Источник

Тридцать первый день.
Поучение 2-ое. Накануне нового года.

(На всенощном бдении). (О молитве и чувствованиях христианина при наступлении нового года).

I. Ныне мы торжественно встречаем новый год, и встречаем мы его, как следует, по-христиански, – молитвою в храме Божием.

II. а) Да; есть о чем и помолиться ныне ко всевышнему Творцу и Богу нашему, с особенным усердием.

Во-первых, мы должны благодарить Его устами церкви, за все благодеяния, какие приняли от Него в прошедшем году.

Во-вторых, должны мы воссылать Ему хвалу за то, что Он, «не хотяй смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» (Иез. 33, 11), не погубил нас, за наши беззакония, «в мимошедшем лете зле нами содеянная», но еще дает нам время к исправлению многогрешной нашей жизни.

И, наконец, молить Его усердно со слезами, чтобы Он продлил к нам милости Свои и в сие грядущее лето, «укрепив нас в православной вере, подав нам мир и тишину, твердую, нелицемерную любовь и добродетельное житие.

б) Но кроме молитв благодарственных, хвалебных и просительных, приличных при наступлении нового лета, христианин должен еще проникнуться теми чувствованиями, которые неизбежно внушаются ему при обзоре минувшего года и при встрече новаго.

Встречая новый год, мы все приветствуем друг друга «с новым годом», все спешим друг другу сообщить, и лично и заочно, эту новость, поздравить и знакомых и родных с каким-то «новым» небывалым «счастием». А "где и в чем причина этой радости? Ужели только в том, что миновался старый год и новый наступил? Но тут еще не видно нам особенной причины к шумному, всеобщему веселью. Все мы любим обольщаться долгожитием, и редко, очень редко кто желает поскорее умереть. А тут нам говорят: «с новым годом!» Значит – старый миновался. Значит еще годом сократилась наша дорогая жизнь, и без того-то скоротечная. Значит – еще на год ближе подошли мы к гробу и могиле. Что-ж за радость в этом человеку грешному, которому хотелось бы пожить подольше в этом мире, на земле? А это выражение: «и с новым счастием!» еще больше неуместно говорить всем без разбора, при встрече нового года. Если разуметь под этим счастием богатство, чины, награды, то много ли таких счастливцев можно встретить между нами в этот новый год? И Богу одному известно, каков-то будет этот новый год для каждого из нас. Ведь и в прошлом году, первого января, все мы веселились и все друг друга поздравляли: «с новым годом, с новым счастием!» А между тем, к настоящему новому году сколько наших родных и знакомых не стало на свете, сколько болезней, печали и слез потерпели иные, и, вместо счастия и богатства, сколько нужды, нищеты появилось у многих?.. И это все совершилось и совершается, конечно, за наши тяжкие грехи.

аа) Итак, чтобы избежать нам в наступающем году новых, тяжких испытаний, для этого должны мы безотчетную мирскую радость умерит покаянием и исправлением. Для того-то и дает милосердый Бог сие новое лето, чтобы мы покаялись.. – Спаситель некогда сказал такую притчу, которую весьма полезно вспомнить каждому из нас, при встрече нового года: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал он виноградарю: «вот уже третий год я прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу его; сруби же это дерево. Зачем оно напрасно только землю занимает? (На этом месте можно посадить другое дерево, которое мне будет приносить обильные плоды, а это больше никуда негодно, как только на дрова; сруби его и брось в огонь!)» Но садовник, умоляя господина, говорит ему в ответ: господин! оставь смоковницу еще хоть на единый год. Мне жалко тех трудов, какие прилагал я прежде, для того, чтоб как-нибудь вырастить ее. Еще я приложу свое старание о том, чтоб как-нибудь поправить это дерево посредством новых удобрений. И если новыя и большие о нем мои заботы, как и прежния, останутся опять напрасными, тогда и ждать, конечно, нечего: срублю его. Потерпи, владыко, пощади! Не принесет ли это дерево плода? А если нет, то в следующий год пусть исполнится над ним твоя последняя святая воля (Луки 13, 6–9). – Кто не видит здесь ясно, что в этой притче под бесплодною смоковницей нужно разуметь нам человека грешника, которого щадит Господь на этом свете, ожидая от него благих плодов св. покаяния? И щадит Он, по ходатайству о нем пред Богом его ангела-хранителя, равно – как и других святых, которые так пламенно, усердно молятся о нас, не только тогда, когда мы сами прибегаем к ним с мольбою о нашем здравии и спасении, но даже и тогда, когда забываем мы об этом, становясь сухими и бесплодными, точно дерево худое, которое без всякой пользы занимает место в вертограде. Но изряднее, или более всех святых, Господь нас милует предстательством о нас пред Ним Пречистыя Девы Богородицы, Споручницы и самых грешных христиан. А кроме этих, высших и небесных, Богом данных нам хранителей, есть еще у нас и на земле, пока мы живы, и другая благодатная заступница за нас, – святая церковь православная, которая, чрез освященных Богом пастырей, возносит постоянно теплыя о нас свои молитвы к Богу с принесением безкровной жертвы и совершением над нами таинств покаяния и причащения.

бб) Но всему свое есть время и своя пора. Каждому из нас в сей жизни, будет ли она святая, или грешная, назначен свой «предел егоже не прейдеши». Этот предел есть смерть телесная, смерть неизбежная и смерть никому из нас неизвестная. И что если этот новый год, который мы с тобой, собрат, сегодня встретили так радостно, для тебя или меня есть год уже последний в нашей жизни на земле?.. При этой мысли поневоле призадумаешься. И, вместо радости, или мечты о каком-то неизвестном «новом счастии», когда припомнишь кстати о смоковнице, – падешь во прах пред Господом со слезами, и скажешь эту краткую сердечную молитву: «пощади меня, Владыко!» Подожди губить меня, как засохшую, негодную смоковницу, достойную геенского огня! Пошли на помощь святого ангела-хранителя, как верного наставника. Пусть слезы горькия, обильныя, как дождь во время зноя, оросят мою засохшую душу! За тяжкие мои грехи я готов перенести наказания здесь, только не лиши меня отрады и блаженства там, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная!» Вот какого обновления желает нам святая церковь постоянно, а тем более в начале нового года, как апостол говорит: «отложите прежний образ жизни ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и обновляйтесь духом вашего ума. Отвергнув ложь, говорите только правду. Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет в гневе вашем. Не давайте места диаволу. Кто прежде воровал, больше не воруй, а лучше трудись, делая своими руками полезное, а от своих трудов, хотя избытки, уделяй неимущему. Никогда слова гнилыя (или срамныя) да не исходят от ваших уст, а только добрыя, для назидания в вере (и благочестии). Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог простил вас чрез Христа (Ефес. 4, 22–32). Подражайте Богу, как чада возлюбленныя, и живите в любви, как и Христос нас возлюбил, предав Себя за нас на жертву Богу. А блуд и всякая нечистота и лихоимство не должны даже именоваться между вами, как людьми святыми. Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам. Знайте, что никакой блудник, или пьяница и лихоимец, как идолослужитель, царствия небесного наследовать не может» (Ефес. 5, 1–5).

III. Брат мой возлюбленный! Давно мы празднуем с тобою новолетия. Каждый год иной из нас, или иная, старается к новому году, для грешного тела, устроить ту или другую обновку. Но украшение души, без всякого сомнения, настолько же превосходнее тела, насколько небо превосходнее земли. Отчего же мы с тобой не позаботимся о том, что «есть едино на потребу?» (Лук. 10, 42). Попросим же у Господа с слезами покаяния – одеяния души – словами церкви: «чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь, просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!» О, Боже милосердый! Пощади нас, грешных, как бесплодную смоковницу, и в сие грядущее, новое лето, отврати лице Твое от наших беззаконий, в мимошедшем лете зле нами содеянных! Очисти сердце наше покаянием «и дух правый обнови» в нас благодатию Твоею! Аминь. (Сост. по проповед. прот.. I. Полисадова).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle