагуба души. Где и в чем не требуется терпение, усилие, подвиг? Временное благополучие, земные блага разве достаются нам даром? Каким не подвергаем себя заботам, каких целый век не употребляем трудов для настоящаго, временного своего благополучия? И однако же никогда почти не жалуемся на эти труды. Отчего же одни, для спасения души подъемлемые, труды кажутся нам тяжкими, и мы хотим избегать их, как будто превышающих наши силы, или как будто не так нужных для нас? Разве вечное благополучие менее временнаго? Разве настоящая жизнь, которая может сегодня же кончиться, стоит наших трудов, а будущая, которой не будет конца, не стоит наших забот? Ах, братие! Мало думаем мы о своих душах, мало дорожим спасением их, не помышляем о том, к чему призвал нас и что хочет даровать нам Бог, а все внимание, всю заботу, весь труд обращаем на земную жизнь, и на временное благополучие. Вот истинная причина, почему нам кажется трудным путь спасения. А в самом-то деле он не только не труден, но и легок и приятен. Ведь сказал же Господь, что и «иго Его благо» и «бремя Его легко» (Матф. 11, 30).
И как благо-то, и как легко-то! Стань только на путь Божий, начни только труд спасения, – и уже готова тебе помощь, – Господь с тобою уже Своею благодатию. И как легко и приятно жить и трудиться с Господом и для Господа! Любовь Божия воспламеняет, надежда будущего блаженства окрыляет труженика, и путь спасения до того становится ему гладким и приятным, что, хоть бы тут встречались с ним беды и напасти, хотя бы грозила ему смерть, он не сойдет с него, и не променяет его на распутия мира.
б) «В мире», говорят, «спастись невозможно». Это отчего? Не так удобно, это правда, но чтобы невозможно, это несправедливо. Пусть несколько развлекают нас отношения к миру, заботы семейныя, обязанности службы, занятия в каждом роде звания, но могут ли они служить препятствием ко спасению, когда и сами, ежели исполняются в духе истинной веры, честно и свято, составляют добрыя дела, которые именно и требуются на пути спасения? Цари, князья, пастыри церковные жили ведь в мире и имели постоянное отношение к миру, и однакож многие из них не только спаслись, но и прославились, как святые угодники Божии. Пусть встречают нас искушения, прелести, соблазны в мире; но ведь от нас зависит увлекаться ими, или же презирать и отвергать их.
От нас, братие, от нас зависит идти путем спасения, или блуждать по распутиям мира. Никто и ничто не принуждает нас жить противно правилам христианским. И ежели мы поползновенны на грех, то этому причиною собственная наша греховная воля; ежели мы не можем устоять против легких искушений и соблазнов мирских, то это наша вина, наша собственная слабость.
в) «Невозможно в мире спастись». А знаете ли, что мирские христиане бывали даже выше и совершеннее в духовной жизни знаменитых пустынников, так что Господь указывал последним на первых, как на высокий пример и образец христианского совершенства. Послушайте, что повествуют нам дееписания церковныя. Раз случилось с преподобным Макарием следующее: стоя на молитве, он услышал голос: «Макарий! ты еще не сравнился с двумя женщинами, живущими в таком то городе». Макарий тотчас пошел в этот город, нашел сказанных женщин, и просил их поведать ему благоугодные дела их. Женщины сначала отрицались, говоря, что мы живем с мужьями, и ничего за нами особенного нет, но потом одна из них сказала старцу: «разве вот что: мы – две невестки, обе находимся в замужестве пятнадцать лет, живем в одном доме, и во все это время не только не было между нами никаких ссор, но и не слыхали одна от другой ни одного неприятного слова». (Чет. М. Янв. 19). Вот, в чем состоял подвиг сказанных женщин: в постоянном взаимном согласии, мире и любви. Подвиг, видите, самый сподручный, но, как оказалось, самый благоприятный Богу. Да и удивляться нечему. Ведь любовь – главная и высочайшая добродетель христианская. Она именно и составляет «закон Христов» (Гал. 6, 2). Господь ясно заповедал всем нам любовь. «Сия», сказал Он, «заповедаю вам, да любите друг друга» (Иоан. 15, 17).
III. А ежели так: трудно ли после этого для нас спасение? Разумно ли думать и говорить, что в мире спастись невозможно? Что не удобно для мирского христианина? Обязанности ли христианские церковные – молитва, пост, покаяние, причащение Св. Таин? Да к этому именно и призываются все христиане. Качества ли христианские духовныя, – любовь, согласие, смирение, послушание, искренность, честность? Да за это обыкновенно все и всякого любят и почитают. Дела ли христианские общественныя, – благотворение, странноприимство, призрение бедных, помощь несчастным? Да за это и на земле бывает признателъность и благоволение. Нет, братие, не на трудность спасения, а на свои греховные привычки должно жаловаться нам. Аминь. (Сост. по кн. «Сеятель благочестия», прот. В. Нордова, т. 2-й, изд. 1891 года).