Источник

Тридцать первый день.
Поучение 2-ое. Преподобный Спиридон печерский.

(О чтении священных и душеполезных книг).

I. Ныне празднуется святою церковию память преподобного Спиридона печерского. Кто он был? Он был человек простой, происходил не из города, а из села, и был совсем неграмотный. Имея сильное влечение к монашеской жизни, он ушел в Печерский монастырь, и здесь начал учиться грамоте, хотя был человек не молодой, и так полюбил чтение священной книги Псалтирь, что выучил ее наизусть и каждый день прочитывал ее всю, не смотря ни на какую работу. Когда его сделали просфорником, то он не оставлял своего любимого занятия: рубил ли он дрова или месил тесто, он постоянно имел в устах дивные, величественные и трогательные, покаянные и хвалебные псалмы св. царя и пророка Давида, читая или поя их. Однажды преподобный совершал свою обычную работу и разжег печь для испечения просфор; но вдруг от пламени, выходящего из печи, загорелась крыша дома. Тогда преподобный снял с себя мантию и закрыл ею устье печи, а сам, завязавши во власянице (нижняя монашеская одежда) рукава, пошел на колодезь и наполнил ее водою, между тем позвал на помощь братию. Братия, пришедши, увидели чудную вещь: мантия, которою закрыта была печь, не сгорела, и из власяницы вода не вылилась. Погасивши пожар, все прославили Бога. В таком смиренном послушании преподобный Спиридон тихо и преставился. (Чет. Мин. 31 окт.).

II. Вот как древние христиане любили читать священные книги! Даже в пожилых летах учились грамоте, чтобы только иметь возможность поучаться в слове Божием день и ночь. Так ли мы любим читать священные книги? Стыдно сказать, а нередко бывает, что иной православный христианин наизусть знает какую-нибудь сказку, а о своем Спасителе, Господе нашем Иисусе Христе не может ничего рассказать... Да если бы ты был даже вовсе безграмотный человек, и тогда тебе стыдно бы ничего не знать о своем Спасителе, и тогда тебе следовало бы всячески постараться узнать: как Он жил, какие чудеса творил, чему учил людей и как пострадал за нас, как воскрес, на небеса вознесся и как паки приидет судить живых и мертвых; все это и безграмотный христианин должен знать; а тебе Бог грамоту дал уразуметь и ты не хочешь прочитать жизнь своего Спасителя! Свойственно ли это истинному христианину?

а) Св. Евангелие должно быть первою нашею настольною книгою. В нем вы найдете все, что совершил для нашего спасения Господь наш I. Христос; оно и написано для того, чтобы мы, веруя в Сына Божия и соблюдая изложенное в нем учение Его, имели жизнь вечную.

б) Далее, ты, как христианин, должен знать, во что веруешь, как и по чем должно молиться, как поступать по воле Божией, чтобы не прогневать тебе Господа Бога твоего; для этого тебе нужно приобрести православный катихизис: там устами св церкви объясняется и наша вера, и молитва Господня, и учение Господа о блаженствах, и десять заповедей, данных Богом на горе Синайской.

в) Посетит ли теби радость, или постигнет какая-либо скорбь, беда, читай священную книгу Псалтирь. «Книга псалмов, говорит св. Василий Великий, врачует и застарелыя раны души... Псалом – тишина душ, раздаятель мира, он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен». Как же не читать христианину такой великой книги! Если какое слово не понимаешь по-славянски, возьми русскую псалтирь: слава Богу, теперь все свящ. писание, вся Библия, есть на русском наречии.

г) Нам нужно разъяснение слова Божия, верное и ясное наставление! Для этого полезно читать книги св. отцов и учителей церкви. В этих сочинениях, или как принято называть «творениях св. отцов и учителей церкви», как-то: свв. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Ефрема Сирина, блаж. Феодорита и многих других, вы найдете, бр., самое верное изъяснение свящ. Писания и учения св. православной церкви.

д) В деле спасения нам необходимо видеть в примерах, как другие, при помощи Божией, устрояли дело своего спасения, – для сего полезно читать жития святых: там вы увидите людей всех званий, пола и возраста, какие они встречали соблазны и препятствия на пути спасения и чем их побеждали; там вы найдете сонмы постников, молитвенников, девственников, милостивцев; читая их жизнь и вы можете идти по следам таких людей и спасете души ваши. Но, к прискорбию нашему, среди нас, христиан, есть такие, которые дожили до седых волос, а не знают жития своего ангела, небесного своего покровителя, не знают даже тропаря ему, хотя и считают себя грамотеями... Настанет день их ангела, придут в церковь, поставят свечу, пожалуй отслужат молебен – и спокойны, как будто сделали все, что нужно, и начинают служить иному Богу – своему чреву... А чтобы хоть в этот день прочитать житие своего ангела, провести час-другой в молитвенном собеседовании с своим небесным покровителем, – этого и в помине нет... Можно ли после этого ожидать себе милости от Бога и от святых угодников Его?..

Часто слышишь жалобы, что мы мало понимаем из того, что читаем. Что же делать, Если Господь не одарил вас полным разумением? Но все же вы не унывайте, упражняйтесь, при помощи Божией, в чтении душеспасительных книг, хотя вы мало их понимаете. Для Господа приятно и то, что ты занимаешься чтением священных книг, ибо Бог, по учению св. Иоанна Златоуста, лобызает и намерение. Для тебя дорого и то, что из прочитанного тобою усвоишь одну святую мысль: иногда несколько слов св. Писания вели к перемене всей жизни, ко спасению души. Видя твое старание, Господь просветит тебя и побудит тебя обратиться к пастырю церкви, который объяснит тебе непонятное, или укажет, где можно найти толкование трудного места. Одного только бойся: бойся понимать и толковать слово Божие по своему разуму: чрез это ты можешь впасть в ересь и вместо спасения погубишь на веки свою душу. (См. «Воскр. день» за 1893 г).

III. Итак, возлюбленные христиане, старайтесь читать как можно более книг божественных и вообще душеспасительных. Путь спасения разнообразен, тут нужно и назидание, и вразумление, и исправление, а где это заключается как не в душеполезной книге? Полезно беседовать с благочестивым и разумным человеком, а книга – то же, что беседа. Книга – твой верный друг и учитель, который может быть с тобою и в доме, и в поле, и в саду, и в торговой лавке... (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle