Месяц декабрь
Тридцать первый день.
Поучение 3-е. На всенощном бдении при наступлении нового года.
(Еще одно лето!.)
I. При наступлении нового года нахожу, братие, весьма благовременным предложить вашей любви притчу Иисуса Христа о бесплодной смоковнице.
«Глаголаше же Иисус Христос сию притчу: смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену: и прииде ища плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, отнелиже прихожду, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы ю убо, Вскую и землю упражняет? Он же отвещав, рече ему: Господи, остави ю и се лето, дóндеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем. И аще убо сотворит плод: аще ли же ни, во грядущее посечеши ю» (Иак. 13, 6–9).
Настал, братие мои, новый год.
а) Сколько людей на свете, а нет и двух во всем похожих друг на друга.
Один подобен тому дереву, которое каждый год приносит плоды и родит так много, что ветви гнутся к земле от тяжести сочных, сладких плодов: это человек, который постоянно трудится и умом и руками, трудится честно, праведно, заработывает себе и насущный хлеб, и добрую славу, и служит на пользу себе и другим, своему народу и всем людям.
Другой человек подобен тому дереву, которое хотя и каждый год приносит плоды, но эти плоды никому не по вкусу: они кислы и горьки; это – тот, кто живет только для себя одного, а не для других; другой от него ничем не попользуется, – это самолюбец.
А иной подобен дереву, которое приносит плоды хорошие, но по немногу, редко когда, в хороший год, появится на нем какое-нибудь яблочко, или груша, а большею частию по многу лет оно стоит без плодов: это нерадивец, который живет, как говорится, ни для Бога, ни для людей; ему нет дела ни до себя, ни до других; он походит на манну, которая не хочет с неба спадать.
Но есть люди, подобные и той смоковнице, о которой Иисус Христос сказал в Своей притче, что стояла она среди сада и три года приходил к ней хозяин посмотреть: не уродилась ли хотя одна смоква на ней, и ничего не находил. Это люди, у которых не найдешь ни одного добраго, мудрого дела, которые живут на свете не как люди, а как бессловесные животныя; они никогда не думают о душе своей, не возносят своего сердца к Богу, не ходят в церковь и дома не молятся; нет у них ни для кого доброго слова; короче сказать: их жизнь бесполезна, и они даром занимают место между людьми.
б) А знаете ли, други, кто тот господин, который пришел в свой сад, искал плодов на смоковнице, и когда ничего на ней не нашел, то приказал срубить ее? – Это Господь Бог, Отец наш небесный, а сад – это мир сей, а садовник – это Спаситель наш Иисус Христос. Господь Бог не может терпеть безрассуднаго, злого, грешного человека, который даром занимает место на свете. Но Иисус Христос, соделавшись человеком, смиловался над родом человеческим грешным и просил за грешников Отца Своего небеснаго, как бы говоря: Господи Боже Отче Мой! не наказывай их; не одни они повинны, что стали такими; их так воспитали; за ними не смотрели, когда они малы были, никто их сердца не согревал, никто их ума не просвещал; они росли как росла та смоковница необрытая, неудобренная; ее корни опутал густой пырей, вокруг нея все бурьяном поросло; до нея не доходило ни света, ни тепла солнечнаго; никто не очищал ее от моха и сорной травы, никто ее не подстригал, не ходил за ней так, как бы надобно, – вот она, эта смоковница, и не могла принести плода. – Так и эти люди: они не могли быть лучше, их никто не учил, не воспитывал: они не знали грамоте, не умели книг читать, не знали какой веры они, а если и знали какой, то не знали, чего от них эта вера требует. Но вот Я, продолжает вертоградарь – Господь, эту смоковницу окопаю, обложу удобрением, очищу, позабочусь о ней, и она принесет плод. А если и при этом она ничего не уродит, то через год Я срублю ее...
Какое мудрое поучение заключается в этой притче сладчайшего нашего Господа Иисуса!
II. Вот точно такие и были люди до пришествия Христова, как та бесплодная смоковница. Но Иисус Христос явился среди нас, людей, с Своим Божественным учением, и учил, и проник до глубины сердец людских этим учением, как тот вертоградарь докопался до корней смоковницы. И вырвал Он оттуда грех, как садовник вырывает сорную траву от корней, и удобрил землю, то есть обновил мир Своим законом и поливал смоковницу не потом только Своим, но и кровию. Понимаете теперь, братие, эту притчу, которую так прилично вспомнить теперь, при начале нового года?
а) Спроси же каждый сам себя по совести: не похож ли и я на эту смоковницу? Где плоды прожитых мною лет? – Не было их совсем, или хотя и были, но такие мелкие, кислые, горькие, – а ведь могли бы быть крупными, сладкими, вкусными! Боже мой! Если бы Ты ныне позвал меня на суд и спросил: где плоды моего разума, моего сердца, моих чувств, моих трудов? Что сказал бы я, не имея их, будучи подобен бесплодной смоковнице? – Но я еще живу, еще занимаю место в вертограде Твоем; еще ходатайствует за меня вертоградарь – Спаситель мой, Иисус человеколюбец! Он просит за меня: Господи, не посекай его, потерпи еще единое лето!.. Как много поучительного для нас на новый год в этом слове: Господи, еще единое лето! Не для святых, праведных, благочестивых это сказано, а для грешников, для нечестивцев! Им грозит посечение, подобно той смоковнице, значит, их жизнь заслуживает вечную погибель... О, кайтеся, грешные, исправляйте вашу жизнь, приносите плоды вашего покаяния! – Еще одно лето!..
б) Упивавшийся вином, подумай, сколько трудовых грошей отнял ты у твоей доброй, честной семьи ради своей грешной привычки? А вот Спаситель просит за тебя Своего Отца небеснаго: Господи, потерпи ему еще единое лето! Он покается, вразумится, принесет добрые плоды, как принесли их многие, бывшие прежде пьяницами!
в) Еще единое лето! Это о вас речь, родители, опекуны, хозяева; – вы дали жизнь вашим детям, или вам поручили чужих детей, или же у вас есть прислуга, рабочие не только на вашем хлебе, но и на вашей совести! Скажите, родители: отчего так много злых людей на свете? Отчего была бесплодна смоковница? Оттого, конечно, что ее посадили, но о ней не заботились, не окапывали корней ея, не удобряли земли, оставили ее без всякого призрения. Вот то же самое бывает и с многими-многими детьми. Родители дадут им жизнь, но гораздо более присматривают за ягненком или теленком, чем за своим дитятею. С грехом пополам научат его молитвам, да и тут почти каждое слово перепутают. В школу не посылают, если не возьмут у них дитя насильно. А дома чему оно научится? Праздным и греховным забавам и бранным словам, божбе и сквернословию. С детства ребенок умеет уже браниться матерным словом, и знает множество нечистых слов, а слов священных, а мыслей святых и прекрасных, а добрых дел он и не ведает! Дети растут еще хуже, чем та смоковница: на той плодов не было, но не было и терния, а наши дети иной раз так воспитываются, что похожи на ту дикую ябдоню в лесу, к которой и не подступишься, кругом колючками заросла, а отведаешь яблочка – и не рад будешь: так кисло оно, такая дичь! О, много, много этой дичи есть и среди нас! И вот за вас, родители, просит Отца небесного Иисус сладчайший Господь наш: еще одно лето, Господи! Они покаются, они сами оставят свои устарелые грехи и привычки и не будут соблазнять ими детей своих. Они позаботятся о просвещении их светом церкви, доброй науки и добрых книг. А что говорится о детях, то надо разуметь и о сиротах, и о прислуге, о всех тех, кто у нас под опекою.
г) Вот и вам, дети, урок: не уподобляйтесь сами бесплодной смоковнице. Не говорите: не пойду в церковь, в школу, к чему мне учиться? Любите науку, как сладость какую; бегите туда, где можно достать ее, – только лихой науки избегайте, от худых обычаев отвращайте ваши очи и уши!
III. Чаще читайте, други, эту притчу Христову о бесплодной смоковнице. Читайте ее: она прекрасна, премудра, и принимайте себе к сердцу слова Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же честь и слава во веки, аминь (Сост. по соч. прот. I. Наумовича; сн. Троицк. листок № 300).