Месяц ноябрь
Двадцать четвертый день.
Поучение 2-е. Святая великомученица Екатерина.
(Обручение со Христом души христианской).
I. Св. дева Екатерина, ныне ублажаемая, славилась богатством, умом и красотой. Язычество, в котором она воспиталась, не удовлетворяло ее ни своими верованиями, ни обычаями. Много было искателей ее руки; но она отказывала, отвечая, что выйдет только за такого жениха, который бы не уступал ей ни образованностию, ни наружностью. Узнал это один старец, христианин, и, вступив с нею в разговор, сказал, что есть жених, который несравненно превосходит ее и мудростию и красотою. Она стала просить, нельзя ли его видеть. И вот, молясь пред иконою Богоматери с Предвечным Младенцем, которую дал ей старец, она заснула и видит во сне Царицу небесную и Божественного Ея Сына. Сколько ни старалась она рассмотреть Его, Он отвращал от нея лице Свое, и сказал, что она недостойна, чтоб Он смотрел на нее. Как только настало утро, Екатерина поведала старцу свой сон и печаль свою. Он преподал ей подробные наставления в вере, и она приняла крещение. Возвратившись домой, она долго молилась, заснула и снова видит то же явление; но Иисус Христос, милостиво смотря на нее, сказал Своей Пречистой Матери: «теперь хочу, чтоб она была невеста Моя». Божия Матерь взяла ее руку, и Спаситель возложил ей на палец драгоценный перстень. Проснувшись, она к удивлению нашла данный перстень на руке своей, и уже о том только помышляла, чтобы сохранить верность небесному Жениху.
Ни убеждения, ни соблазны, ни угрозы, ни мучения не могли преклонить ее к отступничеству. Изнеможенная страданиями, покрытая ранами, она брошена была в темницу, куда голубица приносила ей пищу, и где Сам Жених небесный, окруженный ангелами, явился ей и, исцелив ее, сказал: «не бойся: Я всегда с тобою»!
II. а) Да не подумают однакоже, что обручение со Христом есть отличительный признак только св. мучениц и девственниц – подвижниц; напротив, это есть украшение, это есть обязательство каждой души христианской, истинно верующей. Апостол пишет к коринфянам: «обручил я вас единому мужу, чтобы представить вас Христу, как чистую деву» (2Кор. 11, 2). Но между христианами коринфскими были люди всякого пола и возраста. Как же он их обручил? Преподал им залог веры, раскрыл пред ними божественное достоинство Жениха небеснаго, богатство славы Его, и вечное блаженство душ обручившихся Ему; а от них взял обещание, что они пребудут верны Ему.
Так и ныне для нас верен Господь во всех словесех Своих (Пс. 144, 13), и тот же даровал нам святый залог веры; а мы с своей стороны при крещении дали Ему обещание веровать, как православная церковь учит, и жить, как закон Его повелевает. Правда, все крещены в младенчестве, когда еще не могли ничего понимать. Но кому заграждены способы, пришедши в возраст, уяснить себе, что вера православная есть самая чистая и святая? Только легкомыслие и развращение удаляют от Христа; а душа не омраченная сама стремится к Нему. Когда Иисус Христос жил на земле, не мало было таких, которые ходили за Ним и казались Его учениками, а потом по рассеянности и пристрастию ко греховным удовольствиям оставляли Его. Спаситель спросил у апостолов: «не хотите ли и вы отойти?» Но они Ему ответили: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной» (Иоан. 6, 67). Так и мы, хотя в младенчестве обручили свои души Христу, к кому кроме Его пойдем, где найдем успокоение для совести, питание для сердца, созданного веровать и любить? Не лучше ли теперь позаботиться о том, чтобы сохранить достоинство своего духовного уневещения!
б) Если душа христианская есть невеста, обрученная Христу, то отличительное украшение невесты есть чистота. В мире думают, что только принявшие на себя обет девства должны хранить целомудрие. Нет, ни брак, ни девство не для всех, а целомудрие для всех. В супружестве ли кто, или в безбрачии жизнь проводит, обязан всемерно соблюдать чистоту в чувствах, мыслях и делах. Ибо в тот небесный город, куда мы призываемся, не имать внити всяко скверно, и творяй мерзость и лжу, но токмо написанные у Агнца, Христа, в книге жизни (Апок. 21). Аминь. (Сост. по слову Сергия, архиепископа казан., напечат. в «Душеп. чт.» за 1880 г., мес. май, стр. 80–83).