Источник

Первый день.
Поучение 3-е. Новый год.

(Нужно дорожить временем).

I. В день нового года принято говорить о времени. Следуя общему обычаю, скажем и мы о нем. Послушайте, что говорит о времени апостол Павел: «поступайте осторожно..., дорожа временем, потому что дни лукавы» (Ефес. 5, 15–16). Странное дело! неужели же и человеку, сотворенному по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26), созданному во Христе Иисусе на дела благая (Еф. 2, 10), умаленному малым чим от ангел, славою и честию венчанному человеку (Пс. 8, 6) – нужно еще напоминать, нужно учить его, чтобы он дорожил временем? Хотя странно, но на самом деле так.

II. Посмотрите на все предметы, которые вокруг вас, выше вас, ниже вас. Все они исполняют дело неизменно – и все в свое время. Небесные тела неуклонно следуют путем, указанным им Творцом и знают время когда светить. Солнце, как жених, исходит из чертога своего, льет свет по всей земле и потом познает запад свой. Луна светит ночью. Ночь всем тварям подает сладкий покой. Земля знает время, когда прозябать траву скотам и злак на службу человекам. Деревья одеваются листьями и плодами в свое время. И, увы, «один лишь человек», как говорит премудрый, «не знает своего времени» (Еккл. 9,12), и одни пороки людские делают дни лукавыми, и одни люди – дни злыми делают по причине своего безумия, ибо не хотят знать настоящего употребления времени (Иероним и блаж. Авг. в речи на слова ап. Павла, Еф. 5, 15, 16).

Так оказывается справедливым, что именно человеку нужно особенно напоминание о том, чтобы он дорожил временем, и что поэтому и наставление апостола для него существенно важно и необходимо. Необходимо это наставление, ибо все: и истраченные деньги, и прожитое состояние, и даже поколебленное здоровье могут возвратиться, но никогда не вернется потерянное время.

а) Нужно дорожить каждою минутою времени. Часто и одна только мгновенная ошибка делается причиною скорби на всю жизнь. Нередко человек в момент самозабвения и искушения совершает зло, для исправления которого не достаточно бывает после и всей его жизни. И нередко случалось, что одно только прегрешение и одна небрежность влекли за собою последствия гибельные и неотвратимыя. Необходимо это наставление св. апостола: ибо и один безчестный поступок и одно нечестивое слово оскверняют душу. Итак,же часто, в самое короткое время, люди обесславливали свое имя, подготовляли себе жестокие угрызения совести на целую жизнь и причиняли близким своим самую горькую скорбь. И, наоборот, в самое то же короткое время люди совершали и значительное добро, если они решались идти по пути истины и честности. А при этом конечно несомненно и то, что если кто совершал хотя по одному какому-либо доброму делу в день, тот достойным и прекрасным образом проводил жизнь и подготовлял себе богатую жатву на небе.

Так вот из размышления и об одних только минутах, как видите, можно убедиться в том, сколь важно и необходимо для нас наставление апостола: «поступайте осторожно, дорожа временем».

б) А что же после этого сказать о времени вообще? О, если мы даже немного подумаем о нем, то ясно убедимся, сколь нужно нам сие наставление апостола. Ибо что такое вся настоящая жизнь наша? «Она есть ни более ни менее, как лествица, которая одним концом простирается до неба, а другим касается ада: и мы, идя по ней, постепенно или приближаемся к небу и наконец достигаем его; или ниспускаемся в преисподнюю, и наконец низвергаемся на дно адово». А при этом, кто знает, может быть время настоящее есть уже последняя ступень в этой лествице? Кто может утверждать, что не скоро еще раздастся полуночный глас: «се Жених грядет?» Кто может нас уверить, что не сегодня, а завтра нас позовут на суд Божий? – Конечно никто. А если так, то понятно, по слову апостола, и должны мы «постоянно поступать осторожно, дорожа временем», должны непрестанно помнить, что жизнь наша кратка и внезапу прерываема, что все на земле тленно и ничтожно, кроме совести и души бессмертной; что надобно отличать и обогащать себя тем, что вместе с душею прейдет в вечность, т. е., делами добрыми, и что тот из нас, наконец,ужасный враг самому себе, кто живет так, как будто ему и умирать никогда не надобно.

III. Что прибавить к сему еще, чтобы крепче утвердить и сильнее напечатлеть в умах и сердцах ваших слово апостола? Прибавим еще следующее наставление святителя Тихона Задонского, которым и заключаем слово. «О, бедный грешник, поучает святитель, почто утренний день обещаешь себе, который не в твоей, но в Божией власти есть? Что, когда завтрашняго дня не дождешися? Что, когда царский указ к тебе приидеть тотчас, и позовет тебя тем царь небесный Господь не к покаянию уже, но к ответу и суду? Какой страх, какой трепет, ужас и отчаяние будет колебать тогда душу твою! Смерть невидимою дорогою за всяким ходит и восхищает человека, когда не чает, и где не чает, и как не чает. Что, когда она и к тебе в таких мыслях приидет, и без голоса возгласит тебе: иди, человече, Господь Вседержитель зовет тебя! Что будешь говорить тогда?.. Итак не медли, грешник, обратися ко Господу, да не вместо милости Божией суд Божий на себе дознаешь. Ко Христу же приходим не ногами, но сердцем, не пременением места, но пременением воли и нравов в лучшее. Кто внутрь себе изменится, и от злого обычая отставши, покаянием себе очищает и всякого бережется греха, и воле Христовой угождает, тот ко Христу идет и с пророком глаголет: «готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. СVII, 2)! Се иду!.. Полно же на чужой стороне медлить; полно злому господину работать; полно грехами, яко рожцами негодными, питаться. Воставше, пойдем к Отцу нашему: и будет питать нас трапезою, каковая сынам Его представляется. Отче! согреших на небо и пред Тобою; и уже несмь достоин нарещися сын Твой: сотвори убо мя, яко единого от наемник Твоих» (Лук. XV, 18). (Из твор. свят. Тихона Задонск., том 12, стр. 127–130; сн. № 1 журн. «Кормчий» за 1891 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle