Месяц ноябрь
Седьмой день.
Преподоб. Лазарь [Галасийский].
(Грех – самое ужасное зло в мире).
I. Преп. Лазарь, память коего совершается ныне, с детства отличался незлобием, кротостию, состраданием и любовию к бедным. В течение же всей своей жизни ознаменовал себя великим подвижничеством. Совершив путешествие ради поклонения иерусалимской святыне, он 10 лет провел в монастыре св. Саввы в Палестине; за высокую свою жизнь был возведен в сан священства иерусалимским патриархом. По особому откровению, во время дальнейшего своего подвижничества уже в совершенно безлюдной пустыне, Лазарь возвратился на родину – в селение в Магнезии; был узнан своею матерью, но не остался с нею, а снова уединился на необитаемой горе галисийской, близ г. Ефеса, в трех днях пути от Смирны к югу. Здесь однажды ночью во время молитвы Лазарь был поражен видением огненного столпа, восходящего до небес и окруженного множеством ангелов, певших: «да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» и, приняв это за указание свыше, построил на этом месте храм во имя воскресения Христова при содействии императора Константина Мономаха, имевшего к нему большое уважение. При храме же построил преп. Лазарь столп, на котором и предал себя на перенесение зноя и холода, так как столп не имел покрова.
Поправ свою плоть, возрастая все более и более в силе духовной и одерживая все большую и большую победу над грехом, Лазарь достиг дара прозорливости и дара чудотворений. К нему стали собираться благочестивые люди, желавшие укрепиться в созерцании такого образца.
Таким образом подвизался преп. Лазарь до конца своей жизни в неусыпном бодрствовании. Он скончался 72-х лет и был погребен в столпе и прославлен по смерти многими чудесными исцелениями, совершившимися от мощей его.
II. Мы видели, братия, как «преподобный Лазарь всю жизнь боролся с грехом» и как он постоянно при помощи благодати Божией препобеждал его. Вот он совершает путешествие для поклонения иерусалимской святыне, проводит 10 лет в строгой подвижнической жизни в монастыре св. Саввы, потом время дальнейшего своего подвижничества проводит в совершенно безлюдной пустыне; затем по указанию свыше строит храм близ места своих подвигов и возле него столп, на котором и заключается, перенося зной и холод и распиная плоть свою со страстями и похотями.
Только такими подвигами преподобный Лазарь поборол грех и удостоился от Бога дара прозорливости и чудотворений. Мы не погрешим, если скажем, что преподобный Лазарь ясно сознавал, что грех, с которым он боролся всю жизнь, есть самое ужасное зло в мире, для борьбы с которым не нужно щадить сил, здоровья, и даже самой жизни.
а) В самом деле, откуда все бедствия в мире? Откуда болезни? Откуда нищета и недостатки? От греха: до греха во всем было довольство. Откуда стыд безчестия? От греха: согрешили и стали стыдиться, стыдиться собственно греха же, которого ничего нет безчестнее. Каков был человек, прежде чем согрешил? Он был покоен, здоров, весел, счастлив, без всяких нужд, без всякого горя. Согрешил, и земля стала приносить ему колючую траву, тварь начала воздыхать вздохами землетрясений, громов и бурь, в муках стали рождать детей, встретились с болезнями, дряхлостию, смертию. Отвсюду окружили и стали теснить человека беды – беды на море и на суше, в пустыне и в городе, беды от своих и от чужих.
б) Что приносит нам грех каждый день? Откуда расстройства семейной жизни? Откуда расстройства гражданской жизни? Не от страстей ли, воюющих в сердцах наших? Не указываем на те страсти, которые так очевидно лишают людей и здоровья, и имущества, и доброго имени, каковы напр. пьянство, объядение, любостяжание, воровство, клевета и т. п.
в) Стало быть, не будь греха, не было бы и бед в мире. Пусть не будет неправды в приобретении богатства: сколько умолкнет жалоб и стонов! Тысячи будут одеты и сыты, от того что жадность немногих не будет у множества отнимать хлеб и покой. Пусть прекратится раздор: вместо беспокойств и тревог водворится в доме довольство. Сколько предотвратите вы зол, удержав одно неудержимое зло – язык ваш?! О, грех – самое ужасное зло в мире. Бегите греха по крайней мере для того, чтобы как можно менее тяготели над нами бедствия земныя. Молитесь всего более не о том, чтобы вы были богаты, здоровы, в чести и уважении, – молитесь о том, чтобы Господь помогал вам избавляться от страстей, от привычек худых, от греха.
г) Правда, в жизни временной нам не всегда бывает приметно, как грех собирает нам бедствия, как оброк свой. Даже случается видеть, что страдает на земле и праведник, тогда как неправедные успевают в предприятиях. Но не тревожьтесь, – не завидуйте творящим беззаконие. Если не здесь, то там придет к ним доля их. Не смущайтесь страданием праведнаго: временные лишения, потеря здоровья, потеря богатства, неизвестность для людей служат тому, кто умеет ими пользоваться, только средством к приобретению лучших благ, к преуспеянию в совершенстве духовном, без которого все прочее – ничто. Что ж откроется за гробом? Чем явится там грех? Там ад и геенна покажут, что плата за грех не так мала и легка, как казалось легкомыслию до гроба. О! тогда скажут люди: лучше бы бы терпеть тысячи смертей, чем гореть в геенне огненной, лучше бы кишеть в червях целую жизнь на земле, чем сносить, как точит червь неусыпающий: лучше бы гнить в ранах смрадных от колыбели до гроба, чем терзаться во тьме безотрадной целую вечность.
д) Скажут: «не каждый же грех так ужасен: есть грехи малые; они, конечно, могут уступать тяжестию грехам тяжким». Но каждый грех, если повторяем его не раз и не два, и не очищаем ни разу покаянием, никак не может быть признан малым. Нет, в таком виде он так нелегок, что может увлечь нас в геенну, как нераскаянных грешников. Считая то и другое малым, не доходят ли до того, что никакого греха не считают великим? Бросьте с вершины горы камешек, – он ударами своими увлечет два другие, и три, соединясь, сталкивают и немалый камень; чем далее покатится камешек, тем более наберется число спутников, в том числе и очень великих: точно то же бывает в душе нашей от так называемых малых грехов. Осмотрись, бедная душа моя, сколько у тебя таких грехов, которые включены тобою в число малых, и сколько грехов вызвано теми малыми грехами! Сочти потом, сколько у тебя великих добрых дел, которых тяжесть могла бы удержать тебя от падения в геенну!
е) От чего же так мало чувствуем мы тяжесть греха, тогда как временные бедствия бывают невыносимы? Привыкая к крепким напиткам, замечают ли разрушительное действие их на организм телесный?А между тем – чем далее, тем более приближают они его к разрушению, к смерти. «Привычка к греху» точно то же производит в душе нашей. Привыкая к греху, мы начинаем пренебрегать действиями его на нас, а вместе с тем начинаем любить то, чего бы не должно любить. Таким образом мысли тупеют, чувства развращаются; великое становится малым и малое великим; временные блага, временный покой, временная честь, временное богатство становятся так важны, что за ними не видят ничего важнаго. Вот почему боятся потерей временных и не думают о грехе, поражаются, волнуются, выходят из себя, если лишаются детской забавы, а нимало не озабочены тем, что не с чем явиться в вечность, на суд Божий...
III. Братия! пока есть время, пока в нашей власти способы спасаться от греха: будем спасать себя, при помощи благодати Божией, от самого грозного для нас бедствия – от греха. Прежде всего и более всего будем молить Господа, чтобы дал вам силы спасаться от греха, в славу святого имени Его – Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. (Сост. свящ. Гр. Д-ко по проп. Филарета, архиеп. черниговск. и др. источн.).