Источник

Пятый день.
Поучение 3-е. Преставление свт. Гурия, архиепископа Казанского.

(Уроки из его жизни: а) Бог в благопотребное время воздвигает св. деятелей в вертограде Своей церкви, – б) святость жизни есть одно из условий привлечения благодати Божией к христианину, в) Промысл Божий незримо руководит всех, направляя их на путь спасения).

I. Там, где жил преп. Сергий с родителями, пред удалением в пустыню, в Радонежском городке родился св. ныне прославляемый Гурий, в крещении Григорий; родители его были дворяне Руготины, бедные и не очень известные. В доме благочестивого отца сын получил благочестивое воспитание и обучен был читать и писать. Сыновья незнатных дворян обыкновенно служили тогда если не в службе великого князя, то при домах богатых княжеских фамилий. – Так служил в доме князя Ивана Пенькова и Григорий Руготин. Григорий был умен и смышлен, нрава кроткого и уступчиваго, честности неподкупной; он любил ходить в храм Божий на молитву, молился и в доме; любил целомудрие и, охраняя его, держал пост; подавал нищим милостыню, какую только мог. Ум, строгая честность и благочестивая жизнь Григория приобрели особенную доверенность к нему князя и его супруги: Григорию поручено было все управление по княжескому дому. – Товарищи Григория стали завидовать счастию его. Завист, мучившая бедных, довела их до того, что они оклеветали невинного пред князем в тяжком преступлении, касавшемся чести его супруги. Гордый и вспыльчивый князь, не разобрав дела, хотел убить Григория. Сын князя был осторожен: он представил отцу, что такая расправа только опозорит дом их, и упросил не спешить исполнением приговора, столько опасного для них самих. Удержав порывы гнева, князь придумал другую меру мести. Была выкопана яма, и в ней опущен сруб; сюда-то велел он запереть Григория. Только малое отверстие сверху темницы пропускало в нее свет и в то же окошко бросали Григорию на пять дней по снопу овса и опускали немного воды. Тяжко было положение невинного страдальца: природа отвращается от страдания и неправды – и Григорий на первый раз не мог не чувствовать горькой скорби. Но благочестивая душа его скоро помирилась с темницею. «Мученики, думал Григорий, терпели и не то, при всей своей святости; темница избавила меня от соблазнов и тревог мирских; это уединение оставляет мне полную свободу готовиться к вечности, – а для чего и жить на земле, если не для вечности?» И вот блаженный Григорий «в такой беде наипаче простирается на славословие Божие, терпя и благодаря Бога о всем». – Уже проходил второй год заключения, когда один из товарищей по княжескому дому, бывший другом ему, упросил сурового сторожа Григорьева – дозволить подойти к окну темницы и поговорить с заключенным; добрый товарищ ночью подошел к окну и, спросив о состоянии заключеннаго, вызвался доставлять ему приличную пищу. Григорий, поблагодарив друга за участие, сказал: «без наказания, которое терплю я, душа моя могла остаться неисцеленной; благодарение Богу за все! в пище не имею я нужды: а прошу друга моего приносить чернила и бумаги, я стану писать азбуки, а друг будет продавать их и деньги после покупки бумаги станет раздавать нищим». Так Григорий и в темнице хотел, чтобы дети учились закону Божию, также как хотел помогать бедным, сам терпя крайния нужды. – Спустя два года неожиданно в дверях темницы блеснул свет. Григорий, сотворив молитву, толкнул дверь, – она отворилась. Страдалец понял, что Господь дарует ему свободу Он взял икону Божией Матери, бывшую с ним в темнице, и пошел из темницы прямо в обитель Иосифа волоколамского, известную тогда по строгой жизни иноков.

Принятый в число братства, Григорий принял монашество и имя Гурия. Иноческая жизнь уже знакома была ему по темнице: в темнице привык он и к посту, и к безмолвию, и к постоянному Богомыслию; от своей воли отучили его в княжеском дому. – Потому-то блаж. Гурий «бысть монах чуден и живяше по монастырскому чину и обычаю, игумену и братии повинуяся», как пишет блаж. Гермоген. – По высокой духовной жизни своей в 1542 г. он был избран в игумена обители Иосифовой. Пробыв настоятелем обители девять лет без двух месяцев, блаженный Гурий по болезни (темничная жизнь расстроила здоровье его на всю жизнь) сложил с себя заботы начальствования и два года жил на покое, в посте и Богомыслии, приготовляясь, сам не ведая того, по устроению Промысла Божия, к великому служению в должности святителя русской церкви.

Для завоеванного казанского царства собор определил избрать архиепископа. Это место служения в тогдашнее время было чрезвычайно важно: здесь надлежало быть с апостольскою ревностию и чистотою души, чтобы благоплодно проповедывать святую веру незнающим ея. Потому и избрание архипастыря происходило необыкновенным образом. По совершении молебного пения митрополитом из четырех жребиев взят был с престола один, и это был жребий Гурия; потом взят один из двух, и это был опять жребий сего блаженного мужа. Февраля 7-го 1555 г. св. Гурий собором архипастырей рукоположен в архиепископа казанского. По прибытии в Казань святитель и жизнию и словом стал всех приводить ко Христу. Неверующие видели, что жизнь его – любовь святая, любовь благотворительная для всех без различия, и во множестве обращались ко Христу. На втором году служения своего святитель начал строить близ Казани Зилантов монастырь. По уставу святителя, иноки сей обители занимались обучением детей чтению и письму, преимущественно же закону Божию. Благочестивое желание знакомить детей с верою и правилами христианскими, пробудившееся еще в темнице, теперь развилось в нем с особенною силою. Еще и поныне, спустя 300 лет, жители Казани не начинают учить детей своих грамоте, не испросив благословения святителя у нетленных мощей его. Так известна в том краю любовь святителя к делу образования детей. И труды евангельского проповедника в стране мрака были благотворны. Божественный муж, свидетельствует Гермоген, один из преемников его, учением своим привел ко Христу множество душ. Последние три года жизни святитель Гурий лежал на одре болезни, не мог совершать служения и даже ходить в храм, но дух его молился и молитвою низводил благодать небесную на его паству. – В великие праздники носили его к литургии в храм Благовещения Богоматери, построенный им: здесь сидел или даже лежал он, слушая службу Божию: келья его и без того была у придела страстотерпцев Бориса и Глеба; но душа его горела желанием молиться вместе с паствою своею в дни общей хвалы и молитвы. – Блаженная кончина его последовала 5 декабря 1563 г., и святое тело его положено было в Преображенской обители. (См. Жития святых, сост. преосвящ. Филаретом, архиеп. черниговским, мес. декабрь).

II. Много весьма назидательных уроков предлагает нам жизнь святителя Гурия.

а) Из нея мы видим, что Бог в благопотребное время воздвигает святых делателей в вертограде св. Своей церкви. Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями (Ефес. IV, II.), Он и доныне дает св. церкви Своей пастырей и учителей, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в зрелость мужа, в меру полного возраста Христова (12–14), и исполнимся всею полнотою Божиею (III, 19). – Бог даровал и городу Казани в необходимое для нея время в первосвятителе Гурии пастыря добраго, учителя премудраго, правителя чуднаго, и наставника спасения. Св. церковь поет в хвалу святителя Гурия: «правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел, наставника спасения даде тя Господь новопросвещенному граду Казани, в нем же приобрел новыя от язык люди, и приведе я Христови». (Тропарь).

б) Жизнь святителя Гурия показывает далее, что за святость жизни его благодать духовная от юности вселилась в него, и научила его «сиять правоверным смыслом и блистать светлостию добродетелей». (Стих. на хвал. 1). Обогащенный ею, он «стяжал помысл чистый, сердце доброе, веру крепкую и любовь нелицемерную (2 ст.). Этою благодатию он просветил и агарянских чад, научив их поклоняться Св. Троице» (стихира 3).

Что привлекло к нему эту всепросвещающую, всеосвящающую благодать Божию, которая измлада обогатила его даром чудес? – То, что в нем не было порока, ни скверны в душе его (Кан. пес. 6, ст. 3); что он, измлада возлюбив сладчайшего Господа Иисуса, и желая наслаждаться Его безконечной любовию, все тленное мира вменил ни во что, и презрел все скоро-преходящее (пес. 3, ст. 2), и до конца сохранив непорочное девство, избег ловления льстивого (2 Кан. пес. 1, ст. 2). Как драгоценный камень просиял святитель Божий смиренномудрием и добродетельным житием (пес. 7, ст. 2). Собрал всех святых добродетели: Моисееву кротость, Иовле терпение, Илиину ревность, Иосифа прекрасного чистоту, за которую понес диавольский навет, претерпев беды и тесноту двухлетняго темничного заключения, где он, почти лишенный света, питался нечеловеческою снедию – овсом, которого по снопу давали ему чрез пять дней. Ни голод, ни темница, ни недостаток одежды не отлучили его от любви Христовой (пес. 4, 1). Лености и всякого мирского пристрастия в жизни сей он уклонился, плоть свою истощил иноческими трудами и архиерейскими подвигами (пес. 5, 2). Ревностию Божественною всегда объятый, он неуклонно предстоял Богу; милостынею и непрестанными молитвами угождая Ему, достиг в зрелость мужа, в меру полного возраста Христова (пес. 6, 1).

Таким образом жизнь первосвятителя Гурия представляет целую лестницу добродетелей, по которой он возшел к небу.

Итак, взирая так близко на кончину святителя Гурия, по заповеди апостола, мы должны подражать вере его (Евр. XIII, 7), и последовать ему в учении, житии, расположении, великодушии, любви, терпении (2Тим. III, 10), и в других добродетелях, которыми он угодил так Богу, и сделался Ему возлюбленным. Для нас, как сынов православные свято-русские церкви, как духовных чад, святитель Христос должен быть светлою, путеводною звездою, указывающею нам путь истинный и правый, по которому идя мы избегнем ловления демонов, помрачения душевного и всякого зла.

в) Наконец еще истину жизни и спасения извлечем в назидание наше из всесвященной памяти святителя Гурия.

Обозревая мыслию житие его, мы замечаем чудное смотрение и промышление Божие о нем. Сделав его еще в юности участником в неповинном страдальчестве, Господь путем иночества возвел его на святительский престол, дав ему жребий апостольского служения в новопросвещенной еще тогда Казани, которое требовало обильных дарований Духа, и особенной, неутомимой ревности в подвигах и трудах, к которым постепенно приготовлял его Господь Своим дивным смотрением, и наконец прославил его в небесном Своем царствии.

Так Бог руководствует и каждого к наследию вечной жизни и славы нетленной: так бодрствует над каждым во все время жизни и на всех путях, усовершая, воспитывая и обогащая дарами духовными, по мере подвигов и трудов, так, говорим, бодрствует над каждым, доколе представит его непорочным пред Собою во Христе Иисусе, удостоив славы вечной. «Бог есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении», говорит св. апостол (Филип. 11, 13). И в другом месте свидетельствует, что каждому из нас дана благодать, по мере дара Христова (Ефес. IV, 7). Уверимся, бр., глубже в этой истине, напечатлеем ее в уме и в сердце, чтобы нам не быть невнимательными к Божию руководству, которое объемлет всех, и особенно служащих Богу и к Нему устремляющихся, и не оставляет никогда, но защищает, сохраняет, утешает, вразумляет и наставляет ко всякому спасительному пути, и чтобы нами не напрасно принята была благодать Божия (2Кор. VI, I), но чтобы мы служили друг другу каждый тем даром, какой кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божией (1Петр. IV, 10).

Мы все в руке Божией, как глина в руке горшечника (Римл. IX, 21). Мы все творение Божие и дело рук Его. Посему наша покорность, наша преданность Богу должны быть всецелыя. Бог созидает каждого в сосуд благопотребный, по Своему всеблагому изволению, сообразно естественным способностям и дарованиям каждаго, освящая их и возвышая, при собственном содействии нашем в деле нашего обновления, и дарует каждому свой жребий служения. В большом доме, говорит св. апостол, есть не только золотые и серебряные сосуды, но и деревянные и глиняные, и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, если кто будет хранить себя чистым от пороков, тот будет сосуд в чести, освященный, благопотребный для Владыки, годный на всякое доброе дело. (2Тим. II, 20, 21).

Так, Господь наш Иисус Христос избрал и воспитал Своих возлюбленных учеников Своим личным с ними присутствием, и дал им жребий апостольского служения. О св. ап. Павле, во дни обращения его, свидетельствовал: сей человек есть Мое избранное орудие, и понесет имя Мое к народам и царям и сынам израилевым. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. (Деян. IX, 15). Орудие избранное Божие был и первосвятитель церкви казанской, чтобы пронести имя Божие к племенам татарским и языческим, обратить сердца их от нечестия в веру Христову.

Что же остается нам делать, как не то одно, чтобы быть внимательными, подобно всем святым Божиим, к Божию неизреченному смотрению и попечению о нас, которым Он объемлет всех и каждого на всех путях жизни, от утробы матерней, обновляя и освящая благодатию Всесвятого Духа, которую мы приемлем в таинствах св. церкви? И прилагая к сему все старание (2Пет. 1, 5), жить достойно Бога, всячески угождая Ему, во всяком деле благом принося плод, и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою под державою славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостию (Кол. 1, 10).

III. Этим путем шли к славе вечной все святые Божии. Этим путем достиг нетления и венца жизни угодник Божий Гурий; под святительским руководством его, и мы все, как духовные чада его, да стремимся к награде вышняго звания Божия во Христе Иисусе, все почитая за сор, чтобы приобресть Христа (Филип. III, 14, 8) и найтись в Нем неповинными всякого греха, оправданными, и исполненными небесной доброты, и чтобы наконец быть участниками неизреченной славы Его со всеми избранными. Аминь. (Свящ. Г. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle