Источник

Двадцать девятый день.
Поучение 2-ое. Преподобный Маркелл.

(Советы о том, как подавать милостыню).

I. Преподобный Маркелл, память коего ныне, еще с юных лет начал подвизаться в монастыре близ города Ефеса. Он питался от трудов рук своих, дни проводил в переписывании книг, ночи – в молитве; лишь небольшую часть добытых трудом средств он употреблял на себя, остальное отдавал неимущим. Живя близ Ефеса, услыхал он однажды, что в Константинополе есть «обитель неусыпающих», основанная подвижником Александром; эта обитель получила такое наименование потому, что богослужение совершалось в ней непрерывно, день и ночь. Маркелл отправился в Константинополь и вступил в число иноков ея. По смерти Александра братия избрали Маркелла в игумена обители, и он перенес обитель в Вифинию (в Малой Азии). Внутренний порядок в обители, точное исполнение иноческого устава, безукоризненное поведение братии – все это поставило обитель неусыпающих весьма высоко в мнении окрестных жителей. Если в каком-либо монастыре той страны умирал настоятель, на его место избирали обыкновенно инока из обители преподобного Маркелла. Многие язычники были обращены Маркеллом к христианству. За свою святую жизнь преподобный получил от Бога дар предведения и исцелений. Так, однажды три епископа, избавившись от плена, посетили обитель. Преподобный приказал эконому дать им десять серебряных монет. Эконом пожалел и дал только три. Это не укрылось от Маркелла, и он снова подтвердил эконому, что следует отдать все десять. Эконом опять не послушался и хотя добавил, но все же утаил одну монету. Вскоре после того в обитель пришел благочестивый муж и пожертвовал девяносто серебряных монет на нужды братии. Тогда Маркелл призвал эконома и сказал ему: «ты утаил одну монету, а Господь за то лишил нашу обитель десяти: этот человек хотел сначала пожертвовать сто монет, но по изволению Божию пожертвовал только девяносто». Эконом упал к ногам настоятеля и слезно просил прощения, которое и получил; а жертвователь дивился прозорливости преподобнаго.

II. Из рассказанного события мы можем извлечь для себя следующия наставления:

а) Когда мы оказываем какое-нибудь благотворение ближнему, помогаем бедным или подаем милостыню нищим, мы должны это делать охотно, во имя Господа, от Которого мы все получили, что ни имеем; должны делать это с добрым расположением, искренно желая помочь ближнему, чтобы, сколько можем, облегчить нужду ближняго, и тем исполнить заповедь Господа, повелевающего делать другим то же, чего мы желали бы и самим себе. Так заповедует и апостол: «кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, не от нужды». «Каждый уделяй по расположению сердца», из любви к ближнему, ради Бога, «не с огорчением и не с принуждением».

б) Вот еще правило для делающих добро ближним: не с огорчением и не с принуждением. Оказывая благотворение ближнему, надобно наблюдать за собою, чтобы делать добро ближним с любовию, показывая свое доброе расположение ласковыми словами и веселым видом лица, и всячески остерегаться того, чтобы, делая добро ближнему, не питать в душе чувства гнева, досады, нерасположения или презрения к ближним, и не показывать своего внутреннего нерасположения мрачным или печальным видом или словами, оскорбительными для ближняго.

Должно подавать милостыню «не с огорчением и не с принуждением». А с огорчением и с принуждением делают добро ближним или подают милостыню нищим обыкновенно такие люди, которые не питают в душе искренней любви к ближним, и не имеют усердия помогать нуждам ближних, а питают в себе пристрастие к корысти, или преданы страсти роскоши и любят употреблять данные от Бога земные блага на удовлетворение своих порочных желаний и страстей. А когда подают милостыню или помогают бедному, то делают это неохотно, с принуждением себя, чтобы соблюсти приличие, или избавиться от докук бедных просителей, или по другим каким житейским рассчетам, но не ради Бога, и не из любви к ближним. Премудрый сын Сирахов дает такое наставление: «оком благим прослави Господа, и не умали от начатка рук твоих; во всяком даянии весело имей лице твое» (Сирах. 35, 7. 8).

«Доброхотна бо дателя любит Бог», присовокупил апостол. «Доброхотно дающего любит Бог»: это всегда мы должны держать в памяти, чтобы, что ни делаем для ближних, какую помощь ни оказываем другим в их нуждах, всегда делать это охотно, с любовию, помышляя, что такого благотворения требует от нас Бог, и к такому благотворению благоволит Бог.

в) Никто не думай, будто, подавая посильную помощь бедным, сам подающий будет терпеть нужду, или мало-помалу сам останется ни с чем. Премудрый говорит: «милуяй нищаго, сам препитается; от своих бо хлебов даде убогому» (Притч. 22, 10). Внушая быть милостивыми к ближним, святый ап. Павел уверяет христиан, что всеблагий Бог, по Своей премудрости и благости, не допустит их до бедности и нищеты. «Бог силен», говорит он, «обогатить вас всякою благодатию», всякими необходимыми вам дарами, «чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор. IX 8), чтобы вы, обладая в довольстве внешними благами, имея расположение и ревность к добру, оказывали помощь бедным ближним и преуспевали в христианских добродетелях. И эту истину подтверждает апостол свидетельством псалма: «якоже есть писано: расточи, даде убогим; правда же его пребывает во век века» (2Кор. 9, 9; Псал. 111, 9). «Праведник расточил, раздал нищим; но правда его пребывает во век». Благотворительность его не прекращается, но при благословении Божием продолжается чрез всю жизнь праведника, и правда его переходит в вечность, отворяя вход праведнику в царство небесное.

III. Братия! Подавайте милостыню щедро, чтобы получить и щедрую награду от Господа. Подавайте милостыню и оказывайте всякие возможные для вас благотворения ближним охотно, с любовию, а не с огорчением или с принуждением: ибо «доброхотно дающего любит Бог». В благотворениях ближним подражайте Богу, по заповеди Господней: «будите милосерди, якоже и Отець ваш милосерд есть». Подкрепляйте себя в добродетели благотворения ожиданием милости от Господа, по Его обетованию: «блажени милостивии; яко тии помиловани будут» (Матф. 5, 7). Аминь. (Сост. по «Проповед.» Евсевия, архиеп. могилев. т. I, изд. 1870 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle