Месяц ноябрь
Девятый день.
Поучение 2-ое. Преподобная Матрона.
(Против жестокого обращения мужей с своими женами).
I. Воспоминаемая ныне церковью преподобная Матрона жила в V веке и была родом из Персии. Еще в юных летах родители отдали ее в замужество одному вельможе по имени Домициану. Матрона отличалась благочестием и вела строгий образ жизни, хотя и жила в мире. Это не нравилось мужу ее Домициану и он начал препятствовать ей сначала выговорами, бранью, потом даже бил ее. Тогда Матрона удалилась в мужской монастырь преподобного Вассиана, надеясь таким образом надежнее скрыться от поисков мужа и родственников: она поступила в число братии с именем Вавилы.
Несколько времени преподобная Матрона жила в монастыре спокойно, проводя время в трудах и молитве и удаляясь от всех. Но когда открылось, что она женщина, то преподобная принуждена была удалиться из обители.
Между тем Домициан повсюду отыскивал свою жену и обходил различные города, селения и монастыри. Узнав, что Матрона находилась в монастыре преподобного Вассиана, он стал требовать у иноков, чтобы ее выдали ему. Иноки отвечали, что женщина, жившая под именем Вавилы, уже ушла из обители; Матрона же отправилась в Емесский монастырь, где и поселилась на некоторое время. Но Домициан вскоре узнал о местопребывании ее и задумал хитростью вызвать ее. Он прислал сказать Матроне, что один человек, слыша от всех о добродетельной жизни ея, издалека пришел поклониться ей и получить благословение. Матрона спросила посланных о наружности этого человека и из описания узнала, что это Домициан. Тогда она удалилась сначала в Иерусалим, но Домициан поспешил за нею; затем она перешла на Синай и наконец поселилась в городе Берите, где муж уже более ее не преследовал, видя неудачу в своих поисках.
Последние годы жизни Матрона мирно провела в Константинополе. Получив от Бога дар чудесных исцелений, она употребляла его на пользу страждущих и многим приносила облегчение. Она скончалась в 492 году, прожив в иночестве до 75 лет и имея 100 лет от роду.
II. В день памяти преп. Матроны, много потерпевшей от мужа за свою благочестивую жизнь, имею сказать вам, друзья мои, несколько слов об отношении мужей к женам.
а) Не безъизвестно вам, как живут добрые супруги и как они относятся друг к другу. Добрый муж живет в мире и согласии с своею женою, любит и уважает свою жену, – обращается с нею, как с единственною подругою жизни, как с истинною хозяйкой дома и доброю матерью. Между мужем и женою все общее: и радости, и печали, и отдых, и труд. Добрый муж не только сам не оскорбляет своей жены ни укоризнами, ни бранью, а тем меньше побоями, – но не терпит обиды, нанесенной его жене кем-нибудь из семейства, или же кем-нибудь посторонним, – вступится за нее, как за отца и мать, как за родное дитя. Такого мужа и жена любит, почитает и уважает как главу семейства, как незаменимого защитника и покровителя родного семейного гнезда. Счастливы такие супруги! Счастлив муж, хозяин семьи; счастлива и жена, хозяйка дома; счастливы и дети их; благословение Божие видимо почивает на такой семье.
б) Но много ли у нас таких счастливых супружеств, таких добрых, благословенных семейств? Многия из замужних женщин не раз с радостью вспомннают о своей девичьей жизни, в доме своих отцов и матерей, и с тяжелою грустью говорят о своей замужней жизни, и других заклинают – не выходить замуж. От чего это так бывает? Не от того ли, что мужья обращаются с своими женами, не как с Богом данными подругами своей жизни, – не так, как Господь заповедал мужьям относиться к женам? И действительно, многие мужья очень часто забывают о заповеди Господней, данной им чрез апостола: «мужие! любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню» (Еффс. 5, 25), – и обращаются с женами иногда даже хуже, чем с наемницами. Посему житье некоторым женам у своих мужей бывает гораздо хуже, чем житье прислуги у добрых и даже недобрых хозяев. Слуга у недоброго хозяина по крайней мере во всякое время может попросить расчета и оставить место, а жена и этого не может сделать: она должна оставаться навсегда жертвою грубого обращения и даже побоев мужа, – безответною страдалицей.
в) В оправдание своего несправедливого и даже жестокого обращения с женами, мужья обыкновенно говорят так: «к недобрым женам иначе и относиться нельзя, таких жен таким только образом и следует учить уму-разуму». Но если жена действительно оказывается недоброю, – распутною, пьяницею, не радеющею о своей семье, то муж – христианин должен смотреть на нее с сожалением и состраданием, и во всяком случае не побоями учить ее. Всего же чаще бывает, что та жена, которую муж считает недоброю, на самом деле далеко не такова: она бывает предана своему мужу более, чем кому-либо другому, она сердечно горюет по случаю болезни, или какой-либо неудачи своего мужа. Она содержит дом мужа в порядке и опрятности. Она смотрит за малыми детьми, кормит их и ходит за ними, не досыпая ночей. Она учит детей молиться Богу и водит их в церковь. Чаще мужа посещает она в воскресные и праздничные дни храм Божий, при всех немалочисленных ее хозяйственных занятиях по утрам. И такую жену может ли муж считать недоброю, – бранить ее, а иногда и бить, за то, что она по временам, при бедности и при недостатках семейных, понукает мужа к работе, предостерегает его от излишней рюмки, – скажет ему иногда доброе и правдивое, хотя и горькое слово?
Положим, иная жена, по словам мужа, недобрая. А кто же виноват в этом, – нак не сам муж, считающийся главою семьи, хозяином дома, – наделенный от Бога более крепким умом и твердою волею и уполномоченный большею властью в семье? Жена – не добрая... Почему же муж не учит ее быть доброю? Вы скажете: да муж то и учит ее бранью и побоями. Напрасно, скажу я. Муж бранит и бьет жену, наверное, не с мыслию исправить ее, а с желанием только выместить зло на ней, – удовлетворить своей злости. Заметьте, к тому же, что злом никогда нельзя сделать добра; не сделает и муж жены своей доброю, расположенною к себе, искренно любящею супругою, – если будет учить ее бранью и побоями; она будет бояться мужа, но не любить его; она будет у мужа загнанною слугою, но не доброю, искреннею женою. (См. Поучение прот. Троцкого).
III. Итак, если мужья искренно хотят исправить своих жен, требующих в чем-либо исправления, – если хотят видеть своих жен добрыми, а вместе с тем иметь мир и благоденствие в своих семействах, то, исправив прежде всего себя, должны быть больше снисходительными и ласковыми к своим женам, – любить их искреннею, чистою, христианскою любовью, живо принявши к сердцу великие слова славного апостола Христова – Павла: «мужие! любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню. Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса: любяй бо свою жену, себе самого любит» (Ефес. 5, 25, 28). (Сост. по по ука. источн.).